Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 

ВЫСТАВКИ ПЕРЕДВИЖНИКОВ

В ПЕНЗЕ

До возникновения в 1870 г. Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ) представление о картинах прославленных мастеров жители провинциальной России могли составить только по репродукциям. Выставки на периферии не практиковались, художественных музеев не было. ТПХВ впервые поставило своей целью посредством выставочной деятельности предоставить возможность жителям провинции следить за успехами русского искусства. Это был прообраз современных массовых форм художественной пропаганды.

Значение ТПХВ не исчерпывается одним лишь организационным новаторством в выставочной деятельности. Принципиально новым для своего времени было также само творчество передвижников, отражающее передовые философские воззрения эпохи, интересы народа. Выставки передвижников были событиями не только художественной, но и общественно-политической жизни. История ТПХВ является историей русского реалистического искусства трех последних десятилетий XIX в. В дореволюционном русском искусстве на протяжении всего его развития не было более мощной организации художников, чем ТПХВ.

Выставки передвижников, проходившие ежегодно, начиная с 1871 г. состояли из произведений, созданных за предшествовавший им год. Каждой из таких ежегодных выставок присваивался порядковый номер. В некоторые годы по городам, не посещаемым ежегодной выставкой, ТПХВ посылало параллельную ей выставку, составленную из непроданных картин выставок прежних лет. Параллельные выставки проводились в основном в малых губернских городах преимущественно в целях пропаганды искусства. Выставки старались размещать наилучшим образом. В губернских городах, за неимением специальных выставочных залов, наиболее подходящими для этой цели зданиями были, как правило, Дворянские собрания. В провинции почти везде помещения для выставок предоставлялись бесплатно (прим. 1).

 

      Для ознакомления с содержанием материала необходимо навести курсор на одну из кнопок и нажать на нее
                        ↓                                         

Выставки передвижников

Пензу посетили следующие выставки ТПХВ (прим. 2):

1. Вторая параллельная (прим. 3). Проходила с 19 (31) октября по 5 (17) ноября 1889 г. в Дворянском собрании на Театральной улице (ул. Кирова, 13). Экспонировались 35 произведений 17 художников. Билет — 30 коп., для детей и учащихся — 15 коп. Время работы с 10 до 16 час. С разрешения распорядителя выставки художника М. Е. Малышева выставку бесплатно посещали учащиеся начальных школ Пензы, подведомственных дирекции народных училищ.

2. Третья параллельная. Проходила с 11 (23) октября по 25 октября (6 ноября) 1892 г. в ремесленной школе им. Ф. Е. Швецова на углу Дворянской и Никольской улиц (вероятнее всего в двухэтажном здании, занимаемом ныне фармацевтическим училищем, ул. К. Маркса, 6), в помещении картинной галереи Селиверстова (прим. 4). Экспонировались 50 произведений, в том числе картина выдающегося исторического живописца В. И. Сурикова «Взятие снежного городка» (прим. 5). Билет — 40 коп., для детей  и учащихся — 20 коп. Время работы с 10 до 16 час.

32321-0201-surikov-snezhny-gorogokСуриков В. И. Взятие снежного городка. 1891 г. Холст, масло. 156x282 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Выставки 1889 и 1892 гг. представляли большой художественный интерес. На них были такие известные картины как «Портрет И. И. Шишкина» работы идейного вождя передвижников И. Н. Крамского, «Христос и грешница» В. Д. Поленова«Колдунья» М. П. Клодта и последнее крупное произведение Н. А. Ярошенко «Всюду жизнь».

32321-0202-polenov-chrisrgreshnitzaПоленов В. Д. Христос и грешница. 1883-1888 гг. Холст, масло. 307х585 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург32321-0203-yaroschenko-vsudu-zhiznЯрошенко Н. А. Всюду жизнь. 1888 г. Холст, масло. 106x212 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва

3. XXVI ежегодная. Проходила с 23 июня (5 июля) по 26 июля (7 августа) 1898 г. в музее и актовом  зале ПХУ им. Н. Д. Селиверстова на углу Пешей и Садовой улиц (ул. Богданова, 1/6) (прим 6). Экспонировались 114 произведений 28 художников, в том числе работы таких крупнейших живописцев как И. Е. Репин, И. И. Левитан, М. В. Нестеров, В. М. Максимов. Билет — 40 коп., для учащихся (в форменной одежде) — 20 коп., в день открытия вход был бесплатный. Открытие состоялось в 12 час.; в  остальные  дни выставка работала с 10 до 13 и с 15 до 19 час. Платных посетителей, было 1172 (билетов по 40 коп. продано 965, по 20 коп.207(прим. 7). 6 (18) июля с 9 до 11 час. выставку с разрешения К. А. Савицкого бесплатно посетили 90 учителей церковно-приходских школ (слушателей педагогических курсов). Участниками выставки были К. А. Савицкий, представивший картины «В окружном суде в ожидании приговора», «Пред иконой», «Христова милостыня», «Спор на меже», «Инок», «Полдень», и экспонент выставки, преподаватель ПХУ Н. К. Грандковский (картины «Купаются» и «Домой?» (прим. 8).

32321-0206-savitzki-spor-na-mezheСавицкий К.А. Спор на меже

32321-0205-savitzki-hristova-milostynyaСавицкий К. А. Беглые в Сибири (Христова милостыня). 1892 г. Холст, масло. 60х80 см. Иркутский областной художественный музей им. В. П. Сукачева32321-0204-savitzki-v-okr-sudeСавицкий К.А. В окружном суде в ожидании приговора. 1895 г. Масло, холст. Государственный музей революции.

С выставки подарили свои картины музею при ПХУ: И. И. Шишкин  «Ручеек в лесу», В. Д. Поленов  «Береговую слободку», С. И. Светославский  «Город», К. А. Савицкий  «Инока». Число посетителей выставки было настолько велико, что несмотря на летнее время окупились все издержки по ее устройству.

32321-0207-savitzki-inokСавицкий К. А. Инок. 1897 г. Холст, масло. 89х68 см. Картинная галерея им. К. А. Саицкого, Пенза. В 1898 г. дар автора.32321-0208-schischkin-rucheek-v-lesuШишкин И. И. Лес-осинник, 1896 г. Холст, масло. 119x84 см. Картинная галерея им. К.А.Савицкого, Пенза. В 1898 г. дар автора. В 1898 г. на XXVI передвижной выставке экспонировалась под названием «Ручеек в лесу».

32321-0209-polenov-privolxh-poselokПоленов В. Д. Приволжский поселок. 1897 г. Холст, масло. 32 x 54 см. Картинная галерея им. К.А.Савицкого, Пенза. В 1899 г. дар автора. В 1898 г. на XXVI передвижной выставке экспонировалась под названием «Береговая слободка».

4. XXIX ежегодная. Проходила с 1 (14) июня по 15 (28) июля 1901 г. в музее и актовом зале ПХУ им. Н. Д. Селиверстова. Число экспонатов выставки — 129, в том числе картины И. Г. Репина, А. М. Васнецова, А. Е. Архипова, Н. Н. Дубовского и других известных мастеров. Билет — 40 коп., для учащихся — 20 коп. Время работы с 10 до 16 час. (по воскресеньям и праздникам до 17 час.). Выставку посетили 964 человека (прим. 9). Экспонировались картины К. А. Савицкого («Вести из дома», «На построение храма») и Н. К. Грандковского («Похороны»). Одним из местных любителей искусства на выставке были приобретены три картины пейзажиста А. А. Киселева.

Четыре выставки Товарищества передвижников, проходившие в Пензе, занимают выдающееся место в истории культурной жизни города. Это были первые крупные художественные выставки, состоявшиеся в Пензе. Заведующий параллельными выставками передвижников Я. Д. Минченков так писал об их значении для российской провинции:

«Со всей справедливостью надо признать, что передвижники впервые пробудили и поддержали в обществе интерес к искусству. Дремлющие губернские города с приездом к ним выставки хоть на время отрывались от карт, сплетен, обывательской скуки и дышали свежей струей свободного искусства. Начинались споры и разговоры на темы, над которыми обыватель раньше не задумывался и о каких он не имел представления» (прим. 10).

Демократическая направленность деятельности ТПХВ уже сама по себе предполагала доступность их выставок для народа. Это отчетливо видно на примере Пензы: учащиеся и преподаватели посещали выставки на льготных условиях. Цена билетов на выставках передвижников в сравнении с нашим временем была, бесспорно, высокой (заработная плата квалифицированного российского рабочего в начале столетия составляла около 300 руб. в год). Однако среди цен на входные билеты, существоваших до революции, у ТПХВ они были одними из самых низких.

Итак, сделан краткий очерк деятельности ТПХВ в Пензе. Если этот материал побудит художественную общественность и городские власти увековечить память о передвижниках (путем установки памятных досок или как-либо ещё), будем считать цель нашей статьи достигнутой.

 

Читать далле
Подняться к началу

Примечания

 

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Мясоедов Г. Г. Письма, дневники, воспоминания. М., 1972. с. 189.

2. Сведения об их пензенском этапе взяты в основном из газеты «Пензенские губернские  ведомости».1889. № 225 с. 4; № 229. с. 2; № 236 с. 3; № 238, с. 1; 1892. № 214, с. 4; № 220, с. 3: № 233, с. 4; 1898. № 131. с. 3-4; № 132, с. 2; № 143, с. 2; № 155, с. 2; № 159, с. 2; № 160, с. 3; 1901, № 114. с. 3; № 118, с. 2; № 134, с. 2; № 141, с. 2; № 147, с. 2.

 3. Мясоедов Г. Г. Письма, дневники, воспоминания. М., 1972, с. 190.

 4. Пензенское художественное училище (ПХУ) построено и до 1918 г. содержалось на средства, завещанные городу генерал-лейтенантом Н. Л. Селиверстовым (1830-1890). Им также была завещана коллекция картин, впоследствии ставшая основой музея при училище (ныне Пензенская областная картинная галерея). В период строительства училищного здания эта коллекция с 1 (13) января 1892 г. была выставлена для публичного обозрения в специально отведенном помещении в ремесленной школе им. Ф. Е. Швецова («Пензенские губернские ведомости», 1892, № 1, с. 3).

 5. Второй раз картина побывала в Пензе в 1983 г.; её показом начал свою работу Музей одной картины, существующий на правах отдела Пензенской областной картинной галереи.

 6. Открыто 2 (14) февраля 1898 г. Первый директор ПХУ академик живописи К. А. Савицкий, являясь членом ТПХВ, стремился создать учебное заведение, которое смогло бы опереться па достижения ведущих представителей передвижничества. При его содействии ТПХВ включило Пензу в маршрут своих ежегодных выставок (Госархив Пенвенской области, ф. 120 — ПХУ им. Н. Д. Селиверстова, оп 1 д. 15, л. 1—1 об.).

 7. Госархив Пензенской области, ф. 120, оп. 1, д. 15, л. 7-11 об.

 8. Грандковский не был членом ТПХВ.

 9. Иллюстрированный каталог XXX выставки Товарищества передвижных художественных выставок 1902 г. М., 1902, с. VI.

 10. Минченков Я. Д. Воспоминания о передвижниках. Л. 1959, с. 28.

 

А. ФАТЫХОВА,
С. ШИШЛОВ.

 ________________________________________

Источник: «Пензенский временник любителей старины»,
№ 1 — 1991, с. 8-9.
 ________________________________________

 

 

Добавить комментарий


хостинг KOMTET