В названии этого музыкального произведения изначально было наименование воинской части, чья история началась на пензенской земле — «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии». Но с течением времени произошла его трансформация и теперь оно звучит кратко — «На сопках Маньчжурии».
Этот вальс И. А. Шатрова имеет много поэтических вариантов для своей музыкальной основы. В представленном выше используются слова, написанные А. Машистовым.
Для ознакомления с содержанием материала необходимо навести курсор на одну из кнопок и нажать на нее
↓ ↓
Мокшанский полк 19 января 1878 года в ходе реформы российской армии было сформировано 44 резервных пехотных батальона. В Пензе формируется 59-й резервный пехотный батальон (командир полковник К. М. Акимфов) на базе кадра, отчисленного от Рязанского местного батальона. В 1891 году батальон получает наименование Мокшанского (по месту расквартирования одной из рот). 26 декабря 1899 года он переименовывается в 214-й пехотный резервный Мокшанский батальон (командир полковник Николай Гаврилович Пироцкий). Город Мокшан, основанный в 1679 году, расположен в 40 верстах от Пензы на сторожевой засечной черте, где горожане с оружием в руках защищали Родину от грабительских набегов степных кочевников. На гербе города изображались «в красном поле два бердыша, древние воинские оружия, в знак того, что обыватели сего города суть старых служб служилые люди». Мокшанцы имели свои традиции, знамя, хор музыки (оркестр). Ежегодно 21 мая они отмечали праздник части. В 1900 году выделенные на празднование этого события деньги мокшанцы передали на создание музея и памятника А. В. Суворову — в том году исполнялось 100 лет со дня смерти блестящего полководца. Оркестр батальона (капельмейстер В. Л. Кретович) принял участие в концерте духовых оркестров частей Пензы, половина сбора также пошла в Суворовский фонд. 26 ноября 1900 года, в день кавалерского праздника ордена Святого Георгия Победоносца, когда по всей стране проходили парады войск и Георгиевских кавалеров, в Пензе состоялся парад при хорах музыки с вынесенными знаменами. Командовал парадом новый, четвертый по счету командир Мокшанского батальона полковник Павел Петрович Побыванец, участник русско-турецкой войны, за отличие в боях в Закавказье награжденный боевыми орденами и золотым оружием. В начале XX века обострилась обстановка на Дальнем Востоке. Впереди была русско-японская война. 24 ноября 1901 года Мокшанский батальон навсегда покинул Финогеевские казармы в Пензе и передислоцировался в Златоуст. 1 февраля 1902 года командовавший 54-й резервной бригадой полковник Семененко сообщил командиру 214-го Мокшанского батальона Побыванцу о предполагаемом переформировании батальона в двухбатальонный полк (1). Весной 1903 года к шести ротам добавили еще две, с тем чтобы батальон можно было обратить в полк двухбатальонного состава, и сформировали отдельное подразделение Мокшанского батальона в Екатеринбурге (5-8-я роты) под командованием подполковника Алексея Петровича Семенова. Началась русско-японская война. 27 мая 1904 года было объявлено военное положение и «приведение в усиленный состав» резервных частей в Казанском, Московском и Киевском военных округах. 8 июня Мокшанский резервный батальон развернулся в два полевых пехотных полка: 214-й Мокшанский в Златоусте и 282-й Черноярский в Екатеринбурге (из отдельного подразделения 214-го батальона). В Мокшанском полку числились: 6 штаб-офицеров, 43 обер-офицера, 391 унтер-офицер, 3463 рядовых, 11 конных ординарцев и 61 музыкант (2). 30 июня для торжественных проводов воинов на фронт в Златоуст прибыл государь император. Многие мокшанцы получили памятные подарки. Полковнику Побыванцу была вручена прекрасная боевая шашка. Полк шестью эшелонами выступил из города и 31 июля прибыл в Мукден, а 14 августа занял позиции на левом фланге русской армии под Ляояном на Далинском перевале, который успешно оборонял во все время ляоянских боев (3). 26 сентября мокшанцы участвовали в наступлении на Бенсиху, но особенно они отличились в боях под Мукденом, где более 10 дней, упорно обороняясь и яростно контратакуя, полк удерживал позиции у железной дороги, не давая японцам окружить русскую армию. Тяжело контуженный полковник оставался в строю и в наиболее трудные минуты командовал: «Знамя вперед! Оркестр вперед!». Под звуки оркестра с громовым «Ура!» мокшанцы бросались за 56-летним командиром в штыковую и отбивали атаки врага. Оркестры (хоры музыки) в русской армии были издавна неизменной частью ее организационной структуры, создавая необходимый психологический настрой в боях, походах, на смотрах. А. В. Суворов утверждал, что «музыка удваивает, утраивает армию».
27 февраля 1905 года под Мукденом полк прикрывал отход артиллерии и последних обозов 22-й дивизии, затем сам оставил старые позиции. При отступлении «шимозой» (4) был тяжело ранен в правое бедро полковник Побыванец (5). Бросившимся к нему солдатам он приказал: «Сначала подберите раненых солдат...». Его вынесли последним. На перевязочном пункте, напрягая последние силы, командир попросил принести знамя полка. Скончался он в санитарном поезде у станции Гунжулин. 25 мая 1905 года Златоуст с воинскими почестями проводил героя Павла Петровича Побыванца в последний путь (6). Кончилась война, мокшанцев осталось едва 700 человек. Вновь к ним присоединили черноярцев. В январе 1906 года отправили на родину первых запасных. Мокшанский полк вернулся в Златоуст 8 мая 1906 года. За героизм в боях воины-мокшанцы были представлены к наградам и знакам отличия: нагрудным — для офицеров, на головные уборы — для нижних чинов с надписью «За отличие в русско-японской войне 1904-1905 гг.» (7). 21 мая, в день традиционного полкового праздника мокшанцев, златоустовцы с интересом наблюдали яркую картину парада прославленного полка, шедшего под пробитыми пулями и осколками знаменами Мокшанского и Черноярского полков. Высоко оценено было мастерство полкового оркестра (8). Оркестранты всегда вместе с воинами шли на врага, своим мастерством и мужеством вдохновляли солдат. Даже когда оркестру не разрешалось участвовать в боях, они нередко добровольно бросались в самое пекло сражения, оказывали помощь раненым, вынося их из-под огня. Овеянные боевой славой, военные оркестры в мирное время играли в городских садах, на гуляниях и были незаменимыми пропагандистами лучших музыкальных произведений в самых глухих местах страны. Да и сами военные дирижеры нередко сочиняли прекрасные мелодии, популярные до сих пор. Таковы марши С. Чернецкого, «Прощание славянки» В. Агапкина, вальс «Амурские волны» М. Кюса и др. С началом мировой войны в 1914 году полк вновь сформировали. 17 июля в Адмиралтейской слободе под Казанью 306-му Мокшанскому пехотному полку было вручено знамя 214-го Мокшанского. Мокшанцы участвовали в Варшавско-Ивангородской операции 1914 года, в боях на владимир-волынском направлении в 1916 году, на реке Стырь, у крепости Ковно. Всюду они до конца были верны своему долгу. В марте 1918 года полк расформировали (9). Но громкую славу Мокшанскому полку принесли не «златоустовская бойня» и даже не боевые подвиги, а сочиненный в 1906 году капельмейстером полка И. А. Шатровым вальс «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии». В послевоенные годы об этом много писалось в нашей прессе (известно около сотни публикаций, к сожалению, в большинстве своем они бедны подлинными фактами и изобилуют домыслами). О популярности вальса «На сопках Маньчжурии» говорят такие факты. К 1911 году О. Ф. Кнауб (ему Шатров предоставил монопольное право) переиздал ноты 82 раза (10), а фирма «Зонофон» только за первую половину декабря 1910 года продала 15 тыс. пластинок. С установлением Советской власти вальс стал трактоваться как символ царизма, белогвардейщины и практически не исполнялся. В 1943 году джаз-оркестр (тогда Государственный джаз РСФСР) под управлением Л. О. Утесова в патриотическом попурри использовал мотив «Сопок». В 1945 году накануне войны с Японией вальс запел И. С. Козловский. Автор знаменитого вальса Илья Алексеевич Шатров (1879-1952) родился в небогатой купеческой семье в г. Землянске Воронежской губернии. Рано осиротев, Илюша воспитывался дядей Михаилом Михайловичем, который, будучи сам музыкально одаренным, научил азам музыки племянника. К слову, его дочь Елена Михайловна Шатрова-Фафинова впоследствии пела на сцене Большого театра в Москве. Окончив уездное училище, Илья попадает во взвод трубачей лейб-гвардии Гродненского гусарского полка в Варшаве. В 1900 году он окончил курсы капельмейстеров при Варшавском музыкальном институте, затем несколько месяцев жил в родном Землянске без работы. Видимо, не без содействия бывшего его полкового командира генерала О. Я. Зандера, ставшего в 1902 году начальником штаба Казанского военного округа, в марте 1903 года Шатров получил должность вольнонаемного капельмейстера Мокшанского полка в Златоусте. С этим полком он прошел путь до первого расформирования полка в 1910 году. В 1904 году Мокшанский полк входил в состав 1-й Маньчжурской армии. Приказом ее командующего № 273 от 2 апреля 1905 года «за отлично-усердную службу при военной обстановке... серебряной медалью с надписью «За усердие» для ношения на груди на Анненской ленте ...» был награжден «214-го пехотного Мокшанского полка вольнонаемный капельмейстер Шатров». Зимой 1905 года Мокшанский полк был уже в составе 3-й Маньчжурской армии, и приказом ее командующего № 429 от 24 октября 1905 года Шатров вновь награждается серебряной медалью «за отлично-усердную службу и особые труды». В России существовала «постепенность» награждения, то есть строгая последовательность от низших наград к высшим. При этом дважды одну и ту же награду не вручали. Орденами награждались только чиновные, в том числе и офицеры. Нечиновным и нижним чинам армии предназначались медали. Нарушение устранили новым приказом № 465 – о замене серебряной медали вторично награжденному ею военному капельмейстеру 214-го пехотного Мокшанского полка Шатрову золотой медалью. Пока длилась эта волокита, Шатров получил первый чин коллежского регистратора, и теперь ему полагался низший орден, а не медаль. Последовал приказ № 544 от 20 января 1906 года: «Капельмейстера 214-го Мокшанского полка Илью Шатрова взамен пожалованной... золотой медали с надписью «За усердие» для ношения на груди на Станиславский ленте... награждаю за разновременные отличия против японцев орденом Святого Станислава 3-й степени с мечами». Кстати, предшественник Шатрова Вячеслав Кретович, воевавший в Маньчжурии капельмейстером 283-го Бугульминского полка, имея также чин коллежского регистратора, был награжден орденом Станислава 3-й степени с мечами с той же формулировкой (11). И. А. Шатров, увлеченный в свое время юной купеческой дочерью Шурой Шихобаловой, написал еще один популярный вальс «Дачные грезы». После ее смерти в 1907 году он женился на матери невесты вдове Е. П. Шихобаловой. Тогда и прозвучала его «лебединая песня» — последнее сочинение «Осень настала». Некоторые авторы, ссылаясь на воспоминания самого Шатрова, писали об обыске у него и каком-то жандармском преследовании, однако И. А. Шатров был далек от революционной деятельности. А вот его сестра Анна и брат Федор были связаны с воронежскими революционерами, печатали и распространяли нелегальную литературу, за что в 1906 году были арестованы. Дядя Михаил усиленно откупался, чтобы «замять дело». Илья Алексеевич, получив крупный гонорар за вальс «На сопках Маньчжурии», часть денег переслал дяде, существенно поддержав семью в трудную минуту. Это и могло привлечь внимание жандармов к композитору. В 1918 году купец И. А. Шатров бежал от революции в Сибирь. В Новониколаевске (Новосибирск) он тяжело заболел тифом, а когда выздоровел, в городе были красные. Шатрова мобилизовали в Красную Армию. В 1938 году он был демобилизован по возрасту в звании техника-интенданта 1 ранга (12).
Вальс «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии» в исполнении Примечания 2 РГВИА, ф.ВУА, ед.хр.13332, л.60. 3 Там же, ф.ВУА, ед.хр.26470, л.38. 4 «Шимоза» — японский снаряд типа шрапнели. 5 РГВИА, ф.ВУА, ед.хр.13342; Иллюстрированная летопись русско-японской войны. Вып.15. — 1905. — С.41. 6 Уфимские губернские ведомости. — 1905. — № 90, 120. 7 РГВИА, ф.487, ед.хр.946, л.120. 8 Уфимские губернские ведомости. — 1906. — № 115. — 1 июня. 9 РГВИА, ф.2915, оп.1, ед.хр.9, 81, 165. 10 См: Новости сезона. — 1911. — № 2301. 11 РГВИА, ф.ВУА, ед.хр.26470, 27775, 27781. 12 РГВА, ф.35550, оп.1, ед.хр.10, 55. Г. В. Еремин ________________________________________ Читать далее Как уже было сказано выше на музыку замечательного вальса Ильи Алексеевича Шатрова было написано много поэтических вариантов. Мы не ставили целью собрать здесь все. По нашему мнению представленные ниже наиболее яркие из имеющихся. Хотя, конечно, у каждого свое мнение на этот счет, не беремся спорить.
Вальс «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии» в исполнении Дмитрия Хворостовского. Певец исполняет вариант на стихи А. Машистова, который наиболее часто звучит с музыкальных подмостков. Ночь подошла, Здесь, под землёй То не залп с полей пролетел — Спите бойцы, Пусть погибли вы в боях с врагами, Мы пойдём навстречу новой жизни, Ночь подошла, Другой вариант исполняет Юлия Александровна Запольская.
Тихо вокруг. Белеют кресты — Плачет, плачет мать родная, Тихо вокруг, Пусть гаолян Плачет, плачет мать родная, Тихо вокруг, История вальса
на сопках Маньчжурии
В то время рабочие Златоустовского завода выступили против администрации. Они пришли к заводоуправлению, требовали улучшения условий работы и освобождения арестованных. 13 марта 1903 года по приказу уфимского губернатора. Н. М. Богдановича вызванные две роты мокшанцев открыли огонь по толпе рабочих. 45 человек было убито, около 100 — ранено. Эхо «златоустовской бойни» прокатилось по стране. По приговору боевой организации партии социалистов-революционеров рабочий Егор Дулебов 6 мая 1903 года убил губернатора Богдановича.
С самого рождения вальсу сопутствовал небывалый успех. В 1907 году начали издаваться ноты, а с 1910 года выходить грампластинки с записью вальса в исполнении главным образом военных оркестров. Затем его запели и певцы — к музыке стали сочинять различные варианты текста по вкусу исполнителей.
Длинное название вальса не умещалось в одну строчку на этикетке пластинки, и его «сократили». Так исчезло из названия имя легендарного полка, которому был посвящен вальс. Помогли забыть его и авторы текстов, зачастую не подозревавшие о существовании Мокшанского полка. Первые издания нот текста не имели, но для полноты картины содержали некоторые пояснения: «разговор осиротелых женщин», «разговор солдат», «стук колес» и др.
Весной 1945 года Шатров вновь зачислен в армию. Но в его личное дело, ныне хранящееся в Тамбовском горвоенкомате, были внесены изменения. Датой рождения указан не 1879, а 1885 год. В 1952 году Шатров скончался в звании гвардии майора и похоронен в Тамбове.
Центрального военного оркестра Министерства обороны РФ.
1 Российский государственный военно-исторический архив (далее: РГВИА), ф.ВУА, ед.хр.13047, ч.2.
Источник: Военно-исторический журнал, 1992, № 10, с. 83-85.
________________________________________
Подняться к началуВарианты вальса
Сумрак на землю лёг,
Тонут во мгле пустынные сопки,
Тучей закрыт восток.
Наши герои спят
Песню над ними ветер поёт
И звёзды на них глядят.
Это гром вдали прогремел.
И опять кругом всё спокойно,
Всё молчит в тишине ночной.
Спите спокойным сном.
Пусть вам приснятся нивы родные,
Отчий далёкий дом.
Подвиг ваш к борьбе нас зовёт!
Кровью народной омытое знамя
Мы понесём вперёд!
Сбросим бремя рабских оков!
И не забудут народ и Отчизна
Доблесть своих сынов!
Лишь гаолян шумит.
Спите, герои, память о вас
Родина-мать хранит.
Сопки покрыты мглой.
Вот из-за туч блеснула луна,
Могилы хранят покой.
Это герои спят.
Прошлого тени кружатся вновь,
О жертвах боёв твердят.
Плачет молодая жена,
Плачут все, как один человек,
Злой рок и судьбу кляня.
Ветер туман унёс,
На сопках манчжурских воины спят
И русских не слышат слёз.
Вам навевает сны,
Спите, герои русской земли,
Отчизны родной сыны.
Плачет молодая жена,
Плачут все, как один человек,
Злой рок и судьбу кляня.
Ветер туман унёс,
На сопках манчжурских воины спят
И русских не слышат слёз.
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи