УЧЕБА ЗА ГРАНИЦЕЙ:
КТО ХОЧЕТ, ТОТ МОЖЕТ!
Появилась такая информация, что нашим студентам, пожелай они учиться за границей, будут за это платить! И очень правильно, что тех кто не вернулся «отработать», ожидает штраф – благотворительность в таком деле совсем ни к чему. Другое дело, что… может случиться ведь и так, что в первую очередь у нас за границей окажутся отнюдь не самые талантливые, а самые… «чиновные», то есть дети родителей с «положением и весом», а уж с ними заодно, «до кучи» поедут и те, кто талантлив по-настоящему. Между тем, те, кто хочет учиться, учатся на Западе и безо всякой поддержки государства и учатся, между прочем, совсем неплохо. Просто большинство нашей «абитуры» действительно настолько ни о чем не осведомлены и инфантильны, что только под крылышком у папы и мамы и могут это делать!
В Пензенском государственном университете я преподаю PR и рекламу, а сама эта специальность открыта у нас с 1995 года. За это время мы обросли уже собственными легендами, причем все они отнюдь не вымысел. И вот многие из них как раз и касаются того, как целеустремленность, хорошая учеба и старательность, открыли нашим либо студентам, либо уже выпускникам дорогу в зарубежные вузы, а затем и к преуспеванию, причем без какой бы то ни было помощи со стороны государства.
Последний пример имел место буквально вот только что, и вот о нем, мне и хотелось бы рассказать более подробно. Два с половиной года назад одна наша выпускница с красным дипломом – назовем ее Наташа, попробовала в одном месте поработать, потом в другом и увидела, что, несмотря на ее красный диплом, платят везде мало, спрашивают много, да и дураков-начальников хватает. Вот она и подумала, что за тот же самый труд сможет получать намного больше в тех же США и – как и многие другие до нее, — взяла да и отправилась за океан! Я попросил ее писать, не забывать, в результате чего сейчас передо мной лежит в распечатанном виде история целого года ее жизни плюс масса интереснейших фотографий. Для любителей считать деньги в чужом кармане сразу скажу, что она не из семьи тех, где деньги тратят на чадо, не считая, и ездят на «Мерседесах». То есть ей все время приходилось их считать и там не только учиться, но и работать. И это было непросто! Но она это выдержала и вот в итоге прислала мне очередное фото, на котором она уже опять с дипломом и опять «красным». Только уже дипломом США!
Выбрала она для учебы типичный «университет штата» в городе Хьюстоне, штат Техас. Специальность выбрала MBA (Masters of Business Administration), без концентрации, поэтому звучала она просто — General Business Administration — то есть «деловое администрирование». На собеседовании, когда она пришла к ним удивились двум вещам:
во-первых, что она такая молодая, а уже имеет степень магистра. Ведь там молодежь учится сначала до 18 лет, потом четыре года в колледже, потому уже университет, так что полный спектр образования они получают годом к 30, а тут 22 и уже «высшее образование». Оценки из нашего диплома ей пересчитали, и тут сразу выяснилось, что хотя мы и «перешли на Болонскую систему», наша «Болонская система» от их системы сильно отличается. У них нет зачетов! Только экзамены! И получилось, что те предметы, по которым у нее здесь стоял «зачет» там ей не зачли!
Тем не менее, у нее оказался высокий рейтинг по общему количеству баллов. Но, тем не менее, ей предложили бакалавриат, а дальше, мол, будет видно. Оказалось, что после нашего вуза учиться в Штатах было не так уж и трудно, хотя и высшей степени необычно. Так, например, со всей своей группой она не встречалась практически ни разу — у всех разные наборы программ, разные дисциплины, среди которых многие рассчитаны на самообразование дома, за компьютером, в режиме онлайн — вот как!
Во-вторых, наборы на учебу тут проходят не раз в год, как у нас, а каждые три месяца, такая вот у людей тяга к знаниям и недаром, видно, именно у американцев больше всего лауреатов Нобелевской премии. А еще ее поразило, что ее университет как раз в это время переводился на энергию от солнечные батарей, и по этому поводу был небольшой концерт и большой буфет, причем с вином — и ничего, никто не напился и не буянил.
Приставили к ней тут же старичка профессора — инструктора, а вдобавок к нему еще и женщину «тьютора», то есть консультанта. Очень интересная женщина, во-первых, афроамериканка, а во-вторых, интересная манера речи и выражения. Наташа, когда с ней сидела, почему-то все время думала о том, что вот каких-то 60-70 лет назад эти люди были никем, совершенно бесправными и работали за гроши, а то и только за еду, а сейчас она профессор, и работает в университете. Причем все они, и особенно профессор, говорили ну просто с жутким техасским акцентом, так что ей понимать их, а им ее было не так-то и легко. Дорогими оказались учебники, то есть в разы больше чем у нас, дорогим лечение зубов, и очень дорогими… прививки! Так что желательно все нужные «там» прививки сделать заранее, а с собой потом захватить справку!
Получить права там тоже пришлось – человек без машины в Штатах это просто не человек, причем оказалось, что «на права» там люди стоят в очереди, причем занимают ее с 6 часов утра! Вот как! Наверное, это было единственное место, где она увидела там очередь, но зато уж такую, что ой-ой! Учили вождению ее очень добросовестно, и первым делом (чего у нас нет!) парковке, причем несколькими способами и отрабатывали каждый прием очень тщательно. Зато сдавать экзамен можно три раза в расчете на волнение. Сначала теорию, потом практику и если что-то не вышло, можно выйти, «подумать» и заходить опять!
Очень много внимание обращается на культуру вождения. Машины, когда стоят в пробке, останавливаются друг от друга не менее чем в двух метрах, со стороны кажется, что между двумя машинами стоит еще одна невидимая. На перекрестках везде таблички – «не забудь включить поворотник». Для «особо развитых», на некоторых указано, что на зеленый нужно ехать, на красный — стоять. Люди друг другу вообще не сигналят, полнейшая тишина.
С учебой оказалось все совсем «не так напряжно», просто нужно писать все академическими терминами, оборотами и прочим атрибутами умных людей, а это совсем нелегко даже у нас, в России, а уж в Америке и подавно. Наташа и в России не очень-то любила работы объемом по 30 страниц. А там такие задания банальны! Трудно, но интересно, а местами прямо очень интересно, поскольку многие учебники написаны прямо-таки как художественные произведения. Но по ее словам темпы учебы были «крокодильские», в неделю нужно было писать по 10-15 эссе, а в итоге каждый предмет завершается индивидуальным проектом в 35-40 страниц, который в свою очередь проверяется еще и на плагиат.
Существует просто список предметов с одной стороны и куча преподавателей с другой, вот можно все это дело собирать как конструктор лего, выбирать любой день, время, курс, класс и преподавателя по вкусу, чтобы в итоге закончить каждый семестр с определенным количеством кредитов. Кредиты даются за выполнение домашних заданий, за работу в команде (хотя, что это за команда, если половину предметов можно брать онлайн) и за итоговые тесты итоговые. И все!
Вот, например два предмета — международное право и методы бизнес исследований. Весь учебный процесс организуется в виде… написания тобой эссе на заданные темы и развернутых ответов на вопросы. А в случае с первым предметом, еще и кейсами, вроде такого, «что если гражданин одной страны нарушил права гражданина другой, находясь на территории третьей страны, а потом собрал манатки и свалил в четвертую, то, как и на основании чего его теперь судить?» Но Наташе это все нравилось, особенно международная юриспруденция, хотя там все как-то уж больно запутано, словно в телесериале. Но, как вы видите, там и впрямь все обучение рассчитано на конкретный результат.
Кстати, в университете никого и ничего нельзя фотографировать. Так охраняется и «прайвеси», то есть право на «частность» и авторские права преподавателей, ведь многие из них кроме того, что преподают, работают в фирмах и банках и рассказывают сугубо практические, реально имеющие место быть вещи. У нас же пригласить такого практика очень сложно: нет ученой степени — значит и зарплата будет грошовая, а какой ему смысл (если он хороший специалист!) ломаться за гроши?!
Понравилось Наташе и то, что там ни с кем особо не нянчатся — в особенности не нянчатся так, как в вузах нашей страны, нянчатся с разными там иностранцами, приехавшими к нам учиться из солнечной Средней Азии или еще откуда. Просишь помощи? Помогут, расскажут, объяснят, а не так как у нас: человек русского языка не знает вообще, но, тем не менее, как-то учится! Там твое незнание английского языка это твоя, и ничья больше проблема! И, по-моему, это совершенно правильный подход к делу!
Достаточно сложно было оформить себе кредитную карту. Это совсем не так просто как вам может показаться, это целая эпопея. Все основано на кредитной истории в этой стране. Ее отсутствие (как в случае с Наташей) хуже, чем плохая история. Так вот чтобы ее повысить, нужно так или иначе пользоваться кредитом, но не абы как, а зная как правильно это делать. Так что открыть ее оказалось не так просто, т.к. нет прошлой истории. В этом плане ей повезло с женщиной, у которой она работала в фирме. Подобрала она ей лазейку, и она так и сделала, получила карту и строит свою кредитную историю. Главное теперь не забывать своевременно делать выплаты.
Для тех, кого волнуют вопросы чистоты, информация такая: в Калифорнии, куда Наташа ездила с подругой на каникулы, за выброшенную жвачку штраф 1000 долларов. Поэтому, понятно, что никто и не бросает! Тех, напротив, кто совершенно точно знает, что «американцы плохие» и ничего хорошего там замечать не хочет, могу порадовать сообщением о том, что Наташа мне писала, что видела мексиканку, рывшуюся в мусорных баках («Хьюстон город контрастов») и собиравшую алюминиевые банки из-под пива. Языка не знает, скорее всего, нелегалка и вся ужасно несчастная на вид. Однако лично я таких людей видел и у нас … Русских…
Ну, а с последним экзаменом Наташе просто повезло. В Техасе температура упала до –1о, и всем студентам разрешили сдавать его онлайн, а это, согласитесь, куда проще, чем писать все то же самое в университетской аудитории. В итоге отличные отметки и… красный диплом, причем размеров куда больше нашего. Так что тот, кто хочет, и у кого на голове именно голова, а предмет для шапки, если ты трудолюбив, то… да, ты и без помощи со стороны правительства РФ можешь получить образование за границей. Кстати, у нас таких студентов, что сделали себе карьеру «там» уже довольно много, хотя много и таких, что преуспели и на родине. Есть среди них владельцы собственных фирм, и солидные чиновники, но это уже совершенно другая история.
Вячеслав Шпаковский.