Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

001-rasskazova-l-v  

Материалы
ко второму изданию
Пензенской энциклопедии

ПРОКАЗНА, УСАДЬБА АРАПОВЫХ

Проказна, усадьба Араповых, расположена в с. Проказна Мокшанского уезда, ныне Бессоновского района.

В конце XVIII века имение принадлежало князю Трубецкому и его дочери Екатерине Ивановне Волынской, господского дома не было.

В начале XIX века Проказна перешла к Араповым, и Пётр Андреевич Арапов (1764 — после 1830), брат Николая Арапова (1757-1826), женатого на О. А. Машковой, построил в усадьбе храм во имя Архангела Михаила с приделами святителя и чудотворца Николая и святой равноапостольной княгини Ольги (1830-1835), в честь своего брата и его жены.

ras033-001-prokazna-church-bwХрам во имя Михаила Архангела сооружен в 1835 году на средства надворного совет-ника Петра Андреевича Арапова на территории его усадьбы в с. Проказна. Фотография дореволюционного периода

ras033-002-prokazna-churchСовременное состояние храма во имя Михаила Архангела в с. Проказна. Автор фото — А. И. Дворжанский

ras033-003-arapov-a-nАлександр Николаевич Арапов (1801-1872), генерал-лейтенант, пензенский губернский предводитель дворянства

На 1855 год Александр Николаевич, племянник Петра Андреевича, легендарный губернский предводитель, владел здесь 1804 душами.

В начале ХХ века это было «одно из благоустроенных старинных барских имений», принадлежавшее сыну Александра Николаевича Александру Александровичу, гофмейстеру. Он в начале ХХ века жил здесь круглый год. Построил на усадьбе деревянный дом для церковно-приходской школы (1885), которую содержал полностью за свой счёт, включая зарплаты учителям, и где обучалось 50 крестьянских детей.

ras033-004-arapov-a-аАлександр Александрович Арапов (1832-1919), гофмейстер Двора Его Императорского Величества, тайный советник

С ним жили его дети с семьями. Сын Николай, женившийся на Н. В. Оппель, урожденной Панчулидзевой (1874, Пенза — 1976, Москва). Сын Борис с женой, урожденной Голицыной, и детьми. Старшая дочь Екатерина, в замужестве Римская-Корсакова, её молодость прошла в Париже, а остаток жизни — в имении отца, откуда она почти никуда не выезжала, с дочерью Варварой, её мужем Н. Н. Дынгой и их дочерью Натальей. Осенью 1917 года всё семейство выехало в Сочи и затем эмигрировало, кроме гофмейстера и его сына Николая.

Усадьба занимает территорию около шестнадцати гектаров на высоком и крутом левом склоне долины р. Суры. На усадьбе было несколько домов: главный, двуххэтажный каменный дом и флигель.

Главный дом, асимметричный с четырьмя разными фасадами, с разноэтажными объёмами, окончательно отстроен к концу XIX века в стиле модерн. С подъездного фасада выделяется ризалитом справа трёхэтажная, прямоугольная в плане башня, остальная часть здания двухэтажная с одноэтажными объёмами по краям.

ras033-005-prokazna-manor-house-1Подъездной фасад барского дома усадьбы Араповых в с. Проказна. Современное состояние. Автор фото — Л. В. Рассказова

На парковом двухэтажном фасаде был балкон под навесом на втором этаже и площадка на первом этаже с широкой лестницей, спускающейся в парк и переходящей в центральную аллею, ведущую к пруду.

ras033-006-prokazna-manor-house2Парковый фасад барского дома усадьбы Араповых в с. Проказна. Современное состояние. Автор фото — Л. В. Рассказова

Торец башни на уровне третьего этажа украшал балкончик. Другой торец здания тоже имел балкон на втором этаже, опирающийся на перекрытие одноэтажной части. Архитектурный облик двухэтажного каменного дома является местной интерпретацией стиля модерн: с угловой квадратной башней, стрельчатыми арками окон.

Парк, примыкающий к главному дому, на площади 6,5 десятин в начале ХХ века упоминался как достойный внимания. Основой планировки является трезубец аллей, расходящихся от главного дома, что являлось большой редкостью в усадебных парках губернии. Центральная аллея решена в виде лестницы, спускающейся к большому пруду, за которым начинались фруктовые сады.

ras033-007-winterhalten-rimskaya-korsakovaВарвара Дмитриевна Римская-Корсакова (1834-1879). Портрет работы Ф. К. Винтерхальтера, 1858 г. Холст, масло, 146х114 см. Картинная галерея им. К. А. Савицкого, Пенза

После революции 1917 года в главном доме располагался сельсовет. Мебель и обстановка не сохранились, кроме портрета «татарской Венеры», В. Д. Римской-Корсаковой (Франц Ксавер Винтерхальтер, 1858), ныне в Пензенской областной картинной галерее им. К. А. Савицкого. В других домах размещалась школа. Затем школа перешла в главный дом, где находилась долгое время. В ходе ремонта после пожара в 1950-х годов утрачены балконы и декоративное оформление фасадов. С 2013 года главный дом пустует.

Второй дом находится в аварийном состоянии, полностью утратил исторический облик: заложены окна, двери, здание превращено в склад и обезображено неказистой пристройкой.

Пруд зарос, трезубец аллей почти не читается. На территории парка установлены бетонные опоры линии электропередачи, рядом с главным домом возведены хозяйственные постройки.

Главный дом и часть парка внесены в реестр объектов культурного наследия регионального значения.

 

Литература: Россия. Полное географическое описание нашего Отечества. Т. 2. Санкт-Петербург, 1902; Кошко И. Ф. Воспоминания губернатора. 1905-1914; Сборник биографий кавалергардов. Т. 3 (1801-1825 гг.) и 4 (1826-1908 гг.). Санкт-Петербург, 1906; Полубояров М. С. Весь Пензенский край. Пенза, 2016; Шишлов С. Л., Фатыхова А. Ф. Портрет В. Д. Римской-Корсаковой // Пензенский временник любителей старины. Выпуск 2. Пенза, 1991; Яковлева Т. Б. С любовью к Отечеству. Пенза, 1999.

 

Л. В. Рассказова

 
 

Добавить комментарий


хостинг KOMTET