АКТЁР ТЕАТРА И КИНО,
СЦЕНАРИСТ, РЕЖИССЁР...
Зимнего театра как актер-любитель. Поступив в 1908 г. на юридический факультет Московского университета, вскоре принял решение связать свою судьбу с театром и устроился актером в труппу П. О. Заречного (Телегина). Иван Мозжухин закончил церковно-приходскую школу в Сергиевском, в 1899-1908 гг. обучался во 2-й мужской гимназии г. Пензы. Увлекался театром, участвовал в любительских спектаклях, и к моменту окончания гимназии уже выступал на сцене пензенского
С труппой Заречного выступал в провинции (Пермь, Черкассы, Омск, Сочи), накапливая опыт; позже работал в труппах Введенского народного дома и Свободного театра (Москва), Московского драматического театра (до 1917 г.). Играл роли из классического репертуара (Чехов, Островский, Шекспир) и современного (Л. Андреев, И. Шмелев, Б. Шоу), первым воплотил на отечественной сцене образ Владимира Арбенина («Странный человек» М.Ю. Лермонтова, 1916 г.).
В 1909-1910 гг. Мозжухин начал сниматься в кино («подрабатывать»), сначала в эпизодических ролях. Одна из первых его работ в главной роли — «Крейцерова соната» (1911 г.). Постепенно Иван Мозжухин стал одним из ведущих киноартистов России, признанным «королем экрана»; работал в крупнейших отечественных кинофирмах — сначала у А. Ханжонкова, затем у И. Ермольева, с лучшими российскими кинорежиссерами: Я. Протазановым, Е. Бауэром, В. Старевичем, П. Чардыниным. До революции сыграл более чем в 70 кинофильмах. Наиболее значительные из них сняты в годы первой мировой войны — «Николай Ставрогин (Бесы)» (1915 г.), «Пиковая дама» (1916 г.), «Сатана ликующий» (1917 г.). В 1918 г. на экраны страны вышел шедевр отечественного немого кино — «Отец Сергий» Я. Протазанова. В этом фильме Иван Мозжухин сыграл одну из лучших своих ролей.
В 1920 г. Мозжухин покинул Россию вместе с коллективом студии И. Ермольева и продолжил работу в кино во Франции, где русские эмигранты Луиджи Пиранделло в 1925 году. Как и в России, Мозжухин сам составлял и дорабатывал сценарии фильмов, в которых снимался, и часто выступал в качестве режиссера или сорежиссера. основали собственную киностудию в пригороде Парижа Монтрёй-су-Буа. Очень скоро он стал ведущим актером не только русской киностудии «Фильм Альбатрос», но и всего французского кинематографа. Фильмы «Дитя карнавала» (1922 г., реж. И. Мозжухин), «Дом тайн» (1922 г., реж. А. Волков), «Костер пылающий» (1923 г., сценарист и режиссер И. Мозжухин) и в особенности «Кин» (1923 г., реж. А. Волков) принесли ему мировую славу, упроченную участием в зрелищных приключенческих картинах «Лев моголов» (1924 г., реж. Ж. Эпштейн), «Михаил Строгов» (1925 г., реж. В. Туржанский) и «Казанова» (1926 г., реж. А. Волков), а также в драме «Покойный Матиа Паскаль», снятой М. Л'Эрбье по повести
В 1926 г. Мозжухин подписал с американской фирмой «Юниверсл» контракт на участие в голливудских кинопроектах. Однако, не сделав карьеры в США и сыграв только в одном фильме — «Капитуляция» (1927 г., реж. Э. Сломан), он вернулся в 1927 г. в Европу и до 1931 г. работал на студиях киноконцерна UFA (Берлин, Германия). Наиболее значительный фильм этого периода — «Белый дьявол» (1930 г., реж. А. Волков) по мотивам «Хаджи-Мурата» Л. Н. Толстого.
С 1931 г. Мозжухин продолжил работу во французском кинематографе.
В то время немое кино уже вытеснялось с экранов звуковым, и Мозжухин, говоривший с акцентом, оказался невостребованным режиссерами. Несмотря на успешный дебют в звуковом кино в роли русского эмигранта в фильме «Сержант Икс» (1931 г., реж. В. Стрижевский) и выпуск звуковых ремейков своих прежних картин — «Любовные похождения Казановы» (1933 г., реж. Р. Барбери) и «Дитя карнавала» (1934 г., реж. А. Волков), дальнейшая карьера его прервалась. Последним фильмом с участием Ивана Мозжухина стала картина «Nitchevo» (1936 г., реж. Ж. де Баронселли). Остались нереализованными многие его сценарные замыслы, в частности, проект постановки фильма «Алеко» («Цыгане») по мотивам произведений А. С. Пушкина и Л. Н. Толстого.
В конце 1938 г. здоровье Ивана Мозжухина резко ухудшилось. Умер он от скоротечного легочного туберкулеза 17 января 1939 г. в клинике парижского предместья Нейи в возрасте неполных 50 лет. Смерть его была воспринята как большая утрата для русской и французской культуры. На отпевание, проходившее в парижском православном соборе Александра Невского, пришли сотни русских эмигрантов и парижан.
Иван Мозжухин был похоронен на кладбище расположенного рядом с Нейи предместья Пюто, в 1948 г. его прах при содействии А. И. Мозжухина и священника Б. Г. Старка был перенесен на русское кладбище в Сен-Женевьев де Буа. Сейчас могила братьев Мозжухиных (рядом с братом похоронен и Александр Мозжухин, умерший в 1952 г.) находится под опекой правительства Франции.
В 1989 году в Кондоле, на родине Ивана Мозжухина, к 100-летию со дня рождения артиста был открыт мемориальный музей с экспозицией, посвященной Ивану и Александру Мозжухиным.
«Мозжухин — это великая, прекрасная эпоха пластического синема, того седьмого искусства, которому нечего было делать со словом, которое, как танец, заменило слово жестом, игрою лица, действуя непосредственно на зрителя...»
С.М. Лифарь, балетмейстер
«Этот актер... воистину прославил на весь мир русскую кинематографию с ее подлинным драматизмом и романтическим дуновением...»
Из некролога И.И. Мозжухина, газета «Возрождение» (Париж)
Олег СИРОТИН.
________________________________________
Источник: Сиротин О. В. «Двойная звезда. Александр и Иван Мозжухины»
Пенза, 2008. — 136 с.
________________________________________