«БЫВАЮТ
СТРАННЫЕ СБЛИЖЕНЬЯ...»
(О портрете А. И. Куприна работы С. А. Мако)
С разницей в четыре года в купринскую коллекцию Объединения литературных музеев поступили письма писателя и его жены к дочери эмиграционного периода и портрет Куприна с подписью «С. Мако», написанный в Ницце в 1912 году.
Первые — от Ксении Александровны Куприной, второй — с атрибуцией сотрудника столичного музея как портрет работы С. К. Маковского, известного художественного критика группы «Мир искусства». И те, и другой никогда не публиковались и никому не были известны. Семейный архив был частично напечатан П. А. Фроловым в книге «А. И. Куприн и Пензенский край» в 1984 году. О живописных работах С. К. Маковского никто ранее не знал, а уж о художнике С. Мако — тем более. Однако никому не известный прижизненный портрет Куприна — вещь для музейщика раритетная. Исследование постепенно продвигалось, но сильно мешало то, что последним владельцем портрета был, видимо, человек случайный или слишком осторожный: как, когда и от кого предыдущий владелец вывез его из-за границы, говорить отказывался. Казалось, все возможности узнать что-либо об истории и авторе портрета пресечены.
Прошло более десяти лет. Изменившаяся ситуация в нашей стране сделала доступными материалы русской эмиграции. Появились справочные биографические издания, публикации мемуаров и проч. И чудесным образом все вдруг соединилось и начало активно помогать друг другу. Совсем мистическим выглядит в этой истории то, что все «начала и концы» ведут в Пензу. Можно сказать, что история портрета началась на нашей земле, так как его модель — уроженец Пензенской губернии, а его автор — ученик Пензенского художественного училища. На нашей же земле она и закончилась, когда соединились документы о художнике и писателе в областном архиве, портрет и семейная переписка Куприна — в музейном хранении. Наш рассказ о том, как это произошло.
Авторство С. К. Маковского отпало почти сразу — слишком экзотично, не аргументированно и поверхностно. Надо было искать сведения о Мако. Впервые о некоем Сергее Мако, учившемся в Пензенском художественном училище, я узнала от самого крупного знатока истории пензенской художественной жизни, заведующего мемориальным кабинетом К. А. Савицкого в нашем художественном училище Д. Н. Димакова, сообщившего мне, что в областном архиве можно найти документы о его учебе. Подоспел и выход биографического словаря «Художники русского зарубежья. 1917-1939» (авторы О. Л. Лейкинд, К. В. Махров, Д. Я. Северюхин), в котором С. А. Мако называется живописцем, графиком, педагогом.
Итак, что же это за художник и как он связан с Пензой? Сергей Александрович Мако, по сведениям биографического словаря, родился 9 апреля 1885 в Томской губернии. Его отец — Александр Эдуардович — тоже художник. Впрочем, В. П. Токарев в книге «Художники Сибири ХIХ в.» (Новосибирск, 1993), на которую мне также указал Д. Н. Димаков, называет его Александром Иосифовичем. Отец автора нашего портрета родился в Барнауле в 1851 г., также в семье неклассного художника Иосифа Иосифовича Мако. До 18 лет он жил в Сибири, а в 1869 г. уезжает в Мюнхен к дедушке, учится там в Академии художеств. В конце 1870-х приезжает в Томск, где служит учителем рисования в женской гимназии, а затем открывает собственную студию для обучения живописи. Летом живет в своей мастерской на Алтае. Хотя звания неклассного художника он был удостоен в 1874 году, но документы из Академии художеств забирает только по приезде в Петербург в 1883 г., там же и венчается с дворянской девицей Верой Павловной Фригель и вместе с женой возвращается в Томск. В 1890-х годах уезжает в с. Печенгский завод Калужской губернии, но опять возвращается в Томск. Известно много его работ о Томске 1920-х годов. А. И. Мако работал маслом, углем, карандашом, акварелью, его картины хранятся в Омском и Томском художественных музеях. Он был просветителем, организатором многих выставок. Очень любил природу Алтая.
Биографический словарь сообщает, что его сын, С. А. Мако, автор нашего портрета, закончил художественную школу в Пензе. Это не вполне так, но к пензенскому периоду жизни художника мы вернемся чуть позже. Затем он учился в Петербурге у Г. К. Савицкого, сына известного художника-передвижника, первого директора Пензенского художественного училища. В 1911-1914 годы Сергей Александрович участвовал в выставках авангардистской группы «Кольцо» в Харькове. Именно в этот период создается наш портрет. О дореволюционной жизни художника почти ничего не известно. Но нам интересен и эмиграционный период, так как Куприн и Мако встречались в Париже.
После революции Сергей Александрович эмигрировал в Финляндию, затем переехал во Францию. Заметим, что точно таким же был путь в эмиграцию и Куприна. С. А. Мако работал в Париже и Ницце, где нашел поддержку художественного редактора газеты «L’eclaireur de Nice» Ж.Авриля. В 1921 г. участвовал в выставке русского искусства в галерее Whitechapel. С 1923 г. подолгу жил в Праге, основал там Украинскую студию пластических искусств и работал в ней педагогом, а также интернациональный художественный кружок «Скифы». Провел в 1931 и 1932 гг. выставки кружка в Праге, а на следующий год здесь же — персональную. Украинская школа пластических искусств работала в Праге с 1923 г. как высшее учебное заведение с четырехгодичным циклом обучения. Здесь устраивались ежегодные выставки. Школу закончили многие известные художники зарубежья, а во время Второй мировой войны она была единственным учебным заведением для художников, по свидетельству уже цитировавшегося словаря. Было у Мако и в Париже две персональных выставки в галереях Bonaparte (1937) и Charpentier (совместно с Г. А. Мусатовым, 1938). Две его картины приобрел музей Же де Пом. Участвовал он в Русской выставке в галерее «Renaissance» (1932), которую устраивала редакция русского журнала «Числа», издававшегося в Париже в 1930-1934 гг. Журнал публиковал репродукции с выставочных картин, в том числе и Мако. Это была одна из самых крупных выставок русского зарубежного искусства — художников и писателей. Здесь были представлены работы 74 художников разных направлений. Ее часто сравнивали с выставкой С. П. Дягилева в осеннем салоне 1906 г. В этом же салоне и в салоне Тюильри спустя 30 лет выставлялся и Мако. В 1937 г. он был председателем Парижского художественного общества. В 1938 г. оформил для русского театра в Париже пьесу А. Н. Островского «Лес».
Художник одним из первых откликнулся на просьбу учредителей Русского культурно-исторического музея в Праге, подарив портреты К. К. Брешко-Брешковской, А. Ф. Керенского (оба масло, 1923) и художника Г. А. Мусатова (масло, 1930), рисунки к рассказам М. М. Зощенко и И. Э. Бабеля (тушь, 1933). Русский культурно-исторический музей в Праге был основан при Русском свободном университете в 1933 г., открыт для посещения в 1935 г. в замке Збраслав в пригороде Праги. Его первым директором был В. Ф. Булгаков, литературный секретарь Л. Н. Толстого и писатель, высланный из СССР в 1923 г. за пропаганду толстовского учения. В 1938 г. издан альбом-каталог музея с краткими сведениями об авторах. В 1948 г. фонды музея были захвачены советскими органами и рассеяны по советским архивам. Где оказались картины С. А. Мако, нам неизвестно.
Собрание рисунков С. А. Мако приобрела галерея Карасека. Иржи Карасек, писатель, поэт и драматург, весь заработок тратил на свою галерею. Она стала одной из крупнейших частных библиотек и галерей, в ее коллекции находилось около 40 000 предметов искусства. С 1960-х годов галерея перешла к государству и закрыта для публичного посещения. Дальнейшими сведениями о ней мы не располагаем. Такова судьба художника и его наследия.
Благодаря материалам Пензенского областного архива мы имеем возможность подробнее узнать о жизни С. А. Мако в Пензе. Из документов художественного училища видно, что С. А. Мако поступил в него в 1901 году на отделение живописи. Он родился в 1885 г. в Бийской губернии, вероисповедание не указано, из чиновников, образование — два класса реального училища. Освобождение от платы не указано. Живет он в 1904/1905 году на углу Нижнепокровской улицы и Введенского переулка (ныне угол улиц Гоголя и Свердлова), на квартире Н. Н. Соколова. Видимо, уроженец Сибири поступает в наше училище, руководствуясь не только уровнем преподавания, но и тем, что оно единственное в стране среди художественных училищ давало право отсрочки от военной службы.
Интересно, что в это же время в училище учится Владимир Михайлович Радищев, внучатый племянник писателя А. Н. Радищева. Его дед, Степан Николаевич, и писатель — братья, а тетка Владимира Михайловича — знаменитая в Пензе племянница писателя Александра Степановна Радищева, воспитанница и сподвижница известной пензенской благотворительницы М. М. Киселевой. Александра Степановна в это время живет в Пензе. Владимир Михайлович поступил в училище в 1899 г. Он на три года старше Мако и учится на отделении прикладного искусства, образование то же — два класса реального училища. Правда, в ноябре 1901 года В. М. Радищев по прошению выбывает из училища. Но сам этот факт поражает: как все близко и густо переплелось, как все рядом в нашем маленьком городе, буквально, века встречаются на его улицах!
Сохранились ведомости об успехах С. А. Мако, весьма незавидных: искусство — переведен; рисование карандашом — II-V категории; рисование тушью III категория; акварель II-III категории; по научным специальным предметам 1 класса: проекция, черчение, анатомия, чистописание — оценки 3, 3 2; по научным общеобразовательным предметам: закон Божий — освобожден; русский язык, арифметика, история, география, французский язык — оценки 2-3, только по истории попадаются 4. По всем предметам переведен. В сентябре 1905 г. учебный комитет училища, рассмотрев результаты выпускных испытаний IV специального класса, постановил оставить Мако на «повторительный» курс в том же классе. По ведомости осенних переводных испытаний видно, что против истории искусств стоит «нб», а по остальным предметам — вообще никаких помет и надписей. Через две недели, к конце сентября учебный комитет решает удовлетворить просьбу Мако о допуске его к дополнительным экзаменам, назначенным на 2-10 октября 1905 г. После этих испытаний учебный комитет постановил отсрочить до весны экзамен по истории искусств ученику III класса Мако с освобождением от слушания остальных предметов за III класс. Решено допустить Мако до экзамена в мае 1906 г. с обязательным представлением медицинского свидетельства. Видимо, С. А. Мако болезнью аргументировал просьбу о переносе испытаний. Интересно отметить, что историю искусств в этот период, до конца 1905 года, преподавал И. Г. Блинов, а с января 1906 года — преподаватель Первой мужской гимназии И. И. Новохацкий (выпускник Петербургской Академии художеств, дядя будущей жены известного писателя и деятеля эмиграции Р. Б. Гуля). Дело в том, что в ноябре 1905 года Иосиф Григорьевич Блинов исчез из города. Как выяснилось, он содержал нелегальное бюро паспортов. Именно к нему за фальшивыми паспортами приезжал в 1904 году «буревестник революции» Максим Горький. Мако в это время учится в училище. Он наверняка встречал писателя на вокзале, возможно, видел его в училище, расспрашивал о нем своего преподавателя. Мы можем об этом говорить со значительной долей уверенности, судя по дальнейшему.
Вскоре последовали совсем непредвиденные события, круто изменившие судьбу С. Мако, в которых он играл не последнюю скрипку. В училище в октябре 1905 года начались волнения. 12 октября 1905 года на прогулке в Казенном саду группа из 12-15 учащихся училища была схвачена полицией, которая решила, что это сходка. Губернатор С. А. Хвостов, которому была принесена жалоба директором училища, обещал разобраться. 19 октября учащиеся вышли на мирную манифестацию в честь «Манифеста о свободах 17 Октября». Однако у вокзала демонстранты были избиты солдатами и чернью. Учебный процесс прекратился. Напомним, что вся Россия была охвачена волнениями, перешедшими в Москве в вооруженные столкновения с правительством. Учащиеся просили разрешить отпуск до 8 января 1906 года. Учебный комитет согласился на перерыв до 15 ноября. Но учащиеся разделились: выходить 15 ноября или все-таки 8 января. На созданной совместно с учебным комитетом согласительной комиссии было решено: разрешить отпуск до 8 января и не преследовать за отсутствие, но по желанию начать учебу с 15 ноября 1905 года. В этот день на занятия вышла лишь малая часть из 219 учащихся. 9 января 1906 года учащиеся просили разрешить сходку в память жертв Кровавого воскресенья, но к занятиям не приступили. 10 января они опять просят разрешить сходку, опять получают отказ, но все равно собираются. Поводом послужило недовольство тем, что 19 декабря 1905 года было уволено 46 учеников за неуплату за обучение. Видимо, учащиеся посчитали это расправой или несправедливостью. 12 января 1906 года, ввиду продолжающихся волнений, учебный комитет училища постановил обратиться к ученикам с объявлением:
«Все учащиеся должны приступить к занятиям в субботу, 14 января в 10 часов утра. Если же учащиеся не явятся к занятиям или устроят сходку, то училище будет закрыто, а учащиеся уволены».
И. о. директора А. Ф. Афанасьев предупредил, что назад учащиеся будут приниматься по выбору. Это подействовало. Занятия начались. Но по настоянию губернатора на заседании учебного комитета 5 января 1906 года учеников первого гипсового класса Доринского Вячеслава и натурного класса Мако Сергея «ввиду агитаторской деятельности среди учащихся Художественного училища и привлечении их к дознанию по политическим делам» исключили из училища. Известно, что Доринский в сентябре 1906 года обращался с просьбой о восстановлении его в училище, но ему было отказано. Фамилия Мако более в документах училища не встречается.
Зато она всплывает в биографии А. И. Куприна. В 1912 году Мако и Куприн встречаются в Ницце. Этот год был очень тяжел для семьи Куприных: в самом его начале умерла от воспаления легких полуторагодовалая дочь писателя Зиночка.
Старшую, четырехлетнюю Ксению, болезнь пощадила. Родители очень тяжело переживали смерть ребенка, и решено было поехать отдыхать, сменить обстановку. Писатель пробыл на французском курорте с апреля по август. Его впечатления отразились в очерках «Лазурные берега». В это время в Ницце было много русских, это был один из самых любимых курортов. Куприн здесь читает для соотечественников лекцию о А. С. Пушкине в библиотеке им. А. И. Герцена. Где-то на общей территории и происходит встреча с художником. К сожалению, ни в воспоминаниях, ни в переписке этот факт не зафиксирован. Мы не можем сказать, почему, при каких обстоятельствах художник взялся за портрет, кто был инициатором работы, почему портрет не остался в семье Куприна, понравился ли он, успели ли они узнать, что Пензенская губерния близка им обоим. Можно предположить, что писатель был тогда в зените славы и в дополнительной известности не нуждался, скорее это была инициатива художника. По портрету видно, что Куприн не вполне еще оправился от душевной травмы. Впрочем, и для манеры самого Мако характерна некоторая нечеткость и мрачность тона. Один из французских журналов писал о его картинах позднего периода:
«Манера очень смутная, тяготение к литературности, отсутствие простоты. Однако Серж Мако обладает живописным дарованием. Его манера совсем не оригинальна, он вдохновляется многими старшими художниками, но иногда умеет заставить играть серебристый цвет на пейзаже или портрете».
Это в полной мере можно отнести к нашему портрету.
Но история не закончилась. Она продолжилась спустя 20 лет. Итак, несмотря на агитационную деятельность и жертвы, принесенные революции, художник предпочел эмигрировать из советской России.
После отъезда А. И. Куприна с женой на родину в Париже осталась их дочь, Ксения Александровна, начинающая актриса кино. Между матерью и дочерью была переписка, ныне распределившаяся между хранилищами Пушкинского Дома в Петербурге (письма Ксении) и Объединения литературных музеев в Пензе (письма Елизаветы Морицевны). Упоминание художника Мако содержится в одном из писем Елизаветы Морицевны, но П. А. Фролов, публикуя их, почему-то не напечатал этот фрагмент, не оговорив пропуск (оказывается, в книге письма опубликованы не полностью). Ничего об этом не подозревая, я обнаружила давно искомого Мако совершенно случайно, занимаясь архивной переработкой фонда писателя. Отвечая на вопрос дочери, Елизавета Морицевна пишет 26 июня 1937 года:
«Клише с фотографий художника Мако валялись у нас лет пять, если не больше, я думаю, ты их найдешь в деревянном ящике, или в чемодане у папы в комнате. Я их не выбрасывала — но хотелось выбросить, т.к. мы у него не просили их и столько лет уже прошло, он их не просил. Возьми расписку у него, что ты вернула. Это фотографии с картин его — он прислал их папе, когда папа редактировал «Иллюстриров<анную> Россию» — просил поместить для рекламы о его выставке».
Действительно, с июля 1931 по июль 1932 гг. писатель был редактором «Иллюстрированной России», и именно в это время, как мы теперь знаем, Мако участвует в Русской выставке в Париже, организует персональную выставку в Праге, и реклама ему очень нужна. Тут он, возможно, и решил напомнить писателю о курортном эпизоде с портретом в Ницце. Однако и Елизавета Морицевна в письме никак не упоминает об этом портрете. Впрочем, нигде не упоминается и о семейных портретах Куприных работы значительно более крупного и известного художника Ф. Малявина, созданных в 1924 году в Париже. Эти работы приехали в Россию позже, вместе с Ксенией Александровной, сложенные в несколько раз и забытые среди книг. А в 1937 году Мако готовит свою выставку в Париже, и реклама ему опять нужна, поэтому он и пытается разыскать старые клише со своих картин уже у Ксении Александровны.
Умер Сергей Александрович в 1953 г. в своей любимой Ницце. Кстати, там же в 1932 году умер и похоронен еще один замечательный пензяк — известный земский деятель, адресат писем А. П. Чехова, Владимир Николаевич Ладыженский (1859-1932), на смерть которого Куприн откликнулся проникновенной статьей.
Я уверена, что всякий, долго работающий с вещами, знает, что они сами определяют свою историю. Иногда мне кажется, что «узнавши» о поступлении семейной переписки Куприных в Пензу, портрет работы Мако тоже решил двинуть сюда и через четыре года воссоединился со сведениями о своем авторе. Впрочем, таких мистических совпадений музейные работники могут сообщить очень много. «Книги имеют свою судьбу», — гласит латинская поговорка. Вещи — тем более.
Л. В. Рассказова.
________________________________________
Опубликовано: Сура: журнал современной литературы,
культуры и общественной мысли. 2004, №4. Пенза, 2004. c. 134-140.
________________________________________