Данная статья была опубликована к 100-летию Пензенской областной картинной галереи в 1992 году.
КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ
ИМ. Н. Д. СЕЛИВЕРСТОВА.
1892-1897.
2-я пол. XIX в. отмечена появлением в России целого ряда художественных учебных заведений и музеев не только в столицах, но и в провинции. Достаточно крупным событием художественной жизни страны конца столетия было создание Пензенского художественного училища (ПХУ) и его музея.
(1). Появление новых сведений заставило изменить бытовавшую точку зрения: учебный процесс в ПХУ начался несколько ранее этого торжественного события — 7 (19) января 1898 г. (2), а будущий музей при училище имел к этому времени уже 6-летнюю историю.
Долгое время датой открытия художественного училища и музея в Пензе считалось 2 (14) февраля 1898 г. — день освящения построенного для этой цели здания В конце 1890 г. пензенский губернатор (1867-1872) генерал-лейтенант Николай Дмитриевич Селиверстов (1830-1890) оставляет в Санкт-Петербурге завещание, в котором значилось: «В память моей бытности пен-зенским губернатором завещаю городу Пензе 300 тыс. руб. и всю мою коллекцию книг и картин на предмет покупки дома и учреждения в нем рисовальной школы наподобие Штиглицевской (3). Сия школа должна называться школой Николая Дмитриевича Селиверстова. Буде за выполнением всех денежных распределений окажется остаток сумм, то половину оных завещаю < ... > в пользу школы» (4). Одним из душеприказчиков по исполнению завещания был назначен Селиверстовым его друг (5) выдающийся ученый, крупный государственный и общественный деятель П. П. Семенов (с 1906 г. — Семенов-Тян-Шанский). Знакомство П. П. Семенова (1827-1914) с Н. Д. Селиверстовым состоялось, по всей вероятности, еще в юности, в годы их совместной учебы в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров (СПб.) (6). В истории русского искусствознания П. П. Семенов-Тян-Шанский известен как крупнейший знаток и коллекционер нидерландской и голландской живописи ХVI-ХVII вв., его собрание картин, впоследствии поступившее в Эрмитаж, сделало этот музей обладателем лучшей в мире коллекции голландской живописи XVII столетия. П. П. Семенов не располагал достаточно большим состоянием, и часто случалось так, что если какая-либо картина оказывалась ему не по средствам, он обращал на нее внимание эрмитажной администрации. Рекомендациями П. П. Семенова, относящимися к произведениям, не входившим в круг его коллекционных интересов, и к картинам, которые по финансовым или каким-либо иным соображениям не приобретались им самим и Эрмитажем, могли воспользоваться такие собиратели, как Селиверстов. Прекрасный качественный состав западноевропейского отдела собрания Н. Д. Селиверстова является подтверждением того, что коллекция собиралась целенаправленно, с большим знанием и вкусом. Интересно была представлена в ней итальянская живопись XVII в., среди произведений французской школы ХVII-ХIХ столетий — работа придворного художника Людовика XIV Пьера Миньяра «Великодушие Александра Македонского», пейзажи Камиля Коро, барбизонцев Теодора Руссо и Нарциса Диаза де ла Пеньи, из малых голландцев — такие известные имена как Адриан ван Остаде, Пауль Поттер и Мейндерт Хоббема. Значительную часть коллекции составляли работы русских мастеров (7). Работа по организации ПХУ и музея и дальнейшему руководству ими — это еще одна, до сих пор малоизвестная, сторона многогранной деятельности П. П. Семенова. Сознавая огромное значение пожертвования Н. Д. Селиверстова, он прилагает все усилия к скорейшему осуществлению стоящей перед ним задачи. В короткий срок П. П. Семенов, как главный душеприказчик, формирует капитал будущих училища и музея, который составил около 550 000 руб. (за выполнением всех назначений завещания в остатке оказалось более 500 000 руб., из них половина, согласно воле завещателя, предназначалась на устройство училища и музея; эта сумма и 300 000 руб., оговоренных самим Селиверстовым, и составила капитал ПХУ и музея при нем). Основная часть средств хранилась в виде 4-процентных облигаций III Государственного займа, остальные — на текущем счете в Госбанке. Капитал был распределен следующим образом: 200 643 руб. 53 коп. израсходованы на покупку усадьбы, постройку здания и его обзаведение, 350 000 руб. — неприкосновенный капитал, обеспечивавший существование училища, 50 000 руб. — неприкосновенный капитал, обеспечивавший существование музея, 50 000 руб. — запасный капитал (8). В течение лета 1891 г. был проведен ряд совещаний представителей Пензенского городского общественного управления, реального училища и душеприказчиков по вопросу размещения ПХУ. Окончательное решение для вынесения этого вопроса на утверждение городской думы состоялось на совещании 20 августа, проходившем в присутствии специально приехавшего П. П. Семенова (9). Поскольку в Пензе не нашлось здания, в котором должным образом могли бы разместиться училище и музей, на совещании было принято предложение П. П. Семенова построить новое каменное здание на городской, усадьбе на ул. Садовой (Лермонтова), предназначенной ранее под постройку реального училища. Такое решение представляло для Пензенского городского общественного управления немалые выгоды, так как оно несло часть расходов по содержанию реального училища: город продавал усадьбу за хорошую цену в 35000 руб., которые в 1900-1904 гг. пошли на постройку Пензенского реального училища, составив около половины требуемых затрат. Здание для реального училища было решено построить на его старой усадьбе (10). Разработка проекта здания ПХУ была поручена П. П. Семеновым петербургскому архитектору А. П. Максимову, который к этому времени являлся автором проекта реального училища в Пензе (11). Для заведывания строительными работами Пензенской городской думой была утверждена комиссия, действовавшая под общим наблюдением пензенского губернатора (12). В течение нескольких месяцев после смерти Н. Д. Селиверстова коллекция находилась в его имении при с. Румянцеве Карсунского у. Симбирской губ. В апреле 1891 г. член Пензенской городской управы Молочников был командирован для ее транспортировки в Пензу (13). На время строительства ПХУ для размещения коллекции Н. Д. Селиверстова было нанято помещение в здании Пензенской ремесленной школы им. Ф. Е. Швецова, которое в настоящее время занимает Пензенское медицинское училище № 2 (К. Маркса, 6) (14). Расход «по перевозке [из с. Румянцева] и установке картин» составил 159 руб. 76 коп. (15). Сведений о Пензенской картинной галерее за первые 6 лет ее существования очень мало. Прежде всего это сообщения из «Пензенских губернских ведомостей» об открытии галереи в здания ремесленной школы. № 1, 2, 3 и 4 от 1, 3, 4 и 5 января 1892 г. (в № 1-м на с. 3, в остальных — на с. 4) было дано объявление о начале ее функционирования: «Коллекция картин, завещанных покойным генерал-лейтенантом Н. Д. Селиверстовым городу Пензе, размещена в здании ремесленной школы Швецова. Желающие могут бесплатно осматривать картины во все праздничные дни с 12 час. дня до 4 час. пополудни. Душеприказчик Н. Успенский». В № 16 «Пензенских губернских ведомостей» от 21 января 1892 г. (с. 3) в рубрике «Местные известия» помещено краткое, но чрезвычайно ценное сообщение, в котором освещались условия деятельности галереи в первый месяц ее работы и, что наиболее важно, указывалось общее число предметов коллекции Селиверстова (это единственное, известное к настоящему времени, свидетельство о размерах собрания; в научный оборот публикуемое сообщение вводится впервые): «Картинная галерея покойного генерала Н. Д. Селиверстова, пожертвованная городу Пензе и временно находящаяся в ремесленной Ф. Е. Швецова школе, привлекает массу публики. Вход бесплатный. Всех картин и гравюр 365. В числе картин есть и оригинальные большой ценности, а также и копии с картин знаменитых художников. Все картины в богатых рамах. Каталога пока не составлено. Нам передавали, что за составление каталога просили 600 руб. Вместе с картинной галереей пожертвована городу и библиотека; большинство книг — иностранные журналы и книги. Разборкою книг занялся г. Панкратов. Он составляет каталог книгам. Картины и библиотека поступят в рисовальную имени генерала Селиверстова школу, как только она будет открыта» (16). На основании сообщения «Пензенских губернских ведомостей» от 1 января 1892 г. в минувшем январе (напомним: статья написана в 1992 году — прим.penzahroniki) в Пензе прошли торжества по случаю 100-летия Пензенской картинной галереи, открывшейся 1 (13-го по новому стилю) января 1892 г. (17). Отметим, однако, что в печати никогда не ставился вопрос о непрерывности работы галереи с 1892 по 1898 г. А так как сам факт открытия Пензенской картинной галереи в ремесленной школе им. Ф. Е. Швецова был введен в научный оборот и экскурсионную практику галереи авторами данной статьи, то считаем своею же обязанностью завершить предлагаемый читателю первый очерк истории Пензенской картинной галереи им. Н. Д. Селиверстова документированным обоснованием непрерывности ее существования вплоть до перевода в начавшее функционировать здание ПХУ, который состоялся где-то между серединой 1897-го и началом 1898 г. Помещение для картинной галереи им. Н. Д. Селиверстова было нанято в ремесленной школе с 18 февраля 1891 г. «за плату с отоплением и надзором по 700 руб. в год». По истечении трехгодичного срока найма пензенский городской голова Н. Т. Евстифеев отношением от 20 мая 1894 г. обратился к П. П. Семенову о выделении средств на продление аренды до перевода галереи в предназначенное для нее строящееся здание (18). Имеется также свидетельство о пребывании картинной галереи им. Н. Д. Селиверстова в ремесленной школе и в следующие годы: за аренду помещения галереи, находившейся в школе в 1895 г., школа должна была получить за 1896 г. 1355 руб. (19). И последнее, чем мы располагаем, это сообщение из «Пензенских губернских ведомостей» от 24 мая 1897 г. (№ 109, с. 2): «21-го сего мая прибыл в Пензу директор рисовальной школы им. Н. Д. Селиверстова — К. А. Савицкий. На другой день по приезде К. А. осматривал картинную галерею, помещающуюся в Швецовской школе, а вчера — самое здание рисовальной школы». Как видно из этого сообщения, картинная галерея им. Н. Д. Селиверстова в середине 1897 г. все еще оставалась в ремесленной школе (20), тогда как у В. Сазонова сказано, что она находилась там только до 1896 г. (Сазонов В.П. Здание, где в 1892-1896 гг. помещалась городская картинная галерея. — В сб.: Материалы Свода памятников <...>, с. 50). Более того, этот автор утверждает, что переезд галереи в здание ПХУ был осуществлен якобы К. А. Савицким в том же 1896 г. (там же, с. 51), но известно, чему свидетельством и приведенное выше сообщение, что в 1896 г. К. А. Савицкого еще и в Пензе-то не было (21). Переездом картинной галереи им. Н. Д. Селиверстова в здании ПХУ закончился первый период существования Пензенской областной картинной галереи; открытие в новом помещении состоялось 2 (14) февраля 1898 г. в день официального открытия ПХУ: «Музей был открыт для публики со 2 февраля текущего года <...>» (22). Таким образом, на дореволюционную часть истории Пензенской областной картинной галереи приходится два периода, в течение которых она существовала в виде двух своих прямых учреждений-предшественников: 1. Пензенская картинная галерея им. Н. Д. Селиверстова (1892-1897), являвшаяся собственностью города. Хранившееся в ремесленной школе им. Ф. Е. Щвецова собрание картин, гравюр, акварелей и рисунков Н. Д. Селиверстова есть полное основание называть публичным музейным учреждением, так как наличествуют все его атрибуты: постоянное, помещение, экспозиционное состояние коллекции и всеобщая ее доступность. 2. Музей при ПХУ (Пензенской рисовальной школе, как его еще называли) им. Н. Д. Селиверстова (1898-1918). В этот период ПХУ также было городской собственностью, находясь в качестве учебного заведения в ведении Императорской Академии художеств. ПХУ, как и все муниципальные имущества Российской империи, национализировано после Октябрьского переворота; в Пензе городская собственность фактически подверглась национализации в 1-й пол. 1918 г. Следует отметить, что картинная галерея им. Н. Д. Селиверстова сразу после ее присоединения к ПХУ стала называться Художественно-промышленным музеем, хотя первое время собрание фактически оставалось не более как картинной галереей. Дело в том, что Уставом ПХУ им. Н. Д. Селиверстова было предусмотрено создание на базе галереи художественно-промышленного музея, в значительной степени краеведческого профиля (музей должен был включить в себя природоведческий и историко-археологический отделы, состоящие преимущественно из экспонатов местного происхождения). В дальнейшем этот план был выполнен (о чем подробно планируется рассказать в одном из последующих выпусков «Временника») (23). На протяжении двух указанных периодов ведущая роль в руководстве ПХУ и его музеем принадлежала П. П. Семенову, сначала как душеприказчику Н. Д. Селиверстова, а с 1898 года — в качестве пожизненного блюстителя ПХУ. ПХУ и его музей были одними из первых подобных заведений в провинциальной России. Да и такие крупнейшие музеи нашей страны как Русский музей (СПб.) и Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (М.) открыты соответственно в 1898 и 1912 году, то есть несколько позднее Пензенской картинной галереи, появлению которой в нашем городе мы обязаны Н. Д. Селиверстову. Последняя его должность — товарищ (заместитель) шефа Корпуса жандармов. Считать его душителем свободы и царским сатрапом или истинным патриотом и борцом за российскую государственность — личное дело каждого. Для Пензы же он всегда останется основателем Пензенского художественного училища и Пензенской картинной галереи. Сейчас картинная галерея и училище носят имя первого директора этих учреждений К. А. Савицкого. При всем том, что он сделал для училища и музея как художник и педагог, все же роль К. А. Савицкого в жизни картинной галереи несравненно меньше, чем Н. Д. Селиверстова. И значение К. А. Савицкого ни в коей мере не будет умалено, если ПХУ будет продолжать носить его имя, а Пензенской картинной галерее будет возвращено имя ее основателя. Не пришла ли пора восстановить справедливость и отдать должное этому доброму для, Пензы имени. Думаем, возвращение Пензенской картинной галерее имени Н. Д. Селиверстова будет соответствовать не только обычаям цивилизованного общества, но и закону Божескому: воля завещателя священна. ПРИМЕЧАНИЯ: 1. Пензенские губернские ведомости (ПГВ), 1898, № 27, 4 февраля, с. 2 (здесь и далее отсутствие в ссылках на материалы ПГВ их названий и авторства означает, что указанные материалы, помещенные в рубрике «Местные известия», этих атрибутов не имеют); ГАПО, ф. 196, оп\ 1, д. 2444, л. 6 (отпуск отношения губернского предводителя дворянства Д. К. Гевлича П. П. Семенову от 24 января 1898 г. о дне, назначенном для совершения благодарственного молебствия и освящения здания ПХУ «и о том предмете, не пожелаете ли Вы почтить сказанное торжество Вашим присутствием»). На молебствие из кафедрального собора была принесена одна из двух наиболее почитаемых святынь города — чудотворная икона Казанской Божией Матери, пожалованная царем Алексеем Михайловичем при основании Пензы и, по преданию, спасшая город во время Кубанского погрома в 1717 г.; в настоящее время находится в Митрофаниевской церкви г. Пензы (см. публикацию А. Дворжанского «Чудотворные и особопочитаемые иконы Пензенской губ.», вып. 2 «Временника»). 2. Отчет ПХУ им. Н. Д. Селиверстова за 1898 учебный год. Пенза, 1898, с. б. 7 января «в присутствии служебного персонала училища, вновь поступивших учеников и их родителей» было совершено молебствие законоучителем ПХУ священником Покровской церкви М. А. Венценосцевым, а 8-10 января 1898 г. «произведены поверочные испытания». 3. Центральное училище технического рисования (СПб.) основано во 2-й пол. 1870-х гг. бароном А. Л. Штиглицем; готовило ученых рисовальщиков для промышленности, а также учителей рисования. В отличие от Императорского Строгановского центрального художественно-промышленного училища (М.) имело меценатский характер с очень низкой платой за обучение (Лейкина-Свирская В. Р. Русская интеллигенция в 1900-1917 гг. М., «Мысль», 1981, с. 155-156). 4. ГАПО, ф.108 (Пенз. городская дума), оп.1, д.677, л.97. 5. ПГВ, 1898, № 29, 6 февраля, с. 2. 6. П. П. Семенов учился в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров с 1842 по 1845 г., Н. Д. Селиверстов — с 1843 по 1847 г. (Достоевский А. А. Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский. Биографический очерк.—- В сб.: Петрович Семенов-Тян-Шанскпй. Его жизнь и деятельность. Изд. Гос. Русского географического общества. Л., 1928, с. 19-21; ГАПО, ф. 5 (Канцелярия пенз, губернатора), оп. 1, д. 5008, л. 1-21 (копия формулярного списка Н. Д. Селиверстова). 7. До сих пор не обнаружено списка произведений, входивших и коллекцию Н. Д. Селиверстова. О ее составе можно говорить лишь предположительно. Бесспорное свидетельство о принадлежности к коллекции Н. Д. Селиверстова имеется только относительно картины М. И. Пескова «Пастух с собакой», экспонировавшейся в 1867 г. на выставке Общества поощрения художников в СПб. (Собко Н. П. Словарь русских художников (ХI-ХIХ вв.). Т. III. СПб., 1899, с. 177). 8. ПГВ, 1891, № 225, 20 октября, с. 2; На празднике искусства. — ПГВ, 1908, № 8, 10 января, с. 2 (структурной частью данного сообщения является «Краткий отчет деятельности ПХУ и музея им. Н. Д. Селиверстова с 8 января 1898 г. по 8 января 1908 г.», составленный делопроизводителем училища М. Г. Тетюревым). В «Кратком отчете <... >» указано: «За покрытием всех расходов по постройке и обзаведению училища, из всех завещанных Н. Д. Селиверстовым [средств, с учетом их роста за счет процентов по банковским вкладам] осталось 450 000 руб., из них 400 000 руб. обращены в неприкосновенный капитал и 50 000 руб. — в запасный»; таким образом, неприкосновенный и запасный капиталы образованы в конце 1897 г., когда ПХУ было полностью готово к началу учебного процесса (здание училища строилось с 1894 по 1897 г.). 9. ПГВ, 1891, № 181, 23 августа, с. 2. 10. ПГВ, 1891, № 225, 20 октября, с. 2; ГАПО, ф. 108, оп. 1, д. 677, л. 359-360 об.; ф. 109 (Пенз. город-ская управа), оп. 1, д. 336, л. 149.; Колеганов Е. В., Фатыхова А. А., Шишлов С. Л, Здание бывшего реального училища < ... >. — В сб. научи, тр. НИИ культуры РСФСР (№ 135): Материалы Свода памятников истории и культуры РСФСР. Пензенская область. М., 1985, с. 62. 11. Максимов Александр Павлович — гражданский инженер, коллежский советник. Участник конкурса на составление проекта здания Пензенского реального училища, проводившегося Санкт-Петербургским обществом архитекторов; заключение по конкурсу состоялось в январе 1891 г. Из 20 конкурсных работ проекту А. П. Максимова, под девизом «Соп аmоге» («С любовью», ит.), была присуждена I премия в 600 руб. II премию в 400 руб. получила работа («Рука об руку») классного художника, в будущем знаменитого академика архитектуры А. И. фон Гогена; по его проекту в 1912 г. было построено здание Пензенских отделений Дворянского земельного и Крестьянского поземельного банков (нынешнее здание Пензенской картинной галереи). III премия в 200 руб. за проект под девизом «Это мой» присуждена военному инженеру К. К. Голеевскому (г. Вильно) (журн. «Зодчий», 1891, N 1-2, с. 13-14; В Обществе архитекторов. — Газ. «Новое время», 1891, № 5340, 10 января, с. 3; Отчет о состоянии Пензенского реального училища за 1891 гражданский год. Пенза, б. д.). Проект Пенз. реального училища работы А. П. Максимова, победивший на конкурсе, был составлен для усадьбы на Садовой ул. и по причине ее продажи в 1891 г. под строительство здания ПХУ осуществлен не был. Проект и смета на возведение существующего в настоящее время здания на углу улиц Лекарской (Володарского) и Никольской (К. Маркса) составлены Максимовым в 1892 г., за 1200 руб. (Отчет о состоянии Пензенского реального училища за 1892 гражданский год. Пенза, 1893; ГАЛО, ф. 142 (Пенз. реальное училище), оп. 1, д. 37, л. 113-114 (письмо А.П. Максимова директору реального училища А.Н. Мясоедову от 3 мая 1892 г.); ф. 109, оп. 1,д. 336, л. 149 об.). 12. ПГВ, 1908, № 8, 10 января, с. 2; ГАПО, ф. 108, оп. 1, д. 680, л. 3 (письмо П. П. Семенова пензенскому городскому голове Н. Т. Евстифееву от 31 мая 1892 г.). 13. ПГВ, 1891, № 74, 2 апреля, с. 3; ГАПО, ф. 120 (ПХУ), оп. 1, д. 1, л. 10-11 (копия отношения Н. Т. Евстифеева П. П. Семенову от 20 мая 1894 г.). 14. Швецов Федор Егорович (ум. 21 февраля 1882) — купец I гильдии, пенз. городской голова. Основным пунктом благотворительной части завещания Ф. Е. Швецова было устройство на его усадьбе на углу улиц Дворянской и Никольской (куплена в 1881 г. у владельца имения при с. Бессоновке Пенз. у. действ, ст. сов. Павла Александровича Арапова) ремесленной школы для мальчиков из бедных слоев пензенских горожан, готовившей, при 5-летнем курсе обучения на полном содержании от школы, подмастерьев столярного, сапожного и портняжного дела; открытие школы состоялось 16 декабря 1884 г. Здание ремесленной школы образовалось в 1883-1894 гг. из кам. 2-этажного флигеля, стоявшего в глубине участка на границе с усадьбой Пенз. женск. епархиального училища, и простирающегося до ул. Дворянской (Красной) кам. 2-этажного пристроя, осуществленного по проекту пенз. губернского инженера Колодко. Двухсветная домовая церковь школы, занимавшая торцевую часть здания, выходящую на Дворянскую ул., была посвящена имени наследника цесаревича (во время строительства церкви Николай II еще не вступил на престол) и освящена 9 мая 1895 г. во имя тезоименитого императору святителя и чудотворца Николая. Здание Пенз. ремесленной школы им. Ф. Е. Швецова сохранилось до наших дней без существенных изменений, особенно его внешний облик, в т. ч. фасад по ул. Красной. Нет никаких документальных оснований говорить, как это делает В. П. Сазонов в статье о ремесленной школе в «Материалах Свода памятников <...>» (с. 50-51), и не имеется почвы даже для предположения, что «галерея заняла зал второго этажа, выходившего окнами на север» в средней части здания, построенной якобы в 1883-1885 гг. Источники дают основание лишь допустить, что для размещения картинной галереи с 1892 по 1897 г., вероятнее всего, использовались комнаты 1-го этажа (где-то поблизости от главного, с ул. К. Маркса, входа в медицинское училище), которые с 1887 г. были обращены в доходные статьи и сдавались внаем. Эти комнаты могли находиться и в старой, и в средней части здания или сразу в обеих. 2-й же этаж школы всегда занимали спальни учеников. Кроме того, средняя часть здания ремесленной школы, расположенная между старым флигелем и домовой церковью, была завершена не в 1885-м, как пишет Сазонов, а только в 1887 г. Он также неправильно называет год основания ремесленной школы: 1882-й вместо 1884-го. Неверно и указание В. П. Сазонова, что здание «сложено из лицевого кирпича», так как, во-первых, дома из этого дорогостоящего материала не строились, а лишь обкладывались по фасаду, и во-вторых, внешний слой кладки стен Пенз. ремесленной школы в действительности выложен обычным кирпичом; понятие о лицевом кирпиче в Пензе могут дать, например, здания ПХУ, 1-й женской гимназии (Советская, 9) и краеведческого музея (бывшего общежития женск. епархиального училища). ПГВ, 1882, № 41, 23 февраля, с. 3 (некролог Ф. Е. Швецова); 1890, № 154-156, 158, 159, 161 (21, 22, 24, 26, 27, 29 июля), с. 3 («Пензенская ремесленная школа. 1884-1889»); ГАПО, ф. 109, оп. 1, д. 140, л. 7, 24, 26; д. 207, л. 31-32, 36-36 об., 64, 154; д. 288 («Отчет по содержанию ремесленной школы им Ф. Е. Швецова за 1884-1889 гг.»); д. 291, л. 1-2; ф. 182 (Пенз. духовная консистория), оп. 1, д. 2448, л. 51, 54 об.; д. 2638, л. 493. 15. ГАПО, ф. 109, оп. 1, д. 325, л. 203 об.; в 1892 г. было дополнительно израсходовано «по установке картин» 104 руб. 68 коп. (там же, л. 204 об. — 205). («Отчет Пенз. городской управы за 1892 г.»). 16. Данное сообщение до нынешнего года (1992 — прим.penzahroniki) не вводилось в научный оборот ни в качестве повторной публикации, ни в виде ссылок на него: в газ. «Доброе утро» (Пенза, № 7 от 22-23 февраля 1992 г., с. 2), когда наша статья уже была сдана в набор, сообщение опубликовано в рубрике «О чем писали 100 лет назад» (без указания номера «Пензенских губернских ведомостей», дня его выхода и без комментариев). 17. Не вызывает сомнения, что открытие Пензенской картинной галереи состоялось именно 1 января (среда) 1892 г. Подписчики, получившие в то утро первый номер «Пензенских губернских ведомостей», были извещены, что галерея работает во все праздничные дни, а 1-е января до революции являлся таким же табельным праздником, как и теперь, что видно хотя бы из подзаголовочных данных газеты: «Выходит ежедневно, кроме понедельника и дней, следующих за праздниками» (второй номер вышел 3 января, т.е. вслед за послепраздничным четвергом). «Бюллетень метеорологической станции при 1-й [Пензенской мужской] гимназии» дает представление о погоде в тот достопамятный для истории художественной жизни Пензы день. В 1 час дня 1-го января 1892 г. было пасмурно, стоял морозец (9,4° по Реомюру, или 11,75° по Цельсию), дул легкий юго-восточный ветер; первые посетители галереи шли или ехали в нее по снегу, выпавшему в новогоднюю ночь; небольшой снег падал также и 1-го числа, но шел ли он в дневные часы — из бюллетеня узнать нельзя (ПГВ, 1892, № 2, 3 января, с. 4). 18. ГАПО, ф. 120, оп. 1, д. 1, л. 10-11. 19. ГАПО, ф. 109, оп. 1, д. 365, л. 134-134 об., 143 об. 20. Впервые о местонахождении картинной галереи им. Н. Д. Селиверстова в 1897 г. сказано у Б. Н. Молчанова в путеводителе «Картинная галерея им. К. А. Савицкого» (Саратов-Пенза, 1979, с. 9): «21 мая [правильно: 24 мая] 1897 г. в «Пензенских губернских ведомостях» указывалось, что она помещалась в Швецовской школе». 21. В. П. Сазоновым допущена ошибка и еще в отношении одного факта: им указано, что в 1892 г. в помещении картинной галереи им. Н. Д. Селиверстова в здании ремесленной школы экспонировалась XXI выставка Товарищества передвижных художественных выставок (Сазонов В.П. Указ, соч., с. 50), чего в любом случае не могло быть, так как, во-первых, XXI выставка проходила в 1893 г. и, во-вторых, Пензу она не посетила; в Пензе же в 1892 г. экспонировалась Третья параллельная выставка ТПХВ (Фатыхова А., Шишлов С. Выставки передвижников в Пензе. — В сб.: Пензенский временник любителей старины, вып. 1, 1991, с. 10). 22. Отчет ПХУ им. Н. Д. Селиверстова за 1898 учебный год. — ПГВ, 1898, № 208, 28 сентября, с. 4. 23. В советское время музей пополнился ценными экспонатами, главным образом в послереволюционные годы путем передачи туда национализированных предметов искусства. Следует отметить, что часть собрания постигла общая для музеев страны участь — распродажа через систему антикварной торговли. В 1927 году музей был отторгнут от ПХУ и передан Пензенскому краеведческому музею, став его художественным отделом; природоведческие и историко-археологические экспонаты бывшего Художественно-промышленного музея ПХУ вошли в состав соответствующих отделов краеведческого музея, где многие; из них находятся и по сию пору, другие же (да и некоторые художественные экспонаты) в результате этой реорганизации были расхищены, а частично, возможно, и уничтожены, вероятно, еще до войны. В 1937 г., после поворота сталинской политики к реалистическому искусству и классическим образцам, на основе художественного отдела Пензенского краеведческого музея была организована Пензенская картинная галерея, а не художественный музей, хотя и тогда собрание состояло не только из произведений живописи и графики, но и из достаточно большого количества предметов декоративно-прикладного искусства и скульптуры. В настоящее время их стало еще больше, поэтому давно бы уже пора рассмотреть вопрос о переименовании картинной галереи в художественный музей. Картинная галерея
Примечания
А. ФАТЫХОВА,
С. ШИШЛОВ.
________________________________________
Источник: «Пензенский временник любителей старины»,
№ 4 — 1992, с. 31-32; № 5 — 1992, с. 14-16.
________________________________________
Комментарии
It's simple, yet effective. A lot of timss it's very hard
to get that "perfect balance" between usability and visual appearance.
I must say that you've done a very good jobb with this.
Also, tthe log loads super quick for me on Internet explorer.
Superb Blog!
my site - проточен бойлер за кухня
RSS лента комментариев этой записи