Г. В. МЯСНИКОВ
ГОРОД-КРЕПОСТЬ ПЕНЗА
ЗА ДАЛЬЮ ЛЕТ
В истории недостаточно ограничиться критическим рассмотрением того или иного положения и вынести правильное, с точки зрения автора, суждение по затронутой проблеме. Для того чтобы такой вывод не носил умозрительный характер, надо подкрепить его достоверными фактами и показать, на какой основе это заключение базируется. Поэтому поиск фактов, составляющих ткань исследования, довольно сложен, противоречив и, скажем откровенно, подчас больше приносит огорчений, чем радостей.
В фондах Государственной Публичной исторической библиотеки Москвы удалось познакомиться со «Сборником русского исторического общества», изданном в 1884 году в Санкт-Петербурге. В нем опубликована грамота, датируемая сентябрем 1489 года, которая была прислана Ивану III из Мурома князем Федором Хованским.
Заинтересовало в этом документе описание пути ногайского посольства:
«...а сказывают, государь, — сообщал Хованский, — Волгу возилися, под Черемшаны... а провожали их полем до Суры, до Папулы, до Мордвина; а аттоле, государь, сказывают, ехали на князя Ромодана, да на Кирданову мордву, да на Сакони; и нынеча... стоят за рекою против города»(1).
49
_________________________
Мысленно прокладывал эту дорогу степью до района нашего города, стоящего на ее краю, потом на местоположение Саранска, села Ромоданово и далее к Мурому. При этом руководствовался не только современными картами и другими источниками, которые помогли бы хоть в какой-то мере определить путь следования ногайского посольства в Московское государство, но также и более ранними данными о почтовых трактах России.
Мы давно привыкли к тому, что автотрасса из Пензы на Москву идет почти прямым путем через Мокшан, Нижний Ломов, Шацк, Рязань. Поэтому нам трудно себе представить, какой большой крюк приходилось делать путникам, пользовавшимся почтовым трактом, проложенным не по чьей-то прихоти, а применительно к условиям местности, позволявшей в любое время года следовать в первопрестольную на лошадях.
Откроем «Дорожный календарь на 1766 год с описанием почтовых станов в Российском государстве» — один из первых подобного рода справочников, изданный в Санкт-Петербурге. На 22 и 23 страницах можно ознакомиться с маршрутом из Саратова на Москву. Не будем перечислять все станы, указанные в справочнике на этом пути, а обратим внимание лишь на те из них, которые интересуют нас, чтобы более детально проследить основное направление главного почтового тракта, проходившего через наши края. Здесь читаем: Саратов — Петровск — «Умет в степи на столбовой дороге между деревней Вырыпаевом и селом Сливкиным* — село Кондали — село Борисовка — город Пенза — село Озерки** — село Пелетьма — село Танеевка» — город Саранск — город Арзамас — город Муром — город Владимир — Москва.
И этот главный почтовый тракт сохранял свое значение, не меняя направления, долгие годы, вплоть до открытия первых железных дорог.
В. О. Ключевский , успешно закончивший Пензенскую духовную семинарию, решил попробовать свои силы в науке. Будущий выдающийся русский историк в 1861 году отправился в Москву, чтобы поступить в университет.
____________________
* Правильнее Славкино.
**Ошибка. Должно быть — Вазерки.
50
_________________________
В послании своим близким родственникам В. О. Ключевский уведомлял:
«В Саранск мы приехали на другой день в 3 часа пополудни...»
И здесь же он свидетельствовал:
«От... тряски нам-таки досталось... Благодаря муромским пескам и прочим препятствиям мы проехали целую неделю до Владимира — т. е. 500 верст... Железная дорога от Владимира до Москвы тянется на пространстве 177 верст, и машина в 6 1/2 часов прокатила по нему за 2 рубля 21 копейку...» (2) .
Читателю может показаться, что отступление очень затянулось. Но сделано это сознательно, чтобы он имел представление о многих деталях, которые пригодятся при рассмотрении проблемы возникновения города Пензы и места ее строительства.
Как видно из приведенного выше документа 1489 года, путь следования ногайского посольства в Москву совпал с современными географическими названиями лишь в одной точке — оно вышло к Мурому, расположенному на левом берегу реки Оки. Что касается «поля», которым «ехали до Суры», то при внимательном изучении топонимики оказалось, что Волгу они пересекли недалеко от нынешнего города Ульяновска, где еще недавно, до образования водохранилища, впадала река Черемшаны, а Популово, если судить по «Топонимическому словарю Мордовской АССР», составленному И. К. Инжеватовым, — это село Ичалковского района, расположенное на реке Алатырь (3) .
Не преувеличивая географического фактора, нельзя вместе с тем не сказать о том, что многие русские города оказывались, как правило, на перекрестке дорог. Не составляет исключения из этого правила и город Пенза.
Уже в первой главе обращалось внимание на особенность географического местоположения территории, которую занимает область, — это природная граница леса и степи. Теперь в результате трех столетий деятельности человека сильно изменился природный ландшафт области: вырублены и исчезли с карты многие дремучие, непроходимые леса, распаханы ковыльные степи, обмелели реки. Вся территория (может, за исключением угла, образуемого лесными массивами Никольского, Сосновоборского и отчасти Городищенского и Кузнецкого районов) кажется сплошной, занятой полями безлесной равниной.
51
_________________________
Иная картина предстанет перед нами, если мысленно перенесемся на три-четыре столетия назад.
Лес был представлен четырьмя мощными массивами. Большой Сурский лес тянулся по всему правобережью Суры от ее истоков через теперешние Явлейку, Чаадаевку, Городище, Пензу до села Ильмино. Далее он уходил в северо- и северо-восточном направлении в пределы нынешней Мордовской АССР и Ульяновской области. Этот лесной массив (если смотреть с юго-востока из степи) как бы составлял правый фланг, ограничивавший степной простор на нашей территории.
Левее его, почти в центре области, находился большой Мокшанский лес. Он начинался у верховьев реки Мокшы и, занимая весь ее правый берег, шел к Наровчату и Темникову Мордовской АССР, где заканчивался знаменитыми Саровскими лесами, подступавшими к Арзамасу.
Труднопроходимыми лесными массивами, правда разорванными между собой степными языками, считались леса, раскинувшиеся по правобережью Вороны в нынешнем Белинском районе, частью которого является современное Морозовское лесничество, а также большой Вадовский лес, занимавший Вадовские вершины на стыке нынешних Вадинского, Пачелмского и Нижнеломовского районов.
И наконец, левый фланг был четко обозначен сохранившими местами свой первозданный вид лесами, расположенными в Земетчинском районе от поселка X лет Октября до Морсово. Здесь они простирались по всему правобережью реки Выши вплоть до впадения ее в Цну и смыкались с известным так называемым Цненским лесом.
Степи, берущие свое начало от просторов Прикаспия и Причерноморья, как бы упирались в указанные выше лесные исполины и, обтекая их, поднимались к северу и северо-западу, открывали доступ к самым отдаленным центрам Русского государства.
Одна из таких степных полос, на которых расположены теперь Кондольский, Колышлейский, Малосердобинский и отчасти Лопатинский районы, достигала реки Суры у ее резкого поворота на север в районе Пензы. Далее эта степная полоса проходила между большим Сурским и большим Мокшанским лесами, вдавалась языком в район нынешних городов Мордовской АССР —
52
_________________________
Саранска и Инсара и вела к древнейшим городам — Нижнему Новгороду (Горький), основанному в 1221 году, Владимиру и Москве. По этой степной полосе и был проложен в XVIII веке почтовый тракт, соединявший Саратов и Пензу с Москвой.
Степь, подходя своим простором к Пензе, образовывала и другой коридор, который шел водоразделом Волги и Дона по центру территории области (Пензенский, Мокшанский, Каменский районы). Справа от него простирался большой Мокшанский лес, а слева — большой Вадовский лес. Здесь он выходил в район Нижнего и Верхнего Ломовов, Наровчата и удалялся в сторону Шацка, Рязани и Москвы.
В эти же места вел еще один из степных языков, который брал свое начало в пределах нынешних Бековского, Тамалинского и Белинского районов. Оставляя слева густые леса, расположенные по реке Вороне, он выходил на просторы теперешних Башмаковского и Земетчинского районов, огибал большой Вадовский лес, а слева ограничивался Цненскими лесами.
Конечно, это только общая картина. О ней следует постоянно помнить, когда речь идет о дорогах, которыми пользовались с давних времен племена и народы, вступая между собой в различные формы общения.
На первых порах, если особенно не вникать в детали, невольно складывается мнение, что отряды кочевников в погоне за добычей, всякого рода посольства и торговые экспедиции, отправляясь в путь, сами выбирали направление движения, ехали целинной степью, ковыльными просторами, не очень считаясь с особенностями местности, ехали, как говорят, где хотели и как хотели. Но это далеко не так. Чтобы преодолеть большие расстояния, когда в качестве основного средства передвижения применялись лошади, требовались определенные условия.
Исследования далекого прошлого нашего края, в том числе и важнейших дорог, пролегавших по его территории, отдал много сил и энергии видный ученый-филолог профессор Иван Дмитриевич Воронин (1905-1983). Анализируя исторические события, протекавшие в Пензенской губернии, куда входила значительная часть современной Мордовии, он писал:
«В нашем крае, где нет и не было крупных речных путей, большие гужевые тракты имели первостепенное значение. Они с
53
_________________________
древнейших времен связывали мордву с ее соседями, у этих трактов происходили бои с татаро-монгольскими кочевниками, которые, как жители юга, выросшие в степных просторах, не знали леса и страшно боялись его, что заставляло их при набегах держаться открытых полян и безлесных промежутков. Во время становления русского централизованного государства большие гужевые пути явились важным фактором экономического развития края. С учетом старинных больших дорог строились и оборонительные сооружения против крымских и ногайских татар» (4) .
Изучая особенности местности, по которым пролегали крупные, веками складывавшиеся дороги, И. Д. Воронин отмечал, что
«большие гужевые тракты того времени проходили по водоразделам рек безлесными промежутками — коридорами. Для переправ через реки выбирались вершины их или же неглубокие места без зарослей и незаболоченные. В населенных местах через речки устраивались перевозы или же на дно их настилался камень-булыжник, и такие места именовались каменными бродами» (5) .
Кочевники обходили густые леса, в которых чувствовали себя беспомощными, теряли свободу действий. Поэтому местные оседлые жители, чтобы не оказаться под ударами лихих налетчиков, устраивали свои селения вдали от больших дорог, как правило, в лесах. Люди постоянно пользовались здесь их дарами, бортничали, всегда имели под руками строительный материал и дрова, заготовляли на зиму сено, разводили скот, а на полянах и вырубках занимались земледелием.
Итак, могучие леса, необозримые степи, которые вклинивались на территорию края мощными языками. По ним с древних времен прокладывались пути передвижения. В связи с этим невольно возникает вопрос: кто же пользовался данными дорогами, могли ли обитать в наших краях какие-то народы задолго еще до строительства первых засечных полос и городов? Ответ однозначен — были поселения.
Огромная и кропотливая работа, проведенная археологами, свидетельствует о том, что еще в самые ранние эпохи по течению Суры, Мокши, их притокам жили люди.
Однако боюсь, что более подробное исследование смены племен, народов, так или иначе имевших отноше-
54
_________________________
ние к нашему краю, может далеко увести от главного — изучения исторической обстановки, в которой возник город-крепость Пенза.
Наиболее любознательных читателей, интересующихся деталями далекого прошлого края, следует адресовать к замечательным, не потерявшим и до наших дней своего научного значения работам нашего земляка-краеведа Федора Федоровича Чекалина (1844-1894).
Исследователь, оставивший после себя широко известные в нашем краеведении труды: «Саратовское Поволжье с древнейших времен до конца XVII века» (Саратов, 1892), «Саратовское Поволжье в XIV веке по картам того времени и археологическим данным», родился в семье приказчика в поместье, которое находилось в селе Арчада нынешнего Каменского района. Откупившись от помещика и получив «вольную», отец определил Федора Чекалина в Пензенскую гимназию, после которой он успешно закончил в 1868 году юридический факультет Московского университета. Семья переехала в село Анненково Кузнецкого уезда, где отец занял должность управляющего у местного помещика Галицкого. По окончании университета Ф. Ф. Чекалин исполнял должность мирового судьи Кузнецкого уезда, отдавая много сил и времени краеведению. Небольшое поместье Полянки, полученное в качестве приданого, было тем укромным местом, в котором пытливый исследователь вел глубокий поиск, разбираясь в сложном сплетении племен, государственных объединений, имевших отношение к Среднему Поволжью.
Ф. Ф. Чекалин был одним из основателей Саратовской ученой архивной комиссии (6) . Похоронен в селе Анненково.
Нам же, не забираясь в глубокие дебри истории, вероятно, следует внимательно рассмотреть карту населения Восточной Европы в IX-X веках нашей эры. Это позволит с достаточной степенью достоверности определить, какие народы и племенные объединения обитали на территории не только нашего края, но и по соседству с ним в то далекое время.
Картина предстает довольно пестрая и многокрасочная. На Волге — в районе ее среднего течения — находилось государство Волжских Болгар, ниже, на левом берегу, обширные пространства занимали половцы и печенеги (последние только до 2-й половины IX века, а с
55
_________________________
конца IX века они уже перекочевали в степи Причерноморья). Между Доном и нижним течением Волги располагался Хазарский каганат. Выше его, по Волге, Медведице, Хопру, Воронежу и юго-восточной территории нашего края, жили буртасы. Севернее их, в междуречье Суры и Мокши, — мордва. С ними на северо-западе в районе Мурома соседствуют племена мурома и мещера, а к северу мари (черемисы).
Из этого очень беглого перечисления несложно сделать вывод, не нарушающий исторической истины, что нашими прямыми предшественниками, населявшими земли края, были буртасы и мордва.
I
Не вызывает сомнения сам факт, подтверждаемый многими восточными источниками, что в X веке между Волжской Болгарией и землями Хазарского каганата обитали племена буртас. Арабские авторы утверждают, что страна буртас изобиловала лесами, среди деревьев чаще всего встречался хелендж (как полагают — береза). Принадлежали они к тюркскому племени, были стройны, довольно дородны и красивы собою. Язык их отличался от языка болгар, хазаров и руссов. Были язычниками, хоронили умерших частью в могилах, частью сжигали. Вели главным образом оседлый образ жизни: строили себе деревянные дома, занимались хлебопашеством, скотоводством, пчеловодством, имели большие стада разного скота, верблюдов, торговали продуктами скотоводства и пчеловодства. Но главным их богатством считались меха пушных зверей, особенно черно-бурых лисиц и куниц, которые умело выделывались. Буртасские меха ценились очень дорого, славились на Востоке уже в VIII веке и охотно покупались там на различных базарах и ярмарках. Политической самостоятельности буртасы не имели, подчинялись хазарам и обязаны были выставлять по их требованию до десяти тысяч войска.
Это короткое повествование о буртасах взято мною из описания А. Л. Хвощева, который много уделил внимания заселению края на рубеже 2-го тысячелетия нашей эры. Он пришел к выводу, что земли, занятые буртасами, охватывали «всю Саратовскую губернию, за исключением ее южной части (Царицынского у.), боль-
56
_________________________
шую часть Симбирской, всю Пензенскую, части Тамбовской, Воронежской и Донской области» (7) .
Фактический материал о буртасах недостаточно богат. Из сообщений восточных источников известно, что в 913 году они способствовали разгрому русских дружин во время их похода на хазар, а в 943 году, наоборот, выступали в качестве союзников русских дружин, которые проникли в районы Предкавказья. В 965-969 годах киевский князь Святослав во время походов на болгар и хазар разгромил буртасов, которые, как свидетельствуют арабские авторы, «разбежались в разные стороны». Именно с этим связывают появление в степях Причерноморья печенегов, а потом и половцев, довершивших опустошение земли буртасов, которые исчезают надолго со страниц древних документов и даже не упоминаются в числе народов, покоренных татаро-монголами.
В русских источниках буртасы впервые встречаются в памятнике древнерусской письменности «Слово о погибели русской земли», датируемое серединой или второй половиной XIII века. В число народов, зависимых от киевских князей до монгольского завоевания, автор «Слова» включает буртасов, упоминая их рядом с мордвой, черемисами, вотяками (8) . Там сказано:
«От немець до корелы, от корелы до Устьуга, где тамо бяху тоймицы погании, и за Дышючим морем, от моря до болгарь, от болгарь до буртас, от буртас до черемис, от черемис до мордва — то все покорено было... великому князю Всеволоду, отцу его Юрью, деду его Володимеру... буртасы, черемисы, вяда и мордва бортничиху на князя великого Володимера» .
Новое упоминание содержится в документах, относящихся к историческому событию в борьбе русского народа против золотоордынского ига — Куликовской битве 1380 года. Запись в «Книге степенной царской родословия», а также в Воскресенской летописи и Московском летописном своде сообщается:
«Пришел ордынский князь Мамай с единомышленниками своими, и со всеми прочими князьями ордынскими, и со всеми силами татарскими и половецкими, наняв еще к тому же войска басермен, армян, фрягов, черкасов, и ясов, и буртасов» (9) .
Мамай потерпел жестокое поражение, и буртасы снова исчезают из русских документов. Но вдруг, уже
57
_________________________
в 1682 году , опять встречаются в грамоте Федора Михайловича стольнику князю Кугушеву в Кадом, в которой следует указание, чтобы с приездом в этот город Емельяна Засецкого
«ты бы отдал ему новокрещенным, и мордве и буртасам, именные списки и ясачные книги, почему с буртас и мордвы собирают ясак и посопный хлеб и медвяной оброк» (10) .
Таков наиболее существенный, можно сказать стержневой, перечень документов, на основе которых возник и до сих пор не снимается с повестки дня так называемый «буртасский вопрос».
Не вдаваясь в детали, можно существующие точки зрения свести к двум итоговым утверждениям, которые господствуют во многих исследованиях:
первое — буртасы — это одно из названий мордвы, сохранившей до наших дней и свой язык, и свои национальные особенности;
второе — буртасы в ходе исторических потрясений были ассимилированы волжскими болгарами, утратили свои племенные особенности и выступают теперь в качестве татар-мишарей, поселения которых имеются и на нашей территории.
Своеобразную концепцию, отличную от указанных положений, существующих в исторической науке, выдвинул А. И. Попов. Основываясь на изучении этнических и языковых особенностей, он, с одной стороны, довольно убедительно отвергает гипотезу о тождестве буртасов и мордвы-мокши, а также поддерживает и полностью разделяет точку зрения о том, что буртасы, бесспорно, принадлежат к тюркской группе народностей («...буртасы, —как указывается в русских документах XVI-XVII веков, — посопные татаровя»). С другой стороны, не имея достаточных данных, А. И. Попов все же делает неожиданный вывод. В своей монографии он пишет:
«Буртасы в результате всех событий своей истории после X в. оказались... на Северном Кавказе, включившись здесь в конце XIII столетия в Ногайскую орду, объединившую многие тюркские группы. Именно отсюда буртасы в составе дружин ногайских князей и мурз попали в Мордовский и Мещерский края как случайные пришельцы XVI-XVII вв., а не как коренные обитатели этого края. Становится очевидным, что довольно многочисленные там географические имена Буртас, Буртасы и т. п. возникли не ранее XVI-XVII столетий...» (11) .
И далее автор весьма оптимистически утверждает, что
58
_________________________
«буртасский вопрос», таким образом, «можно считать теперь разрешенным во всех деталях до конца».
Но подобный вывод вызывает явное недоумение. Даже не очень посвященный во все тонкости указанной проблемы исследователь едва ли может согласиться с таким заключением. Это, во-лервых, касается утверждения, что буртасы не являются «коренными обитателями этого края» и, во-вторых, что «географические имена Буртас, Буртасы возникли не ранее XVI-XVII столетий...».
Сам автор не отрицает, что в X веке, по сведениям восточных источников, между Волжской Болгарией и Хазарией жили буртасы. Открытия археологов, особенно двух последних десятилетий, позволяют уточнить или, вернее, подтвердить этот факт.
Долгие годы исследованием материальных свидетельств заселения части территории нашего края занимался археолог Пензенского областного краеведческого музея Михаил Романович Полесских. Без всякого преувеличения можно сказать, что его поиски значительно расширили наши знания о далеком прошлом. В своих публикациях на основе большого фактического материала он дает яркое представление о том, как развивался процесс заселения Верхнего Посурья и Примокшанья в древние и средневековые периоды. Например, в книге «Древнее население Верхнего Посурья и Примокшанья», которая является, пожалуй, единственным добротным справочником по изучению археологических памятников, сохранившихся в недрах родной земли, М. Р. Полесских пишет:
«Впервые, а именно в Пензенской области, открыты и исследованы археологические памятники XI-XIII веков, которые с полным основанием отнесены к буртасам. Памятники эти представляют собой городища и селища с красной гончарной керамикой, являющейся наиболее общим признаком для них.
Городища расположены на приовражных мысах, часто в лесу, имеют более или менее мощные укрепления в виде земляных валов и сопутствующих им рвов, отделяющих поселок от полевой стороны. Валы имеют один, два, а то и несколько рядов, иногда они опоясывают еще мыс по периметру. Особенно величественны валы Юловского городища на окраине г. Городища. Главный вал здесь высится на 4 м при двадцатиметровом осно-
59
_________________________
вании. Крутые склоны его облицованы слоем серого камня, а площадь городища составляет 106 тысяч кв. м. Другие значительно меньше его. Синоровское городище занимает 14 тысяч кв. м, а Канаевское и того меньше— 8 тыс. кв. м. Четырьмя поперечными валами и рвами, да еще круговым валом укреплено городище на Кудеярозом овраге, в лесу и близ пос. Золотаревка Пензенского района. Оно исследовалось нашей экспедицией в течение ряда лет...» (12) .
Факт принадлежности Армиевского могильника буртасам нашел полное и безусловное обоснование в работах таких видных археологов, как А. X. Халиков и С. И. Валиулина. Продолжив археологические раскопки, начатые здесь впервые еще в 1926-1927 годах П. С. Рыковым, а затем в 1960, 1961 и в 1969 годах М. Р. Полесских, ученые из Казанского университета пришли к единому умозаключению:
«...мы можем утверждать, что Армиевский курганно-грунтовой могильник был оставлен в IX-X вв. легендарными буртасами, в IX-X вв. детально зафиксированными персидско-арабскими историко- географическими источниками. Огромные размеры могильника, занимавшего, по предварительным подсчетам, не менее 1 миллиона кв. м. (1100х1100 м), свидетельствуют, что это, вероятно, было кладбище всего буртасского союза племен» (13) .
Думается, что вывод напрашивается сам собой: буртасы — коренные поселенцы нашего края и нет никаких оснований зачислять их в состав случайных пришельцев, поселившихся на наших землях в XVI-XVII веках. Несомненно, что под ударами соседних, более могущественных племен они меняли место своего обитания, ассимилировались, растворялись в среде других народов. Но мне кажется очень убедительной мысль, которую высказал А. Л. Хвощев, изучая историю буртас:
«... исчезновение целого народа, да еще довольно многочисленного, допустить, не только трудно, но и невозможно» .
Сомнительным также представляется утверждение А. И. Попова о том, что «географические имена Буртас» возникли не ранее XVI-XVII столетий. То, что поселение Большой Буртас (нынешнее село Знаменское) и Малый Буртас Башмаковского района появились в XVII столетии, не только не вызывает возражение, но может быть подтверждено документами об отводе земель. Однако названы они так по реке, на берегах ко-
60
_________________________
торой были основаны. Что же касается гидронима Буртас, то тут все значительно сложнее. Известно, что гидронимы, как правило, старше топонимов, да и допустить мысль о том, что река могла быть названа группой случайных пришельцев или в связи с их поселением — довольно сложно. Документы свидетельствуют, что географическое имя Буртас река носила задолго до возможного расселения здесь выходцев из Ногайской орды.
В. X. Хохряков в «Материалах для истории города Пензы» приводит выписку из статейной книги в «Продолжении Древней Российской Вивлиофики», относящуюся к 1551 году, о пути следования посольства от ногайского князя Юсуфа, сопровождаемого Петром Тургеневым, в которой содержится упоминание реки Буртас:
«А как они пошли от Юсуф князя, тому полтора месяца. И отпустил их Петр Туртенев к Государю на перед себя с Буртаса за день езды до Идовских ворот» (14) .
Исследуя дороги, пролегавшие по территории Мордовии и нашего края, И. Д. Воронин установил, что здесь проходил тракт, соединявший Крым с Казанью и Средним Поволжьем, называемый в старинных документах Крымской дорогой, иногда Большой Посольской, а в некоторых документах и Буртасской. Он пришел к выводу, что
«вероятно, существовала какая-то связь и в названиях речки Буртас (в бывшем Керенском уезде Пензенской губернии) и проходившей там Крымской дороги» (15) .
Все изложенное вольно или невольно, но приводит к мысли о том, что потомков буртас можно и нужно искать среди сравнительно небольшой части национальных меньшинств, сохранивших свои корни от далекого прошлого и проживающих в наших селах. В связи с этим полностью присоединяюсь к мнению тех историков и археологов, которые считают, что прямыми наследниками древнего племени буртас являются не случайные пришельцы, а с давних времен заселяющие край татары-мишари, поселения которых до сих пор сохраняются на территории области.
Об этом же писал в одном из писем автору М. Р. Полесских. Анализируя многолетнюю работу, связанную с археологическими раскопками и поиском ответа на вопрос о буртасах, он кратко сформулировал свое заключение следующим образом:
«Процесс ассимиляции при-
61
_________________________
вел к этническому растворению буртас и формированию нового этноса — народности татар-мишарей Среднего Поволжья и Приуралья» .
А. X. Халиков и С. И. Валиулина также разделили точку зрения тех исследователей,
«которые считают, что буртасы были далекими предками части поволжских татар, так называемых татар-мишарей» (16) .
Если «буртасский вопрос» еще до сих пор живо дебатируется историками, то другая проблема, касающаяся заселения пензенской земли, среди них не вызывала и не вызывает сомнения. Речь идет о том, что в роли аборигенов, то есть коренных жителей всего нашего края, выступала мордва, и прежде всего мордва-мокша.
Есть серьезное исследование, созданное коллективом Научно-исследовательского института языка, литературы, истории и экономики при Совете Министров Мордовской АССР. Называется этот труд «История Мордовский АССР», первый том которого вышел в свет в 1979 году. Видимо, нет никакой необходимости пересказывать указанное исследование, открывать уже открытое, а лучше просто глазами краеведа посмотреть на наш край и попробовать отыскать следы древней мордвы, потомки которой и теперь составляют почти десятую часть населения области. При этом, вероятно, нелишне оговориться, что рассказывать в основном придется о мордве-мокше, так как представители другой части мордовской народности — эрзя — переместились на территорию края сравнительно позже, в XVII-XVIII веках.
О том, что издревле наши земли населяла мордва, буквально «кричат» гидронимы и топонимы даже в местах, где и намека нет на присутствие мордовских поселений. В мордовском языке слово «лей» означает речку, ручей, овраг. Мысленно прикиньте, сколько всякого рода рек и речек с окончанием на «лей» протекает по нашей территории.
Не буду ходить далеко за примерами и делать общий обзор. Начну с моей родины и родины моих предков— сел Коповка и Котел Вадинского района. Эти да и все прилегающие села заселены русскими служилыми .людьми еще в XVII веке. Они дали наименования своим селам. Может быть, Коповка потому так назвала, что в ней первоначально обитали те, кто копал ров и строил
62
_________________________
вал, перегораживая дорогу у Вадовских ворот (следы вала сохранились до сих пор, а раньше, встарь, селение называлось Вадовское и находилось у Вадовских ворот Керенской засечной черты). Словом, нет никакого и намека на мордовские поселения в этом районе. Однако вслушайтесь в название рек, небольших речек,, оврагов, и вы легко поймете, что земля эта с давних времен принадлежала мордве, которая скорее всего под натиском поселенцев отступила в лесные районы, расположенные по Ваду, Выше, в Цненские леса. Самая главная река Вад, давшая теперь имя району (до 1929 г. назывался Керенским), по-мордовски означает просто река. Около Коповки протекают две Сидлейки,. Ушлейка, рядом с Котлом Каргалейка и Козлейка, да и сам Керенск был назван по реке Керенке, которую переводят с мордовского как речку, берущую начало из вырубок. Мордвы нет, а гидронимы сплошь мордовские. Может, только наличие среди жителей Коповки семей, имеющих фамилии Мордвинцевы, напоминает, кто-то из представителей этого народа был поверстан на русскую службу.
Заметим, кстати, что эти села по-своему уникальны тем, что фамилии жителей сохранили в себе адреса, откуда верстались и были переведены на охрану засечной черты служилые люди. В Коповке: Шачневы (из Шацка), Краснослободцевы, Темниковы, Арзамасцевы, Рязанцевы; в Котле: Тамбовцевы и Суздальцевы.
Итак, по всей области сплошь мордовские гидронимы и топонимы: районный центр Колышлей, Шалалейка в Белинском и Нижнеломовском районах, село Кувака (по-мордовски — длинное) в Каменском и том же Нижнеломовском районах и т. п. При этом сознательно не привожу названия, связанные с Городищенским, Сосновоборским, Шемышейским и некоторыми другими районами, где и сейчас имеется значительная доля мордовских сел.
О мордовских древностях много и красноречиво рассказывают открытые археологами и исследованные ими городища, тверди, могильники, в которых жила, укрывалась от набегов врагов и хоронила умерших мордва-мокша.
В «Истории Мордовской АССР» помещена карта археологических памятников мордвы I — начала II тысячелетий нашей эры, разбросанных на большом прост-
63
_________________________
ранстве Цненско-Окско-Сурского междуречья. Среди них выделяется локальная группа могильников и городищ Верхнего Посурья. Это Селиксенский, Селикса-Трофимовский и Стапановский могильники на правом берегу Суры, у села Кижеватово; на левом берегу Суры в районе Пензы — Кривозеровский, Пензенский и Алферовский; Шемышейский и Армиевокий в Шемышейском районе; Ражкинский, Тезиковский по реке Мокше, Кармалейский и Луговский по реке Вад и в междуречье Вада и Выши — Малоижморский.
Карта содержит далеко не все открытые памятники. Не приходится говорить и о многих городищах, о которых мы знаем, ибо слабость нашей археологической службы не позволяет четко сказать о них что-либо определенное.
Если свести воедино сведения, которые содержатся в «Истории Мордовской АССР» и книге М. Р. Полесских «Древнее население Верхнего Посурья и Примокшанья», то получается довольно любопытная картина пребывания и передвижения на нашей территории племен мордвы-мокши. Следует сразу заметить, что происхождение этнонима мокша не установлено. Трудно сказать, по реке Мокше названа часть мордвы, или, наоборот, мордва, безусловно обитавшая по берегам этой реки, дала ей название. Какая-то связь, вероятно, тут существует.
Как установил М. Р. Полесских, могильники, открытые в районе нынешних сел Кижеватово (быв. Селикса), Степановка и Трофимовка Бессоновского района, а также Пензенский, датируются III-VIII веками нашей эры. Они представляют собой захоронения, относящиеся к прамордве, для которой характерен процесс консолидации и складывания племенного союза мордвы-мокши во второй половине I тысячелетия.
Можно без большого преувеличения утверждать, что земли, составляющие дальние и ближние окрестности нашего города, явились колыбелью племени мордвы-мокши. Правда, в исторической науке до сего времени нет пока четкого мнения о том, что заставило эту народность в более поздний период сменить первоначальные места своего обитания. По тем памятникам, которые открыты и исследованы, археологи считают, что миграция, возможно, началась в результате появления в Верхнем Посурье опасных воинственных тюркских
64
_________________________
племен или по каким-то экономическим причинам. Однако факт остается фактом. Во второй половине VIII века мордва-мокша передвинулась из излучин Суры на запад в лесные районы рек Мокши, Вада и Выши.
В письменных русских источниках мордва появляется в XI веке. «Начальная летопись» отмечает, что в это время платили «дань... Руси: чудь, меря, весь, мурома, черемис, мордва», а в «Слове о погибели русской земли», о которой уже шла речь, утверждается, что к началу XII векамордва бортничала на Владимира Мономаха.
Не исследуя детали, можно лишь указать, что IV-VII века характерны для мордвы в целом как период, когда
«первобытно-общинные отношения... вступают в полосу кризиса. Родовая община превращается в большесемейную, как называл ее К. Маркс, «земледельческую общину», а «мордовское общество... достигло той ступени развития общественного строя», которую классики марксизма-ленинизма называли «военной демократией» (17) .
Складывание основ феодальных отношений у мордвы датируется XI-XIII веками. Именно в это время оформляются ранние государственные объединения, уделы, собственниками которых выступают возглавившие их правители — князья. О мордовских князьях встречаются сведения в западноевропейских источниках XIII века. Русские летописи зафиксировали на своих страницах «мордву Пургасову», «Пургасову волость», а также упоминают о мордовском княжестве, во главе которого стоял князь Пуреш. В легендах сохранилась память о вдовой мордовской княгине Нарчатке, которая мужественно билась с татарами и, не одолев их, избегая позорного плена, на коне бросилась в прорубь реки Мокши, оставшись в памяти героиней мордовского народа.
Трогательна по своему содержанию легенда и отраженная в ней народная мудрость об одном из последних князей мордвы-мокши Тюштане (в мордовских источниках — Тютчи), который, возможно, возглавлял какое-то государственное объединение племен, расселившихся в бассейнах рек Вада и Выши. Легенда повествует о том, что
«это был правитель справедливый, беспристрастный и гонитель воров... Когда пришло время ему умереть, он предложил своим подданным вопрос
65
_________________________
умереть ли ему перед глазами их или удалиться от них куда-нибудь живому и там умереть? Народное собрание на это со слезами объявило ему: очевидная смерть твоя будет для нас несравненно прискорбнее неизвестной твоей отлучки. После видимой смерти твоей нам не останется никакого утешения, а если ты уйдешь куда и умрешь там, то мы будем ожидать твоего возвращения. Тюштань послушался народа и ушел неизвестно куда, а на память о себе оставил будто бы свою трубу в кустарнике у Керенска*. В случае непогоды, когда шумел ветер, труба эта издавала звуки, и мордовский народ, слыша это, с радостью говорил: «Царь наш еще жив» (18) .
Исследуя события и сопоставляя многие факты того времени, историки Мордовии пришли к выводу, что в начале XIII в. у мордвы были налицо все признаки, соответствующие тому уровню исторического развития, когда племенная этническая общность перерастает в народность. У нее имелась территориальная общность. Земли мордвы простирались от Волги на севере до границы леса и степи на юге, от Оки и Цны на западе до Суры на востоке. Кровнородственные связи уступают место территориальным (соседским). Возникают раннефеодальные, своего рода обособленные государственные объединения.
«...Все это наряду с общностью материальной культуры и языка дает основание утверждать, что перед монголо-татарским нашествием в основном сложилась мордовская народность на базе интеграции племен, близких по происхождению и языку» (19) .
Трудно, не имея достаточно полных документальных источников, представить себе жизнь нашего края в начале XIII века. Несомненно одно, что едва ли она была легкой. Существовавшие в лесах и на опушках селитьбы мордвы, буртас, а возможно, и починки русских, перемещавшихся в этот край, богатый тучными черноземами, неисчерпаемыми запасами дичи, зверя в лесах, рыбы в реках и озерах, поддерживали, безусловно, какие-то связи. Эти народы в нелегкой борьбе с природой добывали себе средства существования, разводили скот,
____________________
* Легенда относится к XIII-XIV векам, когда Керенск еще не существовал. Упоминание его связано с тем, что легенда записана в XIX веке.
66
_________________________
занимались земледелием, бортничали, были охотниками и рыболовами. Нередко в летнее время их покой нарушали чужеземцы-кочевники, проникавшие сюда из степей Каспия и Причерноморья. Не стихали феодальные междоусобицы, разгорались неприязненные отношения между племенами и народностями, обитавшими в Цненско-Сурско-Мокшанском регионе. То мордва нападала на рязанские земли, то рязанские князья грабили мордовские поселения. Все это было, но носило, если можно так сказать, естественный, допустимый в тех исторических рамках характер. Настоящая же беда, которой за многие века своего существования не знали племена и народы нашего края, пришла, как черная грозовая туча, с востока.
II
В начале XIII века на широких просторах Центральной Азии сложилась за счет объединения многих кочевых племен монгольская военная держава, правитель которой Темучин в 1206 году на курултае (съезде) высокопоставленных сановников и знати был провозглашен Чингисханом — императором, повелителем вселенной. Характеризуя сущность этого объединения, Ф. Энгельс писал:
«Они варвары: грабеж им кажется более легким и даже почетным, чем упорный труд. Война, которую раньше вели только для того, чтобы отомстить за нападение, или для того, чтобы расширить территорию, ставшую недостаточной, ведется теперь только ради грабежа, становится постоянным промыслом» (20) .
Впервые русские встретились с кочевыми полчищами в 1223 году на реке Калке и потерпели жестокое поражение.
Еще при жизни, будучи уже в преклонном возрасте, Чингисхан разделил свою империю между сыновьями. Первому из них Джучи досталась обширная и самая удаленная от отцовского юрта территория, простиравшаяся от Иртыша на востоке и до Кипчацких (половецких) степей на западе, до которых «доходили копыта монгольских коней». Однако Джучи вскоре скончался, и во главе этого огромного улуса встал его сын Батый (Бату).
В 1236 году , собрав несметные силы, Батый направил свои войска на восток. Первый удар приняла на
67
_________________________
себя Волжская Болгария. Несмотря на героическое сопротивление, она была полностью разгромлена.
Зимой 1236/37 года горькая участь постигла разобщенные феодальной междоусобицей русские княжества: в декабре пала Рязань, затем Коломна, Москва, а 8 февраля и один из крупных центров русского народа Владимир. Отряды Батыя, рассыпавшись по русской земле, разгромили Переяславль-Залесский, Ростов, Галич, Ярославль, многие другие города и селения. Только на подступах к Новгороду остановилась Батыева конница.
Удары были страшными, беспощадными, невиданными и неслыханными по своей жестокости, изуверству, цинизму. Одно из этих скорбных событий нашло отражение в древнейшей летописи. Очевидец и свидетель тех печальных происшествий с болью в сердце писал:
«...в лето 1237-е Татаровя, разсвирепевшие зело, начаша воевати землю Рязанскую с великой яростью и грады их разбивающе и люди секущие и жгущие... И груди вырезываху, а иных кожу сдираху и в огонь вметаху, а иным иглы за ногти вияху, и поругание черницам и попадьям, княгиням и боярыням, и простым женам и девицам перед матерьми и сестрами творяху...».
Удельные княжества Северо-Восточной Руси оказались под властью Батыя, а в 1240 году пали под ударом его войск южные русские княжества во главе с Киевским. Наступало мрачное время ига, которое, по образному выражению К. Маркса,
«...не только давило, оно оскорбляло и иссушало самую душу народа» .
Не миновала, да и не могла миновать, эта лихая беда и наш край. Перед нападением на русские княжества летом 1236 года часть войск Батыя расправлялась в степях с половцами, а шесть «туманов» (в каждом 10000 всадников) напали и к осени 1237 года закончили покорение мордвы и буртас.
По сообщению историка XIII века Рашид-ад-дина, в зиму с 1236 на 1237 год войска хана Батыя сражались «с мокшей, буртасами и арджанам.и (мордвой-эрзей) и в короткое время завладели ими».
Немым свидетелем этого нашествия является открытое и исследованное М. Р. Полесских Золотаревское городище. Он сообщает:
«В верхнем горизонте культурного слоя оказались многие останки убитых людей, частью в сопровождении оружия, в числе которого
68
_________________________
встречаются наконечники стрел, копий, боевая булава; есть брошенные вещи, вплоть до драгоценностей» (21) .
Вполне возможно, что некоторые из Батыевых «туманов» прямо с земель мордвы перешли в наступление на Рязанское княжество. Но тут возник спорный вопрос, о котором хотелось бы сказать отдельно.
Никоновская летопись под 1237 годом сообщает:
«В ту зиму пришли из восточных стран на Рязанскую землю, лесом, безбожные татары с царем Батыем. Придя, они сначала остановились станом у Онузы, взяли и сожгли ее. Оттуда они отправили своих послов... к Рязанским князьям, требуя у них десятины от князей и людей, доспехами и конями. Не пустив послов в город, Рязанские князья — Юрий Игоревич и его брат Олег, а также Муромские и Пронские князья выступили против татар к Воронежу. Князья ответили: «Когда нас не будет, то все ваше будет» (22) .
В связи с этим возникает вопрос: где эта Онуза, как определить ее местонахождение?
Тамбовский краевед И. И. Дубасов в реферате, изданном еще в 1890 году, писал:
«Русские историки: Погодин, Надеждин и Соловьев отвечали на этот вопрос различно. Под Онузой они разумели или реку Усмань, или один из притоков Суры. Но реки в плен не берутся. Всего вероятнее, Онуза была городом и судя по названию, мещерским или мордовским. Несомненно, она была построена, как и летопись говорит, на р. Воронеже» (23) .
На основе тщательного изучения исследований своих предшественников И. И. Дубасов пришел к убедительному выводу о том, что наиболее вероятным и удобным местом для зимней стоянки такой многолюдной армии Батыя могла быть та значительная по своим размерам равнина, где Польный и Лесной Воронежи соединяются в одну реку, в десяти верстах от Козлова (ныне Мичуринск). Здесь кочевники имели возможность свободно раскинуть свои кибитки, добыть топливо в обширном и дремучем лесу, отсюда было близко до Рязани, ради захвата которой собирались с силами войска Батыя. Насколько известно, это заключение не вызвало возражений у историков, в чем легко убедиться, посмотрев исторические карты, изданные и в наше время.
Но удивляет порой какое-то поразительное небрежение некоторых наших исследователей и краеведов к
69
_________________________
открытиям, сделанным предшественниками. Как говорит пословица, иногда «не заглянув в святцы, бьют в колокола». Вышли «Очерки истории Пензенского края». Что же мы в них находим? Цитирую:
«Как сообщает русская «Повесть о разорении Батыем Рязани», восточные завоеватели в 1236 году перешли Волгу, направились по ЮЖНОЙ окраине обширных присурских лесов, а на реке Узе, притоке Суры, «остановились первым станом». Отсюда они двинулись на Рязань и на своем пути столкнулись с мордвой и буртасами» (24) .
Вот вам и Онуза (Уза), а ссылка делается, к сожалению, не на текст «Повести».
В результате самоотверженной борьбы жителей Рязани, Коломны, Владимира и других русских городов, Батый, понеся огромные потери, не нашел сил достичь Новгорода, отказался от похода на южные княжества и отвел весной 1238 года свои истрепанные в боях войска в половецкие степи. Но завоеванные народы не желали мириться с участью рабов — не покорились народы Северного Кавказа, не полностью признали власть Батыя половцы, восстали мордва и другие народы Поволжья. Для их подавления Батый направил сильные отряды. В 1239 году они снова грабили и жгли мордовскую землю, подвергая все уничтожению и опустошению на своем пути. Дважды в течение трех лет прошлись войска Батыя по территории края, оставляя за собой разоренные селения, вытоптанные поля, пепел жилищ и трупы убитых.
И эти походы, оставшиеся в памяти народной как «черная година», не были последними. В 1281 году на Русь, не минуя и мордовских земель, ходило войско монголо-татар во главе с Кавдичеем, в 1288 году — князем Елортаем. В конце XIII века совершил карательные походы на Северо-Восточную Русь полководец Дюденя. Эта «Дюденева рать», как ее назвали летописцы, разрушила 14 русских городов, в том числе и Муром (25) .
Горе и страдания, приносимые золотоордынскими ханами, запечатлелись в русских былинах. В одной из них говорилось:
Затучилась туча черная,
Принесла беду неминучую.
Набегали на нас злы татарове,
Разбегался православный люд
В вековые чащобы дремучие...
70
_________________________
Мордовские историки, рассказывая об этом времени, подчеркивают, что
«захват мордовских земель повлек за собой резкое уменьшение численности населения. Многие тысячи пали в борьбе с врагами. Из оставшихся в живых часть была истреблена или угнана в рабство. В результате отдельные районы Мордовии на длительное время обезлюдели. Мордва избегала селиться в местах, где часто появлялись отряды золотоордынских ханов, и уходили в менее опасный северо-западный край. На обширной территории расселения мордовского народа (приблизительно 90 тыс. кв. км) проживало не более 60-70 тыс. человек» (26) . (Для сравнения заметим, что в настоящее время на этой территории живет около трех миллионов человек.)
Вот тогда-то, в результате опустошительных татаро-монгольских походов и истребления населения, наши степные пространства превратились в «дикое поле ковыля». А люди из числа тех немногих, кто сумел уцелеть и не стать добычей хищников, стали селиться в дремучих лесах, укрываясь в примитивных землянках, которые отстояли друг от друга на десятки километров. Понадобятся столетия, придется приложить неимоверные усилия, пролить немало крови и пота простому люду, чтобы снова заселить степи, обжить леса, взять от природы богатства, которые она копила веками.
Все это многотрудным бременем ляжет на плечи народа. И он вынесет исторический груз неимоверной тяжести, проявит характер, мужество и мудрость в борьбе с иноземными поработителями, возвысит могущество государства. Оно способно будет сплотить все слои населения, чтобы сбросить позорное иго со своих плеч.
Над покоренными народами Азии и Европы темной тучью нависла власть империи, раскинувшейся на двух материках. Ее столица Хара-Хорин (в русских документах — Каракорум) расположилась в Центральной Монголии на реке Орхон.
Летом 1965 года мне довелось быть и осматривать развалины этого некогда величественного города. До наших дней сохранились у бывших въездных ворог высеченные из камня черепахи — символ долголетия города и императорской власти. Но история распорядилась по-своему: спустя несколько десятилетий город опустел и превратился в развалины, а многие улусы, составляв-
71
_________________________
шие могущество основанного на грабеже государства, начали свою самостоятельную жизнь.
Улус потомков Джучи — Батыя занял огромную территорию от Иртыша на востоке до Днестра, а по некоторьгм данным, и до Дуная, от Сырдарьи и Амударьи на юге до «страны Мрака», совпадавшей с границей северных русских владений. Его столицей стал город Сарай, расположенный в низовьях Волги.
В свою очередь, эта империя в империи делилась на наместничества (уделы). Ими управляли представители хана Золотой Орды — баскаки. Доходы хана и его вассалов составлялись из собственного кочевого хозяйства, податей, которыми облагались покоренные народы, а также за счет военной добычи. Эту «поживу» получали во время периодически организуемых карательных походов против княжеств, городов, входивших в улусы. Примерно с середины XIII века на огромных просторах улуса Батыя началась раздача земель золотоордынской верхушке и высокопоставленной знати.
Земли нашего края стали входить в улус, центром которого был Увек. Его развалины в какой-то мере сохранились и находятся около нынешнего города Саратова. Затем большие улусы начали дробиться на менее мелкие. Один из них с центром в городе Мохши (на его месте теперь находится село Наровчат) возник в среднем течении реки Мокши. Сейчас трудно указать точное время, когда это произошло.
Археологи установили, что чеканка монет в городе Мохши началась с 1313 года — при хане Золотой Орды Узбеке. Троицкая летопись под 1361 годом сообщает, что князь ордынский Тогай утвердился «в стране Мордовской Наручатской» (27).
Исследованию этого исторического события посвятил интересную книгу В. И. Лебедев «Загадочный город Мохши», изданную в 1958 году.
«Будучи одним из улусных золотоордынских центров, — указывает автор, — этот город чеканил свою монету. Татарская знать заставила местных и свезенных из разных мест умельцев построить здесь разнообразные кирпичные строения, богатую белокаменную мечеть, мавзолей, караван-сарай, бани, водопровод. В городе жили плотники, деревообделочники, кузнецы, ювелиры, оружейники, каменщики, гончары, кожевенники, мастера поделок детских игрушек. Мохшинские купцы
72
_________________________
поддерживали широкие торговые связи. В города Руси, Поволжья, Средней Азии они сбывали добытые у местного населения «буртасокие меха», зерно, мед, ремесленные и ювелирные изделия» (28) .
Не только мирными делами занят был князь Тогай. В 1365 году он совершил грабительский набег на Рязанское княжество, захватил Переяславль-Залесский, но был жестоко побит русскими и спасся от плена, укрывшись в городе.
Можно, нисколько не отступая от исторической правды, утверждать, что первым городом на территории нашего края, как об этом свидетельствуют и документы, и археологические данные, был, несомненно, Наровчат.
Город просуществовал недолго. Острая междоусобица в правящей верхушке Золотой Орды привела к тому, что из ее рядов выделился грозный властитель Средней Азии Тамерлан (в русских документах — Тимур), который огнем и мечом прошелся по владениям Золотой Орды, оставляя на своем пути пепелища и трупы убитых. Средневековый историк Шерифаддин Али Иезди сообщает, что в 1395 году Тамерлан, после захвата города Увека, совершенно разрушил город Мошав (Мохши). Трудно сказать, но, может быть, память народная именно об этом событии сохранила пословицу: «Наровчат — одни колышки торчат».
Город ушел в небытие, стал легендой. Только в 20-е годы нашего века (XX века — прим. penzahroniki) саратовским археологом А. А. Кротковым были начаты раскопки. В результате этого удалось установить, что татарские монеты XIV века с надписью Мохши чеканились в Наровчате, о котором имелись упоминания в письменных источниках.
После Великой Отечественной войны сотрудниками Института археологии АН СССР раскопки были продолжены, что и позволило в достаточно полной мере представить себе облик города XIV века. Но думается, на этом рано ставить точку. Наровчатская земля, как никакая другая часть нашей территории, хранит еще немало тайн, над расшифровкой которых стоило бы более обстоятельно и комплексно поработать археологам. Не исследована до конца территория самого Наровчата. В 1980 году, когда сооружали памятник воинам-наровчатцам, павшим в годы Великой Отечественной войны, при рытье фундаментов на небольшой глубине в самом центре селения обнаружены останки и
73
_________________________
черепа людей, судя по всему не погребенных, а засыпанных землей. Древние могильники, до сих пор не исследованные, открыты при строительстве животноводческого помещения в селе Азарапино и сооружении оросительной системы в двух километрах западнее села Виляйки. Не велось раскопок на месте городища, расположенного на той самой горе, в которой монахи Сканова монастыря прорыли пещеры, превосходящие по протяженности известные пещеры Киево-Печерского монастыря в Киеве, и т. д. Тут что ни шаг, то открытие, свидетельствующее о том, что район Наровчата является одним из наиболее древних мест обитания человека на территории нашего края.
Если Золотую Орду, о чем говорилось выше, раздирали междоусобицы, то им противостоял иной процесс в русских княжествах, попавших под жестокое иго, — процесс объединения, консолидации сил, способных ударить по иноземцам и освободиться от их господства. Естественно, что решающее значение имел более высокий уровень развития производительных сил и производственных отношений в русских княжествах, вступивших на путь объединения своих земель в единое русское государство. Ф. Энгельс отмечал, что на востоке Европы в России «покорение удельных князей шло рука об руку с освобождением от татарского ига и окончательно было закреплено Иваном III»(29).
Инициатором объединения сил стало Московское удельное княжество, а центром — Москва. Процесс длительный, мучительный, полный феодальных неурядиц во взаимоотношениях, которые нередко подогревались и открыто поощрялись со стороны золотоордынских правителей. И все же он завершился тем, что уже в княжение Ивана Калиты и его старшего сына Симеона Гордого Москва стала признанным политическим центром русских земель.
Это не могло не насторожить власть имущих в Золотой Орде. Они хорошо понимали, что усиление Московского княжества грозит самим основам ханского владычества, их грабительской политике.
В начале 70-х годов XIV века распадавшиеся в результате междоусобиц части Золотой Орды удалось объединить одному из темников — Мамаю. Но его попытка «наказать» Москву за поддержку Нижегородского княжества потерпела неудачу — войска Мамая, вы-
74
_________________________
ступившие в 1378 году против Москвы, были разбиты на притоке Оки реке Боже русскими войсками.
На протяжении последующих двух лет Мамай лихорадочно готовился к решающей битве. Он сконцентрировал под своим командованием не только все воинские силы, которыми еще располагала Золотая Орда, но и привлек отряды наемников. Мамай направил в Москву требование о выплате дани в том размере, в котором поступала он в годы расцвета Золотой Орды.
Великий князь московский и владимирский Дмитрий Иванович сумел к этому времени создать 150-тысячную армию. Он возглавил вооруженную борьбу русского народа с монголо-татарскими полчищами.
8 сентября 1380 года при впадении реки Непрядвы в Дон на знаменитом теперь Куликовом поле встретились противоборствующие стороны, которые вступили в генеральное сражение, решившее участь родной земли. Мужество русских воинов, талант полководцев во главе с Дмитрием, получившим после битвы имя Донского, обеспечили разгром полчищ Мамая и его позорное бегство. В этом многочасовом кровопролитном бою обе стороны потеряли только убитыми около 200 тысяч человек.
Профессор К. В. Базилевич писал:
«Великое историческое значение Куликовской битвы заключалось в том, что одержанная в ней победа над злейшим врагом была делом всего русского народа, выступавшего под главенством. Москвы. Эта лобеда еще больше подняла значение Москвы как общерусского центра объединения, без которого нельзя было окончательно свергнуть ненавистное иго Золотой Орды. Куликовская битва показала, что русский народ накопил достаточно сил, чтобы освободить себя от порабощения иноземной властью» (30) .
Добавим, что речь шла не только об освобождении от ига поработителей русского народа, но и других народов, в том числе мордовского народа, испытавшего на себе гнет иноземных пришельцев.
Совсем не случайно 8 сентября 1980 года в день 600-летия Куликовской битвы в Пензе был открыт памятник «Первопоселенцу города», ставший эмблемой его прошлого. Это дань уважения простым русским людям, проявившим мужество и храбрость на поле Куликовом. Им мы обязаны тем, что живем, работаем на землях, освобожденных в древние времена от чужезем-
75
_________________________
кого ига. С ними мы связаны далеким, но кровным и духовным родством.
Правда, Русскому государству потребовалось еще сто лет упорной борьбы за свою полную самостоятельность. В 1476 году хан Ахмат, стараясь упрочить свою власть над русскими землями, направил посольство к Ивану III. Оно потребовало уплаты дани и в дальнейшем неуклонного исполнения этих обязательств. Однако великий московский князь отклонил данные претензии. Ахмат-хан собрал большое войско и в 1480 году начал поход на Русь с целью восстановить ее зависимость от Золотой Орды.
Иван III , несмотря на разногласия со своими братьями — удельными князьями Андреем Большим и Борисом, приложил немало усилий, чтобы организовать достойный отпор неприятелю. 8-12 октября русские воины отбили его попытку переправиться через реку Угру недалеко от Калуги. Надеясь выиграть в сложившейся обстановке хотя бы несколько дней, Иван III вступил в переговоры с Ахмат-ханом и одновременно стремился убедить своих братьев в том, что их долг — встать в ряды защитников родины. 20 октября они вместе с дружинами пришли на поле брани. В итоге наступил тот исторический момент, когда войска Ахмат-хана не осмелились вступить в сражение и во второй половине ноября отступили. Сам он в 1481 году был убит в низовьях Волги, а земля русская навсегда освободилась от ига Золотой Орды.
К. Маркс , высоко оценивая разностороннюю деятельность Ивана III, писал, что изумленная Европа, которая в начале его княжества едва подозревала о существовании Московии, стиснутой между татарами и литовцами, была поражена внезапным появлением на ее восточных границах огромного государства.
Что касается судеб мордовского народа, то он вначале не попал под непосредственное управление золотоордынских баскаков. Мордовские князья выступали вассалами хана, получив вотчины и право сбора налогов с населения, участвуя в некоторых походах татаро-монгольского войска. Выделение верхушки феодалов привело к тому, что мордовские земли по Мокше и Цне начали раздаваться представителям золотоордынской феодальной знати. Процесс захвата земель особенно активно шел в XIV веке, чему не в малой степени спо-
76
_________________________
собствовало образованию улусного центра сначала в Увеке, а затем и в Наровчате, расположенном среди мордовских земель.
По части территории нашего края проходила граница Рязанского княжества. О столкновении с ним хана Наручадской орды Тогая в 1365 году уже упоминалось выше. Интересна также грамота митрополита всея Руси Алексея, написанная в 1360 году. Стремясь прекратить спор между епископом Сарайским, представлявшим в ставке хана интересы русского православия, и епископом Рязанским, он, обозначая пределы их епархий, называет караулы, которые стоят «по Вороне, возле Хопор до Дону...». Эти караулы, как явствует из грамоты Алексея, оберегали русские места от кочевников, приходивших из-за Волги и проникавших в Цненско-Окское междуречье:
«...перешед р. Волгу, а Дону реки не дошод, промеж Хопра и Суры, через реки Лесной и Польный Воронеж на Ряские и на Рязанские и на Шацкие места, которою сакмою и Батый в войну на Русь шел» (31) .
Некоторые исследователи считают, что в период существования Наручадской орды ее граница с Рязанским княжеством проходила по Ваду. Именно к этому времени они относят сооружение сохранившихся до наших дней городищ с земляными валами, расположенными по правому берегу реки, начиная от одного из ее истоков у села Котел и заканчивая городком у села Сергиево-Поливаново.
Освобождение от золотоордынского ига имело важное значение для судьбы нашего края. Мордовский народ в 1985 году торжественно отметил 500-летие со времени добровольного вхождения в состав Русского государства.
Иван III (княжение 1462-1505 гг.) , приняв титул «Государя всей Руси», называл мордовские земли своей «отчиной» и в духовном завещании писал:
«А все мещерские бортники и мордва со всеми доходы мои суть по старине... и всю мещеру, с волостьми и селы и со всем, что к ней потягло и князей мордовских с их отчинами сыну моему даю» (32).
Процесс объединения русского народа в единое государство завершился при сыне Ивана III Василии III (княжение 1505-1533 гг.).
В 1514 году присоединен Смоленск, а в 1521-м — со-
77
_________________________
хранившее до этого времени остатки политической самостоятельности Рязанское княжество. Недаром московский летописец называл Василия III«последним собирателем» земли русской. Границей русского государства на востоке стала река Сура. Как бы утверждая свое право на эти земли, русское правительство возвело в 1523 году при впадении Суры в Волгу город-крепость Васильгород (нынешний Васильсурск).
В результате распада Золотой Орды образовались Казанское, Астраханское, Крымское и другие ханства. Лишившись былого могущества, они, однако, как и прежде, видели основной источник своего обогащения в грабежах и разбоях, которые чинили на соседних с ними землях. Потребовалось еще какое-то время для окончательного укрепления юго-восточных границ Русского централизованного государства.
Уже в середине XVI века произошли знаменательные исторические события, которые характеризовались крупными внешнеполитическими успехами. Важнейшими из них были ликвидация Казанского ханства и присоединение к Русскому государству Среднего и Нижнего Поволжья. С падением в октябре 1552 года под ударами многочисленного войска, возглавляемого Иваном IV, Казанского ханства все Среднее Поволжье с его многочисленным населением (татары, мордва, чуваши, удмурты, мари) вошло в состав Русского -государства.
Этот успех решил и судьбу другого осколка бывшей Золотой Орды — Астраханского ханства. В 1556 году Астрахань заняли русские войска, а принадлежавшие астраханским ханам земли Нижнего Поволжья были присоединены к России. Признали свою вассальную зависимость от русского царя владетели Ногайской орды, кочевавшей между нижним течением Волги и рекой Урал, соседняя с ними Башкирия, ранее принадлежавшая казанским и ногайским ханам.
Новая территория требовала и новых забот по ее охране и созданию надежных предпосылок для экономического освоения земель, ставших составной частью Русского государства. Необходимость охраны диктовалась и внешнеполитической обстановкой, которая характеризовалась резкими изменениями взаимоотношений с рядом европейских государств.
Успешно решив «восточный вопрос», Иван IVначал борьбу за выход России к Балтийскому морю.
78
_________________________
В январе 1558 года русские войска выступили против Ливонии. На первом этапе война шла успешно, и в 1561 году Ливония, как государство немецких рыцарей, перестала существовать. Одержаны были и другие важные победы. Но в конце 60-х годов обстановка сложилась не в пользу России. И одна из причин этого — переход Турции и Крымского ханства, занимавших до этого выжидательную политику, на сторону Речи Посполитой — единого польско-литовского государства, образовавшегося в результате Люблинской унии от 28 июня 1569 года.
Крымские татары совершают серию серьезных военных набегов на русские земли. Крупнейшим из них был поход 1571 года под руководством хана Девлет-Гирея, отряды которого прорвались к Москве и сожгли ее всю, кроме Кремля.
Нападение крымцев на русские земли и заставило Ивана IV заняться совершенствованием сторожевой службы на юго-востоке страны, сложившейся сразу же после присоединения Казани и Астрахани к Русскому государству.
Иван IVв январе 1571 года поручил князю М. И. Воротынскому «ведати и поустроити станицы и сторожи», «доискатись станичных прежних списков», собрать в Москву станичных голов и станичных вожей, «которые преж сего езживали лет за десять или за пятнадцать» (33).
16 февраля 1571 года состоялся «Приговор» с участием детей боярских, станичных голов и станичников об организации станичной и сторожевой службы на юго-восточных окраинах государства.
Судя по документам, о которых идет речь, сторожевая служба состояла из трех частей:
1) сторож, разъезжавших по определенным участкам местности, ведя постоянное наблюдение за степными дорогами, по которым нападали неприятельские отряды;
2) станиц, выезжавших в поле и выжигавших степь на направлениях основных дорог; и
3) станиц, высылавшихся далеко в степь, чтобы своевременно «проведать» и предупредить русские города и селения о начинавшемся походе «неприятельских людей».
Не будем анализировать все пункты «Приговора». Остановимся лишь на «Мещерских сторожах», которые имеют непосредственное отношение к защите и охране территории, занимаемой теперь нашей областью.
79
_________________________
Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что на нашей территории одна из мещерских сторож стояла у впадения реки Шукши в Суру (район нынешнего с. Лунино) и разъезжала по левому высокому берегу Шукши до нынешнего Мокшана, постоянно наблюдая за тем участком степи, который проходил между левым берегом Суры и большим Мокшанским лесом. Другая сторожа — на речке Ломовой при впадении в нее речки Шуструй (между нынешним Нижним и Верхним Ломовами) — разъезжала до большого Мокшанского леса и наблюдала за участком степи, по которому проходила Ногайская дорога. Третья сторожа — в верховьях реки Вада (где-то между селами Коповкой и Вадинском) — разъезжала до Ломовской сторожи, наблюдая за Вадовской и Идовской дорогами, справа и слева обходившими занятые разнообразным лесом Вадовские вершины.
Сторожи были немногочисленными: в каждую из них входило шесть-двенадцать конников, посменно выставляемые гарнизонами близлежащих городов Кадома, Темникова и Алатыря. В связи с организацией разъездной сторожевой службы на территории, входившей теперь в состав нашей области, у некоторых краеведов не раз появлялся соблазн поставить вопрос: а не мог ли на месте одной из сторож еще в те времена возникнуть острог как место отдыха, смены, хранения провианта для несущих караульную службу конных воинов, положивший начало городу Пензе?
Если основываться не на домыслах, а руководствоваться документами и правильной оценкой обстановки, складывавшейся в этом районе, то и на такую попытку приходится отвечать отрицательно. Дело, во-первых, в том, что линия постоянного разъезда сторож проходила севернее и западнее места, где была основана Пенза, и, во-вторых, это коренным образом противоречило уставу сторожевой службы «Боярского приговора», который требовал:
«Стояти сторожам на сторожах с конь не сседая. А станов им не делати, а огни класть не в одном месте. Коли кашу сварити, и тогды огня в одном месте не класти дважды. А в коем месте кто полднивал, и в том месте не ночевать, а где кто ночевал, и в том месте не полднивати».
Требование самим быть осторожными и вместе с тем постоянно наблюдать за степными просторами, по
80
_________________________
которым могли проходить отряды нападающих, не было случайным.
Документы свидетельствуют, что вражеские набеги в то время совершались почти ежегодно. Так, в 1607 году ногайцы прорвались к Алатырю и разграбили мордовские деревни. Спустя пять лет «крымские и ногайские люди» снова появились здесь, а также и в Шацком уезде, где «людей побивали и в полон... всяких мужского и женского полу и младенцев имали, и селы и деревни многие логибли и до конца разорили». В 1627 году отряды кочевников дошли до Темникова и «учинили страшное разорение и опустошение». В 1635 году ногайцы опять проникли в мордовские земли, где «алатырские и понизовые места повоевали», в плен увели многих. «А продают де (татары) полон, — доносили московские посланники Г. Зловидов и Г. Углев, — в Азове, добрый по пять золотых человек» (34) .
По мере освоения и заселения новых земель русское правительство стремилось обеспечить их безопасность. На наиболее угрожаемых участках, где проходили степные дороги, возводились новые города-крепости.
В западной части нашей территории на участках, за которыми по «Боярскому приговору» 1571 года вели наблюдения мещерские сторожи, в 1636 году построены города-крепости Керенск (Вадинск), Верхний и Нижний Ломовы, а затем сооружены оборонительные валы и засеки. Они являлись прочным заслоном на путях вторжения вражеских сил и свидетельствовали о решительном вызове отрядам кочевников.
В частности, после устройства оборонительных сооружений по линии Шацк-Алатырь Иван Грозный в 1578 году через своих послов просил передать ногайским ханам о том, что эта «черта» построена с целью усиления данного края и чтобы они «не ходили мордовскою землею».
Но чтобы такой вызов был оправдан, каждый город должен иметь достаточную мощь крепостных стен и оборонительных сооружений, необходимое количество оружия и боеприпасов, располагать военным гарнизоном, способным отразить нападение вражеских отрядов, исчислявшихся порой не одной тысячей человек.
И наконец, он не мог существовать самостоятельно, не включенным во взаимосвязанную систему подобных городов-крепостей, которые при возникновении критиче-
81
_________________________
ских обстоятельств обязаны были приходить друг другу на помощь и выручку.
Нельзя не считаться также и с тем, что строительство города-крепости требовало больших затрат материалов и труда людей, копавших рвы, возводивших крепостные стены и башни, сооружавших надолбы и тарасы. Известно, что на строительство средней крепости надо было заготовить свыше 30 тысяч хороших толстомерных бревен.
Бросать все это на волю случая, не иметь известной гарантии, что при вражеском нападении такая крепость и ее гарнизон сумеют защитить себя значило проявлять элементарное безрассудство. Именно к такому выводу приходишь, изучая практику строительства городов по дошедшим до нас подлинным документам той эпохи.
Сохранился указ царя Михаила Федоровича от 5сентября 1635 года о строительстве города Козлова (нынешний Мичуринск) в местах, близких к нам (35) , о котором уже говорилось выше.
Нет возможности, да и необходимости, полностью пересказывать этот указ. Отметим лишь те его части, которые могут пригодиться при рассмотрении документов, связанных со строительством Пензы.
Указ сообщает, что «лета 7144 сентября в 5 день» царь Михаил Федорович «велел воеводам Ивану Биркину и Михаилу Спешневу для своего государства и земского дела ехать на поле», ибо стало известно, что «степью меж Воронежских и Цненских верхов, мимо Урлапова городища проходят в Русь войною Крымские и Ногайские люди... и православных крестьян побивают и в полон емлют, и назад отходят тою же степью...».
Воеводам указано «для береженья от татарские войны... на Урлапове городище, или где пригоже, им... поставить город». Для «городского строения и для бережения от воинских людей» указал быть с ними людям из Переяславля Рязанского, Михайлова, Пронска, Ряжска, Сапожка, Воронежа, Лебедяни, Ельца, Шацка.
Тем ратным людям «быть с пищалями, да у них же велено быть по рогатине да по топору, да по лошади с телегами, да им же велено дать в городах воеводам по фунту зелья и по фунту свинца из государевой казны».
Всего на строительство города и его охрану назначалось стрельцов, казаков, детей боярских и прочих служилых людей около 600 человек.
«А быти с тех горо-
82
_________________________
дов ратным людям у городового дела и для береженья от воинских людей, опричь проезду, по шти недель».
Говоря нынешними словами, срок их «командировки» составлял всего шесть недель.
Прибыв на Урлапово городище, воеводы должны были «досмотрети, где пригоже для береженья от приходу воинских людей быть городу на Урлапове ли городище или инде по их досмотру...».
«А на том месте, где по их рассмотрению городу быть, изготовя лес, прося у Бога милости и у Пречистыя Богородицы помощи... город обложить и велети город рубити...». Наряду со строительством крепости надлежало в городе устроить «зелейную (пороховую) казну погреб дубовый и колодези покопати и тайники поделати, чтоб в приход воинских людей в городе однолично осадным людям без воды не быть».
Отметим пока для памяти место в указе, которое, с моей точки зрения, может пролить свет на обстоятельства возникновения Черкасского острога, вошедшего после построения города в его состав в качестве одной из слобод. Указ требовал
«А покаместа город делают, и им по та места околе себя и ратных людей крепости поделать, какие пригоже, чтоб им по приходу воинских людей были бесстрашным».
Особая забота проявлялась о церковном строительстве. Воеводам поручалось «устроить в новом городе храм во имя Покрова Пресвятые Богородицы».
Хочется обратить внимание на одну деталь, которая может пригодиться при рассмотрении вопроса о времени основания Пензы, — день начала строительства города Козлова и закладки храма совпадал с праздником Покрова Богородицы, который приходился на 1 октября. Говоря иными словами, этот день после сооружения и освящения церкви должен стать престольным праздником жителей нового города.
Заранее царским указом определялось и «штатное расписание» служителей церкви:
«А в церкви в новой город призвати дву попов да дьякона, да дьячка, да пономаря и просвирницу...».
При этом требовалось, чтобы воеводы,
«как к новой церкви попов призовут... о том отписать к государю. И государь... о церковном строении и попам о ружном жалование велит указ учинить...».
Поражают и сроки строительства города, которые
83
_________________________
определялись указом царя. Несмотря на то что указ издан 5 сентября, в нем содержится строгое требование: со строительством города не медлить, закончить его той же осенью.
«А промышлять им Ивану и Михаилу городовым строеньем с великим радением и поспешеньем, чтобы... город забрать и всякими крепостьми город укрепить однолично нынешней осенью вскоре».
И это понятно: город строили на направлении постоянных набегов вражеских воинских людей, и любое промедление, любая оплошность с охраной и защитой могли привести к уничтожению материальных ценностей и пустой трате труда большого отряда строителей.
Именно поэтому в царском указе рядом с требованием вести строительство «с великим радением и поспешаньем» предусматривались меры охраны нового города, подступов к нему, чтоб «воинские люди к новому городу и к иным украйным городам безвестно не пришли и дурна какова не учинили».
Воеводам вменялось в обязанность не только построить город, но и создать костяк служилых людей, который взял бы на свои плечи тяжелую и опасную ношу: быть воинским гарнизоном города, вести жизнь, полную тревог и лишений, жить в постоянной опасности вражеских набегов, иметь сноровку и мужество отражать их и вместе с тем вести сельское хозяйство, обеспечивать себя и свою семью средствами для существования. Говоря иными словами, в одной руке держать оружие, в другой — соху.
Указ предписывал для службы в новом городе набрать «казаков конных 300 человек, стрельцов пеших 200 человек, а прибрати их изо всяких из вольных и из охочих людей, а земли за ними... учинити подгородные и отъезжие...».
Воеводы Иван Биркин и Михаил Спешнев выполнили царский указ — город начали строить в октябре и той же осенью закончили. А объем строительства немалый: крепость состояла из четырехугольной ограды с 15 башнями, срубленными из дубового и соснового леса. Внутри крепости располагались воеводческий двор, церковь, людская изба, конюшня, погреб для зелья, амбар для всякой государственной казны, житный двор и другие помещения.
Город Козлов возводился одновременно с Верхним и Нижним Ломовами, Керенском и другими крепостями.
84
_________________________
Они сыграли важную роль в защите многих населенных пунктов от татар, о чем свидетельствуют сохранившиеся документы. Например, в одном из них сообщалось:
«В нынешнем во 145 (1637) году к Козлову и Тамбову приходили воинские люди и не по одиножды, и для войны, всякого крестьянского разоренья, хотели пройтить в Ряские и в Резанские, и в Шацкие места. И из Тамбова и из Козлова воеводы... татар на войну не пропустили и поиск над татары учинили, татар побили и языки поймали, и теми новыми городами и крепостными и в Ряских, и Резанских, и в Шацких во всех местах православные крестьяне жили в покое, безо всякого страхования» (36)
Однако набеги крымских татар участились в северовосточном направлении от построенных городов-крепостей. Чтобы усилить оборону этих участков, в 1641 году возникают города-крепости Саранск, Атемар и другие. Но и они не всегда могли сдерживать вторжение сюда крымских татар и ногайцев. Так, уже в начале мая 1643 года их орды просочились в район Темникова, где разграбили мордовские, русские и татарские селения Паеву, Паевку, Старую Потьму, Адашеву, Полянки, а также ряд других и с большим «полоном» отошли к реке Медведице. Здесь они стали станом, плененных заковали в колоды, некоторых «жгли камышом» и убивали.
В 1645 году трехтысячный отряд крымских татар опять проник в пределы пензенского края. Они разорили многие деревни, перебили людей, а еще больше увели в плен.
Весной следующего года двухтысячный отряд татар снова ворвался в Посурье, где пленил 300 человек, и скрылся в степи (37).
В книге А. Л. Хвощева «Очерки по истории Пензенского края» весьма обстоятельно рассказано о дальнейших мерах правительства по укреплению охраны Посурья и Примокшанья. В 1645 году царь подписал указ, в котором говорилось:
«По черте устроить прибавочные городы и населить большим многолюдством, и земляной вал устроить больше прежнего... также надолбы большие и стоялые острожки частые и лесные завалы и иныя многия крепости, какие доведется».
Вскоре развернулись работы по укреплению оборонительной черты. Для исполнения царского указа были
85
_________________________
привлечены крестьяне многих сел и деревень. А. Л. Хвощев приводит документ за 1646 год. В нем сказано о том, что «с каждого пяти дворов по человеку крепили город Керенский, вал валили и рвы копали, всякие степные крепости делали с весны до зимы».
Остатки вала этой оборонительной черты можно видеть и в наши дни у сел Большая Лука, Ягановка, Коповка, Скуратово. В лесу между Вадинском и Кармалейкой вал сохранился почти в первоначальном виде. Наибольший интерес представляет участок от Нижнего Ломова до Прянзерского пенькозавода. Здесь уцелели «городки», примыкающие к валу, пятиугольные площадки, обнесенные валом и рвом (38).
Далее черта тянулась на Инсар, Потиж, Шешкеево, Саранск, Атемар, Сурский острог, Корсун, Тагай, Юшанск, Симбирск. Если посмотреть на карту и провести линию от Белгородской черты, о которой говорилось выше, и продолжавшие ее Керенск, Верхний и Нижний Ломовы, Инсар и другие только что указанные крепости и остроги, то легко заметить, что она как бы ломаной полуокружностью опоясывала район, где впадала река Пенза в Суру.
Однако пространство между Доном и Волгой практически оставалось открытым. По-лрежнему Дикое поле простиралось от Северного Донца к среднему течению Дона, шло вдоль Хопра, Медведицы, их притоков и вклинивалось почти в центр образующей городами-крепостями полуокружности. Именно здесь пролегали шляхи, тянувшиеся в Посурье и Примокшанье, а также к истокам реки Цны. Чтобы закрыть доступ в эти края, обеспечить необходимые условия для освоения земель, надо было создать дополнительную защитную линию с рядом крепостей, военных поселений и слобод.
86
_________________________
________________________________________
Источник: Мясников Г. В. Город-крепость Пенза. —
2-е изд., доп. и перераб. — Саратов: Приволж. кн. изд-во
(Пенз. отд-ние),1989. — 232 стр. — с. 49-86.
________________________________________