ПОСЛЕДНИЕ СТРАНИЦЫ
ЖИЗНИ А. И. КУПРИНА:
СПОРНОЕ И БЕССПОРНОЕ
Наше время благодатно для историков: открываются архивы, выявляются новые документы, снимаются запреты, уничтожаются идеологические шоры, развенчиваются мифы. Много нового стало известно за последние годы и о замечательном русском писателе Александре Ивановиче Куприне (1870-1938). Больше всего мифов о писателе связано с периодом революции и последующей эмиграции, а также так называемого возвращения на родину в 1937 году и жизни в СССР до смерти в 1938 г. «Так называемого», потому что тосковал он по дореволюционной России, а вернулся в СССР. Не говоря уж о замалчивании литературной работы писателя заграницей. По официальной версии, он «не создал ничего значительного», тосковал по родине. А ведь в период с 1923 по 1934 гг. Куприн написал много новых рассказов, три большие повести: «Колесо времени», «Купол св. Исаакия Далматского», первоклассную «Жанету, принцессу четырёх улиц», да ещё роман «Юнкера» остался незаконченным. А была ещё яркая и страстная публицистика. Недавно вышедшие книги публицистики писателя, собранные из финляндской и французской периодики 1920-1930-х годов, создают в наших глазах образ совершенно неизвестного Куприна: яркого, саркастического, убийственно ироничного, смелого публициста, непримиримого врага большевиков и советской власти, русского патриота, никогда не простившего большевикам уничтожение его родины — России.
Нет смысла пересказывать мифы о Куприне: они хорошо известны всем, учившимся в советской школе и в гуманитарных институтах. Остановлюсь на том, что выяснилось за последние 25 лет. Собственно, новостью это стало только для литературоведов СССР, зарубежные исследователи, напрямую работая с документами, участниками и свидетелями событий, давно всё знали.
Куприн ушёл в эмиграцию сознательно, спасая свою жизнь и жизнь своей семьи. 2 марта 1917 г. Император Николай II отрёкся от престола в пользу своего младшего брата Великого князя Михаила Александровича. Последний отказался от воспринятия власти, передав решение вопроса об «образе правления» Учредительному собранию. В ноябре 1917 г. Михаил Александрович был арестован по решению Петроградского военно-революционного комитета, затем выслан в Пермь и убит.
В газете «Молва» в июне 1918 г. вышел фельетон Куприна «Михаил Александрович», в защиту Великого князя. Хотя он не знал его лично, но рассказы о простоте и непритязательности Великого князя вызывали симпатию у писателя. Фельетон был воспринят новой властью как агитация за восстановление на троне «Императора Михаила». В ночь на 1 июля 1918 г. А. И. Куприн был арестован. Всего он пробыл под арестом три дня. Характерно, что разыскивающей в эти дни мужа Е. М. Куприной матрос ответил по телефону, не разобравшись вначале:
«Куприн? Расстрелян, к чёртовой матери!».
Тем не менее, Куприн не угомонился и не испугался. Как установила Т. А. Кайманова, в 1919 г. Куприн включает в сборник очерков «Тришка-будильник» фельетон уже с полным титулом в названии «Великий князь Михаил Александрович». Это можно расценивать как акт гражданской смелости и прямой вызов беззаконной власти. Дальше последовала вполне сознательная эмиграция, сначала в Финляндию, затем переезд в 1920 году в Париж.
В вопросе о возвращении Куприна в Россию остаётся не прояснённым инициатор этого процесса. В записке В. П. Потёмкина, полпреда СССР во Франции, Н. И. Ежову от 12.10.1936 говорится, что Куприн
«просится обратно в СССР. <…> Куприн едва ли способен написать что-нибудь, так как, насколько мне известно, болен и неработоспособен. Тем не менее, с точки зрения политической, возвращение его могло бы представить для нас кое-какой интерес».
Книга дочери писателя «Куприн — мой отец», к сожалению, не может быть документальным свидетельством, т.к., во-первых, Ксения Александровна плохо знала жизнь своего отца (о чём неоднократно сама упоминает); во-вторых, известно, что книга писалась при значительном участии Б. М. Киселёва и материал тщательно отбирался. В 1937 г. в Европе уже знают об организованном голоде и геноциде населения в СССР, и возвращение известных людей бы очень хорошим аргументом в пользу того, что «жить стало лучше, жить стало веселей». Предлагалось это не одному Куприну, а и, например, И. Е. Репину, И. А. Бунину, но они категорически отказались. Куприн отказывался возвращаться с 1923 года, когда его первая жена Мария Карловна, в ту пору Иорданская, предлагала ему свою помощь и поддержку в этом. Вместе с тем, известны его слова, сказанные года за три до 1937 г.:
«Уехать так, как Алексей Толстой, чтоб получить крестишки иль местечки, — это позор, но если бы я знал, что умираю, непременно и скоро умру, то я бы уехал на родину, чтобы лежать в родной земле».
Здесь совершенно ясно и недвусмысленно обозначены цель и сроки возвращения. В дни его подготовки в 1937 г. писатель, в силу тяжёлой болезни, уже не был в состоянии так чётко сформулировать свою позицию, но её знала и полностью выполнила, понимая состояние мужа, Е. М. Куприна, жена писателя. Во всех служебных записках советских чиновников зафиксировано, что Куприн слаб, болен, неработоспособен и не в состоянии ничего писать. Следовательно, не мог и сказать или написать ничего лишнего. А всё, что нужно было произнести и выразить возвращенцу, «осознавшему свою вину перед родиной», делалось и писалось приставленными к Куприну журналистами. Причём, некоторые из них в личных беседах рассказывали не совсем то, что писали в газетных статьях. Одним из приставленных журналистов был В. К. Вержбицкий (1889-1973), составивший впоследствии воспоминания о Куприне, которые подвергались обоснованной критике за недостоверность. О деятельности Вержбицкого рядом с
Куприным сохранились противоречивые свидетельства. Есть сведения, что после возвращения Куприна из эмиграции никто, кроме Вержбицкого, к писателю не был допущен, и все его встречи с журналистами, знакомыми и проч. происходили только в его присутствии. Он же получал всю корреспонденцию, поступавшую на имя Куприна. Доказано, что Вержбицкий, бывший в то время сотрудником «Известий», изготовил, по меньшей мере, одну из статей за подписью Куприна «Москва родная», появившуюся в июне 1937 г. в «Известиях». А скорее всего, по мнению установившего этот факт А. В. Храбровицкого, и остальные патриотические статьи больного и пребывавшего в полубессознательном состоянии писателя написаны Вержбицким. Того же мнения была и М. К. Куприна-Иорданская. Она отрицательно относилась к его мемуарам о Куприне, считая их «насквозь лживыми». Письма-протесты по поводу его мемуаров написали Вержбицкому племянник Д. Н. Мамина-Сибиряка и исследователь его творчества Б. Д. Удинцев, литературовед А. В. Храбровицкий. По мнению одного из самых крупных исследователей биографии и творчества А. И. Куприна Ф. И. Кулешова, выпустившего двухтомную монографию о жизни и творчестве писателя,
«в воспоминаниях Вержбицкого, действительно, содержатся вещи несуразные, нередко просто бестактные».
Упоминавшийся выше литературовед А. В. Храбровицкий является основоположником пензенского литературного краеведения. Имя это недавно вновь привлекло внимание пензенских краеведов в связи с выходом его дневников в издательстве «Новое литературное обозрение». Им опубликовано 18 материалов о А. И. Куприне, в том числе пять новонайденных рассказов писателя. Все материалы по этому вопросу хранятся в фонде Храбровицкого в отделе рукописей РГБ.
Итак, публикации последних лет и разысканные (возможно, возвращённые из спецхрана) кадры кинохроники встречи А. И. Куприна на вокзале в Москве неопровержимо свидетельствуют о его тяжёлой болезни (скорее всего, у него была болезнь Альцгеймера, а затем ещё и рак пищевода, от которого он скончался) и старческой немощи, использованной советской властью для создания мифа о раскаявшемся писателе, приехавшем воспевать страну Советов. Практически все новые тексты, написанные в СССР, — написаны от лица Куприна, либо со слов жены писателя (это касается интервью, где Елизавета Морицевна пересказывала восхищение и благодарности писателя всем виденным и слышанным в социалистической Москве).
Кроме мифов, созданных журналистами, чиновниками, современниками вокруг А. И. Куприна, есть ещё и легенды, которые творил он сам о своей жизни. Они – тема отдельного исследования.
Л. В. Рассказова.
________________________________________
Опубликовано: Философия отечественного образования: история и современность.
Сб статей Международной научно-практической конференции. Пенза, 2014. с.172-175.
________________________________________