АМЕРИКАНЦЫ ПРО УКРАИНУ
Хорошо известно, что «ад — это другие!» Однако поскольку люди существа стадные, то им не безразлично мнение других людей, причем не только друзей, но также и врагов. Причем, последних даже в большей степени. О чем
сообщают наши российские СМИ, мы все хорошо знаем. И они же информируют нас о том, что говорят о нас «там». Однако это всего лишь мнение из одного источника. А вот что говорят те же самые американцы о событиях на Украине у себя дома? Что обсуждают, общаясь с нашими соотечественниками, живущими там?
Так уж получилось, что среди моих бывших выпускников специальности «ПР и реклама» достаточно многие связали свою жизнь с заграницей. Одна девушка живет в Норвегии, замужем за норвежцем и там у них цветочный магазин. Две другие никак не решат, где им лучше и существуют одна между Парижем и Москвой (и там и там у нее информационно-консалтинговые фирмы), а другая между Москвой и Афинами, где у нее преуспевающее турбюро. А вот некоторые перебрались в Соединенные Штаты, где учатся, выходят замуж, работают в цветочных магазинах (наверное, для наших девушек это за границей самое «то»!), одним словом — живут бок о бок с простыми (либо не совсем уж и простыми!) американцами.
Поэтому когда мне нужно что-нибудь узнать о том, что происходит «там», достаточно всего лишь с ними связаться. Конечно, это достаточно узкий и ограниченный источник информации, однако, поскольку, учась в нашем университете, они изучали и социологию, и политологию, и основы теории массовых коммуникаций, тому, что они сообщают, в общем-то, вполне можно доверять.
Однако начать мне все-таки хотелось бы не с американцев, а с россиян. И не просто с россиян, а россиян как объекта исследования их мнения. Проведено оно было в городе Пензе, не очень большом, но и не очень уж маленьком российском городе, причем по выборке было вполне показательным, и что самое интересное — проведено оно было еще до начала известных нам событий на Украине и, соответственно, известий об американском в них участии. Первый вопрос звучал так: есть ли сегодня у России враги? И 61% ответили, что — да, есть! А вот когда их попросили назвать врагов по порядку, то на первом месте оказалась такая страна, как США (51%), на втором — Китай (8,9%), а на третьем — Грузия (7,1%), а вот Украина получила 3,7% и довольно высокий уровень враждебности, что весьма показательно! То есть многие наши люди уже осенью прошлого года ощущали, что «здесь, что-то не так!». При этом процент россиян, интересующихся событиями за рубежом, по разным подсчетам составляет от 35 до 45%, то есть интерес к международной политике, можно сказать, у всех у нас просто в крови!
У американцев — напротив, устойчиво интересуются международной политикой всего лишь 2% населения страны, хотя сейчас, я думаю, что эта цифра выросла! Зато, февральский опрос Gallup показал, что 60% американцев недоброжелательно настроено по отношению к России. Это худший показатель за последние 20 лет, — и, кстати, практически на 100% равный нашему! Вместе с тем Россия перестала быть для США приоритетным направлением во внешней политике. Например, главным информационным событием в Техасе в марте месяце была отнюдь не Украина, а… местное родео, длившееся там целых три недели и оттеснившее на второй план даже самые горячие международные новости. Что делать? Такова уж разница в менталитете россиян и американцев возникшая не за один год!
Ну, а теперь, наглядно представив себе, какие мы все-таки в чем-то разные, а в чем-то и похожие, давайте-ка заглянем в Twitter и посмотрим, а что же туда выкладывают самые разные люди, имеющие интерес в него писать:
Мэттью Симпсон, американец, живущий в Китае
Если я что и почерпнул из комментариев по поводу украинской революции, так это то, что Обама кукловод, который обожает нацистов.
Том, США
Думаете, Путин все еще ошибается? Обама и ЦРУ спонсировали украинский переворот. Извините, я имел в виду освободительную революцию.
Джон Шиндлер, США, профессор в военно-морском колледже
Все, что происходит в Восточной Украине это одна большая операция ГРУ. Чтобы победить, нужна контрразведка, а не военные силы.
Чарльз Эдвард Фрис, Гонконг
Украина никогда не станет членом Евросоюза, потому что Евросоюз этого не хочет, не нуждается в этом и не может этого себе позволить.
Пользователь под ником Reservofficer
Если вкратце, вот сегодняшняя ситуация на Украине: (медведь залез в палатку — фото вверху)
Роберт Мэки, репортер и редактор, США Нью Йорк
То, что происходит сегодня в повстанческих территориях Украины, происходило в 90-е в Боснии, когда Сербия давала обещания, которые местные власти игнорировали.
Колин Мориарти, издатель, США Нью-Йорк
Все что я знаю, так это то, что ситуация между Украиной, Россией, Евросоюзом и США начинает превращаться в чертов роман Тома Клэнси. (Известен благодаря детально проработанным с технической точки зрения бестселлерам, посвящённым холодной войне и событиям после неё. Клэнси также написал сценарии к ряду компьютерных игр. В своих произведениях показал вымышленный мир, основанный на гегемонии США — прим. авторов).
Эндрю Мюллер, журналист, Великобритания, Лондон
Прежде чем пустить очередную утку об Украине, вспомните золотое правило всех действующих конфликтов: все, на любой стороне, врут.
Пользователь под ником Boogie Underground, США
Совет Украине: Перед тем как посылать войска против своих же, не морите их голодом 4 дня подряд, так что бы им приходилось питаться у местных.
Понятно, что самые радикальные суждения отбрасывались, но в целом, как вы видите мнения в достаточной степени разумные, так что вряд ли нам стоит повторять за М. Задорновым его рефрен «Ну, они тупые!» Хотя, конечно, там имеется и очень много таких людей, кто никуда вообще не пишет и вот там-то, наверное, встречаются всякие!
Куда важнее мнение такого человека, как Збигнев Бжезинский, который был советником президента США по национальной безопасности еще при Джимми Картере (1977-1981) и одной из ключевых фигур прошлой холодной войны. По его мнению, большинство американцев предпочитают баскетбольные матчи мировым новостям и вот что он пишет:
«Хотя, очевидно, что есть большая разница между простыми американцами и людьми, которые работают в госдепартаменте. Я думаю, — высказывает он свои соображения по этой теме, — большинству американцев большую часть времени нет дела до России. Сейчас нет той обстановки, которая складывалась во время холодной войны. Если люди и думают о каких-то других странах, то, прежде всего о Ближнем Востоке — вы можете судить об этом по количеству публикаций в нашей прессе — и о Мексике — просто потому, что у нас с ней общая граница и людей всерьез беспокоит проблема иммиграции. В некоторой степени они думают про Китай. Вот, в общем-то, и все. По сравнению с большинством европейских стран Америка достаточно изолирована: с двух сторон здесь океан, с других двух — крупные соседи, от которых не исходит угроз. В отличие от других стран, Америка не так много смотрит за пределы своих границ. Так что это миф (имеется в виду Россия и россияне), что «что бы ни происходило у нас в стране, имеет огромное значение для Америки». Кстати, этот миф существует не только в России, но и в некоторых других странах».
Что ж — лично я вполне могу согласиться с таким его мнением. Более того, куда существеннее другая информация, а именно, что в строю ВВС США сегодня всего 2157 боевых самолетов, и это число минимально за всю историю американской авиации, а средний возраст их — самый большой за последние сто лет.
А вот про авиацию тут вспомнилось потому, что… ну, скажем так: одна знакомая мне дама замужем за пилотом американских ВВС. И пусть она даже блондинка и совершенно ничего не понимает в самолетах и в авиации, в каких-то разговорах его коллег она поневоле принимает участие как хозяйка дома, то есть довольно тесно общается «с армейскими кругами», и их эмоциональное состояние она как женщина чувствует очень хорошо. Так вот, в их среде вообще нет предела недовольству. Что Ирак, что Афганистан, что Ливия и другие страны — везде интерес один: деньги, нефть, влияние играют главную роль, а вовсе не миротворческие намерения. Хоти и в самих США нарушений свобод человека предостаточно, одна база Гуантанамо чего стоит. Путина, правда, они тоже очень не любят, и сравнивают с диктатором, но больше пекутся об имидже США как страны, у которой он сейчас немного поистрепался.
Многие американцы вообще сторонятся политики, т.к. правды, говорят, все равно не узнаешь, только смотришь и читаешь, что вдалбливают. В России показывают украинцев с русскими флагами и плакатами. На Украине показывают митингующих у посольства США с плакатами — «America, help us!». Вот почему американская политика очень далека оттого, что того, что реально думают о ней сами американцы.
Интереснее всего мне показались суждения «цветочницы», поскольку она регулярно и ТВ смотрит, и Twitter читает, и на работе она «ближе к народу». А «простой народ» он в разговоре с себе подобными своих взглядов не скрывает. По ее мнению в официальных изданиях просто дается информация о том, что происходит в Крыму и на Украине, о международных встречах в верхах, без какого бы то ни было анализа и оценки ситуаций.
По ее мнению, на форумах в Интернете большинство американцев пишет о том, что Америка не должна вмешиваться в чужие дела, что в стране полно своих проблем, которые нужно решать.
Мнения насчет вмешательства России и перехода Крыма разные, примерно 50/50. Кто-то называет Путина Гитлером и боится России — «непредсказуемая страна во главе с тираном». При этом тут же вспоминают, что во времена Советского Союза шла мощная пропаганда против СССР, пугали русскими, говорили, что они готовы стереть США с лица земли (то же самое, кстати, и у нас говорили про американцев). Ну, а сегодня России больше боятся выходцы из бывших социалистических стран — Польши, Венгрии, считают, что она не остановится только на Украине, а будет захватывать и другие территории. Поэтому надеются, что НАТО их защитит.
Кто-то пытается объяснять переход Крыма в Россию с исторической точки зрения. В основном это бывшие россияне, потому что проявляют достаточно глубокие знания об истории Крыма. Оправдывают вмешательство России в дела Украины, мотивируя это тем, что Америка зачастую поступала так же во имя своих национальных интересов. Много и равнодушных к украинским событиям.
Наших спрашивают их мнения о происходящем. Большинство эта ситуация напрягает, потому что никто не хочет войны. За военное решение вопроса выступают только оголтелые националисты, желающие чтобы Америка доминировала в мире. Но их немного и мнение их мало кто разделяет.
Зато, когда появилась информация, что Америка выделила Украине 1 млрд. долларов, очень многие были сильно возмущены, поскольку США имеет большой государственный долг. Американцы же привыкли относиться к государственным расходам, как к своим собственным, справедливо полагая, что деньги на них идут из кармана налогоплательщиков. Вот по этому поводу они пишут очень даже негативные комментарии. Вот так!
Остается теперь главный вопрос: как именно и с наименьшими затратами зная все это информационные средствами воздействия сделать так, чтобы мнение большинства американских избирателей (и людей принимающих ответственные решения!) повернулось бы лицом к нам. Это сложно, но… можно, ну, а вот того, как именно это будет сделано, пока что придется подождать!
Юлия Мананникова,
кандидат социологических наук, доцент,
Екатерина Цурканова,
Вячеслав Шпаковский.