Печать
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

 

617-149-gvozdev-b-n

ГВОЗДЕВ
   Борис Николаевич
    (29.04.1886 — 22.08.1927)

Этнограф, историк, музейный деятель.

Родился в Сивинском заводе Краснослободского уезда Пензенской губернии в семье священника. В 1897-1901 гг. учился в Краснослободском духовном училищев 1901-1907 гг. — в Пензенской духовной семинарии, ректором которой в тот период был Петр Алексеевич Позднеев (1853-1934) — будущий древлеправославный Архиепископ Московский и Всея Руси Никола; должность инспектора семинарии исполнял Павел Петрович Борисовский (1867-1938) — будущий митрополит Павел. Благотворное влияние на развитие исторического интереса Бориса Николаевича оказали преподаватели исторического цикла: кандидат Казанской духовной академии, духовный писатель Дмитрий Иванович Троицкий (1845-1910) и кандидат Московской духовной академии, профессор Алексей Лукич Хвощев (1870-1935). В 1912 г. Гвоздев окончил филологический факультет Варшавского университета и был направлен на преподавательскую работу в Троицкую женскую гимназию Оренбургской губернии. Её директором с 1908 г. был историк Иван Александрович Тихомиров (1852-1928), родившийся в с. Юдино Мокшанского уездаТихомиров изучал русские летописи и другие источники по истории России и опубликовал в журнале Министерства народного просвещения ряд статей по истории колонизации Пензенского края. Таким образом, Гвоздев в течение длительного времени находился под благотворным влиянием известных российских и провинциальных историков, предопределивших его выбор научной стези.

15 августа 1921 г. Гвоздев был принят в музей наглядных пособий Пензенского общества любителей естествознания, где стал заведовать подотделом истории и социальных наук. Одновременно он преподавал в опытно-показательной школеВ ноябре 1921 г. на заседании управления Губмузея было принято решение о создании историко-бытового музея, который фактически получил статус историко-бытового отдела губернского музеяВ октябре 1922 г. завотделом был назначен Б. Н. Гвоздев, сразу же развернувший интенсивную собирательскую, экспозиционновыставочную и научную работу. Он положил начало разработке научно-экспозиционной документации музея. В сферу научных интересов Гвоздева входили этнография, археология, экономическая история, изучение и охрана памятников истории и культуры. Организованные им и Н. И. Спрыгиной этнографические экспедиции положили начало последовательного формирования музейной этнографической коллекции, в особенности мордовского происхождения. Гвоздев входил в состав этнографической комиссии Губвыставкома и принимал деятельное участие в подготовке и организации пензенской части Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки (1923), за что был удостоен Диплома признательностиВ 1925 г. Борис Николаевич посетил 7 уездных городов и 99 поселений Пензенской губернии. В том же году он участвовал в археологической экспедиции А.  А. Кроткова на место столицы золотоордынского улуса Мохши в современном Наровчате. Большой вклад внёс Гвоздев в региональное некрополеведение, исследовав в начале 1920-х гг. пока не осквернённые и не разрушенные кладбища Спасо-Преображенского и Троицкого монастырей, утраченные потом Всехсвятское, Боголюбское, Гарнизонное, Больничное, а также старинные Митрофаниевское и Мироносицкоелютеранское и католическое кладбища, староверческие погосты.

Почти 90 лет здание Пензенского краеведческого музея охраняют два каменных изваяния, так называемые половецкие бабы. Когда-то они стояли в харьковской усадьбе исторического романиста, тайного советника Григория Петровича Данилевского (1829-1890), но в 1904 г. три грубо отесанные скульптуры он подарил своему сыну, известному земскому деятелю Пензенской губернии Константину Григорьевичу, который на сверхпрочных повозках доставил их в своё имение Рамзай Пензенского уездаВ 1923 г. эти скульптуры из песчаника обнаружил Борис Николаевич и задался целью установить их у входа в музей. Несколько попыток доставить их в Пензу заканчивались крахом: телеги под тяжестью скульптур высотой около трех метров и весом до одной тонны разваливались. И только зимой, на мощных дровнях две из трёх скульптур, датируемые ХII в., привезли в Пензу, а в 1928 г. они были установлены на постоянный пост у входа у музей.

Борис Николаевич в те годы пополнил музей уникальными экспонатами: он спас от расхищения, а, возможно, и от уничтожения 2 штандарта Пензенского ополчения 1812 г.кабинетную обстановку председателя Пензенской казённой палаты М.  Е. Салтыкова-Щедринамного фамильных портретов, книг, произведений живописи и декоративно-прикладного искусства, исторических раритетов, старинных предметов церковного культа в бывших дворянских гнёздах, храмах, монастырях, где в период революционного брожения 1917-1918 гг. господствовал и глумился русский вандализм.

Сегодня архив Б.   Н. Гвоздева является всеобщим культурным и историческим достоянием: вдова учёного Серафима Максимовна урождённая Шиллерова (1889-1988) в середине 1950-х гг. передала в музей статьи, рукописи, архивные выписки, рукописи книг, многочисленные дневники, биографические документы, которые сразу же были введены в научный оборот.

Б.  Н. Гвоздев является одним из признанных классиков музейной культуры не только Пензы, но, в целом, всей России.

________________________________________

Источник: Тюстин, А. В., Шишкин И. С. Пензенская персоналия.
Славу Пензы умножившие. [В 3 т.]. Т. 1 (А-Л).: [биогр. слов.]
/ Тюстин А. В., Шишкин И. С. — Пенза : б. и., 2012. – 208 с.: портр.— с. 86-87.
________________________________________

 

 

Добавить комментарий


хостинг KOMTET