Понятие «некрополь» издавна рассматривается в отечественной историографии как самостоятельное историческое значение, так как является важным биографическим, генеалогическим, историческим и социальным источником знаний. Академик РАО С. О. Шмидт отмечал:
«Всякий мемориал в момент его создания — свидетельство понимания взаимосвязи настоящего с прошлыми людьми определенного времени и социального (точнее — социокультурного) положения. Память — основа не только культуры, но и мировосприятия, и именно сбереженная социальная память обеспечивает культурную преемственность поколений. <…> Поэтому кладбище (и его состояние) становится для историка источником понимания общественного (и религиозного) сознания и системы символов культуры не только тех лет, когда жили похороненные там люди, но и времени жизни их потомков». (1)
В другой своей работе Сигурд Оттович писал:
«Память – это ткань времен, которая связывает прошлое и настоящее. Без прошлого, каким бы оно ни было, нет настоящего, а значит, и будущего. Как заметил кто-то из великих мыслителей, «в состав того, что мы называем человечеством, входит более мертвых, чем живых». (2)
В развитии мысли С. О. Шмидта можно отметить нравственный аспект сохранения и изучения некрополя. Призванные, казалось бы, увековечить память похороненных людей, надгробия на деле оказывались в России очень недолговечны.
Воинский некрополь — это места захоронений полководцев и рядовых воинов, своей доблестью, достойной службой и самоотверженностью, заслуживающих вечную память поколений. В период с 1695 по 1918 г. 68 лет Россия прожила без войн, а 154 года — это 34 войн и походов. Во всех военных событиях участвовали тысячи пензенцев — от полководцев и до рядовых. Поэтому формирование военного некрополя Пензенского края шло беспрерывно. Первые защитники Отечества — служилые люди, деловцы — предавались земле там, где они погибали. Первый воинский некрополь Пензы был заложен в середине 1660-х гг. вдоль восточной стены крепости. Здесь похоронены служилые люди, погибшие в многочисленных боях с южными степняками-кочевниками, особенно во время наиболее разорительных набегов 1680 и 1717 гг.
В Пензенской области нет общего памятника воинам, доблестно служившим России и павшим в боях за «Веру, Царя и Отечество». Память о погибших или умерших воинах сохраняется прежде всего их близкими и земляками. Сохранению коллективной памяти призваны были служить возведенные на местах их захоронения разнообразные надгробия, начиная от дорогостоящих храмов-часовен, монументов и кончая простыми деревянными крестами. Судьба дореволюционного воинского некрополя, разбросанного по городам и селам пензенского края, оказалась весьма драматичной. Послереволюционному осквернению и вандализму подверглись прежде всего могилы, на надгробиях которых указывались воинские чины и звания, либо титулы похороненных. Бесследно исчезли могилы генерал-майора А. Г. Лысова, полковников А. П. Ларионова и П. Д. Лохвицкого на Митрофановском кладбище Пензы, полковника Т. А. Кека на Боголюбском кладбище, полковника В. И. Москвина на Всехсвятском кладбище, генерал-лейтенанта А. А. Кельнера на Мироносицком кладбище, генерал-лейтнантов А. Н. Арапова и А. В. Болдырева, генерал-майора И. С. Леонтьева на кладбище мужского монастыря Пензы, генерал-майора П. В. Долгорукова в Старой Кутле Лунинского района, генерал-майора Н. Ф. Кишенского в Бессоновке, полковника К. И. Селунского в Пятине Н. Ломовского района, генерал-майора П. Г. Полякова в Ломовке Лунинского района и др. А сколько утраченных и забытых могил воинов, отдавших свои жизни во имя Отечества, прервали нашу память о героях и патриотах России!
Научная изученность и публикация надгробных эпитафий пензенского некрополя, в особенности его воинской части, весьма слабая. (3) Первым к проблеме пензенского некрополя обратился протоиерей Никольской церкви Пензы Александр Васильевич Терновский (1825-1904), опубликовавший в 1865 г. статью «Об устройстве кладбищ и усыпальниц». Очень важным источником по истории пензенского некрополя являются материалы врача и краеведа Григория Павловича Петерсона (1839-1909), служившего в 1875-1886 гг. в Керенске уездным врачом. (4) В течение 4-5 лет он исследовал в натуре и описывал могилы керенских кладбищ, воспроизводя сохранившиеся на надгробиях надписи. В начале 1920-х гг. заведующий историческим отделом Пензенского краеведческого музея Борис Николаевич Гвоздев (1886-1927) исследовал и описал Митрофановское, Мироносицкое, Боголюбское, Всехсвятское кладбища и захоронения в Троицком и Спасо-Преображенском монастырях Пензы, а также в отдельных селах и городах Пензенской губернии. (5) В 1900-х гг. саранский священник Иван Михайлович Добронравов (1873 - ? ) опубликовал ряд статей о прицерковных захоронениях в Саранске. В июне 1915 г. инженер Яков Маркович (Меерович) Мильман в память своего отца пензенского купца Марка (Меера) Исаевича (Цуковича) Мильмана (1836 — 22.04.1915) составил список 97 похороненных на еврейском кладбище Пензы. Изучением пензенского некрополя с начала 1960-х гг. занимается автор настоящей публикации. (6) В наиболее концентрированном виде пензенской некрополь представлен в картотеке автора, хранящейся в фондах Пензенского государственного краеведческого музея, и которая готовится к изданию.
В этой работе впервые публикуется список выявленных воинских захоронений Пензенской области, который нельзя признать исчерпывающим. Предстоят кропотливые поиски мест захоронения защитников Отечества и биографических сведений о них.
А. В. Тюстин.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1 Шмидт С. О. Исторический некрополь в системе культуры России//Московский некрополь: история, археология, искусство, охрана. — М., 1991 — с. 9-11.
2 Капнис С. Е. Новодевичий мемориал. Некрополь Новодевичьего кладбища — М., Пропилеи, 1995 — с. 6.
3 См.: Тюстин А. В. Библиография пензенского некрополя— Пенза — 2004.
4 Тюстин А. В. Землю Керенскую прославившие. — Пенза — 2005 — с. 58-61.
5 Тюстин А. В. Б. Н. Гвоздев как историк пензенского некрополя//Лингвистическое, историческое и литературное краеведение. Памяти А. Н. и Б. Н. Гвоздевых. — Пенза — 1997 — с. 84-86; Тюстин А. В. Кладбище Пензенского Спасо-Преображенского мужского монастыря. Пензенский некрополь. Часть 2. — Пенза — 1999 — с. 1-2.
6 Основные работы А. В. Тюстина: Скульптурные памятники и мемориальные доски Пензенской области — Пенза — 1966 — с. 38-45; Дворянский некрополь Пензенского края//Земство — 1995 — № 5 — с. 66-74; Кладбище Пензенского Спасо-Преображенского мужского монастыря. Пензенский некрополь. Часть 2 — Пенза — 1999 — 32 с.; Исторический некрополь как составная часть культурной среды города//Идеалы и реальности культуры российского города. Материалы научно-практической конференции. — Пенза — 2001 — с. 148-150; Ахунское кладбище. Всехсвятское кладбище. Кладбища. Мироносицкое кладбище. Митрофановское кладбище. Новозападное кладбище//Пензенская энциклопедия. — М., БРЭ — 2001 — с. 34, 101, 237, 336-337, 338-339, 400; Некрополь Советской площади Пензы — Пенза — 2003 — 18 с.; Исторический некрополь села Трескино Колышлейского района//Записки краеведов. Вып. 2. Часть 2. — Пенза — 2004 — с. 118-128.
________________________________________
Источник: Тюстин А. В. Воинский некрополь Пензенского края.
— Пенза, 2008, 24 с.; с. 3-4.
________________________________________