Печать
Рейтинг:   / 3
ПлохоОтлично 

 

Большинство песен, ставших народными, нередко утрачивают своих авторов. Зачастую очень сложно установить потом, кто написал стихи или мелодию того или иного произведения. Такой случай произошел и с песней «Памяти «Варяга» (Наверх, о товарищи, все по местам!..).

Долгое время считалось, что автор ее мелодии неизвестен. И это при том, что были известны имена людей, написавших стихотворную основу этого музыкального произведения — австрийский поэт Рудольф Грейнц, автор стихотворения «Der Warjag», и Е. М. Студенская, сделавшая его перевод.

В конце пятидесятых годов прошлого века в целях восстановления справедливости — признания авторства мелодии песни «Памяти «Варяга» за А. С. Турищевым — пензенский архивист и краевед В. А. Мочалов встретился с этим известным в городе Пензе деятелем музыкальной культуры. Алексей Сергеевич написал записку об истории написания им песни о «Варяге», которую передал историку.

В 1963 году материалы «К истории создания песни о героях «Варяга» были опубликованы В. А. Мочаловым в пензенских «Краеведческих записках», выпуск 1. В этой же публикации были также напечатаны и письма Александра Вячеславовича Шилова, музыковеда, в которых их автор высказывал мнение о том, что Турищев мог быть автором мелодии песни о «Варяге»:

«Возможно, что Ваш земляк — действительно автор знаме­нитой песни».

Эта мысль прозвучала в его письме от 23 февраля 1959 года. А в своей брошюре «Неизвестные авторы известных песен», изданной в 1961 году, А. В. Шилов повторяет ту же мысль, выражая ее более уверенно:

«По некоторым данным мелодия песни принадлежит музыканту 12-го гренадерского Астраханского полка Алексею Сергеевичу Турищеву, принимавшему участие в торжественной встрече героев «Варяга» и «Корейца» в Москве. Частичным подтверждением авторства Турищева может служить светлый, бодрый характер марша, не отвечающий трагическому содержанию текста, но вполне соответствующий торжественности момента встречи героев».

С тех пор прошло более пятидесяти лет, и за это время вопрос об авторстве был снят. Уже давно признано, что Алексей Сергеевич Турищевавтор мелодии песни «Памяти «Варяга» («Наверх, о товарищи, все по местам»).

Настоящая публикация представляет уникальную информацию — записку об истории создания песни «Памяти «Варяга», написанную самим А. С. Турищевым, его биографию, а также письма А. В. Шилова, в которых известный музыковед делится своими мыслями относительно мелодии песни и ее истоках.

Размещенные материалы приводятся по тексту первого выпуска «Краеведческих записок», выпущенных Пензенским книжным издательством в 1963 году.

 

Кадры из художественного фильма «Крейсер «Варяг» (СССР, 1946)
в сопровождении песни «Памяти «Варяга», исполняемой хором «Валаам».

 

 

     К ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ

     ПЕСНИ О ГЕРОЯХ «ВАРЯГА»

 

В начале 1959 года у меня состоялась беседа с одним из старейших музыкантов Пензы Алексеем Сергеевичем Турище­вым.

«Недавно,— говорил он, — по радио поведали историю создания песни о «Варяге», но автор мелодии остался неиз­вестным. Я хочу помочь установить имя композитора».

Алексей Сергеевич рассказал о том, как, готовясь к встре­че героев «Варяга», он написал песню-марш на слова, которые ему были переданы капельмейстером оркестра, как эта песня стала народной.

История, поведанная А. С. Турищевым, известна старей­шим музыкальным работникам Пензы, ученикам Турищева. Только отсутствие прямых документов об авторстве не позво­ляло Турищеву своевременно информировать об этом общест­венность. Композиторской деятельностью А. С. Турищев зани­мался и в дальнейшем. Им написаны марши, танцы и отдель­ные хоровые произведения (1).

Выслушав рассказ старого музыканта, я попросил его на­писать воспоминания об истории создания песни, которые пуб­ликуются ниже. Всесоюзное радио помогло установить связь с музыковедом А. В. Шиловым, который проверил указанные А. С. Турищевым факты (2).

Несмотря на то, что авторство Турищева подтвердить не удалось, публикуемые материалы интересны музыковедам и могут побудить их к дальнейшим поискам.

В. Мочалов.

 

Воспоминания А,С.Турищева

 

     ВОСПОМИНАНИЯ А. С. ТУРИЩЕВА
     ОБ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ
     ПЕСНИ О ГЕРОЯХ «ВАРЯГА»

 

 

22 апреля 1959 г.

turischchev-a-s-2Алексей Сергеевич ТУРИЩЕВ (1888-1962), музыкант, автор мелодии песни «Памяти «Варяга» («Наверх вы, товарищи, все по местам»). Кадр из документального фильма «Знамя и оркестр, вперед!»Летом 190... г. (3) капельмейстер 12-го гренадерского полка Шретер Христиан Мартынович дал мне слова о гибели «Варя­га» и я написал песню — «Наверх вы, товарищи, все по ме­стам». Эту песню я оркестровал на духовой оркестр и раз­учил с хором и оркестром. Оркестр был в составе 80 человек. Я разделил оркестр: часть музыкантов пели, а часть играли. К хору были дополнены лучшие запевалы по 3-4 человека от роты, и, таким образом, был хор примерно в 100 человек, оркестр — в 40 человек.

Исполнялась песня с оркестром на перроне Курского вок­зала при встрече героев с «Корейца» и «Варяга», второй раз — на торжественном обеде в Спасских казармах (около Су­харевой башни).

Я к этому времени был солист-кларнетист, воспитанник 12-го гренадерского Астраханского полка, и уже был заме­стителем капельмейстера, несмотря на мою молодость, и ди­рижировал хором и оркестром при встрече героев «Корейца» и «Варяга».

Запевалы из рот были распущены по ротам и разучили эту песню в ротах. В Спасских казармах, кроме 12-го грена­дерского полка, стоял 2-й гренадерский Ростовский полк — эта песня перешла в роты Ростовского полка, а потом ее стали петь и остальные полки Московского гарнизона.

Солдаты, уходя в запас, распространили эту песню среди народа. Таким образом, песня стала народной, а истоки этой песни идут от меня, как автора этой песни. К этому времени я уже учился в Московской консерватории и занимался не­большой композицией — писал песенки, военные марши, валь­сы и др.

После отбытия срока воспитанником оркестра 12-го гре­надерского полка, я отбывал воинскую повинность в этом полку.

По отбытии воинской повинности вольноопределяющимся 1-го разряда (один год) я был назначен в Пензу капельмей­стером оркестра 177 пехотного Изборского полка, здесь же в Пензе я был около 50 лет директором музыкального учили­ща, и сейчас я пенсионер.

22/IV—59 г.

А. Турищев.

 

Встреча на перроне Курского вокзала и торжественный обед были засняты кинооператорами и первый раз были де­монстрированы летом на открытой суше в саду «Аквариум».

А. Турищев.

 

Биография А.С.Турищева

 

     БИОГРАФИЯ А. С. ТУРИЩЕВА

 

Алексей Сергеевич Турищев родился 1(14) марта 1888 г. в городе Калуге, в семье рабочего. В 1890 г. Турищевы пе­реехали в Москву. Начальное образование А. С. Турищев по­лучил в школе повышенного типа в с. Преображенском. В се­мье было 13 детей. Материальные трудности и склонность мальчика к музыке побудили родителей отдать его в 1900 г. на воспитание в 12-й Астраханский гренадерский полк, стоявший в Спасских казармах.

Капельмейстер оркестра X. М. Шретер заметил способно­сти воспитанника. В 1902 г. А. С. Турищев поступает в Мос­ковскую консерваторию, которую окончил в 1910 г. по классу кларнета. В это же время начинается педагогическая деятель­ность Турищева. С 1906 по 1911 гг. он преподает музыку во 2-й и 4-й московских гимназиях.

С 1910 г. Алексей Сергеевич отбывал воинскую повин­ность вольноопределяющимся 1-го разряда в том же полку, где ранее был воспитанником.

В 1912 г. Турищев назначается капельмейстером 177 Из­борского пехотного полка в Пензе. В 1912-1914 гг. он рабо­тал преподавателем местного музыкального училища.

Первую мировую войну А. С. Турищев проводит вместе с полком на фронте.

После победы Великого Октября Алексей Сергеевич вме­сте с оркестром служит в первых частях Красной Армии. В 1918 г. Турищев возвращается в Пензу, служит капельмейсте­ром оркестра Красной Гвардии, позднее — 1 Пензенского Советского полка, вместе с которым принимал участие в боях на Восточном фронте под Симбирском и Самарой.

В конце 1918 г. Турищев отзывается в Пензу для работы в Народной консер­ватории и в музыкальном училище. С 1918 г. по 1957 г. А. С. Турищев работает почти беспрерывно преподавателем, заве­дующим учебной частью и директором музыкального учи­лища.

«История отделения духовых инструментов (флейта, кларнет, фагот, труба) связана с деятельностью А. С. Турищева, который в 1912 году. Пришел в училище и стал вести класс кларнета. Он почти 40 лет, начиная с Народной консерватории, проработал здесь, был преподавателем, заведующим учебной частью и директором (перерыв случился в 1938 году, когда Алексей Сергеевич 9 месяцев служил в Сталинграде капельмейстером 93-го Донского стрелкового полка). Старей­ший музыкант часто выступал с сольными концертами, воз­главлял духовой оркестр в парке культуры и отдыха имени В. Г. Белинского, избирался депутатом районного и городско­го Советов трудящихся. Алексей Сергеевич, был награжден значком «Ударник первой пятилетки», много сил отдавал вос­питанию самодеятельных коллективов, культурному обслу­живанию горожан. «Вел он класс духовых инструментов с большим знанием дела, — вспоминала позже Е. П. Черняк. — Мягкий, дипломатичный, он ладил со всеми и многого до­бился, будучи на этом посту (директора — О. Савин). Его работа была как-то незаметна, но училище при нем процветало. И в нем царил мир. Умер он тоже глубоким стариком, отдав всю свою жизнь училищу» (4).

В 1936 г. Алексей Сергеевич 9 месяцев служил капельмейстером 93-го стрелкового Донского полка.

А. С. Турищев принимал активное участие в общественной и музыкальной жизни области, много сил отдавал воспита­нию самодеятельных музыкальных коллективов, культурному обслуживанию населения, чем заслужил уважение и признательность трудящихся области.

Скончался А. С. Турищев 16 февраля 1962 года.

 

Письма А. В. Шилова

 

СООБЩЕНИЕ ГЛАВНОЙ РЕДАКЦИИ
МУЗЫКАЛЬНОГО РАДИОВЕЩАНИЯ
ОБ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ ПЕСНИ О «ВАРЯГЕ»


10 февраля 1959 г.

По изысканиям т. Шилова, текст песни «Наверх вы, това­рищи», написан немецким поэтом Рудольфом Грейнцем. Рус­ский перевод сделан Е. Студенской, который. был напечатан в русском «Новом журнале иностранной литературы».

Мелодия песни народная.

Отв. редактор И. Хубова.

 

ПИСЬМА А. В. ШИЛОВА

 

I

Москва, 23 фев. — 59 г.

Благодарю Вас за письмо. В моей заметке об истории песни «Наверх вы, товарищи...» («Советская музыка», 1956, № 6) сказано, главным образом, о происхождении текста пес­ни. О мелодии мне известно очень мало.

В одном из старых изданий «Варяга» автором мелодии назван И. Н. Яковлев, в другом — И. М. Корносевич. В обеих случаях мелодия одинаковая, ныне общеизвестная. Она соткана из музыкальных фраз русских песен, бытовавших в на­чале нашего века.

Так, первая фраза «Варяга» (соответствующая первой строке текста) родственна фразе «...Порой изнывали вы б тюрьмах сырых...» (из песни «Вы жертвою пали»); вторая фраза — почти точная цитата из «Кочегара» — «...и волны бу­шуют вдали...», которая, в свою очередь ведет свое начало от фразы «...осенняя ночка темна...» (из песни «Слушай»).

Вторая половина куплета интонационно перекликается с мелодией солдатской песни «Ах, не вейтесь вы, черные кудри», которая происходит от еще более старой песни начала прошлого века «Братцы, грудью послужите».

Таким образом, каждая мелодическая фраза «Варяга» оказывается в какой-то степени знакомой широким массам русского народа. Такой метод сочинения бывает не столько у композиторов, сколько у профессиональных музыкантов-дири­жеров, концертмейстеров, хоровиков, в музыкальной памяти которых хранится тысячи мелодий. При удачной комбинации этих популярных попевок иной раз рождается новая хорошая песня.

Возможно, что Ваш земляк — действительно автор знаме­нитой песни. Поэтому убедительно прошу Вас обстоятельно побеседовать с этим пензенским музыкантом. Может быть, в результате Вашей беседы удастся найти автора народной песни.

В ожидании Вашего ответа с дружеским приветом А. Шилов.

 

II.

Москва, 12.07.59 г.

Сделаны первые шаги на пути уточнения сообщенных Вами сведений. Действительно, 15 апреля 1904 года москвичи торжественно встретили на Курском вокзале героев «Варяга» и проводили их на праздничный обед в Спасских казармах; действительно, в этой встрече приняли участие оркестры Аст­раханского и Ростовского полков. Но в подробных репорта­жах, опубликованных в двух главных московских газетах того времени, нет ни слова об интересующей нас песне.

Таким образом, мы с вами имеем пока только косвенное подтверждение авторства А. С. Турищева.

Есть и еще одно косвенное доказательство: торжественный, гимнический характер мелодии на текст трагического содержания песни мог бы быть написан только к празднично­му дню встречи героев: не печальной же песней, вроде «Пле­щут холодные волны», надо было встретить дорогих гостей!

Все это наводит меня на мысль о необходимости иметь на случай основные анкетные данные А. С. Турищева: год и место рождения, происхождение, образование (кроме извест­ного нам музыкального).

Сообщите, пожалуйста, эти сведения мне. Буду продол­жать поиски.

Уважающий Вас А. Шилов.

 

III.

 

Москва, 12.10.59 г.

Спасибо за интересный подарок (5).Думаю, что если каж­дый наш крупный город издаст книгу о своих музыкантах, то это будет хорошим материалом для истории русской музыки.

Просмотрел еще несколько газет, где есть сообщения о встрече героев Чемульпо в Москве.

В каждой газете даны очень подробные репортажи, но нигде нет даже намека на песню. Остается съездить в Под­московье, где находится архив кинодокументов. Может быть, там найдется что-нибудь. Однако фильмы тогда были не звуковые. Если сохранился какой-либо кадр, где заснят ор­кестр, то определить, что они играют, едва ли будет возможно.

Больше всего меня смущает то, что А. С. Турищеву в 1904 году было всего лишь 16 лет!

С дружеским приветом А. Шилов.


 

     Примечания:

1 Из корреспонденции «Праздник годовщины диктатуры пролетариата в Пензе»:

...В начале двенадцатого ч(часа) открывается торжество новым гимном «Красноармейская звезда» с фанфарами соч(инения) Турищева…

Газета «Молот», № 172, 8 ноября 1918 г.

Источник: Краеведческие записки. Выпуск 1. П., Пензенское книжное издательство, 1963, с. 184-185.

 

2 А. В. Шилов использовал сообщенные Турищевым сведения в бро­шюре «Неизвестные авторы известных песен». Всероссийское хоровое общество, М., 1961.

 

3 Год встречи героев «Варяга» в Москве автор воспоминаний не припомнил.

 

4 О. Савин. Пенза музыкальная. П., 1994, с. 74

 

5 А. В. Шилову были посланы очерки Н. Крейера «Композиторы Пензы». Пензенское книжное издательство, 1959.

 

 ________________________________________
Источники: Краеведческие записки. Выпуск 1.
П., Пензенское книжное издательство, 1963, с. 168-173, 184-185.
А. В. Шилов. Неизвестные авторы известных песен.
М., Всероссийское хоровое общество, 1961 г., с. 25-42.
О. Савин. Пенза музыкальная. П., 1994, с. 74, 96, 265, 266.
Н. Крейер «Композиторы Пензы».
П., Пензенское книжное издательство, 1959.
________________________________________

 

 

По теме читать подробнее:
1. Гуркович В. Н. Тайны создания народной песни «Der Warjag»;
2. Таракановский Г. Г. Евгения Студенская — переводчик песни «Наверх, о товарищи, все по местам!».


 

 

Добавить комментарий


хостинг KOMTET