Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

001-Dvorzhanskij-A-I-630x180

 

ДОМ ГОРОДСКОГО
    ГОЛОВЫ ПОХОЛКОВА

Как уже говорилось в предыдущей статье, из-за изгиба речки Шелоховки в месте стыка Базарной площади и улицы Московской застройка ее углов проходила с отступом от красной линии, в результате чего здесь образовались два уступа. На месте одного из них сейчас стоит гостиница «Россия», а на другом находится сквер, где установлен бюст поэту-партизану Денису Давыдову.

 

БЛАГОТВОРИТЕЛЬ СЕЛИВЕРСТОВ

dvor13-01-poholkov-house-1Пенза, ул. Московская, д. 74. Автор фото: А. И. Дворжанский

На месте двухэтажного дома, растянувшегося на целый квартал между улицами Московской и Володарского, в начале XIX века размещалось несколько усадеб разных владельцев.

dvor13-02-poholkov-house-projectПроект дома П. П. Похолкова

К 1870 году вся эта территория сосредоточилась в руках одного хозяина — пензенского городского головы, купца 1-й гильдии Петра Петровича Похолкова. Оставив лишь небольшой двор по улице Лекарской, он по периметру своей огромной усадьбы возвел большой двухэтажный дом, проект на который был утвержден в строительном отделении 11 июля 1870 года.

А уже 26 февраля 1872 года в этом еще не отделанном доме — «лучшем в городе из всех зданий, принадлежащих частным лицам», — был дан прощальный обед в честь начальника губернии Николая Дмитриевича Селиверстова, покидавшего Пензу в связи с его предстоящим увольнением «по расстроенному здоровью».

Однако известный юрист А. Ф. Кони причиной отставки губернатора Селиверстова называет его «попустительство циркулярному предписанию исправников по волостям о поднесении ему при объезде губернии серебряных блюд с хлебом-солью». То есть, принимая по старинному русскому обычаю этот символ гостеприимства во время своих разъездов по губернии, Селиверстов обязан был пресечь инициативу подчиненных о поднесениях ему хлеба-соли на дорогих блюдах. Для этого он должен был издать соответствующий приказ и разослать его по губернии, что им не было сделано. И, как видно, нашелся «доброжелатель», сообщивший куда следует о «мздоимстве» губернатора. По сегодняшним меркам «преступление» его было просто смехотворным. Но тем не менее наказание последовало. И почетный гражданин почти всех городов Пензенской губернии, в том числе и самой Пензы, вынужден был оставить свой пост.

dvor13-03-seliverstov-n-dНиколай Дмитриевич СЕЛИВЁРСТОВ (1830-1890), генерал-лейтенант, пензенский губернатор в 1867-1872 гг.

Еще больше имя Селиверстова было впоследствии опорочено его пребыванием в должности товарища шефа жандармов и главного начальника III Отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии Н. В. Мезенцова, убитого в 1878 году революционером-народником Степняком-Кравчинским. После трагической гибели своего начальника Николай Дмитриевич два месяца исполнял обязанности шефа жандармов, но не оправдал надежд императора на этом посту и потому был уволен.

Естественно, что деятельность главного органа политического сыска в России в либеральной, а тем паче в революционной среде, а также в советское время могла быть окрашена только в черную краску, которой заодно вымазали и всех охранителей государственных устоев, связанных с Третьим отделением. Хотя кроме политических дел, цензуры и слежения за состоянием умов в обществе на нем лежала и борьба со злоупотреблениями высших и местных государственных чиновников, то есть с коррупцией, которая, правда, ощутимых результатов не приносила

Последние годы генерал-лейтенант Н. Д. Селиверстов жил в Париже, где 17 октября 1890 года был убит в своем гостиничном номере польским социалистом Сигизмундом Падлевским, благополучно скрывшимся с места преступления.

Точные причины этого покушения неизвестны. Логично было бы объединить его гибель с местью революционеров за дела, связанные с исполнением Селиверстовым в прошлом своих служебных обязанностей. Однако есть и другая, более правдоподобная версия. Считается, что ему было поручено проверить деятельность главы зарубежной агентуры Департамента полиции П. И. Рачковского, заподозренного во многих злоупотреблениях. Он-то якобы и организовал устранение опасного для себя ревизора руками социалиста. Кстати, агентом Рачковского был и революционер-провокатор Азеф, подготовивший в 1904 году убийство министра внутренних дел и шефа корпуса жандармов В. К. Плеве Хотя причастность Рачковского к обоим убийствам доказать так и не удалось, и он в 1906 году спокойно вышел в отставку.

Николай Дмитриевич Селиверстов, как известно, в истории нашего города занимает особое место. Незадолго до своей смерти он составил завещание, согласно которому передал Пензе коллекцию своих картин, послуживших основой для создания Пензенской картинной галереи, а также 300 тыс. рублей — на устройство в нашем городе рисовальной школы, носившей до революции имя своего основателя.

dvor13-04-seliverstov-drawing-schoolРисовальное училище им. Н. Д. Селиверстова, ныне Пензенское художественное училище им. К. А. Савицкого, построено в 1894-1897 гг. по проекту петербургскго архитектора А. П. Максимова на средства, завещанные бывшим пензенским губернатором Н. Д. Селиверстовым. Открыто в 1898 г.

Кроме того, в имении Селиверстова в с. Румянцево Карсунского уезда Симбирской губернии на завещанную им сумму 413700 руб. содержались богадельня, больница, амбулатория, мужское и женское училища и ясли. Все это дает основание считать Селиверстова одним из крупнейших благотворителей не только Пензы, но и всего Среднего Поволжья

 

ЕДИНСТВЕННЫЙ НАСЛЕДНИК

После смерти своей матери Анны Матвеевны Петр Петрович Похолков как единственный наследник получил право распоряжаться всем своим имуществом. А оно, кроме усадьбы на ул. Московской, заключалось еще в доме на Старо-Кузнечной (Суворова) улице, нескольких лавках с товаром на Базарной площади и в приличном денежном капитале.

Обычно от свалившегося на голову богатства голова идет кругом, и начинают швырять деньгами направо и налево. Не стал исключением и Похолков, который на радостях устраивал богатые приемы, завел хороший экипаж для выезда, отстроил дом, потратив на него не менее 100 тысяч рублей. Да еще купил своей жене мельницу около Всесвятской церкви (как знал, что придется коротать там свои дни, когда всего лишится), обустроил ее и открыл при ней конный завод. Но в заботах за всем этим забросил собственные торговые дела.

Однако к чести его будет сказано, что он не только вел праздную жизнь, но и постоянно оказывал благодеяния. Устраивал общественные обеды для малоимущих, делал крупные пожертвования разным благотворительным учреждениям, приобрел новый дом для Александринского приюта, попечительницей которого была его жена Александра Григорьевна. Стал ежемесячно жертвовать по пять пудов пшеничной муки для бедных девочек — воспитанниц женской ремесленной школы. Наконец, устроил на Базарной площади народную чайную, взятую на содержание Яковом Фристетом.

 

ПРОЩАЙ, УСАДЬБА!

Однако переменчивая судьба-злодейка уже готовила Похолкову неожиданный «сюрприз». В 1875 году, испытывая финансовые затруднения, он был вынужден сдать в аренду помещение в своем доме провизору Нисону Марковичу Иогихесу под аптеку, а затем заложил и сам дом купцу Антону Андреевичу Андрееву за 30000 рублей надеясь вскоре рассчитаться с заимодавцем. Но следующий год оказался черным для многих пензенских купцов, не готовых, как видно, к конкуренции с товаром, хлынувшим из Москвы в Пензу по открывшейся в 1874 году железной дороге. Осенью 1876 года по Пензе прокатилась волна банкротств, закончившихся заключением несостоятельных должников в тюрьму.

dvor13-05-meiergold-e-fЭмиль Федорович МЕЙЕРГОЛЬД (1835-1893), пензенский купец 2-й гильдии

Похолков, опасаясь такой же участи для себя и решив расплатиться хотя бы с первоочередными долгами, сдал свой дом купцу Эмилю Федоровичу Мейергольду в аренду под размещение в нем водочного завода. Чтобы как-то оттянуть надвигающуюся развязку, владелец ухитрился даже повторно заложить один и тот же дом, на этот раз купцу Григорию Егоровичу Варенцову.

Но все было тщетно. Долгов накопилось слишком много — более 200 тысяч рублей. Оставалось одно средство, к которому, на свою беду, прибегают те, кто хочет без усилий разбогатеть в одну минуту. По этому пути решил пойти и Похолков, отправившись в Монако, где в Монте-Карло еще в 1861 году французом Морисом Бланом было открыто первое казино, превратившееся со временем в целый комплекс игорных домов. Там и надеялся пензенский городской голова сорвать куш — то ли в карты, то ли в рулетку, чтобы расплатиться со своими долгами.

Но судьба уготовила Похолкову испить всю чашу унижений до дна. Проиграв все, что у него было, и оставшись совсем без средств к существованию, он был вынужден в следующем году возвратиться в Пензу, где его сразу же поместили в тюрьму, а все его имущество пошло с молотка на уплату долгов. Однако, вспомнив благотворительную деятельность и былые заслуги на посту городского головы, Похолкова признали «должником несостоятельным неосторожным», то есть действующим не по злому умыслу. Он был освобожден из-под стражи и поселился на мельнице своей жены около Всесвятской рощи.

А его огромную усадьбу на улице Московской 2 декабря 1878 года купил Эмилий Федорович Мейергольд.

 

ВОДОЧНЫЙ ЗАВОД

Тогда здесь был спиртоводочный завод Эмиля Федоровича Мейергольда, выпускавший знаменитую водку «Углевку». Если бы мы зашли во двор через подъезд со стороны Московской либо с Лекарской, от дома, в котором жила семья Всеволода Эмильевича Мейерхольда и где сейчас располагается музей его имени, то увидели бы следующую картину:

«Во дворе — громадные цистерны периодически наполнялись спиртом, порожние бочки от спирта, ящики и корзины. В больших деревянных колодах большими мельничными жерновами примитивно мнется вишня, черная смородина, малина для наливок. Слышен шум, звенит стеклянная посуда, которую моют в металлических бассейнах, гремят машины, закупоривающие бутылки, стучит машина парового от деления».

dvor13-06-meiergold-v-e-2Всеволод Эмильевич МЕЙЕРХОЛЬД (1874-1940), русский советский театральный режиссёр. Фото 1898 г.

Так записал в своем дневнике юный Мейерхольд, тогда еще — Карл Теодор Казимир, названный тройным именем по лютеранскому обычаю.

Кто бы знал, что с этого двора вскоре отправится в мир большого искусства Всеволод Эмильевич Мейерхольд, выдающийся режиссер-новатор, творчество которого составило в театре целую эпоху — эпоху Мейерхольда.

Фраза «с этого двора» — не натяжка какая-то, а реальное отражение факта из дневника Мейерхольда. В самом конце 1880 годов отец отправил подрастающих сыновей из дома во флигель и, лишенные родительского контроля, они частенько захаживали на свой завод.

«Я и ребенком, и гимназистом,писал Всеволодво все часы, когда можно было не сидеть за скучной учебой, толкаюсь среди рабочих — и там, где они за работой на заводе, и там, где они харчуют, когда они в часы отдыха на большом заводском дворе играют в городки и лапту».

И, конечно же, не обошлось без того, чтобы не попробовать готовую заводскую продукцию. Его брата это и сгубило. В. Э. Мейерхольд пишет:

«В 5-м классе я догнал своего брата Федора, а в 6-м с ним расстался: брат должен был уйти из гимназии, кутил, выпивал, возвращался домой под утро, влек младшего за собой, младший упирался».

Всеволод устоял. Спасло искусство.

 

НОВЫЕ ВЛАДЕЛЬЦЫ

dvor13-07-meiergold-e-dЕлизавета Альвина Люшигарда МЕЙЕРГОЛЬД (урожденная Неезе, 1837-1905), пензенская купчиха 2-й гильдии

19 февраля 1892 года глава семьи умер. Его вдове Альвине Даниловне со старшим сыном целых семь лет еще удавалось как-то сводить концы с концами, но потом и завод, и огромный дом пришлось продать

Оптовый склад и водочный завод Торгового дома «Э. Ф. Мейергольд и сыновья», получивший в 1898 году на юбилейной сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке за свою продукцию большую золотую медаль, перешел к московскому купцу 1-й гильдии Петру Тимофеевичу Фирсову, имевшему в Москве пробочную фабрику. Но в том же 1899 году заводом стал руководить уже Н. А. Бирюзов. На бывшем заводе Мейергольда он выпускал водки и наливки под управлением мастера, служившего до того у вдовы Поповой, которая была известна на всю страну за свою «водку московскую вдовы М. А. Попова» — одну из лучших в то время водок, так называемую «вдовью слезу». Однако истинные ценители крепких напитков ей все-таки предпочитали мейергольдовскую «Углевку».

Главное здание усадьбы 26 июля 1899 года с торгов купила крестьянка Пелагея Григорьевна Фирсова, сразу же открывшая в нем меблированные комнаты. Правда, осенью того же года она сдала их А. А. Шагаеву. А в следующем году продала только что купленную усадьбу купцу Николаю Матвеевичу Тихонову, владевшему ей до самой революции.

 

ЖЕНСКАЯ ГИМНАЗИЯ

Еще в 1880 годах в доме разместилась женская прогимназия, преобразованная в 1902 году во 2-ю женскую гимназию. Казалось бы, использование такого большого здания под учебное заведение было наиболее рациональным решением. Однако, несмотря на кажущуюся величину здания, для женской гимназии оно сразу же оказалось тесноватым — как-никак на 1 января 1910 года в ней насчитывалось 567 учениц. Это было менее привилегированное заведение, чем 1-я гимназия. Здесь в основном учились дети из мещанского и крестьянского сословий.

dvor13-08-second-gymnasiumВторая женская гимназия г. Пензы

dvor13-09-savin-o-mОлег Михайлович САВИН (1933-2009), писатель, поэт, литературовед, краевед, журналист

Во время Первой мировой войны гимназия временно перешла в дом № 106 по ул. Московской, а в старом здании разместился госпиталь, который был тут и в Гражданскую, и в Великую Отечественную войну. В 1918 году 2-ю женскую гимназию реорганизовали в единую трудовую школу № 9 первой и второй ступеней. В 1921 году она стала школой № 2, которой в 1924 году присвоили имя А. И. Рыкова, возглавившего после смерти Ленина Правительство СССР. В 1930 году Рыкова сняли с поста председателя Совнаркома, а в 1938 году расстреляли. Не останавливаясь здесь на выпускниках учебного заведения, хотелось бы все-таки отметить, что в 1950 году 2-ю школу окончил известный пензенский краевед Олег Михайлович Савин — учитель многих краеведов, которые без конца могут черпать в его трудах истоки собственного вдохновения

 

АПТЕКА

Аптека находилась здесь еще с незапамятных времен — до того, как усадьба стала принадлежать Похолкову. На месте его дома в середине XIX века стоял двухэтажный каменный, но гораздо меньшего размера дом купчихи Надежды Петровны Приваловой. В нем-то в 1866 году и открылась вторая аптека Карла Ивановича Эггерса, или, как ее называли, «старобазарная аптека». От него она перешла к сыновьям: вначале к Александру, а затем к Егору. Последний к тому времени уже имел свою аптеку наверху улицы Московской в доме № 4, поэтому нижнюю аптеку он продал.

dvor13-10-pharmacyНа дореволюционной фотографии запечатлено здание Пензенской 2-й женской гимназии. В его правом углу — аптека, ныне здесь всё также размещается это же заведение — теперь дежурная аптека № 3 МУП «Городские аптеки»

В 1880-х годах ею заведовал М. Идельсон. В аптеке, кроме лекарств, продавались лечебная минеральная вода, кефир — готовый и в зернах и кумыс. Собственно говоря, это уже была не аптека, а «заведение искусственных напитков при аптеке», в котором производились «прохладительные напитки высокого достоинства, изящного вкуса»: ананасовый, апельсиновый, грушевый и лимонный, а еще напиток под названием «Английская водица». И, кроме того, вода сельтерская и содовая, фруктовая и ягодная.

Перед революцией аптекой владел Федор Петрович Маркузон, он же стал заведовать ей и при советской власти. Аптека до сих пор помещается в том же самом помещении, что и раньше.

 

ДРУГИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

1 марта 1903 года в доме Тихонова открылось отделение конторы технических и водопроводных принадлежностей для фабрик, заводов и лесопилен Торгового дома «Розанов, Штерцель и Филипп». Однако, судя по объявлениям в газете, предлагаемый конторой ассортимент продукции значительно выходил за рамки, очерченные ее названием. Она предлагала наряду со всякой мелочью и разные машины — локомобили, двигатели, паровые машины и насосы, чугунные печи и другой крупногабаритный товар.

На смену конторе в 1909 году пришло Торгово-промышленное товарищество «А. Г. Просвиркин и Ко», разместившееся в южной части здания. Оно занималось продажей сельскохозяйственных орудий и машин, велосипедов, мотоциклетов и стройматериалов, а также сантехническим обустройством квартир. На старой фотографии здания сразу же бросается в глаза вывеска с нарисованным на ней локомобилем и еще какой-то машиной.

dvor13-11-warehouseНа фотографии: в центре — южная часть здания бывшего дома П. П. Похолкова, в правом углу — угол деревянного здания, где находился синематограф С. И. Троицкого

 

СИНЕМАТОГРАФ ТРОИЦКОГО

А справа виднеется угол деревянного здания. Это помещение синематографа, открытого в декабре 1907 года потомственным почетным гражданином Сергеем Ивановичем Троицким. Его электротеатр был «очень недурен, тепел, удобен и даже изящен, с новыми приспособлениями против пожара» и постоянно был переполнен публикой. Этому способствовали частая смена программ, разнообразный репертуар картин, достоинства самого помещения синематографа, а также всевозможные ухищрения, к которым прибегал Троицкий для привлечения публики.

С. И. Троицкий имел в Самаре плавучий театр (первый в России), который он устроил на барже, разъезжая на ней по Волге в летнее время, останавливаясь в разных городах и давая там киносеансы. Его пензенский электротеатр просуществовал до 1911 года, после чего здание было продано на слом.

 

ПАРАД ПАМЯТНИКОВ

В 1930-е годы на этом месте находился сквер, отгороженный от улицы металлической оградой.

dvor13-12-stalin-monumentПамятник И. В. Сталину, установленный в сквере, разбитым перед бывшим домом П. П. Похолкова, ул. Московская, 74

В центре его стоял памятник Сталину, который в 1950-х годах был демонтирован. К 85-летию со дня рождения Ленина здесь установили памятник другому вождю. Он был изготовлен центральной производственной мастерской художественного фонда СССР и являлся массовой копией памятника Ленину, выполненного скульптором Сергеем Дмитриевичем Меркуровым (иногда пишется Меркулов). Сейчас у завода ВЭМ стоит точно такой же памятник. Может быть, тот же самый?

А в сквере перед аптекой мы видим бюст Дениса Васильевича Давыдова работы скульптора В. Г. Курдова. Открытый первоначально на улице Кирова 19 мая 1984 года, по случаю 200-летия со дня рождения поэта-партизана, памятник неожиданно оказался на территории женского монастыря. Поэтому пришлось его перенести в другое место.

dvor13-14-denis-davydov-monumentБюст героя Отечественной войны 1812 года поэта Д. В. Давыдова (1784-1839) работы В. Г. Курдова, установленный в 2002 году в сквере, получившем имя поэта-гусара. На заднем плане в левом углу — бывший дом П. П. Похолкова, ул. Московская, д. 74. Источник фото: Википедия — свободная энциклопедия

Инициатор его установки Георг Васильевич Мясников в своем дневнике записал:

«Добились того, что искали. Не генерал, не гусар, а русский поэт. Таким его знала Пенза в закатной любви за пять лет до смерти».

И нам остается с автором строк только согласиться.

Александр ДВОРЖАНСКИЙ.

 

 

Добавить комментарий


хостинг KOMTET