ЧАНГА… БЕЗ ЧУНГИ!
Когда я после Пензенского педагогического института «отрабатывал» свой диплом о высшем образовании в одной из деревень нашей области, то… «местной культуры» нахватался там по полной! Больше всего меня, однако, поразило тамошнее пьянство. Поскольку дело было в 1977-1981 гг., то даже водка в магазине была не всегда. И люди пили буквально все, в чем была хотя бы капля спирта: клей БФ, в который добавляли соль и «раскручивали» его на сверлильном станке и даже тормозную жидкость, пропущенную через хлеб! Понятно, что и мерли, как мухи! Ну, где же еще хуже, чем у нас? – думал я тогда, но узнать мне это довелось буквально пару дней назад благодаря всемогущему Интернету. Однако свой рассказ об этом самом «хуже», мне хотелось бы начать совсем с другого, а именно… с истории детской песенки «Чунга-Чанга».
Фрагмент мультфильма «Катерок» (реж. И. Ковалевская, Союзмультфильм, 1970 г.). Песню «Чунга-Чанга» (сл. Ю. Энтина, муз. В. Шаинского) исполняют Анатолий Горохов и Аида Ведищева
ЧАНГА… БЕЗ ЧУНГИ!
«Чунга-Чанга — синий небосвод, чунга-чанга — лето круглый год…» Кому из нас не знакома эта песенка из советского мультика «Катерок», снятого в 1970 году? Однако не все знают, что использовать это название в каких либо целях без нарушения юридических норм невозможно, а значит — может преследоваться по закону! Вот только есть такая страна и люди, для которых… и «закон не писан» и нравы у них особенные, и к тому же слово «чанга» они произносят без «чунги».
Закон суров, но это закон!
Напомню, что звучащая в этом мультике знаменитая песенка «Чунга-чанга» в исполнении Анатолия Горохова и Аиды Ведищевой, родилась стараниями Юрия Энтина, написавшего её слова, и композитора Владимира Шаинского — написавшего к ним музыку. Название песни — слово «Чунга-Чанга» тоже придумал Юрий Энтин. И не только придумал, а даже получил патент на этот бренд, что подтверждает выданное ему свидетельство. Целых два года (!) патентное бюро РФ проводило исследование, после чего выдало соответствующий документ. Теперь использование слова «Чунга-Чанга» в коммерческих целях без согласия автора является противозаконным. Так что если вы захотите, скажем, выпускать конфеты «Чунга-чанга» или выпекать одноименный торт с тропическими фруктами, то… вы вполне можете это сделать. Но при этом обязаны уведомить об этом патентообладателя и в итоге выплачивать ему определенный процент от прибыли или же сразу купить у него право на использование данной «торговой марки». Можно ли этот патент обойти? Ну, конечно! Если очень хочется, то все можно! Например, поменяйте слова местами: «Чанга-чунга» — и тогда это словосочетание изменится и его в свою очередь можно будет запатентовать. Это так называемый «зонтичный бренд», когда хитроумные люди таким вот способом вплотную приближаются к известной марке. Примеры «Смирнофф», «Двернофф», «Мехофф», «Двернисажефф» и даже «Замкофф» можно сказать у всех на слуху. Можно использовать и одно из этих двух слов. Причем на свете есть даже страна, где одно такое из нашего названия употребляется повсеместно. Вот только значение у него связано с… безудержным пьянством!
ТАК ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ЧАНГА БЕЗ ЧУНГИ?
Судя по сообщениям многих российских СМИ, Россия чуть ли не единственная страна в мире, где население в таких количествах употребляет алкогольные суррогаты. Однако это совсем не так, хотя тут мы, можно сказать, находимся далеко не в отстающих. В тех же США в период «сухого закона» что только не пили, вплоть до ландышевых капель и имбирной настойки на спирту, а уж про самогонку «из всего, что под руками» можно было бы и не вспоминать. Кстати, то же самое было опять-таки и у нас в России и именно запретом на продажу водки, введённым в 1914 году, как считают многие историки как раз и объясняют у нас пьяные погромы, опустение казны, массовое самогоноварение, употребление суррогатов, и наркоманию в крупных городах. Во многом именно «сухой закон» способствовал сразу двум революциям в 1917 году.
Ну, а что касается самого названия чанга, то в африканской стране Кении так называется местный самогон (перевод — «убей меня быстро!»). Сегодня 70% кенийцев его пьют, хотя и связывают её употребление не столько с пьянством, сколько с «противостоянием бездуховным ценностям западного мира». Производство напитка контролирует секта «Мунжаки» или «Единый народ», цель которого «очищение» Кении от всех геев и тех, кто читает иностранную литературу.
А что в результате? В результате печальный итог: до 40% населения Кении являются алкоголиками в тяжелой форме. При этом патриоты объясняют повальное пьянство тяжёлым наследием колониализма — мол, это англичане приучили кенийцев пить алкоголь. Что ж, следы английского влияния на кенийскую «культуру» потребления спиртного найти не сложно. Ведь кенийцы, как и англичане, предпочитают употреблять именно крепкие спиртные напитки и пиво. Кстати говоря, та же самая картина наблюдается и у нас, хотя никакого «британского колониализма» у нас не наблюдалось в принципе!
ЧАНГА ОТ БЕДНОСТИ?
Так как Кения одна из самых бедных стран мира (ВВП на душу населения 1,5 тысячи долларов в год; 100 долларов в месяц считаются хорошей зарплатой). Поэтому народ и не может себе позволить пить фабричный алкоголь, хотя в магазинах Найроби и Момбасы чего только нет, включая и водку известных российских марок! А так как «веселие кенийцев тоже есть питие», в стране расцвёл самогонный рынок. Стакан огненной жидкости стоит здесь 20-30 центов (7-10 рублей), что даже дешевле чем хлеб.
Чанга составляет основу кустарного производства спиртного, а крепость её достигает 50-60 градусов. Производят её из пшена, сорго или кукурузы, но чтобы это пойло сразу сшибало с ног, в неё нередко добавляют керосин или средство для бальзамирования покойников (!) достаточно 300-350 мл такого суррогата, чтобы человек упал и забылся.
До недавнего времени от употребления суррогатов в Кении ежегодно погибало до 12-15 тысяч человек и это, как оказывается, сопоставимый с нами показатель. Ведь в России от суррогатов гибнет до 40 тысяч в год, т.е. в Кении российский уровень смертности, поскольку население страны 45 млн. человек. Но там явно пьют от крайней нищеты, а вот отчего пьют суррогаты у нас?
КОГДА ПРАВИТЕЛЬСТВО
ПОДНИМАЕТ ВВЕРХ РУКИ…
Сначала правительство Кении вроде бы взяло курс на жёсткую борьбу с самогонщиками. То есть опять же все было точно так же, как и в США в эпоху «сухого закона». Точно так же полицией применялось оружие, в результате в ходе рейдов по подпольным заводам были десятки убитых с обеих сторон. Но накат властей на подпольных бутлегеров ни к чему не привёл, и в 2010 году правительство просто узаконило самогоноварение. Единственное условие, которое поставили власти самогонщикам — не портить алкоголь добавками вроде керосина или кислоты из аккумуляторов. Виновным в смерти от суррогатов теперь грозит до пяти лет тюрьмы, но при тотальной коррумпированности следствия и правосудия за эти почти четыре года ни один самогонщик так и не был осуждён.
НА ПОМОЩЬ ПРИХОДЯТ СЕКТЫ!
И вот тут-то помощь властям в их борьбе с самогоноварением пришла от самого движения «Мунжики», объединяющего в своих рядах до 500 тысяч мужчин. Видимо пьянство их самих уже достало. Основу же их учения составляет идея возвращения народа к своим исконно африканским «корням», и отказ от культуры европейских колонизаторов: христианства, образования, а в целом от всего западного образа жизни. Особенно ненавидят «мунжики» гомосексуалистов и… преподавателей вузов, которых рубят мачете. «Единый народ» не раз прилюдно устраивал и сожжение «западных книг» (от Шекспира до Толкиена). Ну а несколько местных читателей «бездуховной литературы» они просто взяли и повесили.
Удивительно, но при всей несхожести в культуре и традициях, оказывается, что и у России и Кении весьма много общего: это и доходы от продажи углеводородов, и вопиющее социальное расслоение, и клановая политическая система. Есть и ещё один признак — высокая алкоголизация населения. Правда, в Нигерии, в отличие от России, нашли способ борьбы с пьянством — это законы шариата и деятельность секты «традиционистов-мужиков».
Надо сказать, что адепты этого движения основательно взялись за дело. Громят, а то и просто убивают бутлегеров, уничтожают запасы барды, повсеместно расклеивают плакаты с изображением адских мук, ожидающих тех, кто пьет, на то свете.
ГОЛЬ НА ВЫДУМКИ ХИТРА!
Интересно, что кенийцы придумали, каким образом можно гнать самогон без самогонного аппарата вообще! Говорят, что люди в жарких странах ленивы. Но лень это обратная сторона таланта, так что их выдумке можно только позавидовать. Требуется ведро (кенийцы не мелочатся и сразу берут бочку из-под горючего, которую красят в черный цвет), кастрюля и кусок полиэтиленовой пленки.
В ведро или в бочку заливается брага, куда опускается кастрюля, которая должна плавать на её поверхности. Сверху емкость накрывается пленкой с небольшим провисом, чтобы можно было бы налить туда холодной воды. Сбоку на пленке для связи с атмосферой нужно проделать небольшое отверстие, и можно ставить ведро на слабый огонь. А вот черную бочку кенийцы просто оставляют на горячем африканском солнце. От нагрева из барды выделяются пары спирта, которые конденсируются на внутренней поверхности пленки, а за счет её провисания по центру, капают прямо в кастрюлю. По мере нагревания охлаждающей воды на внешней поверхности пленки, ее меняют на холодную, доливая из кружки. И… все!
Вячеслав Шпаковский.
По теме:
Смотреть кинофильм «Технология спаивания» (Россия, 2012 г.)