Печать
Рейтинг:   / 2
ПлохоОтлично 

001-Dvorzhanskij-A-I-630x180

 

«ЗАМЕЛО ТЕБЯ СНЕГОМ, РОССИЯ…»:

КЛУБ ПРИКАЗЧИКОВ —

КИНОТЕАТР «ОКТЯБРЬ»

Сколько же раз я был в этом здании, особенно в пору своей юности? Просто не поддается исчислению…

И был это кинотеатр «Октябрь» — коротко и ёмко. И всем понятно о чем идет речь…

dvor08-01-octoberКинотеатр «Октярь». Фото 1965 года.

Не то, что сейчас. Хоть и висит на фронтонах по-прежнему вывеска «Октябрь», но на самом деле здесь — Муниципальное автономное учреждение «Центр русской хоровой и вокальной культуры г. Пензы». Даже запомнить-то трудно, не то, что осмыслить…

dvor08-02-octoberЦентр русской хоровой и вокальной культуры г. Пензы, бывший кинотеатр «Октябрь». Фото наших дней. Источник: wikimapia

 

«СОХРАНЯЯ ПРОШЛОЕ — СОЗДАЁМ БУДУЩЕЕ»

Конечно, не знал я тогда истории этого здания и лишь сейчас только в достаточной полноте ощутил ее.

Но взялся за перо, посмотрел еще раз на фотографию этого дома и остановился. На южном его фасаде — огромный, красивый, ко многому обязывающий плакат:

«Сохраняя прошлое — создаём будущее».

Уж очень он мне близок. Вот кабы действительно следовать ему, насколько привлекательней бы Пенза была.

dvor08-03-october-3Информационный плакат на южном фасаде здания бывшего кинотеатра "Октября"

По опыту знаю, что красивые лозунги вешают не для того, чтобы их исполнять. А чтобы наметить перспективы, которые чаще всего остаются недостижимыми. Да чтобы, наверное, совесть успокоить, выдавая желаемое за действительное. И часто весь пыл только в поиск нужных слов и уходит.

Хорошо нам, краеведам, для которых лозунг этот и есть наша жизнь. Даже и напрягаться не надо.

 

КЛУБ ПРИКАЗЧИКОВ

История любого старинного здания настолько богата, что уместить ее на одной странице невозможно. Хотя по сравнению с возрастом нашего города дом этот и не такой уж старый. Построен он всего-то 101 год назад (прим. penzahroniki: статья написана в 2012 г.). Так что в прошлом году столетие могли праздновать.

Строило это здание для своих нужд Общество взаимного вспоможения торгово-промышленному служебному труду в Пензе. Если говорить короче — Общество торгово-промышленных служащих. Ну а совсем коротко — Общество приказчиков.

Это Общество, возникшее в 1892 году, являлось в то время единственным легальным профессиональным союзом в Пензе. И как любой профсоюз, оно должно было отстаивать интересы своих членов. Но в Общество входили не только приказчики и другие торгово-промышленные служащие, но также купцы и промышленники, то есть их работодатели. Так что главную свою функцию Общество просто не в состоянии было выполнять.

Однако в увеселительно-развлекательной сфере им гораздо проще было найти консенсус. Для этого при Обществе работал клуб, созданный «для сближения членов Общества и содействия умственному, профессиональному и моральному развитию». Он назывался Клубом приказчиков.

15 мая 1911 года состоялась закладка здания Общества, а уже 26 декабря того же года в нем был открыт клуб. Однако о том, какое «умственное развитие» получали в клубе его члены, говорит то обстоятельство, что любимым занятием его членов была игра в карты и бильярд, приносящие клубу, кстати, немалый доход.

dvor08-03-klub-prikazchikovЗдание клуба приказчиков и электротеатра «Олимп»

Но всегда в любом обществе есть люди, которым претит пустое времяпрепровождение. Они пытаются насытить свою жизнь чем-то возвышенным. Так и здесь, несмотря на все издержки, велась большая культурно-просветительская работа — устраивались спектакли, проводились вечера, читались лекций. И в этих мероприятиях принимали участие известные актеры, музыканты, лекторы, в связи с чем Клуб приказчиков стал одним из культурных центров Пензы.

Многие их имена нам сейчас мало что говорят или же вообще никаких ассоциаций не вызывают. Я тоже о них ничего не скажу, а в качестве теста на нашу образованность приведу лишь список довольно известных в то время в России лиц — тех, кто здесь выступал с лекциями: П. С. Коган, Ю. И. Айхенвальд, Н. Ф. Езерский, Ф. И. Родичев, Н. А. Гредескул, Е. А. Елачич, Я. И. Кабе, В. П. Потёмкин, Ф. Сологуб, В. Г. Тан… Если перечислять игравших здесь артистов, наша реакция на их имена будет примерно такая же. За исключением, пожалуй, двух имен. Вот о них поподробнее.

 

«ПРЕБЫВАНИЕ В ПЕНЗЕ
     
ПРИНЕСЛО МНЕ БОЛЬШУЮ ПОЛЬЗУ»

dvor08-04-arhangelskiy-memorial plaqueМемориальная доска А. А. Архангельскому на доме № 39 по ул. Кирова

Вообще-то, если последовательно проводится в жизнь лозунг «Сохраняя прошлое — создаем будущее», то нет особой необходимости называть выдающиеся имена, связанные с любым историческим зданием. Они просто обязаны быть на фасаде.

И как радостно, что здесь нам повезло: на доме № 39 установлена мемориальная доска… Кому?..

А вот попробуйте прочитать. Я, например, как не старался найти точку, с которой можно было бы разглядеть текст мемориальной доски, так и не нашел. И вы не найдете. Не буду говорить, к каким ухищрениям пришлось прибегать, чтобы понять, что там написано, а сразу приведу текст доски:

«В этом здании 25 ноября 1922 года состоялся прощальный концерт А. А. Архангельского, выдающегося русского композитора и дирижера, заслуженного артиста Республики».

dvor08-05-arhangelskiy-a-aАлександр Андреевич АРХАНГЕЛЬСКИЙ (1846-1924), русский хоровой дирижёр и композитор

К этому можно добавить, что уроженец села Старое Тезиково, ныне Михайлово-Тезиково (или Мельситово) Наровчатского районаАлександр Андреевич Архангельский (1846-1924) выступал здесь не только 25-го, но и 9 ноября 1922 года. Именно тогда и состоялось чествование композитора. А второй концерт был благотворительным, в пользу туберкулезной станции.

Пенза была родным городом Архангельского. В ней он закончил духовную семинарию, здание которой в равной степени заслуживает мемориальной доски. Вернее, даже не одно, а два здания, поскольку с 1862 по 1867 год Архангельский обучался в доме на углу Красной и Чкалова, в здании духовного училища, куда перешла семинария по случаю пожара, а закончил ее в 1868 году уже в отстроенном здании — в доме № 17 по ул. Кирова.

Хотя кто-то скажет, что Архангельский и без того достаточно увековечен в Пензе: у нас ежегодно проходят фестивали имени А. А. Архангельского, Пензенский музыкальный колледж носит его имя… Правда, наше старейшее музыкальное учреждение, 130 лет которому исполнилось в этом году, доживает последние дни, поскольку принято решение о его ликвидации. И это тоже не согласуется с провозглашенным лозунгом о сохранении прошлого, ибо, исчезая, наше музыкальное училище неминуемо унесёт с собой и свою историю. Но это, так сказать, к слову…

Прощаясь с Пензой, Архангельский покидал и Россию. Большевики не чинили ему препятствий: зачем новой России композитор, чье творчество постоянно исполняют в церкви. Даже местная «Трудовая правда» после его первого концерта не преминула об этом напомнить:

dvor08-06-arhangelskiy-a-a-poster-1922Афиша концерта А. А. Архангельского, 1922 г.

«Заглянул к нам и еще один земляк — Александр Андреевич Архангельский — настоящий Архангельский, имя которого известно по всей России и за границей. Правда, его прошлое как композитора и дирижера связано, главным образом, с теми песнопениями, вся красота которых являлась лишь «райской приправой» к религиозным мистериям, но есть у Архангельского и иное творчество — народные песни, положенные на широкий хоровой лад и всеми своими корнями вросшие в живую, доподлинную жизнь народа…»

Перед поездкой в Пензу Архангельский жаловался на свое надломленное нравственное состояние, а после свидания с родной землей писал, что пребывание в Пензе принесло ему большую пользу. Но это было временное облегчение. 10 июля 1923 года он прибыл в Прагу, а 16 ноября 1924 года его не стало. Тело композитора согласно его воле было привезено в Петроград, вернее уже в Ленинград, и захоронено на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры  рядом с могилой П. И. Чайковского.

 

ГИМН БЕЛОЙ ЭМИГРАЦИИ

На плакате, о котором я постоянно говорю, изображена наша землячка Лидия Русланова у стен поверженного рейхстага. Величайшая певица, вознесенная на пьедестал всеобщего обожания и затем низвергнутая за колючую проволоку ГУЛАГа. И невольно вспоминается имя другой выдающейся певицы, с которой судьба обошлась еще более жестоко.

dvor08-09-plevitskaya-n-v-posterОбъявление в газете о концерте Н. В. Плевицкой

dvor08-08-plevitskaya-n-vНадежда Васильевна ПЛЕВИЦКАЯ (1879-1940), русская певица, исполнительница русских народных песен и романсов

27 октября 1912 года в зале клуба Общества торгово-промышленных служащих состоялся единственный концерт исполнительницы русских и цыганских песен Надежды Васильевны Плевицкой, прозванной «курским соловьем».

Самородный талант Плевицкой создал ей в России славу, сравнимую с популярностью великих русских певцов Шаляпина и Собинова. Оказавшись после революции за границей, Н. В. Плевицкая, стала живым символом России для русских эмигрантов. В 1921 году связала свою жизнь с 27-летним командиром Корниловской дивизии генерал-майором Николаем Владимировичем Скоблиным, впоследствии одним из руководителей «Русского общевоинского союза» (РОВС), в который в 1924 году были преобразованы за границей остатки врангелевской армии.

dvor08-10-skoblinНиколай Владимирович СКОБЛИН (1893—1937(1938?), русский военачальник, участник Первой мировой и гражданской войн

В 1930 году Н. В. Скоблин и его жена Н. В. Плевицкая были завербованы ОГПУ, получив псевдонимы «Фермер» и «Фермерша». В 1937 году Скоблин способствовал похищению во Франции органами НКВД руководителя РОВС генерала Миллера, своего непосредственного начальника, который был тайно вывезен в СССР и там расстрелян. Будучи заподозренным в этой акции, Скоблин скрылся в Испании. Но возмездие за предательство нашло его там очень быстро. Как считается, в том же году он попал под бомбежку франкистской авиации и погиб. Хотя есть и другие версии его смерти.

Плевицкая 25 сентября 1937 года за сотрудничество с НКВД была арестована и приговорена французским судом к 20 годам каторжных работ. И если Руслановой еще уготовано было после освобождения испытать былую славу, то Плевицкую каторга быстро сломила и унесла в могилу. Отбывая наказание в центральной каторжной тюрьме города Ренн, она умерла там в октябре 1940 года.

Известный эмигрантский писатель Роман Гуль, наш земляк, в своей книге «Я унес Россию» вспоминает о Надежде Васильевне Плевицкой:

«В Париже Н. В. со своим мужем генералом Н. Скоблиным жили постоянно. Но не в городе, а под Парижем, в вилле в Озуар-ля-ферьер.

Концерты Н. В. давала часто. Запомнился один — в пользу чего-то или кого-то, уж не помню — но помню только, множество знатных эмигрантов сидели в первых рядах: Милюков, Маклаков, генералы РОВСа, Бунин, Зайцевы, Алданов (всех не упомню). Надежда Васильевна великолепно одета, высокая, статная, была, видимо, в ударе. Пела «как соловей» (так о ней сказал, кажется, Рахманинов). Зал «стонал» от аплодисментов и криков «бис». А закончила Н. В. концерт неким, так сказать, «эмигрантским гимном» (не знаю, кто писал слова и музыку):

Замело тебя снегом Россия,
Запуржило суровой пургой.
И одни только ветры степные
Панихиду поют над тобой!

И со страшным, трагическим подъемом: Замело! Занесло! Запуржило!..

Гром самых искренних эмигрантских аплодисментов. «От души». Крики искренние — «Бис!» «Бис!»

И далее Гуль с обычной для него убийственной прямотой заключает:

«И кому тогда могло прийти в голову, что поет этот «гимн» погибающей России — не знаменитая белогвардейская генеральша-певица, а самая настоящая грязная чекистская стукачка, «кооптированная сотрудница ОГПУ», безжалостная участница предательства (и убийства!) генерала Кутепова и генерала Миллера, которая окончит свои дни — по суду — в каторжной тюрьме в Ренн и перед смертью покается во всей своей гнусности.

Как сейчас слышу ее патетические ноты, как какой-то неистовый, трагический крик: Замело!.. Занесло!.. Запуржило!..»

Цену своему предательству Надежда Васильевна заплатила сполна, и Бог ей судья. А на родине ее помнят как великую русскую певицу. В ее родном селе, в с. Винниково Курской области, еще в 1998 году был открыт памятник Н. В. Плевицкой работы скульптора В. М. Клыкова, а совсем недавно, в 2009 году, распахнул свои двери музей.

Александр Дворжанский.

 

 

Добавить комментарий


хостинг KOMTET