БАЗАРНАЯ ПЛОЩАДЬ
В предыдущих статьях мы шаг за шагом постепенно двигались по улице Кирова сверху вниз, рассказывая о наиболее примечательных зданиях. И вот, наконец, мы завершили свой путь, дойдя до бывшего здания «Биржевой гостиницы». Здесь до революции и заканчивалась улица Троицкая, естественной границей которой была речка Шелаховка. За ней начиналась Базарная площадь
Теперь это площадь Ленина, занимающая довольно небольшую территорию, а в дореволюционные времена Нижняя Базарная площадь включала в себя огромное пространство. Оно распадалось на отдельные площади, имевшие свои названия — в зависимости от рода товара, который продавался в тех или иных местах.
От теперешней улицы Гладкова начиналась Хлебная площадь, где торговали хлебом, то есть мукой и крупой. Там сформировался целый комплекс мукомольных мельниц, остатки которых можно наблюдать и сейчас.
С севера Базарную площадь ограничивала улица Предтеченская – нынешняя улица Бакунина. От нее до речки Шелаховки шла Сенная площадь, образованная фронтом домов, превратившихся потом в улицу Куприна. Сейчас на месте Сенной площади стоят пятиэтажные жилые дома, включая и здание универмага, построенные в конце 1950-х — начале 1960-х годов.
У Шелаховки площадь загибалась под прямым углом и шла к реке. Это уже была Щепная площадь, как и порядок домов, образующих теперешнюю улицу Сборную. Здесь, продавался разный щепной (щепяной) товар: не только доски и дрова, но вообще все изделия из дерева — деревянные игрушки, ложки и посуда, лапти, рубели и коромысла, кадки и корыта, сани, оглобли, колеса для телег и сами телеги. Для этого на Щепной площади был построен специальный щепной корпус. А у самой реки Пензы, которая протекала в те времена через город на месте теперешней Суры, было отличное место для торговли бревнами, которые сюда легко можно было доставить по воде.
9 июля 1944 года на бывшей Щепной площади был открыт стадион «Динамо», а в 1956 году параллельно улице Сборной началось строительство многоэтажных жилых домов, которые образовали нечётную сторону улицы Славы.
Говоря о Щепной площади, следует отметить, что она появилось уже после того, как Шелаховку упрятали под землю, что произошло в самом конце XIX века. А до того дома, ставшие ее северной границей, фигурировали в документах под очень витиеватым названием – как «порядок на берегу реки Шелаховки от угольного дома улицы и идя к Базарной площади, где производится продажа сена, на правой стороне».
Заключение в коллектор речки Шелаховки, которая и сейчас вытекает из-под «Ростка», позволило Базарной площади протянуться до самой реки. На этом «аппендиксе» и появились две новые площади – Щепная, о которой уже было сказано, и Зелёная, где, судя по названию, должен был продаваться «зелёный» товар — овощи, фрукты, зелень.
Начиналась она от улицы Московской, а вот как далеко к реке простиралась — трудно сказать. Хотя весь порядок домов от места, где сейчас стоит гостиница «Россия» и до улицы Урицкого, то есть до гостиницы «Пенза», назывался «Зеленой площадью». Но производилась ли на всём ее протяжении торговля, неясно.
На одной из старых фотографий, озаглавленных «Толкучий рынок», мы видим множество мелких лавочек, которые тянутся от ул. Московской до ул. Троицкой. И развешан в них отнюдь не «зеленый» товар, а всякое барахло. Это и есть «толкун», о котором еще в 60-х годах XIX века пензенский бытописатель Николай Прозин писал:
«Повертывая несколько в сторону с базарной площади, вы попадаете в так называемый «толкучий ряд». Здесь всегда толпится много народа и в самом деле нельзя пройти без того, чтобы или вас не толкнули, или вы, совершенно нечаянно, нет толкнули другого. В толкучем ряду торгуют совершенно разнообразным товаром. В одном месте вы увидите старое платье, в другом разложены книги…».
Правда, это было в более раннюю пору, когда Зеленая площадь как таковая еще не образовалась. Возможно, впоследствии на ней и стал концентрироваться товар, соответствующий ее названию, появившемуся уже после «исчезновения» Шелаховки. А до того дома здесь считались как «порядок против реки Шелаховки, идя из Казанской улицы к Троицкой на левой стороне». Сейчас это — чётная сторона улицы Славы.
После революции Щепная и Зелёная площади, фактически являвшиеся единым целым, стали называться Сборной площадью. В 1967 году по случаю 50-летия советской власти образовавшийся на этом месте бульвар получил название улицы Славы.
Где-то на стыке Сенной, Щепной, Зеленой и собственно Базарной площадей стоял временный деревянный цирк германского подданного Альберта Вильгельмовича Сур.
В 1907 году в нем прошли выступления Владимира Владимировича Дурова, «известного своими приключениями неподражаемого дрессировщика животных, знаменитого народного шута, сатирика и монологиста», сына «всемирно известного 1-го русского клоуна» Владимира Леонидовича Дурова. Сведения о рано скончавшемся артисте, не дожившем до 25 лет, очень скупые, но приуроченная к его гастролям в Пензе статья в местной газете дает нам возможность познакомиться с ним поближе.
В ней, в частности, говорится:
«В цирке проходят с успехом гастроли В. В. Дурова — сына известного клоуна В. Л. Дурова. Многие мешают этих двух клоунов. В. В. Дуров, несмотря на свои молодые годы, приобрёл уже известность. Он всюду всегда оригинальничает. В первый же день своего приезда в Пензу Дуров гулял по Московской ул. с двумя крысами на пальто. В среду, 14 марта, Дуров катался по Московской, украсив себя целым боа (шарфом — А. Д.) из крыс. Все животные его очень любят и держат себя крайне беспокойно, когда его нет с ними.
На представлениях в здешнем цирке он, между прочим, отпустил несколько острот на местную злобу дня. Когда ему подали кусок мела, он сказал, что это не мел, а тот камень, которым городская управа может мостить улицы. На вопрос, какое в Пензе освещение, ему сказали — керосиновое, он же ответил — неправда, календарное и лунное, и много других…
В среду и четверг Дуров демонстрировал публике своих санитарных собак. Явление редкое. Собаки в строю: ходят по команде в ногу, они несут почтовую службу, служат фельдшерами, разнося бинты, лекарства, фляжки с вином и проч., они же подбирают убитых, кладут в повозку, туда же складывают амуницию, оружие и увозят. Всё это на глазах публики проделывают собаки В. В. Дурова».
Остроты В. В. Дурова, оставшиеся за рамками этой статьи, были гораздо более хлёсткими, чем его намёки на плохие мостовые или отсутствие хорошего освещения в Пензе. Выступления клоунов и дрессировщиков Дуровых всегда содержали в себе элементы политической сатиры, за что они неоднократно подвергались гонениям со стороны власть предержащих. Не избежал этого и Владимир Владимирович Дуров после своего выступления в Пензе.
Назначенный в 1907 году на место убитого губернатора С. В. Александровского Иван Францевич Кошко вскоре после приезда на новое место службы воочию убедился в политической неблагонадежности Дурова и выдворил его за пределы Пензенской губернии.В своем письме к харьковскому губернатору Кошко сообщал, что Дурову запрещено проживать в Пензенской губернии, ибо он, «участвуя в труппе цирка Оклер в г. Пензе (Роза Оклер — она же госпожа Сур. — А. Д.),
во время представления в роли «народного шута» дозволял себе порицать правительственные учреждения, порядок управления и т.п.; кроме того, им было устроено на сцене цирка аллегорическое шествие с надписями, содержащими грубые политические издевательства», и что «такие публичные представления крайне растлевающее действуют как на низший класс населения, так и на учащуюся молодёжь»..
Получив сведения о том, что Дуров выбыл из Пензы, харьковский губернатор запретил ему выступать в пределах своей губернии, «признавая пребывание его в Харькове вредным в интересах государственного порядка и общественного спокойствия».
В следующем году в Пензе в цирке Сур выступал и «1-й русский клоун», выдающийся дрессировщик Владимир Леонидович Дуров (1863–1934), удостоенный в 1927 году звания Заслуженного артиста Республики, который уже бывал в нашем городе.
Надо заметить, что цирк не имел постоянного места. В разное время его ставили и на Хлебной площади, напротив аптеки, там, где начинается улица Пушкина, и на улице Славы. А небольшие шапито — так и вообще в разных местах Базарной площади, где для этого имелось свободное место.
Александр Дворжанский.