ИЛЬМИНСКИЙ
Николай Иванович
(23.04.1822 — 27.12.1891)
Русский востоковед, педагог-миссионер, член-корреспондент Академии Наук.
Родился в Пензе в семье протоиерея Иоанна Егоровича Ильминского, отец которого Егор Фёдорович служил священником в с. Ильмино Городищенского уезда.
В 1842 г. окончил Пензенскую духовную семинарию, в 1846 г. — Казанскую духовную академию, где был оставлен в должности учителя естественных наук и «турецко-татарских языков»; в 1847 г. ему присвоена степень магистра и бакалавра той же академии.
В 1851-1854 гг. он находился в длительной командировке в Константинополе, Дамаске, Каире и других городах Ближнего Востока. По возвращению из этого путешествия с осени 1854 г. преподавал на миссионерском отделении Казанской духовной академии восточные языки и некоторые другие предметы.
В 1855-1856 гг. у Н. И. Ильминского, выработавшего систему просвещения, направленную на усиление православия среди нерусских народов Поволжья, Средней Азии и Сибири, сложилось твёрдое убеждение, что «лучшим средством для борьбы с иноверческой пропагандой может быть только школьное просвещение инородцев», «которое развило бы в них охоту к самостоятельному, беспристрастному размышлению, обогатило бы их здравыми понятиями о природе и истории и внушило бы уважение к свидетельствам достоверным».
С 1861 г. он читает лекции на кафедре турецко-татарского языка историко-филологического факультета Казанского университета, а с 1863 г. одновременно и преподавал восточные языки в Казанской духовной академии и работал над учебными пособиями для татар на татарском языке.
26 марта 1870 года были утверждены Правила «О мерах к образованию населяющих Россию инородцев». Впервые, на основании этих Правил, дети нерусских народов получили возможность учиться первоначально на родном языке. В том же году Ильминский избирается членом-корреспондентом Императорской Академии Наук, но добровольно отказывается от избрания на пост академика в пользу востоковеда-тюрколога Василия Васильевича Радлова (1837–1918), служившего с 1871 г. в Казани инспектором татарских, башкирских и киргизских школ Казанского учебного округа.
19 августа 1872 г. Ильминский перешёл на должность директора вновь открытой в Казани инородческой учительской семинарии. Основной идеей просветительской системы Н. И. Ильминского было:
«Во-первых, обучение инородцев должно происходить на их родном языке, и притом на языке народном (в противоположность книжному или попытке создать таковой язык);
во-вторых, учитель непременно должен быть соплеменником своих учеников, то есть инородцем тоже».
В условиях агрессии национализма в России гуманные идеи Ильминского были подвергнуты ревизии, а его имя воспринималось со знаком минус. В начале XX в. ряд авторов, являвшихся противниками системы использования в школах родного языка, стали высказывать мнение о том, что она порождает сепаратистские стремления «инородческих племён».
Восстановление объективной оценки системы в конце 1980-х гг. связано с именем лингвиста-тюрколога, академика Андрея Николаевича Кононова (1906-1986), посвятившего Н. И. Ильминскому отдельную статью в своём «Библиографическом словаре отечественных тюркологов».
________________________________________
Источник: Тюстин, А. В., Шишкин И. С. Пензенская персоналия.
Славу Пензы умножившие. [В 3 т.]. Т. 1 (А-Л).: [биогр. слов.]
/ Тюстин А. В., Шишкин И. С. — Пенза : б. и., 2012. – 208 с.: портр.— с. 143.
________________________________________