Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 

Кинематограф и образование

      Для ознакомления с содержанием материала необходимо навести курсор на одну из кнопок и нажать на нее
           ↓                                                                                                                                                             

218-220

 

«Нужно использовать их [кинематографы]... как хорошее воспитательное средство. Следовало бы войти в соглашение с содержателями кинематографов и предложить им, при условии взаимной денежной компенсации или обязательного посещения известного дня известным учебным заведениям, обзавестись картинами исторического, бытового и описательного содержания, по естествознанию, минералогии и т.д. Тогда и кинематограф, входящий в наши дни в повседневное употребление, в деле нравственного оздоровления сыграл бы очень благодарную роль, — даже этот, по-видимому, самый незначительный вид искусства...»

«К вопросу о поднятии нравственного уровня учащейся молодежи»,
«ПГВ» № 214 от 5 октября 1908 г.

 

«...Кинематограф, как культурное орудие при правильном применении или как средство народного развращения, заслуживает гораздо большего внимания общественных и научных организаций, нежели то, которое ему уделялось до сих пор».

Сборник «Итоги науки в теории и практике», М., 1915 г.

 

Появление и массовое распространение кинематографа практически сразу привлекло внимание тех самых общественных и научных организаций, которые и в 1915 г. якобы все еще уделяли внедрению кино в общероссийский культурно-просветительный процесс недостаточно внимания. Однако дело было в том, что массовое, исходившее «снизу» движение за «полезный (разумный, учебный, образовательный, просветительный, народный)» кинематограф поначалу складывалось из сотен локальных мероприятий, проводившихся в

_________________________ 218

разных уголках страны по инициативе отдельных поборников этой идеи или общественных организаций. Лишь на определенном этапе инициатива эта стала поддерживаться официальными государственными структурами, были утверждены и созданы отделы, снабжавшие учебные заведения научно-популярными кинокартинами, развернуто производство отечественных наглядных пособий подобного рода. После войны и революции большинство заслуг, связанных с восстановлением (а вовсе не созданием заново) уже относительно налаженной организации «просветительного» кинематографа (школьные и детские киносеансы различного характера, постепенная кинофикация деревни, лекции с киносопровождением), было приписано инициативе большевиков и Советов. В действительности же ими были взяты на вооружение идеи прогрессивной части российской интеллигенции, начавшие воплощаться в жизнь в 1910-е гг.

Использование проекционных технических средств было известно в России задолго до появления кино. В образовательных учреждениях существовала многолетняя практика работы с «волшебным фонарем», предком диапроектора. (Кстати, в начале 1896 года в «ПГВ» была напечатана статья, объяснявшая, как достать или сделать простой и дешевый волшебный фонарь для сельской школы). Применялся волшебный фонарь и при чтении популярных лекций.

Характерно, что очень многие ранние кинопоказы проходили под вывеской образовательной или научно-популярной деятельности, пропаганды технических новинок и т.п. и дополнялись «туманными картинами» (195). В качестве примера можно привести популярно-научные представления П. В. Деринга (1900 г.); в их программу, кроме демонстрации кинематографа, входил и показ при помощи проектора серий картин: «Полярная экспедиция д-ра Ф. Нансена», «Андрэ и его экспедиция на воздушном шаре к Северному полюсу», «Восточная Индия» (сопровождалась чтением), «Распространение цивилизации русскими в Центральной Азии», «Шестой день сотворения мира» и др. (подобные представления Деринг давал в Пензе и ранее, например в 1885 и 1888 гг.).

Впрочем, кинорепертуар «научных» заведений, кочевавших по провинции наподобие исторического и анатомического музея Патека или «Современного театра «Жизнь и Наука», заехавшего в Пачелму в феврале 1910 г., был самым заурядным и чаще всего знакомил зрителей с женской «анатомией».

«Научные» картины постоянно упоминались и в анонсах первых пензенских электротеатров, хотя в программе они составляли «второй эшелон», дополняя вместе с хроникой и комическими основную часть.

Специальные детские представления (на которых нередко присутствовали учащиеся городских школ и училищ в сопровождении наставников) и благотворительные сеансы для воспитанников детских приютов практикова-

_________________________ 219

лись с первых лет существования стационарных кинематографов. Для таких мероприятий программа подбиралась более или менее тщательно из видовых, комических и феерий. Строилась подобная деятельность по принципу «забавляя — поучай», но акцент чаще делался на первой части (поскольку картин забавляющих было гораздо больше). К тому же проведение сеансов было нерегулярным и зависело исключительно от доброй воли содержателей электротеатров, в основном озабоченных только собственным процветанием.

Неудивительно, что отзывы о возможном участии кинематографа в культурно-просветительной деятельности пензенских общественных организаций в начале 1908 г. были следующими:

«...Напраслину говорят члены Лермонтовского общества, что трудно собрать денег на народный дом. Купите синематограф с шумом, свистом и парижским жанром, возьмите монополию на демонстрирование, будет вам и народный дом, и народный университет. Пенза «культурная», Пенза «доходная». Она отзовется, она поддержит...»

(«Сура» № 83 от 13 апреля 1908 г.).

Между тем история по-настоящему образовательных киносеансов в России уже насчитывала более десяти лет. Дважды издававшаяся до революции книга «Кинематограф и его просветительная роль», подготовленная Е. Самуйленко и Л. Н. Никоновым, информирует:

«Как только появился кинематограф в России, Постоянная комиссия по техническому образованию Императорского Русского Технического Общества устроила в Соляном Городке систематический ряд кинематографических сеансов под названием «живой фотографии» в пользу своих школ. Две зимы 1896-7 и 1897-8 года устраивались эти сеансы. На них демонстрировались еще немногочисленные в то время ленты Люмьера... Некоторые ленты сопровождались лекциями В. И. Срезневского и Я. И. Ковальского об устройстве «живой фотографии». Лекции и демонстрации имели огромный успех, зал был всегда полон публикой. При цене местам от 50 коп. до 3 руб. постоянная комиссия выручила более 16000 руб., из которых 5 тысяч чистого дохода были употреблены на нужды школ».

Затем, с развитием коммерческого кинематографа, подобные показы перестали пользоваться популярностью, хотя и проводились по-прежнему. Для подобных целей либо арендовались киноаппарат и картины, либо заключалась договоренность с владельцем кинематографа об устройстве специального сеанса. Приобрести собственную киноаппаратуру учебные заведения почти не пытались из-за ее дороговизны и сложности обслуживания. Известно, что в состав Подвижного музея при Постоянной комиссии по техническому образованию ИРТО входил научный кинематограф Василевского; научные кинематографы при содействии Общества Народных Университетов работали в С.-Петербурге в Тенишевском училище, Соляном Городке, Лиговском народном доме гр. Паниной. Попытки ввести сеансы просветительного кинематографа в российской армии поначалу оканчивались неудачей: солдаты, которые достаточно просто могли попасть в обычный электротеатр, проявляли мало интереса к научным картинам, требуя более развлекательной программы. Неудачным был и опыт

_________________________ 220

 

Читать далее
Подняться к началу

221-223

 

владельца московского частного оперного театра Зимина, организовавшего в своем театре ряд выступлений известных лекторов с сопровождением лекций кинокартинами.

Начиная с 1908 г. «научный кинематограф» стал обретать права гражданства в российских регионах (например, при Одесском отделении ИРТО подобный кинематограф, открытый в 1908 г., регулярно работал с 1909 по 1910 гг., дав в первый год 148 сеансов с 16 переменами картин). К осени 1908 г. в пензенских газетах замелькали заметки о необходимости придания репертуару местных кинематографов большей «разумности». Мнение сторонников научного кинематографа было практически единодушным:

«Живая фотография, открывая перед нами новое поле обогащения ума представлениями, при разумном управлении делом, явилась бы первым помощником школы... К сожалению, огромное количество картин... никакого просветительного и воспитательного значения не имеет. А между тем кинематограф дает возможность знакомить публику с географией, историей, лучшими произведениями литературы, различными отраслями хозяйственной деятельности... Если бы какой-нибудь из пензенских кинематографов специализировался на такого рода серьезных и просветительных картинах, можно с уверенностью сказать, что успех его был бы обеспечен»

(«ПГВ» № 192 от 6 сентября 1908 г.);

«Надо бросить ту пренебрежительную снисходительность, которою мы до сих пор отделывались от кинематографа, и уделить этой нарождающейся силе то внимание, какого она безусловно заслуживает... Надо постараться направить ее на желательный путь. Известных практических результатов в этом направлении можно было бы, думается, добиться постоянными требованиями более интеллигентных посетителей от театров лучшего подбора пьес, устною и печатною пропагандой, организацией разумных кинематографических сеансов в учебных заведениях, устройством кружковых абонементов на известные дни и часы с правом некоторого влияния на подбор картин и т.п. Главное же — надо, чтобы за кинематограф взялись люди и учреждения, преследующие прежде всего цели идейные, а не чисто коммерческие. Если есть общества и кружки, поставившие себе целью бороться с дурной книгой посредством распространения хорошей книги, то почему же не могло бы образоваться аналогичное кинематографическое общество?» А жительница Пензы Е. Музовская была убеждена: «Детям школьного возраста кинематограф положительно необходим для сознательного изучения зоологии, ботаники, географии, этнографии и даже истории... Кинематограф в будущем, несомненно, будет принадлежностью каждой школы, а пока что следует использовать существующие кинематографы и сделать из них разумное развлечение...»(196)

(«ПГВ» № 195 от 13 сентября 1909 г.).

_________________________ 221

Кстати, один из авторов подобных заметок предлагал передать кинематографы (как необходимое средство народного просвещения) в руки обществ попечительства о народной трезвости, которые создали бы собственный склад или даже фабрику кинокартин. Святая простота... Пока надеяться можно было только на добровольное сотрудничество с порядочными кинопредпринимателями. Как уже говорилось, в Пензе очень большое внимание идее «кинообразования» уделяли владельцы электротеатра «Аванс»: К. К. Цеге, затем Г. В. Олсуфьев. В статье «Наши электротеатры», опубликованной в «Пензенском городском вестнике» № 1 от 22 января 1911 г., упоминалось, например, о решении нового владельца электротеатра «Аванс» создать разумный кинематограф, отведя воскресные сеансы с 1 до 3 ч. для бесплатного показа для учащихся народных школ (9 января прошел первый сеанс для учащихся 1-й и 6-й женских школ).

Между тем разумный кинематограф в России находил все большую поддержку широких масс и государственных учреждений. Как сообщалось в «ПГВ» от 16 мая 1910 г., совет министерства народного просвещения одобрил предложение попечителя Московского учебного округа о введении во всех средних учебных заведениях министерства своих кинематографических аппаратов, ленты для которых будут предоставляться по специальному списку, одобренному советом. О проблемах, с которыми столкнулось воплощение в жизнь этого решения, упоминалось в «ПГВ» от 11 июня того же года:

«То, что этот изумительный аппарат [кинематограф]не нашел еще себе широкого распространения в школах, нужно объяснять, во-первых, предрассудком, который создался вследствие злоупотребления им разными подозрительными дельцами, во-вторых, его дороговизной. При этом, наряду с дороговизной, указывают и на необходимость специального помещения для кинематографа».

В начале 1911 г. вопрос о распространении кинематографа в школах рассматривался также Московской городской управой, определившей сумму расходов на эти цели в 10 тыс. рублей.

26 сентября 1910 г. в «ПГВ» появилась заметка «Разумный кинематограф», сообщающая, что в Саратове, в помещении Народной аудитории 12 и 19 сентября

«состоялись сеансы «разумного кинематографа» с демонстрацией картин научного и исторического характера и с популярными объяснениями этих картин... Дело полезное и желательное. Не мешало бы что-нибудь в этом роде сделать и нам!»

Пензенский фотограф Б. Вальдман, ссылаясь на опыт Америки, где кинематограф уже прописался в школах, Германии, где культурные общества вели систематическую просветительную работу в деревне с использованием передвижных кинематографов, России (Херсонского земства и Саратова), предполагал, что уже «недалеко то время, когда... кинематограф явится могучим проводником культуры» («ПГВ» № 217 от 10 октября 1910 г.). А в Петербурге, по слухам, группа лиц из литературных и педагогических кружков города планировала учредить «Общество кинематографов» с целью устройства образцовых электротеатров с воспитательно-образовательной программой («ПГВ» № 229 от 27 октября 1910 г.).

_________________________ 222

Однако развитию демократического просветительного кинематографа по-прежнему препятствовали небезопасность и дороговизна кинооборудования и отсутствие достаточного количества картин научно-популярного характера. И хотя в 1912 г. и существовала уверенность, что «недалеко то время, когда кинематограф, вместо пошлой забавы праздной толпы, станет крупнейшим образовательным средством и займет в школах и аудиториях такое же место, какое в настоящее время занимает проекционный фонарь» («Кинематограф и его просветительная роль», СПб, 1912 г.), в качестве примера киноаппаратуры для школ приводилась... разработка фирмы проекционных фонарей Мина — упрощенный кинопроектор с бесконечной (кольцевой) лентой в 2-3 метра для наглядного демонстрирования однообразных движений.

В начале 1913 г. в пензенской прессе появилось несколько заметок о просветительной деятельности кинематографов Нижнего Новгорода. Как сообщалось, т.н. бразильский электротеатр (владелец П. П. Сметанкин, управляющий М. Л. Свердлов) предоставил аппарат и ленты для проведения киносеанса в тюрьме; демонстрировались фильм «Отечественная война 1812 года» и хроника юбилейных торжеств в Москве, Троице-Сергиевой лавре, Бородине и Смоленске. А Нижегородская секция гигиены, воспитания и образования устроила для учащихся коммерческого училища тематические сеансы «Кавказ» с показом видовых и хроникальных картин и кинематограммы

«Кавказский пленник» по А. С. Пушкину (каждый эпизод предварялся соответствующим стихом). В конце марта там же состоялся новый сеанс культурно-просветительного кинематографа на тему «Вулканы и землетрясения», проведенный преподавателем Н. М. Романовым.

Как сообщалось в «ПГВ» 17 августа 1913 г., Скобелевский комитет начал демонстрацию кинематографических представлений научно-воспитательного характера в войсковых частях. В немецкой армии подобная практика существовала еще в 1912 г., но иного характера — по инициативе Генерального штаба велось обучение унтер-офицеров, капралов и солдат маневрам и действиям в бою при помощи показа наглядных пособий — кинокартин («ПГВ» № 295 от 16 ноября 1912 г.). На Западе к вопросам просвещения относились крайне прагматично: например, Чикагская железнодорожная компания в учебных целях демонстрировала своим служащим только хронику катастроф («ПГВ» № 201 от 3 августа 1913 г.).

В Пензе же идеи просвещения при помощи кино вновь оживились с появлением на российском рынке киноаппарата «Кок» фирмы Патэ. Хотя наибольшую роль «Кок» сыграл в дореволюционной кинофикации деревни, он широко использовался и для проведения школьных и домашних сеансов. Так, в планы устройства народных чтений на 1914 г. включалось уже демонстрирование кинолент на лекциях.

16 сентября 1913 г. в «ПГВ» появилась заметка, автор которой, ссылаясь на то, что во многих близлежащих городах (Симбирске, Н. Новгороде, Тамбо-

_________________________ 223

 

Читать далее
Подняться к началу

224-226

 

ве) (197) уже имеются научные кинематографы, принадлежащие земствам, Обществам содействия внешкольному образованию (ОСВО) и т.п., интересовался, почему же в Пензе, где есть и кинематографы, и свое ОСВО, и масса желающих смотреть полезные и разумные фильмы, до сих пор такого учреждения нет. Вопрос этот оставался без ответа до начала 1914 г., когда в электротеатре «Рекорд»начались образовательные сеансы для учащихся, устраиваемые Пензенским обществом содействия внешкольному образованию (198).

Первые сеансы состоялись 9 и 11 февраля; показывались картины «Ермак», «Спрут», «Скорпион» и др., сопровождаемые объяснениями члена ОСВО Д. Н. Воронова.

«Довольно большое помещение «Рекорда» было почти полно, — сообщалось в «ПГВ» № 41 от 13 февраля, — преобладали воспитанники средних учебных заведений, но было немало и взрослых, заинтересовавшихся этим делом. Подбор научных картин и объяснения, предпосланные им, а отчасти и сопровождавшие демонстрацию картин, оказались весьма удачными, и, насколько можно судить, вполне удовлетворили молодую аудиторию».

14 и 16 февраля 1914 г. показывалась вторая серия картин научного характера («Чугунолитейный завод», «Водопад Иматра», «Океан у Санта-Лючии», «Сбор кофе», «Праздник детской гимнастики», «Кипятите вашу воду») с пояснениями Д. Н. Воронова. Плата за вход составляла 7 коп. с учащихся и 15 коп. со взрослых. На сеансе, проведенном 16 февраля, присутствовали более ста воспитанниц женской воскресной школы во главе с заведующей школой М. А. Терентьевой и преподавателями. 20-21 февраля демонстрировалась третья серия («Сплав леса в Швеции», «Молоко, его консервирование и экспорт в Швейцарии», «Город Страсбург», «Юлий Цезарь», «Жизнь в капле воды»); объяснения к картинам давали А. И. Аброськин, А. Г. Капралов, П. Д. Клейменов, К. И. Крамаренко и К. П. Феоктистов. Кстати, цены были уже слегка повышенными (10 коп. с учащихся, 15 коп. со взрослых и 20 — за первые места). Однако во время показа седьмой серии цены были снижены до минимума: при групповом посещении школьниками в сопровождении преподавателей — 5 коп., а для детей из приютов 50 мест отводилось бесплатно. Программа была составлена в расчете на последних: две картины — «Воспитание слепых детей» и «Воспитательный дом в Париже» — подробно иллюстрировали быт западноевропейских

225-obrazovael-seans-programmeПрограмма образовательных сеансов (1915 г.)_________________________ 224

воспитательных учреждений. Пояснения к картинам давали А. И. Аброськин, К. П. Васильев, Д. Н. Воронов, В. П. Соколов, Ф. Е. Термитин, А. А. Штерич.

Подробный отчет о первом опыте проведения образовательных сеансов Пензенское ОСВО опубликовало в «ПГВ» 16 марта 1914 г. Согласно отчету, 12 января 1914 г. общество сформировало особую кинематографическую комиссию для организации образовательных сеансов с показом кинокартин с объяснениями. Комиссия обратилась к местным содержателям электротеатров с предложением о сдаче помещения для таких мероприятий. Наиболее выгодные условия предложил владелец «Рекорда» Т. К. Шольц (199). Затем комиссия разослала прокатным конторам и различным просветительным обществам запросы о содействии в составлении программ для сеансов. Первая программа была выписана через фирму Ханжонкова, но, вопреки договору, фирма прислала картины, подобранные по своему усмотрению, плохого качества, а одну и вовсе негодную (200), в результате чего пришлось срочно подбирать замену, готовить новые объяснения и т.п. Тем не менее на первых сеансах за три дня побывало детей — 101, учащихся (большинство — из младших классов начальных и городских школ) — 731. По просьбе учителей, выразивших пожелание снизить

_________________________ 225

цены для групповых посещений учеников с учителями, комиссия пошла на подобную меру и нашла возможным бесплатно допустить на сеансы 140 воспитанников приютов.

Затем, узнав о намерении начальников средних учебных заведений Пензы устраивать для своих учащихся киносеансы в одном из частных кинематографов, комиссия («дабы удержать это ответственное дело в руках общественных организаций») предложила им устраивать подобные сеансы совместно с ОСВО. Начальники 1-й и 2-й мужских гимназий Н. А. Беляев и Н. И. Коваленко согласились и даже собрали совещание педагогов, часть из которых изъявили желание объяснять картины. Вторая серия картин была показана с запозданием (задержалось их получение из Самарского Общества Народных Университетов), учащиеся к тому времени разъехались на каникулы, поэтому посещаемость была невысокой (за оба дня детей и учащихся 551, взрослых 94, а также 30 детей из городского приюта и 111 учащихся воскресной женской школы). В материальном отношении вторая серия сеансов была убыточной, и пришлось вернуться к минимальной цене на билет в 10 копеек. С постепенным обретением известности в городе научный кинематограф стал получать предложения сотрудничать, в основном в части объяснения картин. Так, 3 и 4-ю серии поясняли присяжные поверенные В. А. Герман, К. П. Феоктистов, П. Д. Клейменов, агрономы К. И. Крамаренко, С. М. Посельский, врачи А. В. Бономорский, А. Г. Капралов, Фомина, инженер Балинский и др. Всего на шести сериях научных сеансов побывали 3196 человек: 2608 детей и 588 взрослых.

Контакты комиссии с просветительными учреждениями и частными конторами кинематографических картин «ощутительных» результатов так и не принесли: первые, приобретавшие картины для собственных надобностей, делились ими неохотно, вторые, естественно, запрашивали отчаянно дорого. Отчет заканчивался на возмущенно-риторической ноте: в Америке, Англии, Германии, Франции частные просветительные общества немало способствовали народному просвещению и потому всегда пользовались субсидиями государства, а в России-то что?

А в России зачастую наоборот:

«В собрании директоров петербургских средних учебных заведений на днях постановлено категорически воспретить учащимся в гимназиях и реальных училищах Санкт-Петербурга посещать кинематографы»

(«ПГВ» № 70 от 15 марта 1914 г.).

Правда, те же директора намеревались договориться с владельцами некоторых электротеатров об устройстве специальных сеансов для учащихся при условии предварительной цензуры фильмов. Впрочем, и сейчас многие «наставники» считают, что проще запретить смотреть то, что не следует, чем прилагать усилия для показа того, что следует.

Тем не менее, несмотря на отсутствие субсидий, Пензенское ОСВО продолжало устраивать специальные сеансы для детей и учащихся. 27-28 марта 1914 г. в «Рекорде» прошли детские развлекательные кинопредставления с программой из сказок и феерий, поясняемых А. И. Аброськиным и

_________________________ 226

 

Читать далее
Подняться к началу

227-229

 

Д. Н. Вороновым. В это же время начало устраивать сеансы общедоступного кинематографа общество трезвости станции Пенза Рязано-Уральской ж.д., показывавшее в помещении училища на Касаткином порядке картины научно-образовательного и комического содержания. А осенью 1914 г. просветительно-развлекательные и детские сеансы кинематографа стали даваться и в помещении депо мастерских Сызрано-Вяземской ж.д.

В мае 1914 г. сеансы образовательного кинематографа проходили и в электротеатре Драматического Кружка им. В.Г. Белинского: 25 и 27 мая вниманию зрителей предлагались снимки извержений Везувия и Этны и Мессинского землетрясения, сопровождаемые объяснениями. 1 и 2 июня сеансы продолжились (но, как сообщалось, дальнейшее их устройство было под вопросом из-за малой посещаемости). Картины Драматический Кружок получал, как и ОСВО, от кинематографической организации при Нижегородской секции гигиены, воспитания и образования.

После начала войны в пензенских электротеатрах по-прежнему время от времени проводились детские представления, а в декабре Пензенское ОСВО возобновило в «Рекорде» образовательные сеансы. Первая их серия прошла 17-18 декабря; пояснения к картинам давались А. И. Аброськиным, Ф. Е. Термитиным, А. Е. Ельницким. Как отмечалось, «Рекорд» был переполнен. 21 декабря прошла, и тоже с большим успехом, вторая серия, 26-28 декабря — третья, 30 декабря и 1-2 января 1915 г. — четвертая. Кстати, с 1 января 1915 г. учащимся средних мужских учебных заведений Министерства народного просвещения вновь было разрешено посещать электротеатры.

К концу февраля количество проведенных ОСВО сеансов достигло 14.

1 марта в «Рекорде» демонстрировались картины «Борьба с туберкулезом» и «Чума» с объяснениями. Продолжались научные сеансы и в апреле.

Несмотря на все более и более осложнявшуюся обстановку в стране, просветительный кинематограф продолжал развиваться. 31 марта 1916 г. МВД России утвердило отношение за № 17590, адресованное губернаторам и градоначальникам. Отношение касалось деятельности утвержденной по высочайшему повелению при Министерстве народного просвещения постоянной комиссии народных чтений, открывшей в 1913 г. синематографический отдел для проката картин кинематографа и диапозитивов научного и образовательного характера. Эти картины и диапозитивы, перечисленные в каталогах комиссии, снабженных ее штампом, разрешались к беспрепятственному и бесцензурному демонстрированию повсеместно.

В 1917-1918 гг. идеи использования кинематографа исключительно в целях народного просвещения были положены в основу национализации зрелищных предприятий Советской властью. В связи с этим интересна история образования Петроградского центрального педагогического музея, созданного... на базе Петроградского музея прикладных знаний в Соляном Городке. Согласно постановлению Государственной комиссии по просвещению, подписанному наркомом просвещения А. В. Луначарским и комиссаром

_________________________ 227

отдела внешкольного образования Н. К. Ульяновым, музей, бывший колыбелью «научного» кинематографа России, упразднялся как якобы не соответствующий более своему назначению. По тому же адресу создавалось «новое» учреждение:

«Для объединения мероприятий по снабжению школ и культурно-просветительных организаций кабинетами учебных приборов и пособий, диапозитивами и фонарями, научными кинематографами и лентами, лабораториями школьно-гигиенической экспериментальной педагогики и психологии учреждается центральный педагогический музей в Петрограде (Соляной Городок, Фонтанка, 10)... Заведывание центральным педагогическим музеем поручается комитету в составе Ф. В. Ленгника, П. Н. Лепешинского и В. Р. Мрочека под общим контролем отдела внешкольного образования Государственной комиссии по просвещению...»

(«Известия Пензенского Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов» № 37 от 3 марта 1918 г.).

Еще один, местный факт: 21 ноября 1917 г. в большом зале Губернской земской управы состоялось торжественное открытие Пензенского Народного Университета (организованного Пензенским Обществом содействия внешкольному образованию). Размещался он в Реальном училище, а его канцелярия — рядом с электротеатром «Олимп» (кстати, общество торговых служащих первым, еще в 1906 г., взялось за организацию образовательных курсов в Пензе). А в апреле 1919 г. здание, где помещался Народный Университет, было занято под канцелярию губпродкома, и чтение лекций было прекращено (хотя и планировалось летом, по примеру школ нижних ступеней, продолжить занятия в каком-либо парке или сквере).

В 1917-1919 гг. в Пензе и области, как и по всей России, в массовом порядке организовывались просветительные и образовательные учреждения и организации.

«Везде в селах возникают культурно-просветительные общества, кружки, клубы, устраиваются лекции, митинги, спектакли...» (201)

— писали «Известия Пензенского губисполкома и губсовета» 11 апреля 1919 года. В конце 1918 г. отдел пролетарской культуры Наркомпроса рассылал по стране анкетные листы, содержавшие несколько десятков вопросов о состоянии культурно-просветительной работы среди рабочих и крестьян на местах. Были среди вопросов и такие:

«Имеются ли специальные кинематографы для рабочих, насколько хорошо они оборудованы?»;

«Каким успехом вообще пользуется кинематограф, какие преимущественно картины ставятся, откуда получаются ленты, какие картины вызывают больший интерес (художественные или научного содержания)?»;

«Расходы по кинематографу до 1 июня [по позициям]: Общий расход; Оборудование; Пользование аппаратом; Прокатка лент; Помещение; Отопление и освещение; Оплата служащих; Прочие расходы»

(ГАПО, ф. р-261, оп. 1, д. 34, л. 173об).

Проводились подоб-

_________________________ 228

ные проверки и собственными силами:

«Секцией народного образования при Губернском статистическом бюро произведена весьма интересная перепись всех учреждений внешкольного типа, преследующих цели просвещения народных масс. В Пензенской губернии оказалось: библиотек и читален — 205, изб-читален — 136, курсов и школ для взрослых — 336, народных домов — 92, клубов и кружков — 34, театров — 16, кинематографов — 20, музеев и выставок — 4, и разных других культурно-просветительных учреждений — 508. Результат переписи означенных учреждений по г. Пензе показал, что постановка дела в них была недостаточно правильной и следы работы приходилось устанавливать с большой трудностью»

(«Известия Пензенского губисполкома и горсовета»
№ 176 от 9 августа 1919 г.
).

17 августа 1919 г., как сообщалось в газете «Голос правды» от 9 августа, внешкольный отдел народного комиссариата просвещения решил организовать по всей России «День Советской пропаганды», посвященный... «широкой массовой пропаганде внешкольного образования». Здесь же приводились цифры: в I полугодии 1918 г., когда власть уже перешла в руки Советов, смета расходов на народное образование составила 466 млн. руб. (в 2,5 раза больше, чем в 1917 г.), во II полугодии возросла по сравнению с 1917 г. в 12 раз, а на I полугодие 1919 г. составила уже около 4 млрд. руб. (т.е. затраты на народное образование были одним из крупнейших государственных расходов). При этом на внешкольное образование — устройство библиотек, изб-читален, народных домов и университетов, рабочих клубов и пр. — тратилось более 50 млн. руб.

Очень быстро возникли контролирующе-руководящие органы нового образца, например, культурно-просветительная комиссия при Совете профсоюзов Пензы, распространявшая свою деятельность на всю губернию. Как заявлялось в инструкции,

«Культурно-Просветительная Комиссия при Совете Проф. Союзов г. Пензы, объединяя собою культурно-просветительные организации профессиональных союзов, входящих в состав Совета Союзов, имеет целью: организовать, объединять и направлять просветительную работу, а также содействовать духовному развитию и всестороннему просвещению пролетариата...»

(ГАПО, ф. р-261, оп. 1, д. 34, л. 36).

Одними из самых тяжелых последствий революции и гражданской войны, не изжитыми и десять лет спустя, были детская беспризорность и преступность. О борьбе за судьбы беспризорников рассказывал первый советский звуковой фильм «Путевка в жизнь», снятый в 1931 г. А борьба за детское кино была одной из основных проблем просветительного кинематографа в первые десятилетия существования Советского государства.

24 марта 1918 г. в электротеатре «Луч Свободы» специально для детей показывалась картина «Детская преступность и борьба с нею», поставленная под наблюдением председателя Московского общества патроната над несовершеннолетними. Ряд эпизодов для этой картины был снят в московских приютах по призрению беспризорных. Автор заметки о предстоящем показе фильма полагал:

«Картина с точки зрения насаждения нравственности сре-

_________________________ 229

 

Читать далее
Подняться к началу

230-232

 

ди детей имеет огромное воспитательное значение, поэтому надо надеяться, что сеанс... будет иметь аудиторию зрителей при содействии родителей и старших»

(«Известия...» № 51 от 21 марта).

Продолжалась после революции и практика благотворительных пожертвований. Например, во время проводившейся в Пензе 21-28 ноября 1920 г. Недели ребенка администрация театра «Объединение» решила половину сбора от показа кинокартин, состоявшегося 21 ноября после лекции, отчислить в пользу фонда «недели». Впрочем, подобные акции могли быть также и демонстрацией лояльности, и способом избежать чрезмерных расходов, поскольку зрелищные предприятия платили немалые официальные налоги. Одним из способов снизить налоги была имитация просветительной деятельности, т.е. демонстрация картин по сниженным ценам или бесплатно. О фильмах, шедших на подобных сеансах, уже говорилось — они редко соответствовали необходимым требованиям, поскольку существовал сильнейший дефицит фильмов вообще.

Это обстоятельство порождало множество предложений по исправлению ситуации, например:

«...Предстоит создание своего рода кинематографической энциклопедии, на пленках которой имелся бы весь цикл наук и прикладных знаний, необходимых для школ и внешкольного просвещения... Несомненно, современное состояние республики не позволяет мечтать о быстром и широком осуществлении данной задачи, но начать ее, конечно, сперва в самых скромных размерах не только можно, но и должно, и не где-нибудь в центрах, а даже и в губернских городах, ибо что же, например, требуется для выпуска крайне сейчас желательных и необходимых научно-учебных картин по главным нужным нам производствам и по поднятию сельского хозяйства?.. Тут только нужны кинемо-оператор с аппаратом, некоторые приспособления и сценарии... Конечно, съемка производственных фильм займет немало времени, так как тут нужна последовательность и выжидание времени на природный процесс, но это не значит, что снимать вовсе не надо, к тому же, попутно со съемкой научных лент, сейчас же можно приступить и к съемке агитационно-просветительных фильм, ибо и тут... нужны только умело построенные сценарии, которые исключали бы дорогостоящие декоративные постановки, заменяя их природой, специалисты кино-дела и артисты, знакомые с кино-съемкой... Как видим, приступить к осуществлению просветительной задачи кино можно даже у нас, в Пензе»

(«ТП» № 7 от 11 января 1923 г.).

В 1925 г. подобная программа отрабатывалась в Пензенской губернии при участии Саратовского отделения «Пролеткино».

Фильмов не хватало. Не хватало и кадров, аппаратуры. Тем не менее мероприятия просветительного характера в сопровождении киносеансов проводились довольно регулярно. Например, «вечера разумного отдыха», организовывавшиеся губпрофсоветом для членов профсоюзов. Однако кино на них показывалось далеко не научное.

«Каждый понедельник в помещении театра «Олимп» будут читаться лекции научного и политического характера, а после лекции — сеанс кине-

_________________________ 230

матографа. Первый такой вечер был устроен в понедельник 3 сентября; программа его была интересная и разнообразная: 1. Лекция д-ра Арямова «Евгеника (Улучшение человеческой породы)». 2. Доклад тов. Черчимова о социальном страховании и 3. Сеанс кинематографа... В заключение была показана картина «Нищая из Стамбула». К сожалению, правления профсоюзов и президиумы фабзавкомов и месткомов очень неряшливо отнеслись к проведению этого весьма важного начинания... На шестьсот мест, распределенных губпрофсоветом между профсоюзами, явилось всего 150-200 человек, да и то в большинстве таких, которых больше всего интересовали не лекции, а кинематограф...»

(«ТП» № 199 от 6 сентября 1923 г.).

Позже, когда в достаточном количестве появились советские фильмы, просвещение и образование с помощью кино приобрели отчетливую пропагандистскую направленность («Это лучший инструмент пропаганды», — говорил о кино Л. Д. Троцкий). Кстати, пропаганда не только обучала советскому образу мыслей. Очень большое значение для государства имела пропаганда санитарная, пропаганда ряда государственных мероприятий (проведение займов, индустриализации, развития воздушного флота и т.п.).

Например, с 27 по 30 мая 1924 г. в пензенском Нардоме показывалась картина «Гигиена брака и половой вопрос» (на одну из самых актуальных тем санпросвещения 20-х гг.).

«Эта картина безусловно представляет большую общественную ценность,— сообщалось в рецензии, — ибо знакомит наглядно и довольно подробно с гигиеной, санитарией брака и с вереницей болезней, так или иначе относящихся к половой сфере. Особенно удачны в картине моделизированные схемы: зарождения человека, строения половых органов и влияние на них венерических болезней... Администрация кино-Нардома, учитывая просветительное значение картины, понизило цены местам».

Сниженными были и расценки на билеты на специальные детские киносеансы (202), устраиваемые для детей членов профсоюзов и рабочих организаций в кино «Олимп» (ЦРК) в 1924 г.

В том же году на российском кинорынке вновь появились портативные киноаппараты, на этот раз отечественные, разработки Государственного оптико-механического завода (ГОЗ). Один из них приобрело Пензенское ОДВФ для показа агитационных картин: «Как мужик Пахом в столице в небеса летал на птице», «Передача 2-й эскадрильи им. Ленина» и других.

Оживление просветительной киноработы в Пензе наступило примерно в одно время с организацией в городе ячеек ОДСК. Как сообщалось в «ТП» от 27 ноября 1925 г.:

«С 26 ноября начинает работать кино-передвижка по обслуживанию школ гор. Пензы. Цель передвижки дать возможность учащимся по льготной цене (10 коп. билет) пользоваться новейшими выпусками советской

_________________________ 231

и заграничной кинематографии. Первой идет картина «Сахара», имеющая большое научное значение. Репертуар передвижки подобран из ряда ценных и интересных фильм».

Какой организации принадлежала передвижка, не указывалось; примечательно, что пензенский губполитпросвет приобрел свои первые две кинопередвижки (предназначенные для работы в деревне) только в сентябре-октябре 1926 г. А в декабре 1926 г. нечто подобное организовывалось заново:

«Ячейка друзей советского кино при лесотехникуме по договоренности с губполитпросветом и губотделом рабземлесанамечает организацию ученического кино для техникумов. Часть средств имеется и часть предполагает отпустить губотдел союза. Кино будет обслуживать исключительно членов союза рабземлеса в городе и учащихся лесного, машиностроительного и землеустроительного техникумов»

(«ТП» № 295 от 28 декабря).

В 1926 г. возродилась и практика детских кинопредставлений в «Олимпе» в виде воскресных дневных киносеансов для школьников (203), причем 10% мест бесплатно предоставлялось беднейшим ученикам и воспитанникам детдомов. Тогда же, «в целях привлечения неграмотных и малограмотных в ликпункты и школы, губполитпросвет организовал бесплатные пропуски отдельных групп обучающихся в них в кино и в Нардом»(«ТП» № 273 от 1 декабря 1926 г.). Актуальным проблемам кинообслуживания местной детской аудитории была посвящена статья Грачева «Нужны детские кино-сеансы», опубликованная в «ТП» 18 марта 1927 г.

«В конце прошлого года, — говорилось в ней,— в кино «Олимп» по воскресеньям были организованы детские кино-сеансы. Задолго до открытия кассы вереницы детей всех возрастов в одиночку и с родителями тянулись к «Олимпу». Два сеанса не могли удовлетворить желающих попасть на детские кино-сеансы, и многие уходили обратно. Воспитанники детдомов и ночлежки в количестве 110 человек, по распределению СПОНом, пропускались каждый раз бесплатно. Правда, программа детских кино-сеансов была неудовлетворительна. Кино-секция губполитпросвета, рассмотрев репертуар детских кино-фильм, рекомендованных художественным отделом главполитпросвета, поручила местному отделению Совкино забронировать на зимний период большое количество детских кино-фильм...

Школы, находящиеся на окраинах Москвы, в ноябре-декабре 1926 года провели среди учащихся анкету о кино, и выяснилось, что 88 проц. учащихся более или менее систематически посещают кино, причем 13% учащихся посещают кино не менее 8 раз в месяц и более, до 24 включительно. Небезынтересны ответы учащихся на вопросы анкеты: «Что делаешь,когда хочется идти в кино, а денег у тебя нет?» (22 проц. — «сижу дома», 16,76% — «занимаю»). Не отыскивая де-

_________________________ 232

 

Читать далее
Подняться к началу

233-235

 

нег, стремятся проникнуть в кино бесплатно. Напором сбивают контроль и все же попадают в кино. Внимательно наблюдая посетителей наших коммерческих и клубных кино, мы видим среди них большое количество детей и не только на первых сеансах, но и на вторых, которые зачастую оканчиваются к полуночи.

Охота у детей к кино велика, а удовлетворять запросы детей кино-фильмами наших коммерческих театров, репертуаром в большей части своей(в смысле воспитания) непригодным и для взрослого — преступление (очень созвучно со многими дореволюционными мнениями по тому же поводу. — О. С.) Саратовский горсовет запретил посещение кино детьми до известного возраста. Нам нужно обратить внимание на изучение вопроса о влиянии кино на детей и, может быть, придется последовать примеру саратовского горсовета. В изучение столь важного вопроса... должны быть втянуты наилучшие педагогические силы Пензы.

Думается, что начатые кино-сеансы для детей в «Олимпе» надо продолжить, а также организовать их по всем клубным кино. Опыт показал, что детские кино-сеансы не только бездефицитны, но и дают прибыль. В подборе детского репертуара должны принять участие педагогические силы, и на художественную сторону детских кино-сеансов, как на важный фактор в деле воспитания молодежи, должно быть обращено особое внимание. Оставить детей без кино-сеансов, стремяськ удовлетворению запросов только взрослых — значит отказаться и отвергнуть кино как один из видов массовой воспитательной работы».

Вскоре в «Олимпе» было проведено новое мероприятие — детское утро, устроенное в воскресенье, 22 мая, советом 7-го детского сада «Труд и отдых детей». В программу утра входили показ двух кинокартин, игры в саду и лотерея. 29 мая такой же детский праздник (и по таким же ценам — от 10 до 20 коп.) устраивала в «Олимпе» комиссия по проведению недели дошкольника.

Пензенская молодежь, с энтузиазмом поддерживавшая начинания ОДСК, тем временем всемерно способствовала проникновению кино в школы.

«В четвертой школе организовался кружок ОДСК, в который записалось 35 человек,— сообщала «ТП» 13 февраля 1927 г.Школой приобретен для кружка кино-аппарат системы «ГОЗ», скоро будут ставиться кино-сеансы». А в ноябре губсовет ОДСК «организовал особую передвижку по губгороду, обслуживающую преимущественно школы и частично рабочие клубы»

(«ТП» № 254 от 5 ноября).

Благодаря хорошему подбору картин передвижка пользовалась большим успехом у зрителей.

Естественно, не оставался «забытым» и взрослый зритель. В декабре 1927 г. в «Трудовой правде» появилась статья заместителя заведующего культотделом ГСПС М. Сычева-Михайлова «Через кино — к знаниям: ГСПС организует в клубах научные кино-лекции».

«Хотя в Пензу и приходят научные кино-фильмы, но они почти не используются, — утверждал автор.— Коммерческие кино их избегают. Кино рабочих клубов тоже редко останавливают на них свое внимание.

_________________________ 233

В связи с большой тягой рабочих масс к знанию необходимо поставить очередной задачей перед рабочими клубами популяризацию научных знаний при посредстве «Великого Немого»... По данным Совкино (общесоюзная статистика. — О. С.), научных кино-фильм насчитывается 746 названий в 1376 экз., с общим количеством метража 497518 метров. Все фильмы можно разделить по следующим отраслям: 1) по вопросам медицины — 62 названия; 2) по физкультуре — 45; 3) по естествознанию — 105; 4) по географии — 187; 5) по технике и производству — 216; 6) по сельскому хозяйству — 131 название (204).

Количество названий научных кино-фильм все время увеличивается. Так, недавно вышла фильма «Проблемы питания», которая знакомит с опытами академика Павлова по рефлексологии и др.

Кроме того, могут быть использованы фильмы общественные, как-то: «Броненосец «Потемкин», «Декабристы», «Степан Халтурин», «9-е января», «Стачка» и др. — как хорошее наглядное пособие при изучении истории революционного движения в России (хотя эти фильмы уже тогда упрекались в отдельных неточностях. — О. С.).

По опыту Москвы и Ленинграда лучшим способом продвижения знаний при посредстве научной кино-фильмы является сопровождение или дополнение фильмы лекцией. Правлениям клубов необходимо поставить в планы массовой культработы проведение не менее 3-х кинолекций в месяц. Постепенно приучить рабочего зрителя к кино-лекциям — своевременным извещением, разъяснением и подготовкой клуба и его зрительного зала к большему восприятию кино-лекций...

Культотдел ГСПС... договорился с Совкино о более плановом снабжении научной фильмой рабочих кино, совместно с обществом краеведения прорабатываются методические вопросы кино-лекций, причем общество выделяет лучшие свои силы для чтения лекций.

В течение ближайшего месяца для кино-лекций будут использованы картины: «Вода и ее энергия — Волховстрой», «Жизнь водоема», «Форд и фордизм», «К берегам Тихого океана». Сначала эти картины будут демонстрироваться в зале «Дворца труда», а затем и по всем рабочим клубам Пензы».

В этом же номере газеты сообщалось: «Пензенское общество любителей естествознания и краеведения (Полекр) в своей популяризационной работе предполагает использовать кино. Первое такое выступление Полекр совместно с обществом друзей Совкино делает сегодня, 28 декабря, в 7 ч. вечера в зале педтехникума... Цены общедоступные: 1-е место 20 к., 2-е место 15 к. и входные 10 к.».

_________________________ 234

Итоги нового почина были следующими:

«Добившись от совкино присылки в наш город картин научного содержания, культ-отдел губпрофсовета, прежде чем пустить их по рабочим клубам губгорода и уездным, 27 декабря произвел публичный просмотр их во «Дворце труда». На просмотр были приглашены руководители культотделов, а также рядовые члены профсоюзов... Объяснения давали специалисты физики, члены физико-математической секции общества любителей естествознания и краеведения — тт. Билим и Львов. Предложение... что членам профсоюзов научные фильмы не понравятся — не оправдалось. Зрители — в большинстве взрослые и молодые рабочие — с интересом просмотрели картины и выслушали объяснения докладчиков... Большинство рабочих приветствовали появление на экране научных лент, имеющих громадное воспитательноезначение. Понравилось им также, что показ... сопровождался объяснениями сведущих лиц, хотя и сетовали на то, что один из докладчиков говорил чересчур учено...

Почин, сделанный губпрофсоветом, необходимо продолжать, развернув его шире, вкрапливая научные ленты во все клубные кино-программы...»

(«ТП» № 3 от 4 января 1928 г.).

19 и 29 января по инициативе ГСПС во «Дворце труда» были проведены кинолекции — показ научных картин «Борьба за жизнь» и «Проблемы питания», сопровождаемых докладами и объяснениями доктора А. В. Бономорского. А 1 апреля уже отмечалось, что

«некоторые из наших клубов начали систематически показывать научные картины, которые рабочий зритель смотрит охотно».

О новых поступлениях научно-популярных фильмов иногда даже сообщалось отдельно:

«В непродолжительном времени местное отделение Совкино получит для клубного проката следующие длиннометражные фильмы: «Пчеловодство» (5 частей), «Собака на службе РККА» (5 частей), «Туберкулез» (5 частей) и «Борьба за жизнь» (о малярии)»

(«ТП» № 105 от 10 мая 1928 г.).

Использовалось научное кино и для массовой антирелигиозной пропаганды. «Уголок безбожника» в «ТП» от 26 мая 1928 г. рекомендовал при массовой работе среди рабочих-сезонников и красноармейцев сопровождать лекции кинофильмами, подходящими по содержанию к теме доклада: например, диспут на тему «Есть ли душа?» иллюстрировать картиной «Работа головного мозга», «Как формировались мощи»«Старец Василий Грязнов», «Знахарство и суеверия»«Морока», а на Петровки, к примеру, обсуждать тему постов с показом фильма «Проблемы питания».

«ГПП и Совкино должны озаботиться подготовкой необходимых кино-фильм,— заявлял автор заметки В. Смирнов. — Лекторских же сил в распоряжении губсовета Союза Безбожников достаточно».

Судя по фактам, начинания, связанные с детскими киносеансами, к той поре благополучно заглохли, иначе не возникло бы необходимости следующих мер:

«Состоявшееся плановое совещание при горОНО поручило УЗП устраивать в кино-театре «Олимп» по воскресеньям дневные сеансы детского кино. Впервые сеансы состоятся 15 января. Билеты ценой от 5 до 10 коп.

_________________________ 235

 

Читать далее
Подняться к началу

236-239

 

236-karikarura-iz-trud-pravdyКарикатура из газеты «Трудовая правда» (1928 г.)

будут разверстаны между школами губгорода. Наряду с этим поручено первой, второй и третьей школам обсудить вопрос об устройстве в них таких же кино-сеансов не реже одного раза в месяц с раздачей 50 бесплатных билетов питомцам детдомов... Плановое совещание при горОНО признало необходимым познакомить учащихся г. Пензы с научными кино-картинами. С этой целью совещание признало желательным показ в кино «Олимп» не реже одного раза в неделю такого рода картин, удешевив цену местам на 5 копеек»

(«ТП» № 9 от 11 января 1928 г.).

После этого детские киносеансы и утренники проходили в «Олимпе» достаточно регулярно (например, 29 апреля, 30 апреля, 1 мая).

Тем не менее, несмотря даже на открытие в 1929 г. специального детского кинотеатра, проблема детских киносеансов по-прежнему оставалась нерешенной и в 1930 г., поскольку кинотеатры, заинтересованные в прибыльности своей работы, упорно не желали тратить усилия на розыск «детских» фильмов и их убыточный показ.

«За последнее время на кино-афишах Пензы можно довольно часто видеть такие оговорки: «Дети до такого-то возраста не допускаются», — возмущался автор заметки «Допустим, что не допускаются» в «ТП» № 43 от 30 сентября 1930 г. — Этот прием в дореволюционные годы усердно практиковался из чисто коммерческих соображений... Теперь же такие «запрещения» нередко вызываются просто неправильным толкованием рекомендательных отзывов: если картина рассчитана на какой-либо определенный возраст, наиболее может быть усвоена им, — это еще не значит, что картина вредна для других возрастов и что для них ее надо запрещать... К чему может привести частая практика таких запрещений? Лишь к тому, что дети останутся совершенно без кино, уменьшится и посещение тех взрослых семейных людей, у которых имеются дети дошкольно-школьного возраста, а дома их оставить не на кого.

Недопущение в кино детей или частая постановка «запрещенных» картин, доступных лишь для взрослых, тем более несвоевременны сейчас, когда специально «детское кино», бывшее раньше в клубе пионеров, давно уже не подает признаков жизни».

_________________________ 236

И вновь для того, чтобы оживить киноработу с детьми, были применены командные методы. 12 марта 1932 г. в «Рабочей Пензе» под рубрикой «Приказ тов. Бубнова — в действии» появилась заметка «Октябрь» завоеван детворой», сообщавшая, что 10 марта в кинотеатре «Октябрь»по инициативе редакции «Рабочей Пензы» и отделения «Совкино» был организован первый (снова первый!) детский кино-утренник.

«Утренник представлял собой одну из форм перестраивающейся культработы, которая до приказа наркомов тов. Бубнова и Владимирского не учитывала детских запросов, не шла навстречу детворе и не помогала им лучше проводить досуг, — сообщалось далее. — Редакция предварительно созвала кино-работников города, провела с ними совещание о детском утреннике, затем устроила совместно с педагогами-методистами, комсомолом и уполномоченными крайлита просмотр детских фильм, имеющихся на базе Совкино. На просмотре были рекомендованы две фильмы... «Приезд М. Горького в СССР» и веселая детская картина «Настоящие охотники»...

Утренник прошел довольно удачно. Но он одновременно научил многому, что было плохо учтено вначале... Совершенно не чувствовалось участия в утреннике горОНО и бюро юных пионеров. Представитель ЮП не был на просмотре и на утреннике. А горОНО до сих пор не сумел разработать методических указаний о педагогическом обслуживании утренника (здесь и далее выделено в оригинале. — О. С.). Однако это вовсе не значит, что утренники вообще плохая форма детского культурного отдыха. Кино-утренник должен занять почетное место в детском дне отдыха. Надо для этого завязать теснейшую связь с кино-театрами и Совкино, чтобы не только смотреть картины в театрах, но и проводить хорошие утренники в здании школ».

После этого в течение всего 1932 г. и в 1933 г. отмечалось проведение киноутренников в кинотеатрах города. Например:

«Каждую пятидневку (5, 10, 15 и т.д.) кино-театр «Октябрь» проводит детские кино-утренники для школьников. Кино-комбинат введением утренников помогает школам организовать разумное проведение дня отдыха учащихся. Театр вмещает 600 человек. Билет стоит 20 коп. Школы должны поддержать инициативу кино-комбината и немедленно заключить с ним договоры на распределение билетов среди детей»

(«РП» № 224 от 24 сентября 1932 г.).

Вот такое детское просвещение: по 20 копеек и в обязательном порядке.

Кстати, 20 сентября 1932 г. Средне-Волжский краевой исполком (Самара) принял постановление «О запрещении использования детского труда, детской уличной торговли и нищенства среди детей», действительное в течение двух лет. Согласно ему, «в целях развертывания решительной борьбы с детской уличной безнадзорностью, профилактики беспризорности и правонарушений среди несовершеннолетних, вовлечения всех безнадзорных детей до 16 лет в школу и профессиональное ученичество» запрещалось, в частности, детям до 15 лет заниматься расклейкой и распространением афиш (именно дети подобной работой и занимались еще с дореволюционных времен), а зрелищным

_________________________ 237

предприятиям и учреждениям, организующим вечерние (позже 8 часов) театральные или концертные постановки и киносеансы, допускать на них детей до 16-летнего возраста. За нарушение постановления следовал штраф в 100 руб. или принудительные работы до 1 месяца, за повторное — уголовная ответственность.

Взрослый же «научный» кинематограф прописался, кроме «Дворца труда», и в фойе кинотеатра «Пролетарий», вместе с бесплатным радио (так и объявлялось: «демонстрируется картина «Враг-алкоголь» с докладом врача, играет радио дополнительно, бесплатно»). Хотя, конечно, кинотеатром больше внимания уделялось массовой агитационной работе различного рода и по-прежнему — коммерческому кинорепертуару. Иногда научные фильмы попадали на пензенские экраны необычными способами, например:

«Ленинградский писатель т. Архангельский... несколько месяцев жил на Днепрострое и сейчас, имея художественные диапозитивы и кино-фильму короткометражку, с удивительной точностью познакомил нас с ним 4-го февраля в клубе Дзержинского»

(«РП» № 37 от 14 февраля 1932 г.).

В результате в газетах снова появились заметки следующего содержания:

«Научный фильм не имеет места на экранах Пензы. Погоня за рублем вынудила кино-комбинат дать рабочему зрителю любовную трюковщину («МиссМенд»), вытеснив фильмы, которые воспитывают массы, дают знания и культурный отдых. В ряде городов имеются специальные кино-театры, которые ставят исключительные научные и политико-просветительные картины. Пенза должна непременно иметь такое кино»

(«За безбожную Пензу» № 3 от 7 ноября 1932 г.).

Далее автор, активист Союза Воинствующих Безбожников, предлагал:

«Дом безбожника(бывшая Никольская церковь на улице Никольской, ныне Карла Маркса. — О. С.) имеет возможность открыть кино при условии минимальной затраты средств. Городскому совету СВБ необходимо в ближайшее время связаться с кино-комбинатом, Горсоветом и ГорОНО, чтобы добиться к 1-му декабря открытия кино научных фильм, перед ним небольшая лекция или доклад на антирелигиозную тему, или художественная антирелигиозная картина, и все это за минимальную плату 25-30 коп. дадут много полезного рабочему в его отдыхе. Хозяйственные и профессиональные организации в этом помогут выделением средств и организацией зрителя...»

Однако средств на организацию подобного кинотеатра, во всяком случае, в конце 1932 — начале 1933 г. так и не нашлось. Единственным киноучреждением просветительного характера, открытым в это время в Пензе, стало детское кино для дошкольников, организованное при Доме художественного воспитания детей (205). Возникновение и деятельность подобных домов определялась последними постановлениями ЦК ВКП(б) о перестройке школы, по-

_________________________ 238

вышении качества политехнического образования и учебы в целом, и немалая роль в этой перестройке отводилась кино, как средству коммунистического воспитания. Вопросы же научного просвещения рабочих решались пензенским руководством директивно:

«...Обязать ГорОНО, Горпрофсовет и уполномоченного крайУЗП обеспечить внедрение методов широкой техпропаганды... по линии кино-комбината — соответствующего подбора кинофильм. В свою очередь обязать контору Союзкино обеспечить доставку в город кинофильм, освещающих достижения по технике в Советском Союзе...»

(ООПФ ГАПО, ф. 37, оп. 1, д. 310, л. 146).

Подводя итоги и сравнивая, можно сказать: состояние культурно-просветительной киноработы и до революции, и после революции, и сейчас, после перестройки, было и остается примерно одинаковым: не было недостатка в просветительских идеях, не было недостатка в желающих заниматься подобной деятельностью, довольно преодолимы были проблемы с подбором фильмов и аппаратурой, но всегда не хватало средств на поддержание дела (сборы были небольшими, налоговых льгот — мало) и почти всегда местные власти не оказывали активного содействия подобным инициативам. В городе (наверное, не только в нашем) не было фонда поддержки культурфильма, подобного фонду кинофикации деревни, в который шли отчисления от прибылей коммерческого кинопроката. «Научное» кино — документальные и игровые короткометражные фильмы на темы медицины, этнографии, географии, естественных наук и культуры — за редкими исключениями ютилось в «довесках» к основной программе киносеанса.

К сожалению, чтобы оно дошло до зрителя в полной мере, понадобилось телевидение, которое, как уже упоминалось, тогда еще только разрабатывалось.

Однако если в городе, при всех неурядицах и проблемах, научное кино все-таки показывалось, то до пензенской деревни с трудом доходили вообще какие-либо фильмы. Хотя крестьяне любили кино не меньше горожан, а в идеях просвещения были заинтересованы и побольше.

 

 

_________________________ 239

 

Читать далее
Подняться к началу

Прим.

 

Примечания:

195 «Туманными картинами» назывались неподвижные изображения, проецируемые на экран при помощи волшебного фонаря и его аналогов.

196 В этой же заметке высказывался протест против запрещения учащимся посещать кинематографы. Подобные запреты практиковались по инициативе начальства учебных заведений, обеспокоенного возможностью «дурного влияния» кино на подростков, составлявших большинство среди посетителей электротеатров.

197 Например, Самарское Общество Народных Университетов приобрело два киноаппарата (стационарный и передвижной) в начале 1910 г. и проводило образовательные киносеансы в Пушкинском народном доме и в специально построенном летом 1910 г. помещении в одном из скверов. В последующие годы Общество арендовало летом (бесплатно!) биоскоп в Струковском саду. С 1910 г. по решению комиссии начальников средних учебных заведений Самары в местных школах и училищах начали проводиться киносеансы просветительного характера с пояснениями. В Саратове специальный электротеатр «Разумный»размещался в здании Народной аудитории.

198 В марте 1914 г. Министерство народного просвещения, подготавливавшее законопроект о развитии образовательных учреждений внешкольного характера, проводило обследование таковых на местах. Обследование должно было коснуться всех форм и видов внешкольного образования, среди которых, наряду с библиотеками, народными домами и музеями, были названы и кинематографы.

199 А в заметке, опубликованной в «ПГВ» 1 февраля, заслуга организации научного кинематографа приписывалась владельцу электротеатра. Именно ему якобы «пришло на мысль попытаться осуществить в ближайшем будущем эту идею», именно он «завел сношения с фирмами и просветительными обществами, имеющими ленты научного и просветительного характера, и в недалеком будущем надеется организовать в Пензе сеансы культурно-просветительного кинематографа», да еще и построить специальный электротеатр для этих целей…

200 Хотя фирма А. А. Ханжонкова единственная среди российских кинофирм еще с 1911 г. систематически производила фильмы научного и просветительного характера. Этим занимался специальный отдел, возглавляемый А. Дворецким и Н. Баклиным. Для Ханжонкова снимались географическая хроника, бытовые и производственные картины, научно-популярные фильмы с использованием последних достижений кинотехники (среди них и уже упоминавшиеся «Пьянство и его последствия» и «Туберкулез»).

201 Например:

«Во многих селах Н.-Ломовского уезда организованы курсы для

взрослых... Открыто 50 культурно-просветительных кружков... имеется 7 народных домов, 17 изб-читален, 49 библиотек... есть два кинематографа и два детских клуба»

(газета «Голос правды» № 27 от 3 июня 1919 г.).

202 В 1923 г. в рамках указаний о контроле за репертуаром пензенский губполитпросвет информировал администрации кинотеатров:

«Детей до 16-летнего возраста на антихудожественные постановки не допускать, а могут быть допущены специальные для них постановки»

(ГАПО, ф. р-253, оп. 1, д. 886, л. 29).

203 «Вот уже несколько воскресений подряд в театре «Олимп» идут детские киносеансы, — отмечалось в «ТП» 9 января 1927 г.— В первые воскресенья показывали картины сносные, но чем дальше — программа этих сеансов становится все хуже и хуже. Покажут, как выводится бабочка или полеты и сборку планеров, затем одну глупую комедию, и все. Кино-оператор (механик) гонит ленту беспощадно, так что дети не в состоянии следить за развертыванием сюжета. Такие кино-сеансы детям ровным счетом ничего не дают».

204 Производством и прокатом научно-популярных фильмов в СССР занималась творческая группа «Культ-кино», реорганизованная в 1924 г. из «Культобъединения» при Госкино. Снимались т.н. «культурфильмы» (этот термин, обозначавший кинокартины, популяризующие достижения науки, техники и искусства, возник в Германии) и другими советскими киностудиями. Кроме этого, в СССР в 20-е гг. показывалось немало оригинальных немецких культурфильмов.

205 Открыт 7 ноября 1932 г. в помещении Пензенского художественного техникума; велись занятия в секторах (секциях) ИЗО, МУЗО, ТЕО, кино, радио. Заведовал ДХВД Н. Кротовский.

 

 

vinietka-10

 

 

 

 

==================================================
Читать далее:
Кино в деревне
________________________________________
В оглавление.
==================================================

 


 

Добавить комментарий


хостинг KOMTET