Данная статья была опубликована к 100-летию со дня открытия памятника М. Ю. Лермонтову в Пензе в 1992 году.
ПАМЯТНИК ПОЭТУ
В 1891 году исполнялось 50 лет со дня смерти Михаила Юрьевича Лермонтова. За год до этого в небольшом кружке почитателей его таланта возникла идея торжественно отметить юбилей поэта, установив ему в Пензе памятник. Зная, возможно, о неудавшейся попытке дворян Чембарского уезда еще в 1864 г. организовать Всероссийскую подписку на сооружение в Пензе памятника Лермонтову и о растянувшейся на 18 лет истории создания первого в России памятника поэту, открытого в 1889 г. в Пятигорске, в Пензе решили пойти по другому пути и, не афишируя столь широко свой замысел, попытаться обойтись собственными силами.
15 октября 1890 г. в зале Соединенного собрания, что располагалось на углу Дворянской и Никольской (ул. Красная, 60/ К. Маркса, 8), состоялся спектакль, сбор с которого положил начало фонду для проведения 50-летнего юбилея со дня смерти М. Ю. Лермонтова.
Учитывая, что знакомство с отдельными событиями культурной жизни прошлых лет как правило извлекает из забвения имена, интересные или сами по себе, или по их близости к людям более известным, дополняя тем самым биографии последних, не ограничимся упоминанием лишь самого факта проведения этого спектакля, а приведем рецензию на него, опубликованную в «Пензенских губернских ведомостях».
«Спектакль этот, состоявший из двух пиес: «Цепи» — драмы в 4-х действиях соч. князя А. Н. Сумбатова и монолога «В следующий раз» соч. Донкура, привлек многочисленную публику. Все ряды стульев были заняты, многим пришлось отказывать за неимением свободных мест, где бы можно было дать хоть подставной стул. Вообще как по сбору, так и по исполнению спектакль был весьма успешный. В драме особенно отличились мастерской игрой г-жа О. Г. Эренберг в роли Волынцевой и В. Ф. Мейергольд(Вера Федоровна, р. Штольц, — жена Артура Эмильевича, старшего брата Всеволода Эмильевича Мейерхольда. — А. Д.) в роли Ольги Гараниной. Г-жа Стапевич прекрасно провела роль Анфисы Андреевны Гараниной. Г-н Дубовицкий был положительно хорош в роли Георгия Дмитриевича Пропорьева, прожигателя жизни, наложившего «цепи» на Волынцеву и доведшего эту ветреную женщину до самоубийства. В объяснениях своих с Волынцевой, прошлое которой покрыто многими темными пятнами, Пропорьев в лице г. Дубовицкого был бесподобен. Прочие исполнители также старательно провели свои роли. После каждого акта публика щедро награждала исполнителей шумными аплодисментами. В заключение г-жа Мейергольд очень мило и живо исполнила монолог «В следующий раз». (ПГВ, 1890, №221, 17 октября, с. 3).
Хороший сбор со спектакля, составивший 257 руб., позволял надеяться, что подобные мероприятия помогут набрать необходимую сумму.
Заказ на изготовление бюста был сделан петербургскому скульптору Илье Яковлевичу Гинцбургу (1859-1939) — будущему академику, автору памятников А. С. Пушкину в Екатеринославе (Днепропетровске, 1901), Н. В. Гоголю в селе Большие Сорочинцы (1911), И. К. Айвазовскому в Феодосии (1914, 1930), надгробий В. В. Стасову (1908) и М. М. Антокольскому (1909) в Петербурге, памятников казненным в Шлиссельбургской крепости (1919), Г. В. Плеханову (1925) и Д. И. Менделееву (1932) в Ленинграде, а также множества бюстов и произведений мелкой пластики — статуэток.
Однако установка памятника в губернском центре, как оказалось, должна была санкционироваться самим императором, что делало вряд ли выполнимым решение открыть памятник Лермонтову в юбилейные чествования, даже с учетом их предполагаемого переноса с 15 июля (дня смерти) на 2 октября (день рождения).
По заведенному порядку пензенский губернатор А. А. Горяйнов 24 июня 1891 г. запросил Министерство внутренних дел о разрешении установить в Пензе в городском сквере памятник М. Ю. Лермонтову. На это Техническо-строительный комитет МВД 3 июля затребовал от него
«для предоставления на высочайшее благоусмотрение <...> полных чертежей предполагаемого к устройству монумента с планом места и с надписями, какие полагается на нем изобразить, а также согласия на это устройство Пензенской городской думы».
16 июля вопрос о постановке памятника Лермонтову рассматривался в думе и получил единогласное одобрение, а 23 августа необходимые материалы были направлены в Петербург.
Приближался юбилей, но ответ из столицы все не поступал, да и бюст еще не был готов. Поэтому в программу юбилейных чествований пришлось внести коррективы.
Празднование состоялось 2 октября и началось в 2 часа дня панихидой в кафедральном соборе, в которой принял участие соединенный хор певчих под управлением архиерейского регента А. В. Касторского. Торжественность момента подчеркивалась присутствием высокопоставленных лиц: вице-губернатора К. П. Перцова, губернского предводителя дворянства Д. К. Гевлича, председателя Пензенского окружного суда М. В. Клименко и председателя Саратовской судебной палаты Ф. Ф. Иванова. Здесь же в полном составе находились учащиеся 1-й мужской гимназии, отслужившей у себя панихиду по Лермонтову еще 16 августа.
После собора прошла панихида и во 2-й мужской гимназии, а также торжественный акт, где с биографией поэта выступил учитель русского языка В. Н. Шамраев, а ученики старших классов Кротков, Мейергольд (Всеволод Эмильевич) и Куланда прочитали его стихи.
Затем в зале Дворянского собрания состоялся Лермонтовский вечер, чистая выручка с которого составила 301 руб. 75 коп. Программа вечера, опубликованная накануне в «Пензенских губернских ведомостях» (1891, № 209, 29 сентября, с. 3), обещала быть следующей:
«I-е отделение:
1) «Памяти Лермонтова» перед бюстом поэта* прочтет В. М. Мануйлов,
2) сцена из оперы «Демон», муз. Рубинштейна, исп. А. М. Панчулидзева,
3) «На смерть Пушкина», стихотворение Лермонтова, прочтет М. А. Красовская-Мокур,
4) «На севере диком», муз. Даргомыжского, исп. хор А. В. Касторского.
II-е отделение:
1) живая картина — сюжет из стихотворения «Хаджи-Абрек» Лермонтова, исполнят М. А. Красовская-Мокур и П. И. Дубовицкий,
2) «По небу полуночи» и «Горные вершины», муз. Рубинштейна, исполнят А. М. Панчулидзева и А. И. Панафутина,
3) сцена из драмы «Маскарад», исполнят О. Г. Эренберг и В. М. Мануйлов и
4) «Ноченька темная» из оперы «Демон», исполнит хор А. В. Касторского».
Концерт должен был закончиться танцевальным вечером».
Высочайшее соизволение на установку в Пензе памятника Лермонтову было дано
28 ноября 1891 г., а лишь в апреле следующего года «Пензенские губернские ведомости» сообщили, что все части памятника получены. К этому времени было собрано на его сооружение 909 руб. 75 коп.
Здесь следует подробнее остановиться на источниках поступления средств, поскольку имеющиеся публикации о памятнике Лермонтову дают довольно-таки негативную оценку позиции, занятой в этом вопросе как представителями государственной власти, так и органом общественного самоуправления — думой, на которой лежала обязанность развития городского хозяйства и благоустройства города.
Конъюнктурный подход, выражающийся в принижении всего положительного, что исходило от представителей правящих классов в дореволюционной России, вообще был характерен для советской исторической науки. Поэтому ничего удивительного и нет в том, что, к примеру, в статье П. Максяшева «Первые памятники поэту» («Пензенская правда», 1964, 21 июля) именно таким образом и расставлены акценты и, в частности, подчеркивается, что правящие круги не дали санкции даже на проведение местной подписки для сбора средств на сооружение памятника Лермонтову в Пензе. Хотя никакого особого разрешения на это и не требовалось: уж если одобрено само мероприятие, то никто не мог запретить человеку добровольно пожертвовать на него свои личные сбережения. Напротив, оказывать материальную поддержку благим начинаниям было обычным, широко распространенным в дореволюционное время явлением.
Нельзя сказать, что и местные власти остались в стороне от проведения чествования памяти Лермонтова: в 1891 г. губернским казначейством по указанию губернатора А. А. Горяйнова на эти цели дважды выдавались суммы (в 150 и 107 руб.) пензенскому врачу, коллежскому советнику Виктору Матвеевичу Мануйлову.
Ну а что касается отказа думы в выделении недостающих средств на изготовление бюста М. Ю. Лермонтова, как о том пишет Л. Рассказова в статье «Памятнику — 100 лет» («Пензенские вести», 1992, № 102, 9 июня, с. 5), то здесь все же не следует говорить об этом так уж безапелляционно. В своем заседании от 16 июля 1891 г., на котором было дано разрешение на установку памятника Лермонтову в городском сквере, относительно выделения средств дума постановила:
«Что же касается заявления г. Мануйлова о пособии со стороны города к погашению затрат по заготовлению [так в тексте]бюста, то вопрос об этом, как касающийся сверхсметных расходов, передать на предварительное заключение постоянной бюджетной комиссии».
То есть, как видим, отказывать она не собиралась.
Что решила бюджетная комиссия, нам не известно, скорее всего свободных средств не нашлось, но дума, не считая пожертвованных городским головою купцом Николаем Тимофеевичем Евстифеевым 25 рублей, не имея возможности непосредственно оказать помощь, вполне могла походатайствовать об этом перед Обществом взаимного кредита.
Как бы то ни было, а Общество взаимного кредита, председателем которого в то время был штабс-капитан Алексей Николаевич Бекетов, двоюродный дед А. Блока, выделило на памятник Лермонтову 200 руб.
Немалую сумму — 100 рублей — внес губернский предводитель дворянства действительный статский советник Дмитрий Ксенофонтович Гевлич, 10 руб. — президент Общества сельского хозяйства Юго-Восточной России, коллежский асессор князь Дмитрий Владимирович Друцкой-Соколинский, еще 16 руб. — отдельные лица.
Так сформировался капитал на памятник М. Ю. Лермонтову, который был израсходован следующим образом:
300 руб. пошло на изготовление модели бюста,
330 руб. — на отливку бронзовых частей,
257 руб. 37 коп. — на постамент и доставку памятника на место,
126 руб. 40 коп. — на подготовительные работы в сквере.
Прибавив сюда еще разные мелкие расходы, получим сумму, превышающую почти что на 300 руб. собранный на эти цели капитал. За счет каких средств покрыли дефицит — узнать, к сожалению, не удалось.
Бюст поэта был отлит в Петербурге на заводе Морана, или, как он официально назывался в 1908 г., — на «Художественной бронзо-литейной и гальванопластической фабрике А. Моран[а] преемник»**, гранитный постамент сделан в мастерской Зохоржевского.
Открытие памятника состоялось 17 мая 1892 г. Это было долгожданное и радостное событие для всей общественности Пензы, но наибольший духовный подъем испытал, пожалуй, в тот день председатель правления Пензенской общественной библиотеки им. М. Ю. Лермонтова, пензенский врач и гласный городской думы Виктор Матвеевич Мануйлов — главный инициатор идеи увековечения на пензенской земле М. Ю. Лермонтова, взявший на себя наибольшую часть хлопот по претворению ее в жизнь.
ПРИМЕЧАНИЯ
*Речь здесь идет, по-видимому, о гипсовой копии бюста, которую первоначально предполагалось поставить в сквере как временный памятник, о чем говорил В. М. Мануйлов в заседании думы 2 июля 1891 г.
** В «Пензенских губернских ведомостях» за 23 апреля 1892 г. (№ 84, с. 4) предприятие названо мастерской Морока (здесь, бесспорно, допущена ошибка при типографском наборе: «ан» принято за «ок»). Фабрика была основана в 1849 г. и считалась одним из лучших заведений в своей области, свидетельством чего было дарование ей права изображать на продукции, фирменных бланках и в рекламе российский государственный герб (двуглавый орел). Как видим, в 1908 г. владельцем был уже не А. Моран (по всей вероятности, к этому времени уже умерший), а какой-то его преемник, фамилия которого в рекламе предприятия даже не указана — это лишний раз говорит, что само имя бывшего владельца являлось лучшей рекламой фабрике. Небезынтересно привести аннотацию продукции фабрики на 1908 г.:
«Специально отливает колоссальные памятники, фигуры, бюсты, группы, выполняет художественную бронзу для церквей, дворцов и фасадов во всех стилях».
Материал подготовлен на основе документов, хранящихся в ГАЛО
(ф. 108, оп. 1, д. 676, л. 234, 234об., 270об., 271 — Постановления Пензенской городской думы от 2 и 16 июля 1891 г.; спец.хран. № 43 — Дело, производящееся в канцелярии г. начальника Пензенской губернии по письму чембарского уездного предводителя дворянства об открытии подписки на предмет сооружения в Пензе памятника поэту М.Ю. Лермонтову. 1864 г.; спец.хран. № 44 — Дело 3-го стола канцелярии пензенского губернатора по ходатайству некоторых жителей Пензы о разрешении поставить на городском сквере памятник поэту Лермонтову. 1891г.) и ЦГИАСССР (ф. 1293, оп. 124, д. 72 — Дело о постановке бюста поэта Лермонтова в г. Пензе. 1891 г.), а также статей в «Пензенских губернских ведомостях» за 1890 г. (17 октября, № 221, с. 3; 24 октября, № 225, с. 3), 1891 г. (29 сентября, № 209, с. 3; 4 октября, № 212, с. 2, 3; 16 октября, № 222, с. 3) и 1892 г. (23 апреля, № 84, с. 4; 17 мая, № 101, с. 4). Кроме того использована литература: Лермонтовская энциклопедия. М., «Сов. энциклопедия», 1981, с. 363; Дмитрук Е. Я., Кузнецов С. Г. В памяти народной. — В сб.: Краеведческие записки. Вып. II, с. 164-166. Саратов-Пенза, 1970; Скульптор Илья Гинцбург. Воспоминания. Статьи. Письма. Л., «Художник РСФСР», 1964; Справочная книга Пензенской губернии на 1892 год. Сост. В. П. Попов. Пенза, 1892; Ежегодник Общества архитекторов-художников. Вып. 3, с. VII. СПб., 1908.
А. И. Дворжанский
________________________________________
Источник: «Пензенский временник любителей старины»,
№ 5 — 1992, с. 11-13.
________________________________________