Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

001-sobolev-a-n-

 

В ОКТЯБРЕ 43-ГО

sob015-01-paratroopers-dВ ночь на 6 октября 1943 года, в поле близ Пачелмы приземлились три парашютиста. Незнакомая местность встретила их настороженной тишиной и ночным осенним холодом. Погасив купола парашютов, они быстро собрали их в ранцы и пошли к видневшемуся неподалеку лесу. Там, в промокшем от дождя густом ельнике, спрятали своё снаряжение, после чего направились в сторону Пачелмы…

 

УТРЕННИЙ ВИЗИТ

На рассвете в местное отделение НКВД пришли два офицера — капитан и младший лейтенант. В руках они держали чемоданы, на лицах — усталость. Было заметно, что оба нервничают.

— Где начальство? — спросил старший по званию.

— Наше начальство в такую рань на службу не ходит, — зевнул в ответ дежурный. — А вы в командировку приехали?

— Мы прибыли сюда по заданию немецкой разведки...

Прежде, чем дежурный успел осмыслить услышанное, один из офицеров осторожно положил на стол чемодан и, щёлкнув замками, открыл крышку. Содержимое невзрачного с виду чемодана заставило милиционера окончательно проснуться. В нём была рация. Дежурный изумленно уставился на немецкое чудо техники, а его рука сама потянулась к стоявшему на столе телефону.

sob015-02-radioПортативная 40-ватная радиостанция SE 90/40, состоящая из трёх модулей: приёмник, передатчик и блок питания. Данная модель часто использовалась агентами Абвера на Европейском театре военных действий. Источник: Arthur O. Bauer, Some aspects of the German military "Abwehr" wireless service during the course of World War Two. Димен, Нидерланды, стр. 9. 2003 г.

Через час пензенская милиция, контрразведка и военные патрули начали проверку всех подозрительных лиц, одетых в форму советских военнослужащих. Предстояло разыскать третьего незваного гостя. Впрочем, особого труда это не представляло, так как его приметы были уже известны. Он пытался на пригородном поезде добраться до Пензы, но его задержали на станции Выглядовка, находящейся в 12 километрах от Пачелмы.

В тот же день сдавшиеся добровольно парашютисты давали показания в Управлении НКГБ по Пензенской области. Капитану Самохвалову и младшему лейтенанту Мирманову было о чём рассказать...

 

ТРУДНЫЙ ВЫБОР

Уроженец Тамбовской области А. Самохвалов, член ВКП(б) с 1928 года, воевал на фронте с первых дней войны. Служил помощником начальника разведотдела 6-й Кубано-Терской кавалерийской дивизии. В июле 1941 года во время боёв в Брестской области попал в плен и был отправлен в Хаммельбургский лагерь для военнопленых офицеров Красной Армии. В этом же лагере с самого начала войны находился и бывший автотехник противотанковой бригады В. Клярцевич, которого задержали на станции. Командир взвода 147-й стрелковой дивизии младший лейтенант А. Мирманов попал в плен в 1942 году под Сталинградом и содержался в лагере для младшего командного состава в Польше.

Жизнь советского человека в фашистском плену не стоила и гроша. Можно запросто получить пулю от немцев или сгинуть в концлагере, где смерть собирала свою жатву не торопясь, сполна давая ощутить весь ужас физических и моральных страданий. Один из немногих способов спасти свою жизнь в лагере — дать согласие на сотрудничество с немецкими властями. С самого начала войны немцы в массовом порядке забрасывали шпионов и диверсантов в советский тыл. Агентуру, как правило, вербовали среди военнопленных. Попавшие в плен солдаты и офицеры оказывались в ситуации непростого выбора: погибнуть или выжить, согласившись пройти обучение в специально созданных разведывательно-диверсионных школах, чтобы потом выполнять задания немецкой разведки в советском тылу. Многие соглашались на сотрудничество, чтобы при первой же возможности вернуться к своим. Именно по этой причине Самохвалов и Мирманов решили стать агентами Абвера, что же касается Клярцевича, то, как оказалось, в его планы не входила явка с повинной.

 

ШПИОНСКАЯ НАУКА

Брайтенфуртская разведшкола под Веной была у немцев на особом счету. Здесь готовили агентуру для разведки в области авиационной промышленности и военно-воздушных сил. Изучали материальную часть советских самолётов, средства ПВО, организацию службы на аэродромах, радиодело. Для обучения отбирали технически грамотных военнослужащих, как правило, бывших офицеров Красной Армии. Мирманов, Самохвалов и Клярцевич прошли подготовку именно в этой школе. Самохвалов получил задание добраться до Чкалова (ныне г. Оренбург) или Челябинска, осесть на жительство в одном из городов и собирать сведения о находящихся там авиазаводах. Перед отправкой через линию фронта ему показали фотографию немецкого агента, который уже обосновался на советской территории. Этот агент должен передавать по рации Самохвалова собранные им шпионские сведения. Аналогичное задание получил и Мирманов. Ему предстояло ехать в Иркутск и собирать там информацию о продукции местного авиазавода. На набережной реки Ангары в Иркутске с ним должен установить связь агент Абвера, проживающий в этом городе. Мощная 40-ватная радиостанция, которую младший лейтенант показывал дежурному в отделении НКВД, намечалась к использованию в качестве собирательной. Через неё планировали передавать материалы, принимаемые Мирмановым от менее мощных раций других шпионов, действовавших на территории СССР. Такая же радиостанция была у Клярцевича, который должен поселиться в Ташкенте и наблюдать там за работой авиационного завода. Все трое получили фиктивные военные и гражданские документы, а также по 100 тысяч рублей денег.

sob015-03-certificateПоддельный аттестат на продовольствие. Такими обеспечивались агенты немецкой разведки, находившееся в Пензе под видом командированных военнослужащих Советской Армии. Экземпляр хранится в УФСБ по Пензенской области.

 

ПОД КОНТРОЛЕМ СТАЛИНА

31 октября 1943 года на стол Верховного Главнокомандующего И. Сталина легла докладная записка начальника Главного Управления контрразведки «Смерш» В. Абакумова, в которой сообщалось:

«Допрос Самохвалова, Мирманова и Клярцевича продолжается... Разрабатываются мероприятия по использованию захваченных раций Самохвалова и Мирманова в радиоигре с противником для выявления агентуры немецкой разведки, с которой должны связаться в будущем намеченные нами к перевербовке задержанные германские разведчики, а также для вызова со стороны противника новых агентов с целью их перехвата и ареста».

Также отмечалось, что запланированные Абвером операции с участием агентов, задержанных на территории Пензенской области, отличались от проводившихся ранее. В начальный период войны, рассчитывая на скорую победу, немцы не утруждали себя подготовкой серьёзных разведывательных мероприятий, но к 1943 году им пришлось в корне пересмотреть методы борьбы на невидимом фронте. Затянувшиеся боевые действия на востоке вынуждали немецкую разведку работать на отдаленную перспективу. Создавались новые разведшколы, всё чаще агентуру забрасывали не только в прифронтовые районы, но и в глубокий тыл. В 1943 году количество агентов противника, отправляемых в Советский Союз с разведывательными и диверсионными заданиями, резко возросло. До конца войны оставалось ещё полтора года...

Александр СОБОЛЕВ.  

 

________________________________________
Опубликовано: «Наша Пенза», областная газета,
№ 19 — 6 мая 2015 г.,
 с. 10.

________________________________________
 

 

 

Добавить комментарий


хостинг KOMTET