ДЕРЕВЯННОЕ КРУЖЕВО ПЕНЗЫ
Ах, кружева, кружева, кружева!
Взор наш пленяют и радуют сердце,
Словно какой-то волшебник создал
Эти резные наличники, дверцы.
Ах, кружева, кружева, кружева!
Где ещё встретишь такое убранство?!
Вы приезжаете в наши края,
И пусть кто-то скажет ехидно:
Мещанство!»
То не мещанство.
То красота,
Что сотворили искусные руки,
Это, как музыка —
Стоит дотронуться,
И раздадутся волшебные звуки.
И. В. Кохова
Небольшой в прошлом губернский центр Пенза не имеет выдающихся памятников архитектуры, способных поразить воображение. Однако неповторимую прелесть его облику издавна придавали деревянные дома, украшенные затейливой резьбой. Шли годы, меньше и меньше оставалось на улицах Пензы ярких образцов деревянного зодчества. Тускнело лицо города. Всё пристальней нужно было всматриваться в него, чтобы разглядеть самобытные черты, оставленные талантливой рукой мастера. Из тех домов, что с первого взгляда выделялись в городской застройке и надолго задерживались в памяти, сохранились буквально единицы. Тем большее значение приобретают сейчас дома, находившиеся до недавнего времени как бы в тени. Они запоминаются в первую очередь не всем своим обликом в целом, а отдельными фрагментами, являющимися настоящей энциклопедией народной фантазии и мастерства. Далеко не каждый в повседневной суете и в привычном окружении способен увидеть затаившуюся до поры красоту. Так давайте же остановимся на время и вместе посмотрим внимательным взглядом на окружающий нас сказочный мир. Настоящей жемчужиной деревянной архитектуры Пензы является особняк, расположенный посреди обширной усадьбы, принадлежавшей в 1-й половине XIX века Варваре Никаноровне Загоскиной – двоюродной тетке известного русского писателя Михаила Николаевича Загоскина. Своё пышное декоративное убранство дом получил значительно позже, где-то в конце XIX века, причем главные фасады его решены по-разному. Восточный, обращенный к улице Куйбышева (фото 1), украшен тончайшей бахромой пропильной резьбы, которая, однако, не подавляет конструктивную основу классического дома с мезонином, а является для нее как бы богатой оправой. Западный фасад (фото 2), раскрытый в парк балюстрадой первого этажа и балконом мезонина, опирающимся на фигурные столбы, напротив, демонстрирует буйную фантазию мастера, не оставившего буквально ни одного свободного от декора места.
Обращение к исконно народным элементам украшения жилищ – изображениям солнца и коней, призванным в далёком прошлом хранить дом и хозяина его от беды, и здесь воплощает ту же идею, которая в более обобщенном виде сконцентрирована в огромном изображении подковы, венчающей здание, – как в символе благополучия и счастья. В 1972–1975 годах дом был отреставрирован братьями Сорокиными, умельцами из села Русский Камешкир, на средства местного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, которое здесь и разместилось. А 7 января 1975 года в комнатах первого этажа начал работать Музей народного творчества. Одним из лучших памятников деревянной архитектуры является дом Герасима Макаровича Лысова, построенный в середине XIX века (фото 3).
Он интересен как своим объемно-планировочным решением, так и декоративными особенностями. На его главном фасаде можно увидеть украшения, выполненные в редкой для Пензы технике объемной резьбы. По краям фасада с картушей, зацепившихся за лучковые фронтончики, свисают цветочные гирлянды (фото 4), а в тимпане треугольного фронтона, венчающего центральное окно, и на его картуше помещены виноградные гроздья (фото 5).
Подобную резьбу можно встретить еще на нескольких зданиях, к примеру, на доме жены врача Ольги Иосифовны Копыловой (фото 6), фасад которого членится пилястрами с искусно выполненными из дерева композитными капителями, а завершения наличников четырех центральных окон заполнены пышно распустившимися тюльпанами (фото 7).
Дом этот построен в начале XX века на усадьбе, где в одну с ним линию располагается еще один жилой дом, облик которого, словно в мозаике, слагается из тщательно подобранных друг к другу отдельных деталей, образующих в сумме цельный образ, отличающийся графической четкостью рисунка (фото 8).
Все эти здания заметно выделяются в застройке своими художественными достоинствами. Но если здесь чувство прекрасного вызывается целостным восприятием, то другие дома ценны прежде всего фрагментами и раскрывают свою красоту при более пристальном рассмотрении.
Наибольшее разнообразие среди декоративных элементов, используемых для украшения фасадов, имеют наличники окон, придающие облику каждого дома неповторимое своеобразие. В Пензе самым распространенным типом является наличник, прямой карниз которого украшен резьбой, образующей подобие подзора (фото 9, 10, 11). Боковые стойки делаются либо плоскими и заполняются, к примеру, растительным орнаментом (фото 9), либо – в виде фигурных пилястр (фото 10) или точеных полубалясин (фото 11). Такие наличники встречаются, пожалуй, в каждом городе, поэтому прежде всего интерес представляют типы, характерные для определенной местности. Чисто пензенским можно считать наличник с накладной конструкцией в навершии, напоминающей скворечник (фото 12), внутри которой помещается порой изображение птицы (фото 13, 14), что делает такое сравнение совсем уж оправданным. Необыкновенно усложняясь, «скворечники» иногда срастаются с навершием наличника, образуя весьма замысловатую фигуру (фото 15).
Стремясь придать дому индивидуальность, изменяют и саму форму оконного проема (фото 16) либо имитируют это криволинейным завершением наличника (фото 17), которое в отдельных случаях, благодаря разыгравшемуся воображению мастера, приобретают совершенно немыслимые очертания (фото 18).
Когда же близко расположенные окна получают необыкновенно богатое обрамление, они уже перестают восприниматься в отдельности, а образуют сплошной ковер деревянных кружев (фото 19), сложный орнамент которых, основанный на прихотливом переплетении геометрических и растительных мотивов, надолго приковывает к себе взгляд внимательного прохожего (фото 20). (фото 21) Другой важной деталью фасада является фронтон, поле которого даёт богатые возможности для воплощения творческой фантазии. Как правило, он обрамляется снизу подзором, а по бокам резными причелинами, на стыке которых часто делается стяжка в виде одного или нескольких полотенец либо простая, но дополнительно украшенная изображением полусолнца (фото 22). (фото 21, 23) Тимпан фронтона часто зашивается резными дощечками , образующими порой сплошную кружевную дорожку (фото 24). Если устраивается чердачное окно, то оно получает свое декоративное оформление (фото 23, 24). Очень редким стал сейчас тип фронтона, всё поле которого заполнено пышно разросшимися из вазона побегами (фото 25).
При отсутствии фронтона скат крыши, обращенный к улице, получает дополнительные декоративные украшения в виде парапета, придающего зданию особую привлекательность. Парапеты, имеющие весьма разнообразную форму и часто дополняемые по углам крыши пинаклями, используются не только как декоративный элемент, но и являются местом, где размещается фигура особого смыслового значения – образ солнца, вазон с побегами (фото 26, 27, 28).
(фото 29) Углы обшитого досками сруба, как правило, отмечаются лопатками или пилястрами, которые придают фасаду ту законченность, какую приобретает картина, помещенная в раму. Если они плоские, то очень часто украшаются филенками с накладной резьбой, занимающей в лучших образцах деревянного зодчества всё пространство . Если же пилястры делаются фигурными, то, кроме накладной резьбы, получают дополнительную рельефную обработку в виде чешуек (фото 30), насечек «ёлочкой»(фото 31) и тому подобного. Немалое значение в украшении жилищ имеет и оформление входа. Филенчатые двери придают дому импозантность (фото 32). Когда же они украшаются объемной резьбой, то становятся настоящим произведением искусства, достойным музейного показа (фото 33, 34). Кроме растительного узора (фото 33, 34) частым мотивом является условное изображение ниспадающей ткани или занавеса с кистями (фото 35). Для защиты от дождя над дверью делается навес, который также получает разнообразный декор: в (фото 36) виде уже знакомого нам занавеса , растительного (фото 37) либо геометрического обрамления (фото 38). В последнем случае простота геометрических форм, повторяющихся в яркий солнечный день собственной тенью на экране дверного полотна, вызывает не менее восторженное удивление, чем торжественные складки занавеса или затейливые изгибы растительных побегов двух первых типов навесов.
Нельзя не коснуться еще одной детали в оформлении домов – балконов. Выходящие либо на тихую когда-то улицу, либо в сад, они, в зависимости от достатка и вкуса владельцев, меняют свой вид от небольших и скромно украшенных (фото 39) до вмещающих не только тесный семейный круг за самоваром, но и многолюдное застолье и поражающих изысканностью своего декора (фото 40). Настоящий мастер, закончивший декоративное оформление дома, словно стараясь продлить упоение собственным творчеством и отодвинуть момент прощания со своим детищем, ищет, куда бы еще приложить силы и умение. И тогда второстепенные элементы, как, например, ворота, также приобретают парадный вид (фото 41). В рассказе о деревянной архитектуре Пензы умышленно ничего не говорилось о модерне, поскольку этот стиль настолько выделяется своими необычными формами, что заслуживает отдельного разговора. Но модерн не является широко распространенным в Пензе, и именно поэтому имеющийся материал не позволяет сделать каких-либо обобщающих выводов. Эту страницу пензенской архитектуры лучше всего проиллюстрируют сами фотографии (фото 42–50). А. И. Дворжанский. Родионов Валентин Васильевич ПОЭТИЧЕСКОЕ ЭССЕ (впечатления от книги А. И. Дворжанского Видел ли кто эти избы тогда. Там глухариная пара, там цвет. Их география так велика, В Пензе известен Загоскинский дом, Где-то окошко, а где мезонин Просто, опрятно глядится окно Пёрышки птиц – обрамление крыш. Двери – особая в избах статья. И о балконах, мансардах есть сказ: РЕЦЕНЗИЯ Сегодня, когда всё меньше и меньше остается стадах зданий, многие из которых не представляется возможным сохранить как в силу реконструкции городского центра, так и по своей ветхости, чрезвычайно важным является сохранение о них памяти путем выпуска соответствующих буклетов, брошюр и книг, в которых путем показа памятников архитектуры запечатлелся бы облик старой Пензы – бывшего губернского центра, недавно отметившего свое 325-летие. С другой стороны, подобная литература значительно бы расширила кругозор горожан, раскрыла им глаза на всё ценное, что дошло до нас от прошлых времен, и, тем самым, способствовала бы сохранению памятников архитектуры, формирующих лицо города и придающих ему своеобразие. К сожалению, в Пензе, при достаточно большом объеме краеведческой литературы, до сих пор не было специальных изданий, посвященных памятникам архитектуры. В связи с этим выход настоящего буклета, выполненного на достаточном профессиональном уровне, с большим числом фотографий, позволяющих проиллюстрировать основные типы архитектурных деталей и всё разнообразие их видов, будет являться «первой ласточкой» в какой-то мере заполнившей образовавшийся вакуум в такого рода изданиях. Главный архитектор г. Пензы, РЕЦЕНЗИЯ Каждый старый город имеет свое лицо, неповторимое своеобразие которому придают прежде всего памятники архитектуры. В Пензе, где нет архитектурных шедевров, важное место в формировании облика города занимают памятники деревянного зодчества, которые богатством архитектурных форм, декоративных приемов и неприхотливой затейливостью узоров сообщают ему особую прелесть и очарование. Однако дерево – недолговечный материал, и с каждым годом число памятников деревянного зодчества, являвшихся истинным украшением города, катастрофически убывает. И не только их техническое состояние тому причиной. Большую роль в этом играет элементарное невежество людей, их эстетическая неразвитость, неспособность увидеть в обыденных на первый взгляд вещах необыкновенное мастерство и фантазию, с которыми старые мастера подходили к украшению городских жилищ, ставших настоящими хранилищами красоты и народной смекалки. Но трудно судить за это людей, коли нет специальной литературы, позволяющей показать всю прелесть местных памятников архитектуры и на их примере дать элементарные азы в постижении прекрасного. До сих пор неоднократные попытки издать в Пензе что-либо подобное не увенчались успехом. Тем более следует приветствовать любые новые практические шаги в достижении этой цели. Одним из таких шагов как раз и является подготовка буклета «Деревянная архитектура Пензы», в котором автор путем рассказа об отдельных памятниках деревянного зодчества и их фрагментах показывает всё богатство этой страницы пензенской архитектуры. К несомненным достоинствам буклета следует отнести его иллюстративность, умелый отбор лучших памятников деревянной архитектуры Пензы, профессионализм изложения, а также ненавязчивый подход к знакомству с архитектурными терминами, без которых рассказ о памятниках архитектуры просто немыслим. Кандидат искусствоведения,Деревянное кружево Пензы
Поэтическое эссе
«Деревянное кружево Пензы»)
Век девятнадцатый. Сколько их было!
Сёла из дерева и города.
Сколько дождей свои слёзы пролило
На их фасады, на скаты их крыш,
Сколько снегов оттерпели их окна.
Повыступали сучки и волокна,
Но зачарованный ими стоишь.
Кто это выдумал делать узор,
Выстелить стены набором цветастым?
Словно железобетону укор,
Многоэтажкам безликим и частным.
Радует глаз особняк-озорник –
Песня из кружева, росписи крик.
Сказочных птиц заневестилась стая;
Солнышко круглое дарит им свет;
Ваза с цветами на диво простая.
Сыплет черёмуха снегом пушистым,
Пеной морской разбегаются волны.
И вы стоите, восторгами полны,
Летом, весною в снегу серебристом.
Взгляд выбирает причудливый знак,
Будто очнувшись от лёгкого шока.
Вас обступили десятки зевак,
Вы созерцаете в сорок два ока.
Так ворожит эта роспись сердца.
Нет наслажденью, восторгам конца.
Этих домов деревянная песня.
Но и судьба их довольно горька:
Их посносили в России, хоть тресни.
И в Уссурийске, и в Бресте они
Улицы видом своим украшают,
Явную истину провозглашают –
В серости каменной не утони.
Есть деревянные в Пензе дома –
Это красивейших улиц остатки:
И недурны, скажем прямо, весьма,
И не дают, как другие, осадки.
Самое главное – внешняя стать.
Что помогло им такими вот стать?
В парке Белинского мир тишины,
Где-то внизу огоньков миллионы.
Пенза в тумане видна с вышины.
Чинно расселись вокруг павильоны:
Цельные, лёгкие, но не согнуть –
Очень прочны перекладины, стойки,
А ведь они очень давней постройки...
Лесенки только истёрты чуть-чуть.
Разум конструкторский жизнь в них вдохнул,
Точный расчёт обеспечил им прочность,
И реставратор когда-то вернул,
Вспомнив во сне, первозданную точность.
Крыша, окошки, веранды, декор
Служат давно, но целы до сих пор. (Фото 42)
Век девятнадцатый, дом с мезонином.
Всё обозрев, согласимся на том:
Самый красивейший в списке недлинном
Западный, в парк выходящий фасад.
Пенится буйством фантазий и мысли. (Фото 2)
Ели над клумбой с цветами нависли
И цветники, и балкон – райский сад!
Более скромный восточный фасад. (Фото 1)
К улице ближе посажены ели.
Всё гармонично, тактично – всё в лад.
Все на виду резьбовые кудели.
Окна пестрят резьбовой бахромой,
Словно снежинками ранней зимой.
Ближе резьба открывает секрет –
Нет от декора свободного места,
Негармоничного, лишнего нет.
Издалека – вся усадьба невеста.
Братьев Сорокиных мысли видны:
Славные, знать, мастера Камешкира;
Знать, и душа их – поющая лира.
Эти строения вечно модны.
Оси симметрии соблюдены:
Всё, что есть слева, увидите справа.
И симметричные наведены
Тумбы, наличники, стойки, оправа,
К счастью подковой закончен венец,
Крыша – и та не проста, наконец. (Фото 2)
Из сохранившихся старых домов,
Пензенских, красочных и двухэтажных –
Память от интеллигентных голов
Или от очень уж ранее важных.
Вот дом врача Копылова. Притом,
Что симметричен, наряден и строен,
Он для души и для жизни построен. (Фото 6)
Рядом не менее красочный дом. (Фото 8)
Дом, где надворный советник Лысов
Жил, отличает объёмность решений –
Плюс изо многих заметных плюсов
Для проживающих в нём поколений,
Окна их, как и другие дома,
Бисером мечет резьбы бахрома. (Фото 3)
Служат в течение десятилетий.
Чаще их делал простой мещанин,
Делал, конечно, с душою, отметим.
Резьбы над окнами и завитки:
Видимо, окна хозяина спальни.
Комнат поглуше окошки печальны,
Где украшенья довольно редки.
С улицы окна сияют резьбой,
Винтообразные пышные вставки.
Роспись арабская, перья гурьбой,
Витиеватые кубки и главки,
Чередованье тарелок и сфер –
Каждый на собственный правит манер.
(Фото 11, 16, 17, 22, 24, 26, 45, 46)
С прямоугольной простой обналичкой.
Лобзика нет, но опрятно оно
И принаряжено хвостиком птички.
Здесь опрокинуты кубки вверх дном,
Сплющены стойки двумя шишаками;
Змеями веточки под облаками;
Выстлали кольца Ньютона бином;
Чарки нарядные строем текут,
Кубки хрустальные вышли цепочкой –
Уж не намёк ли на радости тут;
Выложен ряд весь растительной почкой –
Звёздочки, цепи, бочонки, зубцы.
(Фото 9, 10, 11, 13, 14, 15,16, 17, 18, 19, 23,
27, 28, 31, 37, 38, 48, 49, 50)
Ёлкой ложатся дощечки меж окон.
Сложный кокошник стянул саму вышь,
Вырвался птицей причудливый локон.
Ворох сердечек, клубок, завиток;
Как распускаются пышно тюльпаны,
Ромбиков, веточек, стрелок фонтаны;
Змеек, жучков деревянный моток.
Танец пузатых овалов, рачков;
Кипень колючек, чешуйчатых тварей;
Крестики, листики с разных бочков
Арфам и вазам изюминки дарят.
Перья павлиньи и рыб чешуя.
Изб обрамление – песня моя!
(Фото 2, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31)
Медные ручки, накладки из бронзы.
Два косяка, как близняшки – братья.
Уж не живут ли здесь некие бонзы?
Створки, как правило, два близнеца:
Розочки слева – и копии справа.
Может быть, нет на второй бубенца.
Что до орнаментов – это обвал
Всяких фантазий чугунных и медных,
Но только дерево правит здесь бал
У небогатых, богатых и бедных.
Чаще орнаменты как на окне:
По содержанию схожи оне.
(Фото 32, 33, 34, 35, 36, 41)
Коль высоко они – резьбы богаче;
От просто стоек до пышнейших ваз,
Если в домах, то в дворцах и тем паче.
Львиные пасти и морды коней;
Крыши шатровые; гладки перила;
А для размеров – богатство мерило
Или семья, то есть численность в ней:
Больше семья – и побольше балкон;
Каждый стремится сказать своё слово;
Мысли, идеи ложатся на кон;
И помогает счастливым подкова...
А завершает всё длительный труд
Тех, кого строить сие позовут.
(Фото 39, 40, 43)Рецензии
на буклет «Деревянная архитектура Пензы»,
составленный Дворжанским А. И.
Начальник Главного управления Архитектуры и градостроительства
Пензенского горисполкома Ю. М. Карякин
на буклет (брошюру) «Деревянная архитектура Пензы»,
подготовленный А. И. Дворжанским.
доцент Пензенского инженерно-строительного института
Л. С. Букатова
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи