НИКОЛЬСКИЙ ХРАМ
в с. КУРАКИНО Сердобского района
Пензенской области
(бывшая Никольская кладбищенская церковь в вотчине кн. А. Б. Куракина
с. Надеждино Сердобского уезда Саратовской губернии)
Храм святителя и чудотворца Николая располагается на территории старинного сельского кладбища, где по-прежнему находят последний приют куракинские жители.
ИСТОРИЯ ХРАМА
Первоначально на этом месте была построена в 1791 году деревянная церковь. По свидетельству В. Н. Смольянинова (1), разбиравшего родовой куракинский архив, в 1811 году князь Александр Борисович (1752-1818) выразил желание построить на надеждинском кладбище каменную церковь взамен обветшавшей деревянной. Кладбищенская каменная церковь была выстроена в 1812 году, но несколько лет стояла неотделанною: покрыта была крышею только наполовину, не было рам и дверей. В 1816 году князь обратил на это внимание и приказал управляющему в том же году отделать церковь: оштукатурить, покрасить, поставить иконостас старой надеждинской сельской церкви и освятить. Но старый иконостас оказался негоден, и был сделан новый, и написаны новые иконы.
Летом 1816 года умер барон А. Н. Сердобин (1781-1816), воспитанник князя, и погребён в ещё неосвящённой каменной кладбищенской церкви. Узнав об этом, князь тем более приказал поспешить с отделкой и освящением храма. Оно состоялось на день ангела князя Александра Борисовича 30 августа 1816 года, его самого не было в имении. После освящения управляющий угощал в княжеском доме некоторых из бывших при торжестве соседних помещиков и сердобских судей с их семьями.
Здесь будет уместно напомнить об огромной храмоздательской деятельности князей Куракиных. В. Н. Смольянинов посвятил ей целый том исторического сборника «Восемнадцатый век», издаваемого по материалам куракинского архива. Он насчитал 50 церквей в 10 российских губерниях, построенных «крепким своим православием княжеским рдом Куракиных». Больше всего храмов — 11 — появились благодаря усилиям князя Александра Борисовича. (2) Князья Куракины были не только активными храмостроителями, но и занимались благоукрашением и содержанием своих церквей. Убранство, необходимые для исправления служб предметы, ризы, иконы и проч. они всегда приобретали для всех церквей на свои средства. Многие иконы были в окладах серебряных и позолоченных, с драгоценными камнями. Князья заботились и о содержании священников и диаконов. Их помощь была заведомо большей, чем священники получали по штату от епархии. На свои средства князья строили дома для священников, выделяли им землю, продукты, скот.
В одном только Надеждинском имении при князе Александре Борисовиче и по его повелению были сооружены: приходский храм во имя Александра Невского (1792), домовая церковь во имя Бориса и Глеба (1799), храм во имя иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радость» при богоугодных заведениях (1810-1812), кладбищенская церковь во имя Николая Чудотворца (1816).
Необходимо и ещё одно разъяснение. Известно, что князь Александр Борисович был масоном. Многие ошибочно полагают, что масонство несовместимо с православием. Однако в русском восемнадцатом веке в дворянской среде масонство и православие вполне совмещалось. Как указывают исследователи, масонство XVIII века начиналось, прежде всего, как морально-этическое движение, постепенно на протяжении столетия обрастая мистическими напластованиями. Его структура и ритуал всё более усложнялись. А. Б. Куракин принадлежал к самым первым по времени появления русским масонам, разрабатывавшим нравстенно-этические идеи. Их задачей было самопознание и самосовершенствование.
«Они больше масонствовали, чем были масонами, — писал о русских масонах первого поколения В. О. Ключевский. — Они <…> вступили в состав «малого избранного народа» вольных каменщиков только для того, чтобы самих себя переработать в пригодные камни для мысленного храма Соломонова». (3)
Таким образом, приверженность идеям нравственного самосовершенствования не мешала русским масонам XVIII века быть истинными христианами и радетелями о православной вере.
До нашего времени из всех сооруженных князем Александром Борисовичем в с. Куракино храмов сохранились пребывающий в состоянии распада величественный приходский храм святого благоверного князя Александра Невского в центре села и также пребывавшая в руинах до 2011 года Никольская кладбищенская церковь. Продолжаю рассказ о ней.
В архитектурном аспекте Никольская кладбищенская церковь представляет интерес как образец небольшого культового сооружения, построенного в духе ампирных (классических) традиций двадцатых годов XIX века. Общая объемная структура здания говорит об участии в его сооружении достаточно образованного мастера, создавшего весьма удачную композицию. Надо сказать, что в основе всех храмов, выстроенных князями Куракиными, прослеживается одна и та же характерная композиция. Они все центричны, с куполами на стройных барабанах, часто с высокими фигурными фонариками (на Никольском храме его нет, зато есть на приходском Александроневском храме). Можно отметить и просторность их внутренних пространств.
В течение XIX века церковь претерпела несколько незначительных реконструкций. Деятельность храма была прекращена в конце двадцатых годов XX века, с этого времени здание стало разрушаться. К 1990-м годам здание храма представляло собой руины, с обвалившимся куполом и проломами в стенах. Тяжело было в эти годы и жителям некогда богатого и огромного села. Но духовная жизнь в нём не погасла.
С благословения тогда Управляющего Пензенской и Кузнецкой Епархией Преосвященного Вениамина (ныне митрополита Рязанского и Михайловского) в селе была создана православная община и в июле 2011 года начаты работы по восстановлению храма. В декабре 2012 года, в престольный праздник отцом Марианном (Яворским) был отслужен молебен в ещё холодном храме. А через год, в 2013-м, престольный праздник уже встречали в тёплом, отапливаемом храме, под куполом со Святым крестом. 25 мая 2014 года прошло торжественное освящение храма архиерейским чином.
Службу возглавил Преосвященный Митрофан, епископ Сердобский и Спасский, в сослужении секретаря Сердобской епархии игумена Андрея (Афанасьева) и настоятеля храма отца Марианна (Яворского).
Никольский храм восстановлен стараниями, усердием и на средства жителей села Куракина, земляков и благотворителей за три года практически из руин. Воссозданный храм отличается архитектурным изяществом строгого ампирного стиля и красотой и гармоничностью внутренней отделки иконостаса, паникадил, аналоев, киотов и всего церковного убранства.
Не сохранилось сведений о святынях, пребывавших в кладбищенской церкви. Достопримечательностью нынешнего храма является уникальное захоронение барона А. Н. Сердобина. В период запустения о нём было забыто, но при первых шагах по восстановлению церкви склеп был обретён почти чудесным образом. Расскажем об этом подробнее.
БАРОН АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ СЕРДОБИН
И ЕГО ЗАХОРОНЕНИЕ
10 июля 2011 г. при проведении работ по расчистке внутри храма был обнаружен склеп с неизвестным захоронением. 11 июля было произведено его вскрытие и обследование специалистами из Пензы.
Склеп расположен внутри храма, примыкает к западной (короткой стороной) и южной (длинной стороной) стенам. На уровне пола находится кирпичный свод. Размеры склепа снаружи (по полу): восточный торец — 149 см, западный торец — 155 см, длина (восток-запад) — 258 см. Стены и свод внутри выбелены известью. Склеп сухой. Дно выложено кирпичом и покрыто слоем песка. В склепе находится гроб. Сверху на крышке зелёной плотной шелковой лентой с металлической нитью выложен православный крест. Гроб снаружи обит коричневым бархатом, частично истлевшим, а внутри — хорошо сохранившимся атласом жёлто-золотого цвета.
В гробе находятся останки мужчины. Тело не потревожено. Рост — 164 см, ширина в плечах — 34 см. Нижнюю челюсть поддерживает тонкая кожаная лента. Одет в суконный костюм конца XVIII — начала XIX века. Сукно хорошо сохранилось, крепкое, не истлело, тёмно-коричневого цвета. Штаны длиной за колено (кюлоты), заканчиваются манжетой с медной овальной пряжкой. Верхняя часть костюма фрачного покроя: впереди до пояса, сзади фалды до колена. Рукава вшивные, заканчиваются обшлагами с узором: шитьё и шёлковый кручёный шнур. Воротник стоячий, высокий с шитьём и выкладкой шёлковым кручёным шнуром. В районе плеч рядом с головой кожаные эполеты, густо обложенные бахромой из тёмного кручёного толстого шнура. На ногах чулки. Под фраком остатки белой более тонкой одежды (сорочки). На ногах кожаные туфли, украшенные бантиками из шёлковой ленты. Поверх всей фигуры (от середины груди до концов ног) следы тонкой истлевшей ткани, вероятно, покрывала.
К кожаной ленте, поддерживающей челюсть, на шёлковой ленте привязан медальон овальной формы (высота — 5 см, ширина — 4,5 см) с ушком для ленты или цепочки. Металл сильно коррозирован. На аверсе (лицевой стороне) в центре эмалевый лик Спасителя. Металлическое обрамление в виде плата с узлами по верхнему краю (иконография Спаса Нерукотворного). Реверс (оборотная сторона) сильно коррозирован. На груди на шёлковой ленте находится ещё один медальон, овальный (высота — 2,5 см; ширина — 2,3 см) с ушком для ленты или цепочки, позолоченный (частично поверхность потемнела, налёт медно-красного цвета). С обеих сторон изображены силуэты Богоматери с ликами из эмали (потемнели, не просматриваются). На аверсе под изображением гравировка: «Ахтырская БМ». На реверсе под изображением гравировка: «Каплуновскя БМ». По гурту (ободку) гравировка: «1813-го года маiя 7-го дня Кiев Александръ Сердобинъ».
Скажем несколько слов об Ахтырской и Каплуновской иконах Богоматери. Достойно удивления то, что открытие захоронения произошло 11 июля, и в этом же месяце празднуются дни этих икон: Ахтырской — 15 июля (н. ст., 2 июля ст.ст.), Каплуновской — 21 июля (н.ст., 8 июля ст.ст.). Обе эти иконы в XVIII-XIX-ых веках особенно были распространены и почитались на юге России, в Харьковской губернии. В 1689 году в сельце Каплуны в 20 верстах от города Ахтырки Харьковской губернии священнику явилась Богородица, предсказавшая обретение своей иконы. Икона (по иконографии вариант Казанской) была перенесена в каплуновский храм, где от неё происходили разные чудеса и знамения. Особенно Каплуновская икона прославилась во время шведской войны Петра I с Карлом XII. Перед началом победной Полтавской битвы (1709) Пётр приказал пронести икону по рядам русской армии. Икона Ахтырской Божьей Матери была явлена 2 июля (ст.ст.) 1739 года в городе Ахтырке (ныне Сумской области Украины) священнику, у которого от неё исцелилась дочь. После обретения от иконы начались чудеса, и в 1751 году Священный Синод постановил почитать её чудотворной. Ахтырской иконе молились об исцелении от многих болезней.
С Харьковской губернией связана жизнь барона А. Н. Сердобина. В Старо-бельском уезде этой губернии у князя А. Б. Куракина были имения. В 1804 году он даровал свободу крестьянам 22 хуторов слобод Белокуракинской и Павловки (числом до 3000 душ!), уволив их вечно и потомственно в вольные хлебопашцы, и уступив им до 60 000 десятин земли. Со своей стороны, крестьяне обязались внести в продолжение 25 лет один миллион рублей ассигнациями в Петербургский опекунский совет в пользу воспитанников князя баронов Сердобиных. По свидетельству современников, это сумма была ничтожной по сравнению с реальной стоимостью земли. (4) На эти средства жил и Александр Николаевич Сердобин.
После необходимых обмеров, описания и фотофиксации над прахом барона А. Н. Сердобина настоятелем храма о. Марианном (Яворским) была отслужена панихида. Гроб был возвращён на прежнее место, и склеп вновь замурован.
В настоящее время над склепом на южной стене укреплена памятная доска белого мрамора с текстом:
«Здесь покоится прах барона Александра Николаевича Сердобина (1781-1816), воспитанника князя Александра Борисовича Куракина».
Барон Александр Николаевич Сердобин (1781–1816) официально считался воспитанником князя Александра Борисовича Куракина. В действительности он был его незаконным сыном от крепостной крестьянки, имя которой не сохранилось. Всего известно одиннадцать Сердобиных, родившихся, видимо, в Надеждине от нескольких крестьянских матерей, все они получили отчество Николаевич. (5) Фамилия всем детям дана князем по названию реки Сердобы. Об А. Н. Сердобине нам известно очень мало. (6)
В Пензенском областном архиве сохранилось прошение (7), которое подал в 1793 г. Александр-большой Сердобин, одиннадцати лет, от своего имени за себя и своих братьев и сестёр: Александра-меньшого 9-ти лет, Катерины 3-х лет, Прасковьи 2-х лет, Лукерьи 1 году, — о включении их в Пензенскую дворянскую родословную книгу, так как им отошли данные князем А. Б. Куракиным земли из его имения в Городищенском уезде, то есть они стали землевладельцами. На момент подачи прошения (19 января 1793 года) Сердобины живут в Санкт-Петербурге. Из документа явствует, что метрической записи об их рождении нет. Сам Александр-большой отсутствие документов объясняет тем, что дед его штабс-офицер и отец — капитан в отставке умерли, когда он и братья и сёстры были в малолетстве. Других документов они предоставить не могут. Их благородное дворянское происхождение подтверждается свидетельством девяти благородных дворян. Среди них Аполлон Никифорович Колокольцов, председатель Верхнего суда в Пензе, Григорий Васильевич Гладков, винный откупщик, помещик Городищенского уезда, Иван Васильевич Улыбышев, уездный предводитель дворянства, майор Василий Сабуров, городищенский уездный предводитель, Василий Николаевич Зубов, коллежский асессор, упоминаемый А. Н. Радищевым в «Путешествии из Петербурга в Москву».
Это была обычная практика, когда запись в метрическую книгу либо, действительно, забывали сделать, либо метрические книги сгорели, пропали и т.д. В нашем случае понятна причина «пропажи» документов: незаконное происхождение от князя-масона, который дал обет безбрачия. Отец, как и вся «родословная», Сердобиным была придумана. Видимо, «девять благородных дворян», желая угодить влиятельному князю Куракину, подтвердили по его просьбе нужные ему свидетельства. В мае 1794 года состоялось решение Пензенского Дворянского собрания о внесении Сердобиных в I часть родословной книги губернии.
Александр Николаевич и его братья получили прекрасное образование. В 1802 году Сердобиным пожаловано баронское достоинство, опять-таки, хлопотами князя А. Б. Куракина. (8) Ф. Ф. Вигель упоминает барона Александра Сердобина, «сына никогда не женившегося князя», в 1802 году в княжеской гостиной, наполненной аристократическими гостями. (9) Барон А. Н. Сердобин служил в Коллегии иностранных дел, находился на дипломатической службе, видимо, постоянно при отце, князе Александре Борисовиче. В 1845 году из Пензенского Дворянского собрания сообщили, что Сердобины в Городищенском уезде не проживают. В 1899 году Сердобины были исключены из родословной дворянской книги Пензенской губернии, так как с 1850 года имений за ними нет, и они здесь не живут.
При многочисленности внебрачных детей, только двум ветвям князь Александр Борисович «даёт» дворянство и фамилию. При этом одни становятся Вревскими — по названию речки Врев в псковских имениях Куракиных; другие — Сердобиными, по названию речки в саратовских княжеских владениях. Видимо, именно поэтому по смерти барона Сердобина, происшедшей в Надеждине, князь Александр Борисович приказал и похоронить его там же. Это ещё раз показывает значение этой усадьбы для князя и его отношение к ней, как и к своему воспитаннику-сыну А. Н. Сердобину.
Летом 1816 г. барон Александр Николаевич Сердобин был похоронен в склепе ещё неотделанной и неосвящённой Никольской кладбищенской церкви. Самого князя Александра Борисовича в это время в имении не было. Барону Сердобину было 34 года, и умер он, скорее всего, от болезни. Сохранилось свидетельство, что в апреле 1816 года его лечили в Надеждине «электрической машиной». В практике того времени это средство применяли для лечения отёков, грудной жабы (стенокардии), сосудистых и неврологических заболеваний.
Судьбы других Сердобиных (из справочника К. А. Губастова). Александр Николаевич-младший служил в Коллегии иностранных дел, потом в Павлоградском гусарском полку; с разрешения императора Николая I перешёл в бельгийское подданство, женился на графине Марии Луизе Луазон и жил близ Льежа. Михаил Николаевич (около 1803 — 1888; по другим сведениям, 16.08.1802 — не ранее 1851), младший брат Александра Николаевича, был псковским помещиком. Ещё один младший брат, Алексей Николаевич (? — 1834), служил переводчиком Азиатского департамента Министерства иностранных дел.
* * *
За считанные месяцы, прошедшие со дня освящения Никольского храма, он становится одним из мест паломничества.
Село Куракино находится в 18 км от районного города Сердобска с его замечательным пятиглавым собором во имя Архангела Михаила (1895-1905, арх. А. М. Салько, росписи 1909), недавно отреставрированным.
По дороге из Сердобска до Куракина, в 2,5 км от райцентра, располагается знаменитая Казанская Алексиево-Сергиевская пустынь в пос. Сазанье с его пещерным монастырём и целебным святым источником.
Храм открыт по будним дням с 9 до 13 час.,
по субботам и воскресеньям — с 9 до 15 час.
Л. В. Рассказова,
кандидат культурологии, главный хранитель
Объединения государственных литературно-мемориальных
музеев Пензенской области
ПРИМЕЧАНИЯ:
1 Восемнадцатый век: Исторический сборник, издаваемый по бумагам фамильного архива... кн. Ф. А. Куракиным/ Под ред. В. Н. Смольянинова. Т. 2. [М.], 1905. с. 143-144.
2 Там же. С. VI.
3 Ключевский В. О. Воспоминания о Н. И. Новикове и его времени.// Он же. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. М.: Правда, 1990. с. 384-385. Сам В. О. Ключевский был масоном. См.: Серков А. И. Русское масонство. 1731-2000 гг. Энциклопедический словарь. М.: РОССПЭН, 2001. с. 397.
4 Дружинин П. А. Неизвестные письма русских писателей князю А. Б. Куракину (1752-1818). М.: Трутень, 2002. с.393-394.
5 См. подробнее: Губастов К. А. Генеалогические сведения о русских дворянских родах, происшедших от внебрачных союзов. / Публ. и комм. Р. Г. Краскова. СПб, 2003.
6 Некоторые сведения см.: Дружинин П. А. Князь А. Б. Куракин. Опыт биографии // Он же. Неизвестные письма русских писателей князю А. Б. Куракину (1752-1818). М.: Трутень, 2002. с.7-76.
7 ГАПО, ф. 196, оп. 2, д. 2623.
8 Любимов С. В. Титулованные роды Российской империи./ Гос. публ. ист. б-ка России. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. с. 250.
9 Вигель Ф. Ф. Записки. Ч. 2. М., 1892. с. 15.
10 Восемнадцатый век: Исторический сборник, изд. по материалам фамильного архива … кн. Ф. А. Куракиным. Т. 2. [М.], 1905. с. 159.
11 Ср., например, сведения, приведённые в книге Е. П. Белохвостикова «Пензенские дворяне Кашкаровы. История рода», Пенза, 2010, с. 62, 67. Князь И. М. Долгоруков пишет об И. Ф. Кашкарове в 1813 году в «Журнале путешествия из Москвы в Нижний Новгород 1813 года» (глава «Широкоис»):
«Прибавим к тому, что он изувечен параличом. Худо ходит, более сидит, его водят под руки за стол и сажают, и поднимают с кресел; руки одне здоровы <…> К несчастью, он скоро после нас скончался. Електрическая машина поддерживала его недолго».
Согласно документам ГАПО, И. Ф. Кашкаров скончался 21 ноября 1813 года 58-ми лет от роду, «пухотою». (ГАПО, ф.182, оп.6, д.46, л. 428). В начале 20-го века электромашиной лечили базедову болезнь, заболевание щитовидной железы (см.: Семёнов-Тян-Шанский В. П. То, что прошло. Т. 1. 1870-1917. М.: Новый хронограф, 2009. с. 531).
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи