Глава I. КОРОТКИЕ ВСТРЕЧИ
Для ознакомления с содержанием материала необходимо навести курсор на одну из кнопок и нажать на нее
↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓
«Скажем, что живые картины — создание цивилизации XIX века. И это утверждение будет так же справедливо, как справедливо всякое обобщение». Генри Хопвуд «Новинка эта — синематограф Лумьера, или, как чаще называют его, «живая фотография», — настолько оригинальна и любопытна, что посмотреть ее смело можно порекомендовать всякому». «Пензенские губернские ведомости», №261 от 4 декабря 1896 г. Последнее десятилетие XIX века стало временем массового дебюта нового изобретения, известного под десятками имен. Во многих европейских странах (в том числе и в России) и в США велись в то время разработки устройств, способных создавать и воспроизводить «непрерывную серию мгновенных фотографий, создающих иллюзию движения». С небольшими интервалами подобные аппараты были сконструированы изобретателями из США, Франции, Англии, Германии. Тогда же начались первые публичные демонстрации нового оптического аттракциона в городах Европы, Америки, Азии. Например, английский изобретатель Роберт Уильям Пол 28 февраля 1896 года демонстрировал в Королевском институте Лондона короткие фильмы при помощи своего проектора под названием «театрограф» (в дальнейшем более известного как «аниматограф»). В Германии 1 ноября 1895 года инженеры Макс и Эмиль Складановские выступили с демонстрацией аппарата под названием «биоскоп» в берлинском Винтергартене, а затем в 1895-1896 гг. в городах Германии, Голландии (до сих пор в голландском языке кинозал называется bioscoopzaal, или просто bioscoop), Дании, Швеции. Еще в 1894 году создан был кинетоскоп Эдисона-Диксона (США), знаменитый «ящик с живыми картинками», прародич всех киноавтоматов для приватного просмотра, а американцы Жан Акме Ле Рой и братья Латам устраивали публичные сеансы «живой фотографии» в первой половине 1895 года. Однако больше всех повезло французам — братьям Луи и Огюсту Люмьерам из города Лиона. В действительности их легендарный синематограф был большей частью «собранием» изобретений известных и малоизвестных предшественников, доведенным до ума инженером Жюлем Карпантье; даже ставшее затем общераспространенным название «синематограф» применительно к подобному устройству впервые запатентовал французский фотограф Леон Були в 1892 году. Но у семьи Люмьеров были средства, умение максимально разработать «золотую жилу», торговая сметка, а у Луи Люмьера — талант постановщика и чувство аудитории. 28 декабря открылся зал, арендованный Люмьерами в подвале «Гран Кафе» на бульваре Капуцинок в Париже, где производился платный показ первых кинофильмов. Вскоре во все стороны света отправились эмиссары фирмы _________________________ 9 Читать далее «Синематограф Люмьер» — гастролирующие кинодемонстраторы и одновременно кинооператоры, снабженные аппаратом и запасом лент. Синематограф имел уникальные даже по нашим меркам возможности: будучи достаточно легким, портативным и надежным, он служил и для демонстрации фильмов, и для съемки негативов, и для копирования позитивов. Поэтому Люмьеры не торговали аппаратурой (даже Жорж Мельес, будущий мэтр только зарождавшегося киноискусства, вынужден был купить необходимый ему проектор у Р. У. Пола), а контролировали целый штат «торговцев грезами», имевших возможность в одно и то же время снимать для фирмы новые фильмы, делать с них нужное количество копий и проводить киносеансы. В 1896 году синематограф триумфально шествовал из страны в страну: 17 февраля — Лондон, 29 февраля — Брюссель, 30 апреля — Берлин, май — Вена, 12 июня — Мадрид, 18 июня — Нью-Йорк. 4 мая 1896 года он достиг Санкт-Петербурга, где демонстрировался в летнем саду «Аквариум»; через два дня агенты Люмьеров арендовали маленький магазин в д. № 46 на Невском проспекте и открыли первый в столице кинотеатр. 26-31 мая синематограф демонстрировался в Москве в театре летнего сада «Эрмитаж» (Каретный ряд). Чуть ранее оператором Люмьеров Камиллом де ла Серф была снята сенсационная местная кинохроника, запечатлевшая эпизоды коронования царской четы, проходившего в Москве 9-14 мая. Обладая монополией только на собственные аппараты и фильмы, Люмьеры, естественно, не могли препятствовать (хотя и пытались, защищая в первую очередь торговую марку «синематограф») распространению аналогичных изобретений: имеются данные о появлении в Санкт-Петербурге и Москве в это же время аниматографа Пола (с 26 мая в театре Зоологического сада С.-Петербурга и с 30 мая в саду и театре «Гейтен» в Москве) и кинетофонов Эдисона (Верхние торговые ряды, Москва, с 25 мая). Распространение коммерческих кинопоказов за пределы российской столицы связывается с именами импресарио парижской опереточной труппы Рауля Гюнсбурга, маршрут которого лежал через Санкт-Петербург и Москву в Нижний Новгород, на Всероссийскую выставку, и московского содержателя зрелищных заведений Шарля Омона (Соломона). В июне 1896 года синематограф Люмьера стал одним из «гвоздей сезона» в кафе-шантане Омона «Театр-концерт Паризьен», открытом на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде; здесь с новым аттракционом познакомилось большинство гостей выставки, а А. М. Горький, в то время сотрудник «Нижегородского листка» и «Одесских новостей», опубликовал в обеих газетах обширные очерки (по совместительству и первые кинорецензии), посвященные синематографу. Так началось победное шествие кино по российской провинции. В том же 1896 году с ним встретились и жители Пензы. * * * В конце XIX — начале XX века Пенза, тихий и небогатый губернский город, уже изрядно соприкоснулась с современной цивилизацией. В наибольшей _________________________ 10 Читать далее мере этому способствовало подключение к железнодорожной сети страны: в 1874 г. Пенза стала одной из узловых станций Моршанско-Сызранской (с 1889 г. Сызрано-Вяземской) железной дороги, давшей городу выходы на Москву и Самару. В декабре 1895 г. линия Пенза-Рузаевка соединила Сызрано-Вяземскую и Московско-Казанскую железные дороги (установилась связь Пензы с Казанью и Симбирском); в ноябре 1896 г. через город прошла Рязано-Уральская ж.д., в декабре этого же года началось движение по линии Пенза-Ртищево (связь с Саратовом и Тамбовом, Воронежем, Курском, южнорусскими губерниями). Пенза стала важнейшим транспортным перекрестком Волжско-Сурского района, крупной перевалочной станцией, что не могло не отразиться на деловой жизни города. В социальном плане новое положение коснулось в основном районов, близких к железнодорожным линиям и станциям. Население города увеличилось (в немалой степени за счет железнодорожных рабочих и служащих), увеличился товарооборот пензенских торговцев и приток в город приезжих. По данным Первой Всероссийской переписи населения 1897 г., в Пензе проживало 55,7 тыс. человек, в энциклопедическом словаре Брокгауза — Ефрона в 1899 г. население Пензы было определено уже в 61851 чел. Население Пензы, как и любого российского города, было очень разнообразно по социальному составу. Пензенский поэт-бытописатель М. И. Иванисов в середине XIX в. отмечал: «Общий житель классов разных, — Средней частью: из дворян, Из военных, из приказных, Из купцов и из мещан» (2). В 1915 г. поляк Игорь Неверли, заброшенный в Пензу военным лихолетьем, подметил практически то же самое: «...Город скорее торговый, с преобладанием купечества, чиновников и чудовищных, прямо как у Горького, мещан...» («Земство». — 1994. — №3. — С. 200). Влияние мещанства (вследствие его массовости) на культурную атмосферу города было очень заметным. Впрочем, немало было в Пензе и прогрессивно настроенной интеллигенции. Культурная жизнь пензяков традиционно была достаточно разнообразной. В городе имелись два театра — старый каменный городской, именовавшийся Зимним и принадлежавший в конце XIX века Л. И. Горсткину, а затем сыновьям антрепренера Вышеславцева и их наследникам, и летний деревянный Народный театр, открытый в городском парке (Верхнем гулянье) в 1896 г. группой поклонников сценического искусства (среди них был и В. Э. Мейерхольд, за дальнейшей карьерой которого земляки довольно внимательно следили). Имелись также Дворянское и Соединенное собрания, рисовальное училище с музеем живописи, различные культурные организации (в частности, Пензенское отделение Русского музыкального общества), клубы (самый большой — Вспомогательного общества торгово-промышленных служащих). Горожане простого звания предпочитали ходить в цирк и на ярмарки, где всегда уст- _________________________ 11 Читать далее раивались развлечения для публики: балаганы, выступления бродячих артистов, карусели, выставки и т.п. Отдельные труппы, артисты и демонстраторы технических или экзотических «чудес» (наподобие фонографа, живого страуса и пр.) арендовали помещения в гостиницах на центральной улице города — Московской — или близ нее, а иногда выступали и в театрах, Дворянском и Соединенном собраниях. Так что любой демонстратор нового аттракциона, странствующий по России (3), при желании мог без особых затруднений как попасть в Пензу, так и найти в ней место для выступления и достаточную аудиторию. * * * Однако первое знакомство жителей Пензы с кино произошло в Нижнем Новгороде. Опубликованная в журнале «Пензенский городской вестник» № 6-7 от 30 апреля 1911 г. статья А. Т. Полякова «О Пензенских кинематографах» содержала следующее упоминание о данном факте: «...Начало появления «сеансов живой фотографии» следует отнести к началу девяностых годов прошлого столетия. Лично мы в первый раз присутствовали на «сеансе» во время Нижегородской выставки в 1896 году». Эти же место и время своего знакомства с кино называл автор заметки «Новая роль кинематографа» («ПГВ» № 212 от 15 августа 1913 г.), упоминавший также о публикации в 1896 г. своих материалов о выставке (4). Первый «прямой» контакт пензяков с синематографом Люмьера датируется 3-4 декабря 1896 года. 1 декабря в «ПГВ» было опубликовано объявление следующего содержания: «Во вторник, 3-го декабря, в зале Соединенного Собрания (сейчас — д. № 60 по ул. Красной) концерт А. Р. Риензи и сеанс синиматографа (чудо XIX ст.)». В номере от 4 декабря газета поместила сразу две заметки, посвященные интересному событию. Раздел «Местные известия» отражал факты: «Сегодня в местном театре Вышеславцева после исполнения известной драмы Островского «Гроза» — демонстрируется очень интересная новинка, которая не может не привлечь внимание публики... Посмотреть синематограф, демонстрируемый в театре, любопытно еще и потому, что в числе показываемых им живых фотографий имеются картины, изображающие Коронационные торжества в Москве и сцены из «русской недели в Париже». В разделе «Театр» давалось подробное описание предлагаемого публике зрелища: «Синематограф», движущаяся фотография, последнее изобретение науки. Зритель видит на экране целые движущиеся сцены, которые происходили в действительности и были сняты рядом моментальных фотографий. Картины почти в натуральную величину. 1) Выход рабочих из мастерских, 2) толпа негров, 3) движение по улице в Гавре, 4) подход поезда _________________________ 12 Читать далее к ст. Ришелье, 5) сцена в зубоврачебном кабинете и 6) торжественное шествие Их Императорских Величеств в Успенский собор». Популяризация оригинальной новинки велась в Пензе достаточно активно. К примеру, в Железнодорожном училище, где имелась похвальная традиция знакомить учащихся со всеми появлявшимися в городе новыми техническими изобретениями, зимой 1896-1897 гг. был устроен киносеанс. «В этом же (1896) году... в Рекреационном зале училища нам была показана кинокартина, — вспоминал позже выпускник Железнодорожного училища Ю. Ф. Лихачев. — Электросвета в училище не было, и киноаппарат освещался Друммондовым светом, а аппарат приводился во вращение рукой демонстранта. Величина картины была с квадратный метр. Картину смотрели все преподаватели и Начальник с семьями и учащиеся. Как во всех зрелищах, начальство с детьми устроились возле экрана, а когда на экране появилось шествие слонов на зрителей, то ребятишки испугались и убежали с криком «раздавят» назад, но потом вернулись. Вторая картина показала подход поезда к станции, и ребятишки тоже испугались, и с криком «задавит» убежали от экрана. Много было слуха и разговоров об этом чуде науки» (5). «Чудес науки», кстати, в ту пору в провинции было уже хоть отбавляй. В октябре 1897 года, например, в доме Бартмера на Московской улице производилась демонстрация «вновь изобретенного, усовершенствованного играющего, поющего и говорящего чудо века! аппарата ГРАМОФОН единственного в России». «С дозволения начальства» чудо показывалось за 12 копеек (с включением благотворительного сбора), с учащихся бралась половина суммы и для них устраивались демонстрации в научных целях, по приглашению. Всего через 16 лет музыкальный магазин Миллера на той же Московской будет продавать залежавшиеся граммофоны с двадцатипроцентной скидкой... Успешно дебютировав перед пензяками, кино не стало медлить с закреплением успеха. Так, в «ПГВ» № 76 от 3 апреля 1897 г. содержится краткое упоминание: «...г. Дерингом от данного им представления пожертвована половина сбора — 123 р. 86 к. — в пользу бедных». П. В. Деринг, неоднократно выступавший в Пензе как демонстратор оптических аттракционов, был и одним из первых известных в Пензе кинодемонстраторов; в данном случае можно предполагать возможность проведения им киносеанса, в том числе и по крупному сбору. С 29 июня 1897 г. на Верхнем гулянье, в помещении рядом с Народным театром, публике демонстрировались с 12 часов дня до 12 часов ночи «ки- _________________________ 13 Читать далее нитограф (движущаяся фотография) с 15-ю картинами и новейший фонограф Эдисона». В дальнейшем владелец кинетографа (6) опубликовал объявление, извещающее об исправлении имевших место при первой демонстрации недостатков и дате последних сеансов — 17, 18 и 20 июля. 21-22 октября 1897 г. на сцене Зимнего театра вновь демонстрировался синематограф, «новый и усовершенствованный аппарат» с «замечательной коллекцией картин из общественной жизни и событий последних дней». Новизна демонстрируемой программы уже становилась основным мотивом рекламы киносеансов, поскольку аппарат сам по себе представлял гораздо меньший интерес, чем фильмы. В это же время два основных, заявивших о себе на пензенском рынке зрелищ, «конкурента» — синематограф Люмьера и кинетограф Месстера — встретились на арене цирка братьев Никитиных в гастрольной программе «известного физика» К. О. Краузе (7). Демонстрация аппаратов и прилагающихся к ним комплектов лент чередовалась с уже известными оптическими аттракционами типа «диорамических туманных картин». Объявления о сеансах не скупились на похвалы синематографу Люмьера: «великая новость», «великое изобретение, чудеса XIX столетия, чему рукоплещет весь ученый мир», «единственный в мире аппарат, оживленная фотография во весь рост», «чтобы поверить, нужно видеть». Одним из основных «люмьеровских» сюжетов было «Полное торжественное шествие Священного Коронования Их Императорских Величеств в 1896 году». Сюжеты картин Месстера перечислялись более подробно: «представление факира, танцы китайских женщин, заколдованный замок, соблазн часового, камаринская и мн. др.», а сам «новый аппарат живой движущейся фотографии» демонстрировался «в научных целях». Последнее представление аттракционов Краузе состоялось 14 ноября. Почти через год, 27 октября 1898 г., в Зимнем театре П. М. Вышеславцева после комедии-шутки «На пороге великих событий» демонстрировался «усовершенствованный синематограф конструкции Люмьер». Следующее _________________________ 14 Читать далее (8) вновь начались популярно-научные представления «известного физика» П. В. Деринга. Демонстрация движущихся оптических картин, сопровождавшаяся комментариями, музыкой и звуковыми эффектами, дополнялась «живыми фотографиями» посредством «синематографа новейшей системы, устроенного по особому заказу г. Деринга в Лондоне» (вполне возможно, имелись в виду аниматограф Р. Пола или биоскоп Ч. Урбана, наиболее известные серийные образцы выпускавшейся в Англии киноаппаратуры). В числе картин демонстрировались снятые с натуры «Кассационный суд над Дрейфусом в гор. Ренне» и «Отправление отряда буров из гор. Претории на поле битвы». 23 января Деринг завершил выступления представлением с последующими танцами для учащихся, сбор с которого пошел в пользу приюта Общества вспоможения неимущим. появление синематографа в Пензе произошло только на рубеже веков — в 1900 году, когда с 7 января в зале Дворянского собрания Синематограф завоевывал себе место на рынке оптических аттракционов, сложившемся в XIX веке: долгое время его конкурентами оставались сеансы «туманных картин» и т.п. Достаточно, например, упомянуть «Фата-Моргана» физика К. Малиновского и оригинальный театр «Теневые силуэты» шатографиста Ш. Ватсона, показанные на сцене Зимнего театра в феврале 1901 г. В дальнейшем оптические аттракционы стали спутниками опередившего их по популярности кино, посредством многочисленных технических усовершенствований все увеличивающего свой зрелищный потенциал. Кстати, о зрелищном потенциале. В те годы жители Пензы явно не отказывали себе в расходах на удовольствия: «Город Пенза, по числу населения принадлежащий к разряду средних городов России, едва ли может быть причислен к городам, обладающим хорошими материальными средствами, но тем не менее жителями немало тратится на всевозможные увеселения, как-то: _________________________ 15 Читать далее спектакли, концерты и проч., устраиваемые с благотворительною целью; с начала зимнего сезона и по 25 января получено от этих увеселений валового сбора 7537 руб. 60 к.» («ПГВ» №22 от 27 января 1901 г.). Естественно, и кино, еще не набрав достаточно сил, чтобы потеснить конкурентов, уже подключилось к процессу опустошения карманов пензенских обывателей в масштабах, увеличивающихся год от года. 18 и 22 ноября 1901 г. в зале Соединенного собрания демонстрировался синематограф Люмьера (Cinematographe Auguste et Louis Lumiere Photographie animee et vivante) с пометкой: «Этот аппарат 50 демонстрировавшихся картин-сюжетов были разбиты на три больших отделения, демонстрация сопровождалась игрой оркестра. «ПГВ» № 250 от 20 ноября 1901 г. опубликовали заметку о сеансе 18 ноября: «Сеанс имел громадный успех. Нельзя не отметить, что синематограф Люмьера замечательно усовершенствован, картины получались отчетливые, оживленные и полные иллюзии. Картины были самые разнообразные и могли доставить удовольствие не только детям, которые были в восторге и проявляли его аплодисментами и просьбами повторить многие из картин. Зал был переполнен, стояли у стен и входов в зал». По просьбам публики 8 декабря состоялся еще один сеанс с демонстрацией 60 сюжетов, часть которых была названа в печати («Коронационные торжества в Москве», «Франко-русские празднества в Санкт-Петербурге», «Водопад Ниагара», «Бруклинский мост», сцены из военного быта, комические картины, сюжеты из жизни детей и др.). Стоит отметить, что в те годы практиковались два способа гастрольной деятельности кинематографа. Обладая достаточным опытом самостоятельной разъездной работы с оптическими и акустическими аттракционами, демонстратор мог работать в одиночку или с помощником. Однако чаще всего он заключал соглашение с антрепренером цирка (ярмарочного театра, паноптикума, музея и т.п.) и гастролировал вместе с труппой, делясь доходом с хозяином. В свою очередь ярмарочные антрепренеры быстро почуяли выгоду от содержания кинематографа и нередко сами обзаводились киноаппаратурой. В 1902 г. пензенская публика впервые познакомилась не с частным кинодемонстратором-гастролером, а с передвижным зрелищным предприятием, использующим кинематограф как часть основной программы. 7 февраля в _________________________ 16 Читать далее «ПГВ» было опубликовано объявление театра «Колумбия», обосновавшегося на углу Московской и Никольской (9) улиц. В программе театра значились «театральный кинематограф Люмьера и концерт невиданных известных артистов посредством аппарата Великан фонограф (стентор)», а также «бесплатный стереоскопический, оперный и опереточный кабинет». Приводились и расценки на зрелище: «20 к., учащиеся, дети и нижние чины — половину, желающие сидеть — 30 к.». Скорее всего, название театра было взято владельцами из торговой марки используемой аппаратуры: американская фирма «Колумбия Фонограф компани» была в то время одним из основных поставщиков фонографов на мировой рынок. Адрес же «угол Московской и Никольской» впоследствии не раз еще упоминается в истории других пензенских кинопредприятий. 18 июля 1903 года в Народном театре предполагался сеанс нового усовершенствованного кинематографа («к» прижилось), называемого аниматографом («двойной американский новейшей конструкции аниматограф (Vensengrand) с цветными картинами. Движение каждой картины продолжается от 10 до 20 минут беспрерывно»). Также владелец аппарата (австрийский подданный Иван Антонович Ленейс, в дальнейшем работавший в нескольких пензенских кинопредприятиях) уверял зрителей в отсутствии таких знакомых первым кинозрителям раздражающих недостатков проекции, как «мигание» и переутомление глаз. Тем не менее язвительная заметка в «ПГВ» № 156 отмечала, что демонстрация началась на полтора часа позже и внезапно оборвалась. Затем аниматограф показывался еще раз в Народном театре 23 июля и в депо Вольного Пожарного общества (10) (практически напротив) — 26 июля (с отчислением половины дохода в пользу Общества), а планировавшийся там же 27 июля детский сеанс не состоялся. Понятие «двойной» могло относиться к принципу демонстрации (биоскоп Складановских, например, создавал иллюзию движения путем демонстрации одновременно двух лент с нечетными и четными кадрами), дававшему также возможность удвоить длину показываемой ленты (в заметке демонстрируемые картины сравнивались с пантомимой, следовательно, имели значительную продолжительность действия). В Народном же театре проходил сеанс синематографа 17 мая 1904 года. «Картины выходили удачно, комические сюжеты сопровождались дружным смехом и усиленными аплодисментами» («ПГВ» №136 от 19 мая 1904 г.). В качестве иллюстрации настроений, царивших в то время в театральном мире, интересна заметка Ф. «Публика и театр» в «ПГВ» № 304 от 3 ноября 1904 г. Констатируя слабую посещаемость театра в провинции, автор считал, что «предприимчивому антрепренеру предстоит создать особый род зрелищ, которые обращались бы только к внешним чувствам и были бы привлекательны для всех сортов публики». Кинематограф, несомненно, с полным _________________________ 17 Читать далее правом мог бы претендовать на отнесение к этому «особому роду», однако в то время еще не воспринимался как зрелище, способное заполнить предполагавшуюся нишу. Пока он был обременен такими «детскими болезнями», как малая продолжительность картин, дефекты демонстрации, отсутствие или примитивность звукового сопровождения, скудный и однообразный репертуар. Тем не менее год от года кинематограф все более распространялся и становился все более привычным явлением. Кстати, не только в губернском городе. Корреспондент «ПГВ» из Саранска сообщал в номере от 10 ноября того же года: «Скучающую [саранскую] публику наехали любители развлекать. Один приехал с громадными афишами, где говорил, что покажет (синематограф) броненосцы в натуральную величину». Упоминалась в заметке и фамилия демонстратора — Жданов. Ноябрь 1904 г. ознаменовался посещением Пензы одним из крупных частных кинопредпринимателей. 18, 19 и 21 ноября в зале Соединенного Собрания состоялись три сеанса «американского биоскопа» (The american royal randvoll bioscope), представляемого В. С. Кржеминским. Наторевший в саморекламе владелец разослал каждому из городских подписчиков «ПГВ» программы своих сеансов вместе со свежим номером газеты. Основными достоинствами биоскопа, согласно рекламе, были его оригинальность и качество демонстрации («самая лучшая живая фотография, большие пластические картины в натуральную величину и без малейшего мерцания»), за которые гость и заламывал цены от 35 копеек до полутора рублей за место. Раздел «Местная хроника» в «ПГВ» № 319 от 18 ноября 1904 г. информировал: «Мы читали собранные г. Кржеминским похвальные отзывы провинциальных газет, в которых особенно отмечается отсутствие дрожания картин. Если это так, то картины усовершенствованного биоскопа вполне заслуживают внимания, в особенности учащихся и детей». В перечень 67 сюжетов, составлявших репертуар биоскопа (номер 67-й: «г-н директор будет иметь честь поблагодарить публику» — с экрана, разумеется), были включены 16 хроникальных «сцен из русско-японской войны» и художественные многокартинные ленты («Кот в сапо- _________________________ 18 Читать далее гах», «Христофор Колумб», «Наполеон Бонапарт, его возвышение, величие и падение» и др.). Принадлежавший Кржеминскому киноаппарат, несмотря на слово «американский» в названии, мог быть изготовлен, к примеру, германской фирмой «American Bioscope», работавшей также в Австро-Венгрии, Бельгии, Голландии и Швейцарии, или англо-американской компанией Чарлза Урбана, выпускавшей аппараты с маркой «Royal Bioscope». Естественно, владелец просил «не смешивать настоящий Американский Биоскоп с другими кинематографами», так как он якобы не имел с ними ничего общего ни по репертуару, ни по совершенству передачи картин. Год 1905-й принес в Россию не только осложнение внутренней общественно-политической обстановки. «Реакционные веяния» коснулись и до того лояльно-нейтрального отношения к распространившемуся повсеместно аттракциону. О кинематографе заговорили чаще — и преимущественно негативно, видя в нем еще один новый порок и без того погрязшего в упадочничестве и бескультурье общества. К «филиппикам» 1905 года относится и еще одно упоминание о появлении кинематографа в губернии вне Пензы. «ПГВ» № 23 от 23 января, раздел «По губернии»: «Инсар. В наш город приехал некто Жд. (11), который показывал 18 января движущуюся фотографию с картинами из русско-японской войны и тем привлек массу публики, как из простого народа, так и из интеллигенции. Хорошего мало: картины выходили неясно (кроме недвижущихся). В заключение ученую собачку показал, на балалаечке поиграл, по сцене поплясал и этим нашу публику потешил...». Далее автор адресовал членам местного общества трезвости вопрос: неужели нельзя дать народу более разумного развлечения? «Эстафету» принял в № 71 от 12 марта священник И. Ягодинский в статье «Попечительства о народной трезвости»: «Не будем касаться разных народных развлечений, мало полезных для народа, вроде спектаклей, живых картин, синематографов, граммофонов и проч., каковые развлечения здравый смысл самого народа относит лишь к затеям для «ребят»...». С подобным заявлением слегка полемизировал пензенский фельетонист Жан (И. Я. Пияин), в «ПГВ» № 185 от 9 июля определявший кинематограф как «развлечение грубое, чисто физическое, но зато доступное пониманию народа и легкое для часов отдыха». Тогда же под огонь критики попал и пензенский Народный театр за неафишируемую «связь» с синематографом (а более за нерадивость администрации и плохой репертуар в летний сезон 1905 г.): «Впрочем, иногда «администрация» просвещает публику, приглашая для этого кинематограф и показывая порнографии» («ПГВ» №177 от 1 июля); «На сцене [Народного театра] подвизались: синематограф и фокусник» («ПГВ» №239 от 1 сентября). Этими публикациями косвенно доказываются следующие факты: приглашаемый Народным театром демонстратор жил в Пензе (пусть даже и недолго), _________________________ 19 Читать далее а провинциальный кинорепертуар уже пополнился не упоминаемыми ранее эротическими картинами (т.н. «парижским жанром»). Проникновение на российский рынок киноверсий «парижского жанра» только способствовало усилению неприязни к кинематографу, уже не удовлетворявшему возрастающие запросы образованной части зрителей. Однако кинематограф по-прежнему продолжал появляться перед самой различной аудиторией, удивляя разнообразием своих имен и ухищрений, применяемых для поддержания интереса публики. «ПГВ» № 313 от 4 декабря 1905 г.: «...6-го декабря, в помещении Соединенного Собрания состоится сеанс «примовивонтографа» — живая фотография. Это аппарат последнего усовершенствования, работающий при электрическом освещении. Картины натуральной величины... будут показываться в трех отделениях. Демонстрировать аппарат будет г. Беренштейн». Следующий сеанс, 7 декабря, сопровождался музыкой струнного оркестра под управлением Попова. В январе 1906 г. в зале Соединенного собрания демонстрировался «усовершенствованный аппарат Patle (очевидно, Pathe (Патэ). — О.С.) аниматограф И. Павлова» в качестве компонента гастрольного выступления актера-трансформатора В. Эрнани. «ПГВ» № 8 от 11 января о сеансе, данном 8 января: «В заключение г. Павловым демонстрировался прекрасный аппарат «аниматограф», доставивший немало удовольствия своими прекрасными движущимися световыми картинами. Особенно интересными... являлись: «Смотр войскам генералом Куропаткиным», «Честь отца», «Исповедь», «Кругобайкальская железная дорога» и другие. Световые цветные картины выделялись своим выполнением и художественностью ласкали зрение публики». Очередные сеансы состоялись там же 12 января и в депо Пожарного общества 13 января. 10 февраля в депо Пожарного общества прошел сеанс «усовершенствованного электробиографа» с картинами, представлявшими собою «снимки с различных сцен минувшей войны». Кстати, при желании можно составить даже карту маршрутов киногастролеров, например, в Поволжье. Тот же Павлов в апреле 1907 г. выступал с демонстрацией аниматографа в Самаре («Голос Самары» от 19 апреля 1907 г. (12)). 12 марта на ул. Московской открылся прибывший в город в феврале «большой исторический и анатомический музей г. Патека», при коем имелась «электробиограф-фотография». «ПГВ» № 61 от 15 марта: «Во время посещения публикой музея в том же помещении бывает демонстрация кинематографа (кстати, очень неважного качества). Посмотреть движущиеся картины собираются в большом числе дети, глазам которых на экране представляются довольно откровенные сценки интимного характера, вроде купанья в ванне француженки, американка в своем будуаре, прозрачные карты и прочее _________________________ 21 Читать далее в этом духе. Это, как будто, и не к месту». Отмечалось и наличие в экспозиции музея нескольких автоматов, куда нужно было бросить пять копеек, чтобы услышать музыку или посмотреть движущиеся картины. В июне (с 13-го по 26-е) 1906 г. на сцене театра Вышеславцева проходили представления театра «Одеон» (grands attractions electriques) с «новейшими всемирными аттракциями» (электрический калейдоскоп, «живые акварели» и т.п.), а также показомамериканского биоскопа («живая усовершенствованная фотография без мерцаний», около 1500 картин самых новейших сюжетов). Отзыв в «ПГВ» от 15 июня: «Коллекция картин очень большая и программа их крайне разнообразная, начиная от серьезных, даже научных, и кончая комическими...». Все учащающиеся визиты кинематографических предприятий послужили поводом для следующего замечания фельетониста: «Трансформаторы, чревовещатели, кинематограф — этого в нашем городе хоть отбавляй. Эти балаганные удовольствия особенно как-то прививаются у нас. Всевозможные факиры, имитаторы, фокусники имеют страстное влечение и тяготение к благодушным пензякам. Только выдающиеся артисты забывают наш город и при совершении своего турне его обыкновенно минуют...» («ПГВ» №90 от 19 апреля 1906 г.). Это замечание плюс заметка о том, что один из трех балаганов, работавших в Пензе на летней ярмарке 1906 г., «представляет живые фотографии (биоскоп) и имеет свою собственную электрическую станцию» («ПГВ» № 147 от 1 июля 1906 г.) — уже предисловие к следующему этапу развития кино в Пензе: переходу к стационарным формам работы. В характеристике подобных заведений появилось слово «театр», и, главное, продолжительность их деятельности на городской территории начала исчисляться уже не днями, а месяцами и годами... Читать далее ПРИМЕЧАНИЯ: 2 Иванисов М.И. Пенза. Поэтическое описание города. — Пенза, 1997. — С. 19. 3 Среди таковых было немало проживавших в России иностранных подданных, в частности, немцев, имевших больше возможностей приобрести кинопроектор или иную проекционную аппаратуру и гастролировать по российской провинции, находя приют и поддержку у своих соотечественников. 4 Возможно, за псевдонимом автора — «Старый кооператор» — «скрывались» С. Батюшкин или В. Попов: и тот и другой публиковали в «ПГВ» отчеты о Всероссийской выставке 1896 г., первый — даже в качестве спецкора. 5 «Земство». — 1995. — №4. — С. 173-174. 6 Название «кинетограф» связано с именем немецкого изобретателя Оскара Мес- стера, создавшего этот оригинальный кинопроектор в середине 1896 г. и тогда же начавшего его производство и продажу (по разным данным, до конца 1896 г. Месстер продал от 60 до 150 аппаратов в комплекте с фильмами, снятыми на собственной мини-студии). 7 Карл Оттович Краузе был другом и деловым партнером братьев Никитиных, од- ним из первых популяризаторов кино в Поволжье. Подробнее о нем рассказывается в этюде «Биографии». 8 Сейчас — д. № 13 на ул. Кирова. С февраля 1918 г. в этом здании размещался Дворец труда, с 1936 г. — Дом пионеров, а в наши дни — Законодательное Собрание Пензенской области. 9 Сейчас — ул. Карла Маркса. 10 Построено в 1902 г.; сейчас на этом месте располагается административно-технический комплекс ЦПКиО им. В.Г. Белинского. 11 Речь, скорее всего, идет о Жд(анове), уже упоминавшемся ранее в связи с демонстрацией синематографа в Саранске. 12 Приводится по: Буданова А. А., Блок В. С. «История развития кинематографии в Самарской губернии в 1898 — 1917 годы» (опубликована в сокращенном виде в газете «Волжская коммуна» от 18 и 25 мая 1996 г. под заголовком «Мое кино. Как это начиналось»). 9
Подняться к началу10
Подняться к началу11
Подняться к началу12
Подняться к началу13
Подняться к началу14
Подняться к началу15
Подняться к началу16
первый раз в Пензе».
Подняться к началу17
Подняться к началу18
Подняться к началу19
Подняться к началу20
Подняться к началу21
Подняться к началуПрим.
==================================================
Читать далее: Глава II. От балагана до «Олимпа»
________________________________________
В оглавление.
==================================================