ВЕНЗЕЛЬ НА ФАСАДЕ
Этот дом, а точнее, его второй этаж, невольно приковывает к себе внимание своим декоративным великолепием. Может, это просто ничем не обусловленная фантазия архитектора, возможно, проникнутая глубоким смыслом зашифрованная история здания.
Венчается дом по самому центру аттиком, в котором помещена монограмма владельца дома — «АК», что должно означать «Андрей Карпов».
В 1882 году на торги была выставлена усадьба Александры Ивановны Четвериковой со всей обстановкой и с переводом долга. Купил ее богатейший лесопромышленник Пензы Андрей Федорович Карпов, статус которого в купеческой иерархии Пензы потребовал от его жилища соответствующей представительности, в связи с чем новый хозяин полностью обновил фасад здания, сделав его подчеркнуто богатым
Вензель с именем владельца держат в своих руках два старца с рыбьими хвостами. Они знаменуют собой родоначальников торгово-промышленной династии Карповых — братьев Федора и Михаила Ефремовичей, которые, занявшись сплавом леса по Суре, показали своим потомкам направление их будущей предпринимательской деятельности. С другой стороны — это сказочные обитатели водной стихии, хранители сплавляемых по реке плотов, обеспечивающие благополучную доставку леса в Пензу к пристани Карповых.
Над расположенным ниже сдвоенным окном, означающим дружную супружескую пару — Андрея Федоровича и Прасковью Васильевну Карповых, помещен страж их семейного благополучия — грозно оскалившийся и страшно вытаращивший глаза царь всех зверей — лев, держащий во рту лавровую гирлянду, символизирующую почет, благородство и долголетие: попробуй, отними!
Это, так сказать, условное изображение супружеской четы Карповых, а реально их портреты можно увидеть в Пензенской картинной галерее. Написал их в 1886 году академик живописи Иван Кузьмич Макаров, и, наверняка, в этом самом доме Карповых.
Если Андрей Федорович, имея лесопильные заводы в Пензенской, Симбирской и Нижегородской губерниях, был всецело поглощен предпринимательской деятельностью, то Прасковья Васильевна (урожденная Стрыгина) полностью посвятила себя воспитанию детей и благотворительности. На улице Рождественской, рядом с Духосошественской церковью, она содержала богадельню, которая так и называлась — Карповская богадельня. В 1895 году Прасковья Васильевна удостоилась благословения Святейшего синода за пожертвование 1500 рублей на строительство деревянного храма в Вышелее Городищенского уезда. Еще 600 рублей она пожертвовала на постройку гарнизонного храма в Пензе. На ее деньги золотили крест Спасского кафедрального собора. Благодетельница постоянно оказывала бедным жителям Пензы и крестьянам Городищенского уезда помощь деньгами и продуктами. И не случайно в последний путь в знак особого уважения ее пришли проводит вице-губернатор, городской голова, начальство от военного ведомства, а отпевание совершали 12 протоиереев.
Прасковья Васильевна Карпова была похоронена в 1896 году на Мироносицком кладбище в родовой усыпальнице, где за два года до того нашел упокоение ее супруг. Их дети Иван, Андрей и Алексей в память о родителях пожертвовали тысячу рублей на строящийся на этом кладбище новый Успенский храм.
Дом на улице Московской после кончины хозяев перешел к их старшему сыну Ивану Андреевичу, фактически возглавившему после смерти отца учрежденный еще в 1888 году Торговый дом «А. Ф. Карпов с сыновьями в Пензе». Он же продолжил и семейную благотворительную традицию: был попечителем Александринского приюта, городской Александровской богадельни, 2-го городского четырехклассного и двух начальных училищ. Скончался И. А. Карпов 7 июля 1910 года в Берлине. 13 июля его тело привезли в Пензу, и через день оно было погребено на Мироносицком кладбище рядом с родителями.
После этого дом на Московской унаследовали его сыновья от двух браков: Иван, Андрей, Михаил, Николай, Сергей, Борис — от Екатерины Михайловны Фалиной и Дмитрий, Владимир — от Алевтины Александровны Зарубиной. Восемь новых совладельцев — как раз по числу еще не обросших гривами львят, изображены над окнами дома в треугольных сандриках. Словно жизнь привела в соответствие непонятную вначале закономерность, отраженную в архитектуре здания.
Но самое неожиданное, на первый взгляд, в декоративном оформлении четырех других окон — это картуши, имитирующие геральдические изображения, которые более подходят для дворянских жилищ. Правда, эклектичная архитектура очень любила их использовать без всякого разбора, но здесь в них могла быть заложена и конкретная историческая данность, ведь до Четвериковой домом владел даже не просто дворянин, а занимавший пост нижнеломовского и наровчатского предводителя дворянства отставной майор Андрей Николаевич Арапов.
В 1855 году он купил эту усадьбу с расположенным на ней двухэтажным каменным домом, н через три года во время пожара, когда сгорела вся улица Московская, здание тоже пострадало. 18 марта 1859 года А. Н. Арапову был выдан проект на постройку каменного двухэтажного дома с 14 окнами. Столько окон он имеет и сейчас, только отделка здания сильно отличается от прежней
Портрет Андрея Николаевича Арапова, написанный Д. И. Антонелли также представлен в нашей картинной галерее, на нем хозяин дома № 60 изображен в чине поручика лейб-гвардии Кавалергардского полка.
Как весьма состоятельные помещики, Андрей Николаевич и его супруга Елизавета Ивановна, урожденная Ниротморцева, проживая главным образом в своем имении в Андреевке Нижнеломовского уезда, могли позволить себе иметь в губернском центре не один, а даже два дома. Тот, в котором они останавливались, приезжая в Пензу, находится на углу улиц Богданова и Лермонтова. Сейчас его заново отстраивают из нового кирпича, поскольку старый кирпич от времени стал рассыпаться.
Дом внизу Московской, располагавшийся недалеко от Базарной площади, был необходим Араповым, по-видимому, из хозяйственных соображений как место привоза на продажу продукции из своего имения
А вот как часто Араповы бывали в своем нижнем доме, трудно сказать, ведь кроме момента покупки усадьбы им там вроде бы и нечего было делать. Да еще во время продажи дома, которая произошла в 1873 году, незадолго до трагической гибели на охоте Андрея Николаевича Арапова, случившейся 11 мая 1874 года.
Тем не менее факт владения домом дает нам повод поговорить и о них самих. И тут открываются совершенно удивительные связи, соединяющие, казалось бы, несоединимое, увязывающие между собой представителей совершенно разных слоев общества, может быть, в жизни своей друг друга и не знавших или, во всяком случае, не общавшихся.
В нашей картинной галерее хранится портрет, на котором изображены Ольга и Варвара Араповы, дочери владельца дома Андрея Николаевича Арапова. У него еще были и сыновья — Иван и Николай, женатые на дочерях Натальи Николаевны Пушкиной от ее второго брака с Петром Петровичем Ланским — Александре и Елизавете. Чудный парный портрет двух девчушек Лизы и Наташи, дочерей Николая Андреевича и Елизаветы Петровны Араповых, мы также можем видеть в нашей картинной галерее. И оба эти портрета написал замечательный живописец Иван Кузьмич Макаров, который через какое-то время напишет и портреты супружеской четы Карповых, владельцев того ж самого дома.
Посмотрев новым взглядом на декоративное оформление дома, мы теперь понимаем, что включенные в него, казалось бы, случайно элементы как нельзя лучше отражают многогранную биографию этого здания
Александр ДВОРЖАНСКИЙ.
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи