Новые материалы
о пензенском периоде жизни
героини белых М. В. Захарченко
(Лысовой)
В 2008 году в московском издательстве «Журналист» вышла моя книга о нашей легендарной землячке «Беспрерывный подвиг. Биографический очерк-исследование о М. В. Захарченко». [1] Эта статья является дополнением к книге. Мне удалось найти новые материалы о пензенском периоде жизни моей героини, которые не попали в книгу. Но сначала несколько слов о героине книги для тех, кто ещё не успел познакомиться с её жизнеописанием.
Мария Владиславовна Захарченко (1892-1927), наша землячка — личность в полном смысле слова легендарная. Во-первых, потому, что она прожила необыкновенно яркую жизнь в необыкновенно сложное время. Во-вторых, к сожалению, потому, что легенд о ней мы знаем больше, чем достоверных фактов из её биографии. У неё было много имён, как реальных, так и псевдонимов, которые ещё более множили легенды. Реальных было три: Мария Владиславовна, урождённая Лысова, в первом замужестве Михно, во втором — Захарченко. Остальные псевдонимы: Шульц, Березовская, племянница. Кстати, перепутав конспиративное имя с действительностью, многие считают её реальной племянницей генерала А. П. Кутепова. Далее легенды продолжают множиться. Вот некоторые из них:
— представительница одного из старинных дворянских родов, богатая помещица Пензенской губернии, владелица роскошной усадьбы;
— неустрашимая гусар-девица во время первой мировой войны, пришедшая на смену погибшему мужу, бросившая ради этого маленькую дочь, награждённая двумя Георгиевскими крестами за личное мужество;
— предводительница боевого отряда мстителей-помещиков «Союз самозащиты», единственного в России, созданного ею в Пензенской губернии после революции;
— участница Гражданской войны на стороне белых, имевшая тяжёлые ранения, затем ушедшая в Персию с мужем и вновь вернувшаяся в Россию для борьбы с большевизмом;
— участница походов Добровольческой Армии и знаменитого Галлиполийского «сидения» Русской армии;
— член боевой организации генерала А. П. Кутепова, бесстрашно несколько раз переходившая границу в самых тяжёлых условиях по болотам и по пояс в ледяной воде;
— связная иностранных разведчиков, нелегально прожившая в СССР около трёх с половиной лет;
— убеждённая сторонница и идеолог террора, погибшая в России при возвращении с боевого задания.
И всё это — за неполных 35 лет.
В дополнение к легендам можно прибавить многосерийный (один из первых) телефильм 1967 года «Операция “Трест”», снятый по роману лауреата Сталинской премии Л. В. Никулина «Мёртвая зыбь», одной из героинь которого стала Мария Владиславовна в исполнении народной артистки СССР Людмилы Касаткиной.
Полную биографию Марии Владиславовны пока невозможно написать. Как свидетельствует один из её биографов,
«те, кто знал её лично и кто мог бы собрать более точные и полные сведения об этой выдающейся русской женщине, чтобы для будущего запечатлеть образ исключительного героизма и самопожертвования, сами принадлежали к беспримерному “ордену обречённых”, все они погибли в неравной борьбе с поработителями России». [2]
Речь идёт о боевой организации генерала Александра Павловича Кутепова (1882-1930). Пик активности боевой организации пришёлся на конец 1920-х годов. Одной из тех, кто не только взял на себя всю тяжесть ответственности, но и был прямым исполнителем террористических актов, стала М. В. Лысова, маленькая хрупкая смолянка, дочь пензенского дворянина В. Г. Лысова.
Необходимо знать, каковы были цели и побудительные мотивы этих действий, тем более, что совершает их женщина — мать, жена, дочь. Что привело её к этому? М. В. Захарченко жила во времена величайшей трагедии России, истоки и причины которой нам ещё далеко не ясны. Она очень любила свою родину. «За Россию!», — были её последние слова. Как пишет её биограф,
«можно совершить героический поступок, можно достойно и смело умереть, но гореть беспрерывным подвигом, как это было у Марии Владиславовны и у многих её сподвижников, в течение целого ряда лет – для этого необходимо было иметь необычайную любовь, необыкновенную силу воли, чрезмерную устремлённость, великий все побеждающий дух». [3]
Этого более чем достаточно, чтобы сохранить о ней светлую память. В каких условиях сформировалась русская героиня, какова была родственная среда, семейные устои, воспитавшие ее непримиримый дух, удивлявший стойкостью и силой всех встречавшихся с ней? Ответом на эти вопросы является моё исследование, посвящённое, в основном, пензенскому периоду её жизни. В ходе работы мне удалось сделать несколько маленьких открытий, опровергнуть множество легенд.
В главах «Дом в Пензе» и «Легенда об усадьбе» я, вслед за другими биографами, писала о домашнем образовании Марии Владиславовны Лысовой. Теперь имеется возможность уточнить эти сведения, точнее, исправить их.
В Алфавитной книге учащихся пензенской Первой женской гимназии [4] мне удалось обнаружить запись:
«Лысова Мария Владиславовна, год поступления 1903/04. Представленные документы: свидетельство о дворянском происхождении, справка от врача, копия свидетельства <1 нрзб; о рождении? — Л.Р.>. Русская, православная, родилась 9 декабря 1892, дворянка».
Первая женская гимназия в Пензе открылась в 1868 году благодаря усилиям губернатора, генерал-лейтенанта Н. Д. Селивёрстова. [5] Как отмечают авторы исследования о пензенских средних учебных заведениях, хотя по уставу 1870 года женские гимназии предназначались «для приходящих учениц всех сословий и вероисповеданий», но из-за довольно высокой платы за обучение здесь учились в основном девочки из обеспеченных семей. [6]
Как раз за год до поступления Марии Владиславовны Лысовой, в мае 1903 года гимназия смогла переехать в новое, специально для неё построенное здание на углу улиц Садовой и Губернаторской (ныне ул. Советская, 9). Здание сооружалось по проекту петербургского архитектора И. Ф. Китнера с учётом последних достижений строительной техники того времени, с использованием металла, метлахской плитки, бетона. [7] Но вскоре, как мы увидим ниже, и это помещение оказалось недостаточным. До 1902 года в Пензе существовала только одна государственная женская гимназия.
Обучение в гимназии было семилетним. Был ещё дополнительный восьмой класс, по окончании которого и после успешной сдачи экзаменов выпускницы получали аттестат домашней учительницы и наставницы. Если же ученица не заканчивала полный семилетний курс обучения, то по окончании четырёх и более классов выдавалось свидетельство об окончании прогимназии.
Учёба в Первой женской гимназии была очень престижной. Это видно из решений Педагогического Совета об отказе в приёме девочек из-за перегруженности классов, с предложением их родителям подать документы в частную гимназию Шор и Сердобольской, где преподавали некоторые учителя Первой женской гимназии. Например, в год поступления М. В. Лысовой на заседании Педагогического Совета 17 мая 1904 года было принято решение «ввиду громадного наплыва лиц, желающих поступить в I класс (150 человек)» назначаются не одна, а две экзаменационных комиссии по экзаменам по русскому языку и арифметике. [8] В начале учебного года Педагогический Совет констатирует, что в младших классах вместо положенных сорока учениц занимается по пятьдесят (в двух отделениях). Своей очереди на поступление в первый класс дожидаются 34 девочки. [9] Они могут быть приняты в случае, если кто-либо из учениц первого класса будет уволен от учёбы.
Ученицами и выпускницами этой гимназии, находившимися в ней одновременно с Машей Лысовой, были: [10] Мария Розенкранц (род. 1891; год поступления 1902), одноклассница моей героини, дочь известного пензенского врача (его лично знал сам губернатор) Исаака Розенкранца, впоследствии — мать писателя А. С. Васильева (1921-2002); «дочь врача» Вера Клавдиевна Звягинцева (1894-1972, год поступления 1901), впоследствии поэтесса и переводчица, подруга Марины Цветаевой; «дочь купца» (известного публициста В. П. Быстренина) Инна Владимировна Быстренина (1887-1947, год поступления 1902), окончившая гимназию с золотой медалью, в будущем — ученица Айседоры Дункан и основательница пластической студии в Пензе; «дочь мещанина» Надежда Николаевна Ладыгина (1889-1963, год окончания гимназии 1908, с золотой медалью и со званием домашней учительницы), в будущем известный учёный, основательница нового направления в изучении человеческой психики, вместе с мужем А. Ф. Котсом организатор знаменитого Дарвиновского музея в Москве. Здесь же учились шесть сестёр Битюцких (Елизавета, Мария, Надежда, Лидия, Алевтина, Александра), дети помещиков из Ермоловки, соседей Лысовых по имению. Лидия Анатольевна Битюцкая, родившаяся 3 ноября 1891 года, поступила в гимназию в 1905 году. [11] Она была одноклассницей Марии Владиславовны, а позже — крёстной матерью её дочери Натальи.
Мария Лысова была принята сразу во второй класс Первой гимназии по экзамену, что зафиксировано в протоколе Педагогического Совета от 25 октября 1904 года. [12] Таким образом, предположение о домашнем обучении моей героини небеспочвенно. Во всяком случае, она была хорошо подготовлена дома, что подтверждается дальнейшими документами.
По ведомостям об успехах можно проследить весь период учёбы Марии Владиславовны. В 1904/05 учебном году она ученица второго класса второго отделения. Переведена в следующий класс с пятёрками по всем предметам и с наградой первой степени. Учебные дисциплины таковы: поведение, Закон Божий, русский язык с церковно-славянским и словесность, сочинения на русском языке, математика, география, чистописание, рукоделие, рисование, французский и немецкий языки. [13]
Из третьего класса, в котором М. В. училась в 1905/06 году, она тоже выпускается с круглыми пятёрками и наградой первой степени. Это лучшие успехи в классе. [14] Также первой ученицей уже четвёртого класса и опять с наградой заканчивает она и следующий учебный год. [15] В старших классах к ранее перечисленным предметам добавились естественная история, история всеобщая и русская, физика.
В 1907/08 году моя героиня учится в пятом классе, оставаясь по-прежнему самой лучшей ученицей. [16] Сохранился Протокол заседания Педагогического совета от 24 мая 1908 года, на котором рассматривался вопрос об ученицах пятого класса. Принято решение о переводе в шестой класс с наградой первой степени Марии Лысовой, а также её подруги Лидии Битюцкой и ещё двенадцати учениц. [17] Протокол подписан членами Педагогического Совета: начальницей гимназии В. А. Николаевой, надзирательницей О. И. Беликовой, преподавателями Л. И. Беликовой, И. И. Спрыгиным, Н. Н. Державиным, К. П. Ручимским, О. В. Воронцовой-Вельяминовой.
В следующем 1908/09 году фамилии Марии Владиславовны нет в списке её одноклассниц. От биографов М. В. Захарченко известно, что в четырнадцать лет она поступила в третий класс Смольного института и в 1911 году закончила его. Теперь можно исправить ещё одну ошибку её биографии. Очевидно, что Мария Лысова поступила в Смольный осенью 1908 года в возрасте пятнадцати лет. Поскольку моя героиня закончила пять классов гимназии, ей должны были выдать свидетельство об окончании прогимназии. Сам документ, или его отпуск и черновик, как и прошение о его выдаче, отсутствуют в делах гимназии, однако можно привести образец подобного свидетельства.
СВИДЕТЕЛЬСТВО.
Предъявительница сего ученица _____ класса Пензенской I женской гимназии дочь социальное происхождение, ФИО, конфессия исповедания, имеющая от роду ______ лет, поступила в ________ класс женской гимназии в _____ году. Во всё время своего обучения вела себя ________ и при переходе в ______ класс в ____ году оказала следующие успехи:
По Закону Божию, русскому языку, математике, географии, естественной истории, истории, физике, чистописанию, рукоделию, рисованию, французскому языку, немецкому языку.
В дата она ФИО по указать причину уволена из _____ класса гимназии и потому пользуется правами окончившей курс в прогимназии.
В удостоверение чего и дано ей, ФИО это свидетельство за надлежащим подписом и приложением казённой печати.
Пенза ____дня 190__ года. Председатель педагогического Совета. Секретарь. [18]
Вероятно, мысль о возможности обучения в Смольном возникла спонтанно, или было решено не упреждать событий: если бы Мария Владиславовна не была принята в Смольный, она продолжала бы обучение в пензенской гимназии. Учебный курс Смольного института приравнивался к курсу женских гимназий, однако реально во второй половине девятнадцатого века институт отставал от них. Только в 1905-1907 годах, то есть перед самым поступлением туда Марии Владиславовны, программы Смольного были приравнены к программам Мариинских женских гимназий. [19] Возможно, именно это повлияло на решение отца Марии.
Без сомнения, если бы Мария Владиславовна окончила гимназию, её имя могло бы навсегда остаться в истории этого учёбного заведения как одной из блестящих её выпускниц. Но, как пишут в таких случаях, судьба распорядилась иначе.
Не могу не упомянуть ещё об одном мистическом совпадении, которых у меня было много при изучении биографии моей героини. Некоторое время назад, в 2006 году, вдова писателя А. С. Васильева Г. А. Романова подарила Литературному музею в числе прочих семейных материалов фотографию выпускного класса Первой пензенской женской гимназии 1910 года, ученицей которого была М. И. Розенкранц, будущая мать писателя А. С. Васильева. Кроме неё я нашла на этой фотографии Л. А. Битюцкую. [20] Теперь, сопоставив ведомости об успеваемости с подписями под портретами на фотографии, я выяснила, что это фотография того класса, где училась Мария Владиславовна. Если бы она доучилась в гимназии до конца, её портрет был бы здесь же, и мы бы имели ещё одно изображение легендарной героини! Удивительно то, что фотография «пришла» в музей из совсем постороннего источника, но именно в тот период, когда я начала заниматься биографией М. В. Захарченко. Теперь мы имеем возможность визуально познакомиться с её подругами и учителями.
Разъяснилась и подпись на обороте фотографии из краеведческого музея, с которой началось моё расследование биографии Марии Владиславовны: «Лысова-гимназистка» [21]. Более того, теперь можно точнее установить дату этого портрета: 1904-1908 годы, моей героине на ней двенадцать-пятнадцать лет.
Итак, мне удалось установить ещё один пензенский адрес М. В. Захарченко: здание бывшей Первой женской гимназии (ул. Советская, 9), где она училась в 1904-1908 годах, а также узнать новое об этом пятилетнем периоде её жизни.
Л. В. Рассказова.
Примечания:
[1] Рассказова Л. В. Беспрерывный подвиг. Биографический очерк-исследование о М. В.Захарченко. М.: Журналист, 2008.
[2] Часовой. Русская героиня. (Памяти Марии Владиславовны Захарченко-Шульц). К 25-летию со дня гибели // Часовой: Орган связи Российского Национального Движения. 1952, № 320 (6) , июнь. С. 4.
[3] Там же.
[4] ГАПО, ф. 106, оп. 1, д. 329, л.118об.
[5] Подробнее см.: Пахалина Е. А., Фирсова Е. Б. Пензенские гимназии // Очерки народного образования Пензенского края. Пенза, 1997. с. 96-98. О содержании образования в гимназиях см. статью из этого же издания: Деревянко А. В., Бычкова Н. В. Содержание образования: учебные планы и программы. С. 160-175.
[6] Там же, с. 96.
[7] Там же, с. 98.
[8] ГАПО, ф. 106, оп. 1, д. 402, л. 20.
[9] Там же, л. 38. Протокол от 4 сентября 1904 года.
[10] ГАПО, ф. 106, оп. 1, д. 391, лл. 57об, 87об, 184об.
[11] ГАПО, ф. 106, оп. 1, д. 451, л. 126об.
[12] ГАПО, ф. 106, оп. 1, д. 402, л. 46.
[13] ГАПО, ф. 106, оп. 1, д. 412, л. 22об.
[14] ГАПО, ф. 106, оп. 1, д. 428, л. 103об-104.
[15] ГАПО, ф. 106, оп. 1, д. 451, л. 130об-131.
[16] ГАПО, ф. 106, оп. 1, д. 468, л. 149об-150.
[17] ГАПО, ф. 106, оп. 1, д. 480, л.18-19об.
[18] ГАПО, ф. 106, оп. 1, д. 484, л. 1.
[19] Информационный ресурс:
http: // museum.edu.ru/ catalog.asp?cat_ob_no=12418&ob_no=12912.
[20] Её фото с этой групповой фотографии впервые опубликовано в моей книге, см. с. 50.
[21] См.: Рассказова Л. В. Беспрерывный подвиг… Указ. изд., с. 6-7.
________________________________________
Источник: Моя малая Родина. Материалы всероссийской научно-практической конференции. Выпуск 6. Степановка-Пенза, 2009. с. 225-231.
________________________________________