Биографии
Для ознакомления с содержанием материала необходимо навести курсор на одну из кнопок и нажать на нее
↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓
«...Руководитель [кинопередвижки] кино-механик приглашен на временные работы. Под его руководством работает в роли помощника местный крестьянин Бояров. Как только усвоит он сложное дело механика, то примет на себя обязанности руководителя...» Из заметки «Волостная кинопередвижка» К сожалению, большинство сохранившихся упоминаний о владельцах, управляющих и работниках пензенских кинотеатров подобны вышеприведенному. Поэтому придется вынужденно ограничиться общим обзором их деятельности с указанием отдельных биографических фактов. Представители «первой волны» кинопредпринимателей, работавшие на ярмарках, в цирках и кафе-шантанах, были одновременно и киномеханиками, и инженерами-электриками, и распорядителями представлений. Многие из них, как П. В. Деринг, имели изрядный опыт работы со зрелищными аттракционами. Знакомивший пензенскую публику с новинками «живой фотографии» в 1897 г. саратовский предприниматель и содержатель зрелищных заведений Карл Оттович Краузе также не был новичком на этом поприще. Достаточно подробная характеристика К. О. Краузе приводится в книге Р. Славского «Бра- ____________________________ 298 Читать далее тья Никитины» (М., 1975): «...Личность во многом примечательная, сочетал в себе передовые по тем временам научные знания и способность придавать некоторым техническим достижениям зрелищные формы. Одним из первых, например, он познакомил русскую провинцию с электрическими эффектами, а позднее с живыми картинами, то есть кинематографом...» В 1872 г. Краузе создал на паях с братьями Никитиными в Саратове небольшой театр «Кладдерадач», затем долгое время работал в труппе цирка Никитиных (в том числе и во время его первого представления в Пензе). К числу «пионеров» кинематографа относились проживавший в Пензе австриец Иван Антонович Ленейс, начавший кинокарьеру с устройства киносеансов в 1903 г. и долгое время работавший администратором и техническим консультантом в пензенских электротеатрах, а также владелец «электро-биоскопа» Р. Р. Гальске, в 1907-1908 гг. работавший со своим заведением в Саратове и летом 1907 г. наведавшийся в Пензу. Целая когорта подобных ветеранов впоследствии работала в различных службах российских кинофирм и киноучреждений, как, например, «отобравший» у И. А. Ленейса в 1910 г. должность администратора электротеатра «Рекорд» Фриц Карлович Лантревиц. В воспоминаниях кинорежиссера Льва Владимировича Кулешова, уроженца Тамбова, сохранилось упоминание о том, что один из тамбовских кинотеатров («Модерн»), работавший примерно в 1907-1908 гг., принадлежал «г-ну Фрицу Лантревицу, предпринимателю и кинооператору» (249). А в 1927 г. Ф. К. Лантревиц, согласно «Кино-справочнику на 1927 год», числился как «уполномоченный по кино ЦК Помдет при ВУЦИКе». В отличие от «первой волны», состоящей преимущественно из представителей технической интеллигенции, состав следующего «поколения» кинопредпринимателей и администраторов, начавшего работу в период массового роста стационарных киноточек, был на редкость пестрым и разносословным. Киноделом занимались интеллигенты (К. К. Цеге, В. А. Соловьев, Г. В. Олсуфьев), мелкие ремесленники (часовщик Стамбулко, владелец мастерской живописи А. П. Качаев), дворяне (Я. Я. Димара-Симанович, В. Н. Державин), врачи (250), чиновники, купцы, мещане и крестьяне (251). Иногда кинематограф «сбивал с пути истинного» даже почтенных торговцев с хорошей репутацией — например, Теодор Карлович Шольц до того, как открыть электротеатр, успешно торговал продукцией собственного колбасного заведения на ул. Московской и даже имел золотую медаль Венской международной выставки. Многие из пензенских киноработников вскоре «вышли из игры», вернувшись ____________________________ 299 Читать далее к привычному роду занятий. Так, К. А. Якушев после недолгого периода управления электротеатром «Эдисон» больше никогда не занимался кинодеятельностью, став преподавателем музыки. Работе на этом поприще Константин Александрович отдал большую часть жизни (252). Кратковременным эпизодом стала работа в кинотеатре и для Г. В. Олсуфьева, вскоре вернувшегося к любимому занятию — обработке коллекций насекомых в различных музеях страны, составлению определителей и т.п. Примером преданности профессии может служить судьба Трофима Даниловича Маринчева. Начав работать в кинотеатре в 1908 г., Маринчев прошел путь от помощника администратора до управляющего — скорее всего, именно он возродил деятельность «Аванса» в 1918 г. Немалую роль в становлении карьеры малограмотного крестьянина явно сыграла близость Маринчева к семье своего компаньона К. К. Цеге, в чьем доме он даже проживал какое-то время. Затем, в период гражданской войны, Маринчев стал прокатным агентом, поддерживавшим отношения с региональными кинопрокатными организациями, и вернулся в Пензу уже в этом качестве. Несомненно, опыт и энергия Трофима Даниловича сыграли немалую положительную роль и в формировании пензенской кинопрокатной базы, и в установлении контактов Пензы с Саратовским отделением «Пролеткино». В 1918-1920 гг. в Пензе работало немало энергичных, опытных администраторов из числа эвакуированных или военных. Тем не менее третью, послереволюционную «волну» деятелей отечественного кинопроката составила сформировавшаяся до революции прослойка рядовых работников электротеатров (особенно квалифицированные рабочие — электромеханики, киномеханики и их помощники). В Пензе наибольшее кадровое пополнение кинопредприятий 20-х гг. составили бывшие работники электротеатра «Эдисон» — Николай Васильевич и Леонид Васильевич Косматовы, а также Алексей Павлович Петров, в 1921 г. работавший старшим киномехаником в «Кино-Арсе», возглавляемом Николаем Косматовым, а с 1925 г. занявший пост администратора «Смычки». В «Кино-Арсе» в 1919 г. началась трудовая ____________________________ 300 Читать далее деятельность Михаила Тимофеевича Каменцева в должности помощника киномеханика. Затем М. Т. Каменцев работал киномехаником в «Олимпе», состоял в штате УЗП, с 7 июля 1931 г. по 14 марта 1932 г. обучался в Ленинграде на шестимесячных курсах механиков-установщиков звукового кино, работал механиком звукового кино и инструктором Пензенского кинокомбината, инструктором Роскино и в конце 30-х гг. заведующим Пензенской конторой «Союзкинопроката». Его напарник по обучению на курсах в Ленинграде, киномеханик Александр Николаевич Колоярцев, работал в кинотеатре «Смычка», входил в состав губотдела ОДСК Интересно, что многие административные должности в пензенских кинотеатрах и киноучреждениях занимали люди с музыкальным образованием (начиная с Т. Викснина). Так, Пензенским кинокомбинатом в 1931-1932 гг. руководил музыкант Александр Антонович Сахаров, снова возглавивший это учреждение с ноября 1933 г. по март 1934 г., позже занимавший аналогичную должность в Орске и в 1935 г. снова ставший музыкантом в передвижном театре музкомедии в Ульяновске. Сменивший Сахарова на должности директора кинокомбината в 1933 г. Михаил Степанович Клещев тоже был музыкантом, более того, директором Пензенского музтехникума в 1931-1932 гг., а до этого — председателем губрабиса (в 1920-1921, 1923-1924 и 1925-1926 гг.), завклубом «1 Мая» (1927-1928 гг.), администратором Нардома и помощником зав. УЗП (1929-1930 гг.). Были среди тех, кого судьба столкнула с работой в пензенских кинопредприятиях, и люди, достигшие всероссийской известности. Например, саратовский мещанин Иван Лазаревич Филатов, в 1909 г. содержавший в Пензе кинематограф, а затем неоднократно наведывавшийся в город со своим зверинцем, стал основателем системы зооцирков в СССР, воспитателем целой династии всемирно известных дрессировщиков Филатовых. Необычная карьера выпала на долю заведовавшего Центральным Рабочим Клубом («Олимп») в 1924-1925 гг. Александра Ивановича Храмова. В 1918-1920 гг. А. И. Храмов был учителем в чембарской школе, потом жил и работал в Пензе, в 1925 г. вернулся в Чембар, работал в волполитпросвете, заведовал клубом, а в середине 30-х гг. стал инициатором создания музея-заповедника в селе Лермонтово Чембарского (ныне Белинского) района. Александр Иванович был и первым директором музея-заповедника М. Ю. Лермонтова «Тарханы» и музея В. Г. Белинского в Чембаре. Однако о создании даже не музея, а хотя бы небольшого уголка истории отечественного кино в то время не задумывались. Кино было еще слишком молодо, а в послереволюционной России его еще более «омолодили». И только когда свидетели первых шагов кино стали ощущать груз лет, начался медленный процесс сбора и сохранения данных о «важнейшем из искусств». В том числе и о выдающихся деятелях этого искусства. Так в поле зрения историков и краеведов попали Всеволод Пудовкин, Иван Мозжухин, Александр Медведкин и, конечно же, Леонид Косматов, не только родившийся в Пензе, но ____________________________ 301 Читать далее и долгое время работавший в сфере местного кинопроката. Леонид Васильевич всю жизнь поддерживал связи с Пензой — с семьей, старшим братом Николаем (253), с выдающимся музыкальным деятелем Федором Петровичем Вазерским, у которого в юности учился в кружке хорового пения. Опыт киномеханика, приобретенный им в электротеатре «Эдисон», впоследствии пригодился при работе над экспериментальной кинопередвижкой ГОЗ и при написании учебника для киномехаников. В 1927 г. Леонид Васильевич закончил Государственный институт кинематографии и стал работать оператором на студиях «МежрабпомРусь», «Госвоенкино» и «Востоккино», в 1933 г. — на студии «Мосфильм». Уже в 1929 г. он стал преподавателем операторского факультета ВГИКа, в 1926 г. получил авторский патент на изобретенный им способ комбинированной киносъемки (рирпроекции) — сказалась «семейная» изобретательность в области кинодела. В 1949 г. и в 1950 г. был удостоен Государственных премий СССР за фильмы «Мичурин» и «Падение Берлина», в 1950 году стал профессором ВГИКа. Опыт Л. В. Косматова как практика съемки цветного и широкоформатного кино сохранен составленными им учебными пособиями и рядом статей по теории и практике операторского искусства. Кстати, Леонид Васильевич был и одним из организаторов и руководителей движения кинолюбительства в СССР. Но главное — его воспоминания, как и воспоминания тысяч других работников кино начала века, сохранили бесценную информацию о первой эпохе российского кино. Именно по таким воспоминаниям составлялась впоследствии наша киноистория. Конечно, многое в ней было искажено в угоду идеологическим мифам, но тем важнее сейчас восстанавливать ее страницы, прокладывать пути, по которым могли бы пойти последователи. И делать это всюду, где когда-либо загорались огни первых кинотеатров. ____________________________ 302 Читать далее Примечания: 249 Кулешов Л., Хохлова А. «50 лет в кино». — М., 1975. — С. 6. 250 Например, Лидия Ивановна Самсони-Тодорова, заведовавшая электротеатром «Эдисон», была специалистом по массажу и врачебной гимнастике в лечебнице Товарищества врачей (Пенза, ул. Лекарская). 251 Впоследствии содержание электротеатра ставилось в вину даже крестьянам. Так, житель села Бессоновка Гавриил Петрович Воронин, содержавший в 1915 г. в родном селе кинематограф «Заря», в 1931 году был арестован как кулак. Впрочем, был у него и крахмальный завод. 252 К сожалению, остается неизвестной судьба брата К. А. Якушева, Виктора Якушева, также участвовавшего в организации работы электротеатра «Эдисон». В. А. Якушев учился во 2-й Пензенской мужской гимназии в одном классе с будущим киноартистом И. И. Мозжухиным и вместе с ним участвовал в любительских спектаклях. 253 «Особо всегда вспоминается мне мой брат Николай, который в свое время «приручил» меня к себе, приворожил к технике, а главное, к кинематографии. И, возможно, не зарази Николай меня «киноманией» — пути мои в жизни были бы совсем иными...»(Л. Косматов, статья «Кино в деревню», ПКМ, 10988/40).
298
(Шугуровской волости Городищенского уезда Пензенской губернии),
«ТП» № 91 от 21 апреля 1928 г.
Подняться к началу299
Подняться к началу300
Подняться к началу301
Подняться к началу302
Подняться к началуПрим.
==================================================
Читать далее: Приложения
________________________________________
В оглавление.
==================================================