Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 

Далекое и близкое

      Для ознакомления с содержанием материала необходимо навести курсор на одну из кнопок и нажать на нее
        ↓                                                                            

155

 

«То, что в газете называют «Отовсюду обо всем» или «Мировой экран»...

И. Ильф, Е. Петров.
«Золотой теленок»

 

До 1908 г. сообщения, касающиеся деятельности кинематографа в России и за рубежом, мало интересовали пензенские газеты. Только после воцарения электротеатров и широкого знакомства пензяков с мировым кино интерес появился (хотя поначалу сообщалось в основном о различного рода инцидентах и пожарах, происходивших в синематографах). Однако вскоре начали появляться и заметки о новых горизонтах, открываемых человечеству «чудесами кинематографа». Как сенсация был воспринят, к примеру, факт, что кинопленка в состоянии уловить тончайшие нюансы атмосферных процессов, ранее ускользавшие от невооруженного глаза исследователя (что и было продемонстрировано в Парижской академии наук осенью 1909 г.). Узнать, что подобное возможно, оказалось «страшновато, но интересно»(«ПГВ» № 225 от 25 октября 1909 г.). Огромная популярность фильмов с комбинированными съемками послужила поводом для перепечатки из «Петербургского курьера» статьи «Секреты кинематографа» («ПГВ» № 216 от 8 сентября 1911 г.), в которой описывались наиболее распространенные способы съемок эффектных сцен и событий, применение макетов и декораций. Не меньшая популярность различных устройств для «озвучения» кинокартин — для упоминания о новом изобретении Эдисона «кинефонографе», дебют которого в России планировался вскоре, с использованием двух пьесок на русском языке («ПГВ» № 239 от 5 октября 1911 г.). Как утверждалось в «Биржевых Ведомостях» (а следом и в «ПГВ» от 13 августа 1913 г.), кинетофон (так правильно называлось изобретение Эдисона) стер грани между театром и кинематографом...

В качестве иллюстрации повсеместного распространения разумного кинематографа в «ПГВ» от 15 января 1912 г. был упомянут факт открытия во французском лицее Noche (Версаль) учебного кинематографа для демонстрации видовых учебных программ. Однако вряд ли в пользу подобного начинания сыграло упоминание цены оборудования — 4 тыс. франков или около 1,5 тыс. рублей.

Совершенно невероятным (на наш современный взгляд) кажется событие, отраженное в «ПГВ» 22 мая 1912 г. Заметка «Синематограф без проволоки» рассказывает о проводившихся в Вене удачных опытах по передаче синематографических картин при помощи аккумуляторов в 0,5 млн. вольт на расстояние в 505 миль. Цифры, естественно, могут быть неверными, но факт налицо — ранние опыты телепередачи движущегося изображения. О проведении экспериментов по передаче изображения с помощью радиоволн сообщалось пензенскими газетами и в 1930 г. Подобное устройство называлось тогда «телевизионный театр».

_________________________ 155

 

Читать далее
Подняться к началу

156


 

«Чрезмерное» проникновение в кино реализма (имелся в виду вовсе не тот реализм, с которым кинопленка запечатлевает действительность, а тот, за который так критиковали некогда романы Эмиля Золя) приводило порой к весьма малоприятным последствиям. Так, «ПГВ» от 15 сентября 1912 г. описывали случай, имевший место во время съемок криминальной драмы со сценой гильотинирования (ранее подобные сюжеты нередко героизировали преступников, но затем в обязательном порядке было введено наказание порока). Актер Пульзен, прежде чем сунуть голову в раздобытую где-то гильотину, попросил проверить надежность стопора — сделать пробу с доской. Осторожность спасла ему жизнь.

Риск был постоянным спутником актеров кино и операторов. Например, Макс Линдер играл тореадора в настоящей корриде на арене Барселоны (заметка «Макс Линдер — тореадор» в «ПГВ» от 4 октября 1912 г.), артистка Адриана Кастаньи, игравшая укротительницу в фильме «Черная мысль», сильно пострадала от нападения леопарда, а кинооператоры-хроникеры самоотверженно снимали ту же корриду («Бой быков в Мадриде в 1909 г.»), перестрелку полиции с бандой автомобилистов в Париже и охоту Буффало Джонса на львов (заметка «В погоне за кинематографическими лентами», «ПГВ» от 2 августа 1913 г.). Но зато кое-кому из них якобы и платили по-царски: заметка «Заработок артистов в кинематографе» в «ПГВ» от 30 сентября 1911 г., ссылаясь на одну из российских газет, утверждала:

«Парижская артистка г-жа Полэр за ряд сеансов в течение одной недели на фабрике кинематографических лент получила 7000 руб. гонорара».

В 1913 г. Влад. Азов в газете «День» утверждал, что кинематографов в мире больше, чем гостиниц, школ, аптек, библиотек, банков и церквей, и это при том, что церкви строят 19 веков, а кинематографы — 19 лет. Перепечатывая это, «ПГВ» (№ 309 от 25 ноября 1913 г.) скептически замечали, что г-н Азов явно преувеличивает. Хотя кинематограф действительно распространялся все шире, и порой весьма оригинальными способами. Так, в 1913 г. французское кинематографическое общество «Экспресс» ходатайствовало перед российским министром путей сообщения о присоединении к пассажирским составам дальнего следования специально оборудованных кинематографических вагонов для показа фильмов во время пути с платой за место 50 коп. Сначала предполагалось присоединять киновагоны к сибирским экспрессам, затем — ко всем поездам, находившимся в пути более суток. В 1926 году англичане пошли еще дальше, установив киноаппараты в салонах пассажирских самолетов, совершавших перелеты из Лондона в Индию.

Война, революция, смута надолго отбили у местных газет интерес к судьбе мирового кинематографа. И все-таки отдельные любопытные факты, в основном российские, проникали на их страницы. Например, в ноябре 1917 г. упоминалось о том, что книгоиздательство «Скиф» приступило к постановке ряда кинокартин на исторические, литературные и социальные темы («Граждане, история повторяется», «Великие первенцы свободы», «Рудин» и др.), а

_________________________ 156

 

Читать далее
Подняться к началу

157

 

в Петроградской судебной палате рассматривалось дело по иску вдовы Д. Н. Мамина-Сибиряка к Российскому кинематографическому обществу, требовавшей воспрещения показа и уничтожения картины «Приваловские миллионы».

«Иск удовлетворен, — сообщали «Известия Пензенского Совета Рабочих, Крестьянских и Военных Депутатов» № 168 от 14 (27) ноября 1917 г., — таким образом создав прецедент недопущения инсценировкилитературных произведений без согласия авторов или их наследников».

А после волны сообщений о фактах национализации наступило затишье.

Только 28 мая 1923 г. в «Трудовой правде» мелькнула заметка о том, что польские кинематографические предприятия, поддавшись царящим в стране антирусским настроениям, отказываются ставить картину «Петр Великий» (105) (обычную историческую постановку, к тому же содержащую антибольшевистские намеки). А 12 июля 1925 г. — о том, что в США в скором времени примут закон против фальсификации граммофонных пластинок. Проблема, однако, актуальна до сих пор.

С этого момента в разделе «Смесь» снова замелькали заметки о событиях в мире кинематографа: об экспериментах по съемке сердца в рентгеновских лучах, о съемке через микроскоп, о том, что в Москве, в летнем кинотеатре деткомиссии, началась публичная демонстрация киносеансов при полном освещении («ТП» № 266 от 24 ноября 1925 г.). Последняя проводилась при помощи оборудования, созданного инженером Пороховщиковым. 8 июля 1927 г. в разделе «Наука и техника» появилась заметка «Кинематография невидимого» об опытах инженера Тедеско, работавшего для фирмы Патэ над съемкой быстро двигающихся предметов: насекомого или револьверной пули в полете, электрического разряда и т.п.

При помощи провинциальной прессы расширяли свою деятельность столичные кинофирмы. В конце 1926 г. московское издательство «Кинопечать» объявляло о наборе на должность уполномоченных по распространению кинолитературы в городе Пензе и его районе. Обязательно требовались рекомендации, отзывы о прежней работе и денежные поручительства. А заметка «Конкурс «Межрабпомфильма» в «ТП» №131 от 8 июня 1932 г. сообщала, что на полтора месяца продлен срок присылки сценариев и либретто звуковых фильмов на объявленный студией конкурс. Между прочим, это вполне мог быть и трюк, подобный примененному однажды А. Ханжонковым: сценарии, не получившие призового места (а их было большинство), преспокойно пополняли запасы сценарного отдела студии и использовались по мере надобности.

Как сообщалось в «ТП» от 20 октября 1927 г., в Нью-Йорке был открыт крупнейший в мире кинематограф, вмещавший 10 тысяч зрителей. А на улицах Парижа («ТП» № 77 от 3 апреля 1928 г.) появились киноавтоматы, демонстрировавшие короткую кинохронику.

___________________________

105 Поставлена Дмитрием Буховецким в Германии, в 1922 г.; роль Петра играл Эмиль Яннингс.

_________________________ 157

 

Читать далее
Подняться к началу

158

 

В июле 1930 г. в Москве прошли общественные просмотры нескольких японских фильмов, привезенных в СССР японским журналистом Иппей Фукуро (фамилии воспроизводятся по газетному тексту). Среди них были картина «Что сделало ее такой» (106) режиссера Судзуки, поставленная по пьесе Фудзимори, и мультипликационный фильм «Замок Иссида» художника Офудзи. Последний вызвал значительный интерес:

«Она [картина] демонстрирует высокую технику мультипликационной фильмы и очень изощренную художественную культуру современного японского искусства»

(«ТП» №175 от 30 июля 1930 г.).

Донесла газетная хроника до Пензы и трагические новости: в ноябре 1925 г. — о смерти Макса Линдера, а 20 марта 1932 г. — сообщение о самоубийстве главы мировой фирмы фотооптической аппаратуры «Истмен Кодак компани» Джорджа Истмена. Истмен в свое время создал одну из основ кино — кинопленку. С его смертью оборвалась еще одна нить, связывающая стремительно развивающийся мир кино с его недавним прошлым...

Конечно, пензенские газеты сохранили больше свидетельств об окончании эпохи немого кино, чем об ее начале, больше ретроспектив, чем оперативных сообщений. Это естественно: время грандиозных информационных потоков «телевизионного театра» еще не пришло. Поэтому даже сведения из соседних регионов до Пензы доходили скупо и запоздало.

* * *

Во времена, когда кинематограф скитался по России подобно иным зрелищным предприятиям (циркам, балаганам), границ для него не существовало. Кого только не заносило в Пензу (как и в Самару, Саратов, Симбирск, Тамбов и сотни других российских городов) под парусом из кинопленки... Затем в городе сформировалась своя киносеть, нуждавшаяся в постоянных торговых контактах с внешним миром, с крупными кинопромышленными и прокатными центрами. Ближайшими из таковых являлись Москва, Самара и Саратов. Именно отсюда шли в Пензу новинки проката, аппаратура, запчасти и пленка, здешние кинопредприятия в разные периоды курировали пензенский кинорынок.

Не говоря о Москве, и Самара, и Саратов превосходили Пензу только по количеству населения в полтора-два раза, а по состоянию промышленности, торговли и благоустройству — многократно. Естественно, развитие кино в этих городах намного опережало пензенское и по срокам, и по масштабам. В Москве первые киносеансы прошли в начале мая 1896 г., первый электротеатр открылся 1 января 1903 г., а к осени 1908 г. в городе уже насчитывалось около 80 электротеатров. В Самаре и Саратове первые киносеансы прошли позже, чем в Пензе26 мая 1898 г. и 18 мая 1897 г., зато в Саратове первый «электробиоскоп» (кстати, принадлежавший Р. Р. Гальске) открылся в апреле 1907 г. и их число вскоре перевалило за десяток. В Самаре весной 1906 г. короткое время работал (пока не сгорел) электробиоскоп мещанки Слепухиной в дере-

___________________________
106 Показывалась в Пензе в середине января 1932 г.

_________________________ 158 

 

Читать далее
Подняться к началу

159

 

вянном здании тира в Струковском саду, а следующим летом на этом месте открылся первый в Самаре биоскоп, располагавшийся в специально построенном каменном здании. В начале 1908 г., когда в Пензе только открылся электротеатр Троицкого, самарский «Городской вестник» уже отмечал:

«В Самаре к новому году образовалось такое количество биоскопов (около 15-ти) под разными названиями, что в конце концов часть их, плохо обеспеченная в материальном отношении и не могущая конкурировать с более лучшими, должна неминуемо естественным путем покончить свое существование, т.е. постепенно закрыться»

(№ 284 от 11 января).

Возникшие в Москве в 1908 г. кинопрокатные конторы распространяли свою деятельность и на центры крупных районов. Так, в Самаре в 1909 г. действовали отделение и региональный склад прокатной фирмы А. В. Аргасцева, прокатная контора «Синеграф»; в 1914 г. Самарское отделение отдела проката генеральной компании Бр. Патэ публиковало следующую рекламу:

«Прокат синематографических лент всех разрядов. Полное оборудование электро-театров. Аппараты, принадлежности всегда на складе. Сметы высылаются немедленно бесплатно».

К тому времени большинство мелких кинотеатров разорилось и перебралось либо в уезды (а многие саратовские и самарские уезды были не чета пензенским (107)), либо в другие города (в ту же Пензу, к примеру, как Качаев и, возможно, Стамбулко (108)), их сменили крупные, устойчиво работавшие предприятия (до 10 и более). Кстати, одно из прошений об открытии биоскопа в Самаре, на углу Садовой и Симбирской улиц, в декабре 1909 г. подавала в Строительное Отделение Самарского губернского правления крестьянка села Чуфарово Пензенской губернии Мария Дмитриевна Юрина (совместно с самарским мещанином Лукой Надеждиным).

После революции контакты Пензы с московскими фирмами сменились контактами с соседями по Поволжью, главным образом с Саратовом, более близким территориально и связанным с Пензой вековыми традиционными «узами притяжения». В Самаре и Саратове сохранились отделения кинофирм и склады лент, поэтому, например, уже в декабре 1918 г. Пензенский губпрофсовет командировал своего представителя Н. Н. Спицына в Саратов со следу-

_________________________
107 К примеру, кинематограф «Триумф» уездного города Бузулук в 1914 г. рекламировал свои достоинства так:

«Картины ставятся от старейшей всемирно известной фирмы Бр. Патэ первых очередей. Перемена программ три раза в неделю. Иллюстрация картин под музыку пианиста художника В. И. Тевс. Демонстрация картин под управлением опытного механика М. З. Поляева. В художественном фойе имеются: журналы-газеты, буфет — кофе, чай и фрукты. Электрические закуривательницы. Вешалка и телефон № 90 к услугам публики бесплатно. Дирекция И. Д. Камязина»
(Календарь и памятная книжка Самарской губернии на 1914 год).

Там же рекламировался и художественный электротеатр «Модерн» села Сорочинское Бузулукского уезда, принадлежавший И. С. Красикову: зал на 150 мест, фойе на 80 человек, чайно-фруктовый буфет, вентиляция, собственная 16-сильная электростанция, картины ставились четвертым экраном, иллюстрировались «опытным пианистом» на пианино и фисгармонии; в антрактах играл электрический оркестрион. Цены — от 10 до 50 коп.

108 В самарских адрес-календарях встречается упоминание о М. В. Стамбулко, владевшем часовым магазином (как и тот Стамбулко, что содержал пензенский «Модерн»).

__________________________ 159

 

Читать далее
Подняться к началу

160

 

ющим удостоверением:

«...Предъявитель сего член Президиума Губ. Совета Союзов тов. Николай Николаевич Спицын командируется в гор. Саратов в Областной и Губернский Советы Професс. Союзов для выяснения вопросов о культурно-просветительной постановке дела и возможности приобретения для г. Пензы кинематографических картин научного, революционного и литературно-классического характера для нужд Отдела Пролетарской Культуры...»

(ГАПО, ф. р-261, оп. 1, д. 34, л. 147).

Задание заключалось «... в приобретении... на прокат для Отдела Пролет-Культа кинокартин через Саратовские отделения кинематографических фирм» (там же, л. 149). Вскоре подобная деятельность осуществлялась уже не отдельными курьерами, а постоянными представителями (агентством) Саратовской фотокиносекции в Пензе. Параллельно работали и частные посредники по поставке кинокартин. В 1924 г. в поисках более выгодных условий проката Пензенский ГСПС вел переговоры с несколькими прокатными фирмами из различных регионов. Так, представитель ПГСПС Г. Г. Оловянникова была уполномочена вести переговоры с

«представительствами Московских кино-фильм на предмет своевременной отправки кино-картин по договору о прокате и произведение предварительного подбора картин на будущее время»

(ГАПО, ф. р-261, оп. 1, д. 603, л. 251).

Договоры были заключены в начале мая с представительствами «Кино-Москва», Госкино и Севзапкино (Северо-Западного областного фотокиноуправления). Все три представительства посылали в Пензу фильмы, показывавшиеся в Центральном рабочем клубе и его филиале. На этой почве обострилась конкурентная борьба. Например, в июне губпрофсоветом была получена телеграмма из Саратова:

«Могу заключит поставку вам хароших картин доч африки, таинственной всадник, священный тигр, хмель... в котле, человек без имени, мацист на одохи, много других. Цены не дорожи масковских постановка обязательна с тринадцатого июня телеграфируйте согласие пролеткино»

(ГАПО, ф. р-261, оп. 1, д. 603, л. 432).

12 июля последовал запрос губпрофсовета в Саратовское отделение «Пролеткино»:

«Президиум Пензенского Губпрофсовета просит отпускать для районного рабочего клуба... картины по пониженным ценам, т.к. цель означенного клуба как можно больше сделать посещаемость кино для рабочих масс по самым низким ценам. Назначаемая вами цена через вашего уполномоченного тов. Мариничева слишком высока и выручить таковую ввиду сильной конкуренции других кино в гор. Пензе не представляется возможным» (там же, л. 632).

Договор с «Пролеткино», очевидно, все же был заключен и действие его истекло 17 июля 1924 г., в связи с чем Т. Д. Маринчев, как представитель и Саратовского отделения «Пролеткино», и Самарского отделения «Севзапкино» настаивал на его возобновлении:

«...Прошу вас воздержаться заключать условие с другими какими-либо представителями, т.к. я просил телеграфно приехать в Пензу члена правления «Пролеткино» тов. Золина и заведывающего Самарским отделением «Севзапкино» тов. Шлезингера, которые по выяснению всех вопросов по прокату картин здесь на месте и осмотра вашего театра возможно найдут

__________________________ 160

 

Читать далее
Подняться к началу

161

 

способ сделать все возможное, чтобы ваш клуб пользовался преимуществом на постановку хороших кинокартин»

(ГАПО, ф. р-261, оп. 1, д. 603, л. 786).

Во второй половине 20-х гг. частное предпринимательство в области кинопроката было ликвидировано и сохранена только прямая поставка фильмов от саратовского, а затем самарскогоотделений «Совкино» («Союзкино»).

Что же предлагали зрителям в те годы отечественные прокатные конторы?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 __________________________ 161

 

 

vinietka-10

 

 

 

==================================================
Читать далее:
Фильмы
________________________________________
В оглавление.
==================================================

 

 

Добавить комментарий


хостинг KOMTET