Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 

Мясников Г. В.

о Ю. Е. Котранском

в книге «Город-крепость Пенза»

…Основателем и первым строителем крепости был Юрий Ермолаевич Котранский, которому указом царя было «велено город строить». Биографические данные, которыми мы располагаем, не весьма богаты. Столе­тия отделяют нас от событий, которыми были озабоче­ны тогда наши далекие предки, не жалевшие сил для освоения необжитых мест, полные тревог и волнений за судьбу порученного дела.

Юрий Ермолаевич Котранский — выходец из Виленского воеводства. Об этом можно судить по содержа­щемуся в документах ЦГАДА сообщению, что у него с конца 1667 по март 1668 года гостил племянник Сте­фан Котранский, «воеводства Виленского шляхтич».

На русскуюслужбу, возможно,перешел в 1650-1652 годах, когда русским правительством, готовив­шимся к войне за Смоленск, проводился набор инозем­ных офицеров на воинскую службу. Первое упоминание о Котранском относится к 1660 году. В книге «Акты. Московского государства» (СПб., 1901, т. III) сообща­ется:

«Лета 7168-го (1660) июня в 22 день... Великий. Государь указал: быти на своей службе на Балахне на Юрьево место Котранского коломлетину Ивану Михай­ловичу сыну Яковцову».

Таким образом, в 1650 году Ю. Е. Котранский сдал обязанности воеводы Балахны. Трудно сказать, какие поручения русского правительства выполнял он с ию­ня 1660 до начала 1663 года. Но ясно одно: когда было принято решение о строительстве «нового города на Пензе», учли его опыт, знания и, конечно, как мы те­перь бы сказали, организаторские способности, умение сплотить людей, воодушевить их на преодоление трудно­стей, которые связаны с сооружением крепости на необ­житом, подвергаемом постоянной опасности набегов месте…

 

…Выполнив указание царя и передав Пензенскую кре­пость в ведение нового воеводы Елисея Протасьевича Лачинова, Ю. Е. Котранский получил новое назначе­ние. Возможно, что он некоторое время оставался в рас­поряжении приказа Большого дворца и исполнял там какую-то должность. 31 октября 1666 года его определи­ли воеводой в город Доброе Городище, входивший в Белгородскую оборонительную черту. Здесь Юрий Ермолаевич прослужил до конца своей жизни.

Судя по сохранившимся первоисточникам, Юрий Ермолаевич обладал твердым характером, острым умом и не особенно считался с указаниями старших начальни­ков, если их действия не отличались конкретностью и достаточной продуманностью, что вызвало ряд жалоб на него, отправленных царю. И дело, как это показыва­ет документ, с которым мне удалось познакомиться в Центральном государственном архиве древних актов, вовсе не в какой-то строптивости Котранского, а, ско­рее, в трезвой оценке обстановки, выдержке, умении понять, что требования вызваны не обстоятельствами защиты городов, куда просили направить служилых людей из Доброго Городища, а страхом и паникой не­которых воевод в обстановке, когда возникала угроза. В июле 1668 года на Белгородскую черту совершают нападение более 8 тысяч «воинских людей», в том числе «изменник Петрушка Дорошенко с черкасы». Козлов­ский воевода Андрей Щепотьев требует от Котранского присылки служилых людей, а когда получает отказ, жалуется в отписке царю:

«Да Юрья, государь, Котранский в отписке своей ко мне, холопу твоему, по тем вестям о сходе и во всем отказал и меня... холопа тво­его, лает и бесчестит...».

Распри возникли в 1670 году с новым воеводой Коз­лова Степаном Хрущевым в период восстания под во­дительством Степана Разина, о чем воевода жаловал­ся царю:

«...а ныне, Государь, о твоих Великого госуда­ря о великих делах я, холоп твой, преж всего о чем ни писал в Доброе Городище к Юрью Котранскому, и он, Юрья, ни в чем меня, холопа твоего, не слушает. И о том я, холоп твой, на нево, Юрья, писал к тебе, Вели­кому Государю, многожды...».

На жалобу Андрея Щепотьева последовал своеоб­разный ответ Юрия Котранского:

«Июля в 14 день пи­сал ты ко мне в Доброе Городище и прислал отписку с Козловскими вестовщиками... а в отписке твоей напи­сано, чтоб мне с служилыми людьми быть готову к то­бе в сход со всею службою тотчас не мешкая. И ты, господин, пишешь ко мне о том, не делом, не узнав се­бя и своей меры и не опамятовся ничем велишь мне быть к собе со всеми служилыми людьми в сход гото­вым, а мне, господин, город Доброе Городище покинуть неможно и в сход к тобе не буду потому что город Доб­рое Городище с добренцами служилыми людьми толь­ко вмочь держать, а у тебя, господин, козловцев слу­жилых людей против Доброго Городища есть в десять раз больше. И тобе, господин, мочно ко мне в Доброе козловцев служилых людей прислать в помочь и в сход как учну к тобе писать против Государеву указу и сколько мне будет служилых людей надобно...» (17)

Отписки докладывались царю. Но видимо, ценя за­слуги Котранского и понимая правомерность его дей­ствий, царь по поводу жалобы Андрея Щепотьева («лает и бесчестит») распорядился:

«Послать Государеву грамоту... велеть ему о таких делах впредь писать к боярину и воеводам боярину Гр. Гр. Ромодановскому...» (18), который ведал в то нелегкое время Белгород­ской чертой.

Умер Ю. Е. Котранский 1 марта 1672 года в Добром Городище (ныне с. Доброе — районный центр Липецкой области). В Центральном государственном архиве древ­них актов хранится дело, связанное с организацией по­хорон Котранского и передачей его имущества Ново­девичьему монастырю в Москве (19).

Знакомый нам по строительству Пензы оставшийся в звании подполковника иноземец Осип Иванов сын Зумеровский выступает душеприказчиком и организато­ром похорон Ю. Е. Котранского. Он «бил челом в раз­ряде», что «де Юрий Котранский ему Осипу знакомец и приятель и хлебояжец тому лет з двадцать и больше ...марта де в 1 числе он Юрий заболел лютою болезнью и не говорил и он де Осип в той ево Юрьеве болести велел священнику его исповедать и причастить, а родственников у него Юрья и знакомцев и иных стричь его Осипа никого нет...». Зумеровский просит государя, чтобы он «пожаловал бы ево Осипа велел животы Юрья Котранского переписать, чтоб ему Осипу в том не пострадать...».

Речь шла не только об имуществе на воеводском дворе. Зумеровский «слышал от Юрьевых людей Кот­ранского», что он «отослал к думному дьяку к Григорию Богданову денег со сто рублей, да хлеба з дести четей, да вина сто ведер...».

3 марта на дворе Юрия Котранского при иноземцах Осипе Зумеровском и Степане Речковском и при челядниках Котранского состоялась опись имущества («его животов»).

Из описи несложно понять, что Котранский был не только достаточно богатым, но и образованным челове­ком, хранил книги на русском и латинском языках, имел личный архив.

В длинном списке значится «денег шестьдесят пять рублев», всякого рода «ферези тафтяные толчне на белках», «ферези атласные красные на белках», «каф­таны польской суконный коричной на соболях», охобеи, зипуны, кафтаны, «шапка бархатная красная с соболем...», «сапоги красные сафьяновые», белье, простыни, 2 горки серебряные, 12 блюд белых и т. д.

Он был человеком, принявшим православную веру. На дворе в скрыне записано 4 образа окладных и 25 не окладных.

В составленной росписи имущества умершего зна­чатся «коробья», в которых хранятся книги «миней об­щих, октаих, дестамент, псалтырь учительная, полуус­тав, два часослова маленьких... требник Киевский боль­шой, да латинского письма больших и малых 30 книг...», имеются и «коробья с письмами со всякими...».

Последовало царское распоряжение:

«Марта 5 Ве­ликий Государь... указал Георгия Котранского тела погребсти в Новом Девичьем монастыре, а что после его осталось каких пожитков его, денег... и всякой рухляди и то все... отдать в тот монастырь игуменье с распискою; а ей в том душу его поминать и долги его платить...».

За организацию похорон «со двора Юрия Котранского Осипу Зумеровскому, да Степану Речковскому отдать денег 10 рублев, 2 скатерти, да холсту 8 аршин...».

Так вознагражден за хлопоты О. Зумеровсхий, под­линная подпись которого на немецком языке сохрани­лась под документом о передаче ему денег и «рухляди»...

Г. В. Мясников.

 ________________________________________
Источник: Мясников Г. В. «Город-крепость Пенза» — 2-е изд., доп. и перереаб. —
Саратов: Приволж. кн. изд-во (Пенз. отд-ние), 1989. — 232 с. — с. 94-95, 111-114.
 ________________________________________

 

 

 

Добавить комментарий


хостинг KOMTET