Введение
С первым появлением русских людей на территории нашего края (1) сюда стало проникать христианство, неся свет православной веры языческим и иноверным народам. Процесс христианизации новых земель особенно активизировался в 1-й половине XVII века, что было связано со строительством оборонительных линий для защиты юго-восточных рубежей Русского государства от набега степных кочевников, результатом чего явилось укрепление населенных пунктов — Наровчата, Краснослободска, Троицка и строительство городов крепостей — Керенска (1636 г.), Верхнего и Нижнего Ломовов (1636 г.), Саранска (1641 г.), Шишкеева (1644 г.), Инсара (1647 г.), а чуть позднее — Пензы (1663 г.) и Мокшана (1679 г.). Жизнь русских поселенцев на новом месте начиналась с возведения церквей и часовен, в которых возносились молитвы к Богу, так необходимые в полной опасности жизни на границе с «диким» полем. Большую роль в утверждении православной веры играли учреждаемые близ новопоселенных городов монастыри. Дальнейшее распространение христианства протекало в русле последующей колонизации края, выразившейся в наделении землями дворянства, переселявшего сюда своих крепостных крестьян из других мест. Первые в нашем крае церкви входили в состав Рязанской епархии, а также Московской митрополичьей (с 1589 года – патриаршей) епархии. В 1682 году была учреждена Тамбовская епархия, и ближайшие к Тамбову пензенские города, а именно Краснослободск, Троицк, Керенск, Верхний и Нижний Ломовы, вошли в ее состав. 26 марта 1682 года первым Тамбовским и Козловским епископом стал бывший игумен Городецкого Покровско-Авраамиевского монастыря Леонтий. Однако возглавлял он Тамбовскую кафедру недолго и в июле 1684 года за свою причастность к расколу был лишен сана и отправлен в Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь, а на его место был назначен бывший архимандрит Вяземского Иоанно-Предтеченского монастыря Питирим, 15 февраля 1685 года 8 рукоположенный во епископа, который очень быстро прославился своими деяниями, направленными на утверждение христианства в Тамбовском крае. Еще большую славу святитель Питирим получил после своей смерти, наступившей 28 июля 1698 года, — многочисленными случаями исцелений прибегающих к нему в молитвах как к предстателю перед Богом. Число чудесных исцелений у его гроба, начавшихся с 1832 года — времени открытия и прославления святых мощей его близкого друга Митрофана, первого епископа Воронежского, к концу XIX века достигло 250-ти, записанных в специальную книгу при тамбовском соборе, в котором почивал угодник Божий Питирим. 28 июля 1914 года состоялась канонизация первого тамбовского святого – святителя Питирима (2). Его преемник на тамбовской кафедре епископ Игнатий, бывший архимандрит Рязанского Солотчинского монастыря, уже в 1699 году за сочувствие раскольникам и за связь с книгописцем Талицким, объявившим Петра I антихристом, был лишен монашества и как расстрига Ивашка Шангин сослан на Соловки, где и скончался через 16 лет (3). Тамбовская епархия в том же 1699 году была упразднена, а города, входившие в нее, отошли к Рязанской епархии, в подчинение митрополиту Стефану (Яворскому), автору знаменитого сочинения «Камень Веры», обличавшему протестантские посягательства на чистоту Православия, который стал после смерти Патриарха Адриана (1690-1700) местоблюстителем патриаршего престола. В 1721 году Петр I, в своем стремлении полностью подчинить себе духовную власть, уничтожил Патриаршество, а руководство церковными делами возложил на учрежденный им Святейший Правительствующий Синод, номинально возглавляемый митрополитом Стефаном (Яворским), который в следующем году скончался. После этого города Рязанской епархии поступили в управление Московской духовной консистории, состоявшей в ведении Святейшего Синода, поскольку после смерти патриарха Адриана до 1742 года Московская епархия не имела своего архипастыря и управлялась Синодом. Таким образом, почти все пензенские города по духовному управлению стали подчиняться Московской духовной консистории, в административном же отношении они к тому времени уже трижды меняли свою подчиненность: в 1708 году произошло первое разделении территории России на 8 губерний, и к Казанской губернии отошли Пенза и Мокшан, а к Азовской — Верхний и Нижний Ломовы, Наровчат, Краснослободск, Саранск, Керенск, Инсар; в 1719 году Пенза, Мокшан и Саранск вошли в Пензенскую провинцию Казанской губернии, Керенск, Краснослободск, Наровчат, Троицк — в Шацкую провинцию Азов- 9 ской (с 1725 года — Воронежской) губернии, а Верхний и Нижний Ломовы и Инсар — к Тамбовской провинции Азовской губернии (с 1725 года — Воронежской губернии; Инсар — Азовской провинции Воронежской губернии). Исключение составлял Мокшан, который относился к Казанской епархии. 23 существующие к тому времени епархии оказались «втиснутыми» в 11 губерний, которые были разделены на 42 провинции, а те, в свою очередь, — на уезды. Синодальная (бывшая патриаршая) область в 1724 году состояла из 63-х десятин (округов), включавших в себя 4675 церквей. В Темниковскую десятину входило 30 церквей, в Пензенскую — 113, в Верхнеломовскую и Нижнеломовскую десятину — 105, Саранскую, Мокшанскую и Починковскую десятину — 196, Керенскую — 45, Краснослободскую — 36, Тамбовскую — 109 храмов. Следует заметить, что до 90-х годов XVII века на их месте была всего лишь одна Темниковская десятина, однако рост числа церквей привел к образованию еще нескольких десятин: Пензенской (44 церкви), Верхнеломовской и Нижнеломовской (77 церквей), Саранской, Мокшанской и Починковской (134 церкви) и Керенской (28 церквей). В 1742 году было решено учредить Владимирскую епархию и восстановить Тамбовскую, распределив между ними пензенские города. Но образование этих епархий затянулось, поэтому указом Святейшего Синода временное управление Владимирской и Тамбовской епархиями было возложено на Московскую синодальную контору. Непосредственно делами этих епархий занимался член Святейшего Синода архиепископ Платон (Малиновский), незадолго до этого возвращенный из ссылки, куда он был отправлен императрицей Анной Иоанновной под давлением про протестантски настроенного архиепископа Феофана (Прокоповича), бывшего сподвижника Петра I в его реформаторской деятельности, в том числе и связанной с уничтожением Патриаршества. Лишь в 1748 году на Владимирскую кафедру был назначен свой епископ — Платон (Петрункевич), а на тамбовскую — только в 1758 году (епископ Пахомий). С момента открытия Владимирской епархии к ней были отнесены Наровчатский, Краснослободский и Троицкий уезды, а остальные уезды поделены между несколькими существующими епархиями таким образом: к Астраханской епархии причислены Пензенский и Мокшанский уезды, к Суздальской — Керенский, Верхне и Нижнеломовский уезды и к Нижегородской епархии — Саранский и Инсарский уезды. О неудобстве такого распределения можно судить хотя бы по тому, что Ломовы от Суздаля отстояли на 470 верст, Керенск — на 530. Верхний Ломов с десятиной имел к тому времени 48 церквей, Нижний Ломов с десятиной — 75, Керенск с десятиной — 64 церкви. Именно в этот период, то есть в 1740 е годы, произошла христианизация на Пензенской земле коренного мордовского населения – с помощью учрежденной в г. Свияжске Новокре- 10 щенской конторы для обращения в христианство языческой мордвы и татарского населения в Казанской, Астраханской, Нижегородской и Воронежской губерниях с принадлежавшими к ним провинциями. 23 мая 1758 года с восстановлением Тамбовской епархии в нее вошли все пензенские города, а епископы стали называться Тамбовскими и Пензенскими. К Пензе на этот момент было приписано 203 церкви и пять монастырей, к Верхнему и Нижнему Ломовам — 120 церквей и три монастыря, Керенску — 58 церквей, Саранску и Инсару — 196 церквей и пять монастырей, Краснослободску — 65 церквей и три монастыря, Темникову — 32 церкви и два монастыря. Однако такое положение оставалось недолгим — уже в 1764 году Саранск был переподчинен Нижегородской епархии. В 1764 году произошло разделение всех великорусских епархий на три класса «по благопристойности и достоинству санов», в зависимости от чего стали исчисляться штаты и штатные оклады. К первому классу были отнесены Новгородская, Московская и Петербургская епархии, ко второму классу восемь епархий: Казанская, Астраханская, Тобольская, Ростовская, Псковская, Крутицкая, Рязанская и Тверская, а остальные 15 епархий, в том числе и Тамбовская, — к третьему классу. В Тамбовской епархии в 1764 году состояло 859 церквей, большую часть из которых (547) составляли храмы, располагавшиеся на территории нашего края. Из них к Пензе были приписаны 220 церквей, Нижнему Ломову — 84, Верхнему Ломову — 51, Керенску — 75, Мокшану — 38, Краснослободску — 35, Инсару — 44. Собственно тамбовскими были лишь 312 храмов: к Тамбову относилось 155 церквей, Козлову — 104, Борисоглебску — 23 и Добринску — 30. Следствием постоянных изменений границ епархий стала неимоверная путаница в епархиальной соподчиненности населенных пунктов. Очень часто получалось, что две соседние церкви состояли в ведении различных архиереев. В то время, как, например, Наровчат принадлежал к Тамбовской епархии, расположенный близ него Троицкий Сканов монастырь продолжал подчиняться Нижегородской епархии. В 1764 году все села вокруг Пензы находились под управлением тамбовского епископа и лишь одна Бекетовка каким-то образом оказалась в Нижегородской епархии. Нижняя и Верхняя Отормы Керенского уезда относились к Тамбовской епархии, а соседние села — к Рязанской, хотя и отстояли от Рязани на много дальше, чем от Тамбова. Епископ Пахомий (Симанский), первый епископ Тамбовский и Пензенский, бывший архимандрит Волоколамского монастыря Переяслав- 11 ской епархии, происходивший из шляхты, занимал этот пост с момента своего рукоположения во епископа (весны 1758 года) по 9 ноября 1766 года. Дальнейший его святительский путь был недолгим: в качестве епископа Устюжского и Тотемского он пробыл всего семь месяцев (по 9 июня 1767 года) и был отправлен на покой. Скончался он в 1789 году. Епископ Пахомий отличался крутым нравом, что вообще в ту пору неограниченной архиерейской власти было нередкостью (4). Епископ Феодосий (Голосницкий), рукоположенный 11 ноября 1761 года во епископа Устюжского и Тотемского, в 1766 году поменялся с епископом Пахомием кафедрами и оставался Тамбовским и Пензенским архиереем до самой своей смерти — 23 декабря 1786 года. Этот период в истории Пензенского края ознаменовался прохождением через его территорию в 1774 году войск Е. Пугачева, принимаемого жителями городов, напуганных его зверствами, с царскими почестями. Результатом изъявления таких чувств самозванцу, выдающему себя за императора Петра III, стало для многих священноцерковнослужителей лишение их впоследствии духовного сана: в Пензе и уезде такому наказанию было подвергнуто 64 человека, в Нижнем Ломове и уезде — 31, в Инсаре, Саранске и Наровчате — 34. В 1780 году в истории нашего края произошло выдающееся событие, связанное с деятельностью Преосвященного Феодосия, — открытие на территории Нижнеломовского Казанского мужского монастыря (за неимением подходящего помещения в Тамбове) Тамбовской духовной семинарии, первым ректором которой стал архимандрит монастыря Иоанникий, а префектом и преподавателем в низших классах — иеромонах Макарий. В 1788 году философский класс семинарии перешел в Тамбов, в недостроенное еще семинарское здание, оконченное уже при епископе Феофиле в 1790 году. Тогда же в него перешли из Нижнеломовского монастыря и ученики низшего отделения (5). Следующим тамбовским архиереем стал Феофил (Раев), который, в отличие от епископа Пахомия, пытался заботиться об улучшении положения духовенства. Вначале, 21 апреля 1786 года, он был рукоположен во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии, а через два года — 6 мая 1788 года — определен епископом Тамбовским и Пензенским. Особое внимание он уделял монастырям, в том числе и пензенским: при нем Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Пензе был переведен на новое место, а в Пензенском Троицком женском монастыре наконец-то закончились длившиеся на протяжении 15 лет исправления ветхостей. Преосвященный Феофил пребывал на Тамбовской кафедре, как и его предшественник, также до самой своей смерти, которая наступила в декабре 1811 года. Правда, в феврале 1794 года он был возведен в сан архиепископа Астраханского и Ставропольского, а во епископа Тамбовского и Пензенского был рукоположен Платон (Любарский), но уже 12 в следующем месяце архиепископ Феофил вернулся на старое место. С 16 октября 1799 года, когда была учреждена Саратовско-Пензенская епархия, он получил наименование «Тамбовского и Шацкого» (6). 15 сентября 1780 года вышел указ Екатерины II об образовании Пензенского наместничества, состоящего из 13 уездов, с центрами — в Пензе, Саранске, Троицке, Краснослободске, Инсаре, Наровчате, Керенске, Мокшане, Верхнем и Нижнем Ломовах, Чембаре, Городище, Шишкееве. Вскоре после этого была начата работа по составлению проекта распределения епархий сообразно с административно-территориальным делением России. Он, в частности, предусматривал упразднение Переяславль-Залесской епархии Владимирской губернии, поскольку в губернском городе уже имелся свой архиерей, и учреждение вместо нее Пензенской епархии с кафедрой в городе Пензе. То же предполагалось сделать и в отношении Симбирска и Харькова, куда намечалось перевести архиереев упраздняемых Устюжской и Суздальской епархий. 15 мая 1784 года этот проект рассматривался на соединенном заседании Св. Синода и Сената, а 6 мая 1788 года вышел указ о новом распределении епархий. Однако он почему-то не учел ранее планируемое открытие кафедр в Пензе, Симбирске и Харькове, и располагавшиеся в нашем крае церкви по прежнему подолжали пребывать в разных епархиях. В Астраханской епархии находились две церкви Чембарского уезда, в Казанской епархии — пять церквей Городищенского уезда, в Нижегородской — 11 церквей г. Саранска и 35 церквей его округа, 10 церквей Инсарского округа, 9 церквей Городищенского округа и 4 церкви Пензенского округа, три из которых по указу от 10 августа 1788 года были переданы в Тамбовскую епархию. К Рязанской епархии относились 17 церквей Пензенского наместничества: две из Наровчатского округа, две из Краснослободского, пять из Чембарского, одна из Верхнеломовского, шесть из Керенского и одна из Троицкого округа. Тамбовская епархия включала в себя большую часть храмов Пензенского наместничества — 9 соборов и 407 церквей. Дальнейшее постепенное урегулирование епархиального деления продолжалось вплоть до смерти Екатерины II, наступившей 6 ноября 1796 года. Взошедший на престол Павел I указом от 12 декабря того же года преобразовал все наместничества в губернии и сократил число последних. При этом в Пензенскую губернию вошла часть уездов упраздненной Саратовской губернии. Но 5 марта 1797 года Пензенская губерния была ликвидирована, и Пенза стала уездным городом вновь учрежденной Саратовской губернии, а города бывшей Пензенской губернии распределились между другими губерниями следующим образом: вместе с Пензой к 13 Саратовской губернии отошли Мокшан и Городище, к Симбирской губернии — Саранск, Инсар и Шишкеев, к Тамбовской губернии — Верхний и Нижний Ломовы, Керенск и Чембар, к Нижегородской губернии — Краснослободск, Наровчат и Троицк. Причем лишь в двух последних губерниях административное деление совпадало с епархиальным; пензенские города, отошедшие к Саратовской губернии, по духовному управлению относились к Астраханской епархии, а вошедшие в Симбирскую губернию — к Казанской епархии. 16 октября 1799 года была образована самостоятельная Саратовская епархия, первым епископом которой, под названием Саратовского и Пензенского, стал Гаий (Такаов), который, по неимению в Саратове подходящего здания, поселился в Пензе, заняв остававшийся пустым после закрытия Пензенской губернии огромный наместнический (губернаторский) дом, получивший с тех пор название архиерейского. В результате епархиальным центром стал не губернский, а уездный город, где и сосредоточилось управление вновь учрежденной епархией. И хотя 9 сентября 1801 года Пензенская губерния была восстановлена в составе 10 уездов (Пензенского, Саранского, Нижнеломовского, Керенского, Наровчатского, Краснослободского, Инсарского, Чембарского, Мокшанского и Городищенского), Гаий отказался освободить для назначенного в Пензу губернатора Ф. Л. Вигеля занимаемый им дом, ставший, таким образом, резиденцией всех восемнадцати Преосвященных, управлявших до революции Пензенской епархией. Саратовская епархия образовалась в основном из частей Астраханской и Тамбовской епархий, из которых от первой в нее отошло 267, а от второй — более 300 церквей. Возвращение в 1801 году Пензе статуса губернского города сделало само собой разумеющимся и изменение названия епархии, кафедра которой продолжала оставаться в Пензе: 4 декабря 1803 года епархия стала называться Пензенской, а Гаий — епископом Пензенским и Саратовским. 12 ноября 1828 года эта епархия разделилась на две самостоятельные — Пензенскую и Саратовскую. Последним епископом, носившим титул епископа Пензенского и Саратовского был Ириней (Нестерович), занимавший пензенскую кафедру с 1826 по 1830 год. Он же стал и первым епископом, получившим наименование Пензенского и Саранского. В советское время в состав Пензенской епархии, в соответствии с новым административно-территориальным делением, вошла часть бывших уездов Саратовской и Тамбовской губерний, и размеры Пензенской епархии значительно увеличились. В нее продолжали входить и церкви, располагавшиеся на территории образованной в 1934 году Мордовии. Лишь в 1991 году из Пензенской епархии была выделена самостоятельная Мордовская епархия, епископом которой в соответствии с Постановлением Святейшего Патриарха Алексия и Священного Синода от 30 января 1991 года стал настоятель Пензенского Успенского кафедрального собора архимандрит Варсонофий (Судаков). В связи с произошедшими изменения- 14 ми архиепископ Пензенский и Саранский Серафим (Тихонов) стал именоваться Пензенским и Кузнецким. 18 октября 1998 года состоялось празднование 20-летия архиерейской хиротонии и пребывания на Пензенской кафедре Его Высокопреосвященства Высокопреосвященнейшего Серафима, архиепископа Пензенского и Кузнецкого, под чьим мудрым руководством Пензенская Церковь продвигалась к своему знаменательному юбилею, наступающему в этом году. 27 октября (с учетом перехода на новый стиль) 1999 года исполняется 200 лет с момента образования Пензенской епархии, историю которой естественнее всего рассматривать по отдельным отрезкам времени, возглавляемым тем или иным Преосвященным. Именно такая градация и определила структуру данной книги, хотя в ней и имеется некоторая недосказанность, поскольку осталась не охваченной вниманием южная часть Пензенской губернии, с 1828 года в духовном отношении подчиненная Саратовской епархии. Но избранная форма изложения в виде документального очерка допускает определенную незавершенность, тем более, что задуманные три другие книги «Истории Пензенской епархии» должны в некоторой степени устранить этот имеющийся недостаток (7). 158
9
10
11
12
13
14
15
==================================================
Читать далее: Глава 1. Гаий (Георгий Такаов), 1799-1808.
________________________________________
В оглавление.
==================================================