Печать
Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 

 

86-mozguxin-alr-il-001Александр Ильич МозжухинАлександр Ильич Мозжухин родился 11 (23) августа 1878 г. в селе Сергиевское (Сергиевка, Киселёвка) Кондольской волости Петровского уезда Саратовской губернии (в наши дни Сергиевское входит в состав села Кондоль Пензенского района Пензенской области).

В этом селе жили несколько поколений русского крестьянского рода Мозжухиных: дед Александра Мозжухина, Иван Семёнович, был вольноотпущенным и управлял имением дворян Бахметьевых, позже перешедшим к родственникам Бахметьевых — князьям Оболенским; сын Ивана Семёновича, Илья Иванович, стал после смерти отца его преемником в должности управляющего. К тому времени в семье Ильи Ивановича было трое сыновей — Александр, Алексей и Константин, затем родился и четвертый — Иван, будущий знаменитый артист немого кино. Большую роль в воспитании и приобщении братьев Мозжухиных к искусству сыграла их мать Рахиль Ивановна, дочь Сергиевского священника Ивана Аполлоновича Ласточкина.

«Мама моя была грамотная и очень одаренная натура, именно с артистической стороны, имела природный голос необыкновенной красоты (меццо-сопрано)...»

— вспоминал Александр Мозжухин.

ПЕВЕЦ, ОПЕРНЫЙ АРТИСТ

Музыка, красота пения привлекли Александра Ильича в раннем детстве: он пел в церковном хоре, учился играть на скрипке, участвовал в любительских спектаклях, устраиваемых в школе и в доме деда при участии матери. После окончания трехклассной земской школы в селе Кондоль Александр Мозжухин продолжил обучение в Пензе: сначала в Тихоновском духовном училище, затем с 1894 по 1900 гг. — в Пензенской духовной семинарии, где продолжал учиться игре на скрипке и имел отличную оценку по церковному 86-mozguxin-alr-il-002Амфортас (Р. Вагнер. «Парсифаль»)пению. Желая получить музыкальное образование, он поступил в 1900 г. в Московское музыкально-драматическое училище при Филармоническом обществе по классу скрипки, обучался у преподавателей В. В. Безекирского и М. И. Пресса, и в то же время, для совершенствования музыкальных способностей, брал частные уроки пения у преподавательницы вокала Ю. Н. Вишневецкой. Оценив незаурядные способности талантливого ученика, Ю.Н. Вишневецкая стала разучивать с ним басовые оперные партии, познакомила с А. М. и М. С. Керзиными, организаторами известного всей Москве музыкального кружка, в концертах которого принимали участие Н. А. Римский-Корсаков, М. И. Балакирев, Ц. А. Кюи, С. И. Танеев, А. Т. Гречанинов, А. К. Глазунов, С. В. Рахманинов, Л. В. Собинов. Здесь Александр Мозжухин дебютировал как камерный певец (1903-1904 гг.), а в апреле 1903 г. состоялся его дебют на сцене Большого театра в благотворительной постановке оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя» (партия Сусанина).

86-mozguxin-alr-il-003Ганс Сакс (Р. Вагнер. «Нюрнбергские мейстерзингеры»)С этого времени, продолжая обучаться в Музыкально-драматическом училище по двум классам — скрипки и пения (преподаватель М. Е. Ефимов), Александр Мозжухин начал выступать как оперный певец на сценах провинциальных театров. С накоплением опыта и совершенствованием вокальных данных он стал известным исполнителем, гастролером, с успехом выступал в крупных городах (Москва, Саратов, Самара, Казань, Нижний Новгород, Тифлис, Одесса, Киев).

Наиболее выдающегося творческого успеха в тот период Александр Мозжухин достиг в постановках Театра музыкальной драмы в Санкт-Петербурге (1912-1914 гг.), особенно в операх Р. Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры» (партия Ганса Сакса) и «Парсифаль» (партии Амфортаса и Клингзора). Лучшими в его 86-mozguxin-alr-il-004Борис Годунов (М. Мусоргский. «Борис Годунов»)репертуаре считались партии Бориса Годунова («Борис Годунов» М. П. Мусоргского), Дона Базилио («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Мефистофеля («Фауст» Ш. Гуно), Кончака и Владимира Галицкого («Князь Игорь» А. Т. Бородина) и многие другие.

Помимо выступлений в опере, он много и успешно работал с камерным репертуаром, став блестящим исполнителем сольных камерных концертов (именно он стал одним из организаторов и первым председателем открытого в Петрограде в 1922 г. Кружка друзей камерной музыки). Критики отмечали не только голос Александра Мозжухина — «мягкий, бархатный, чарующий, ровный во всех регистрах бассо-кантанто», — но и такие несомненные достоинства артиста, как «идеальная дикция, необычайной ясности фразировка, редкой чистоты интонация, музыкальный вкус, филигранная отделка вещей». К тому же он обладал выдающимся талантом драматического актера и справедливо считался одним из тех артистов-новаторов, которые в начале XX века открыли путь на российскую оперную сцену музыкальной драме. В 1910-х —1930-х гг. Александр Мозжухин признавался одним из немногих артистов, конкурировавших на сцене с самим Шаляпиным.

Александр Мозжухин был неутомимым пропагандистом русской музыки и особенно творчества М. П. Мусоргского, много внимания уделял музыке духовной (в частности, был первым исполнителем Демественной литургии А. Т. Гречанинова в 1926 г.), в 1930-х гг. часто выступал в хоре собора Александра Невского, крупнейшего православного храма Парижа. С 1916 г. его постоянным аккомпаниатором и спутницей жизни стала Клеопатра Андреевна Мозжухина, урожденная Карассарини (сценический псевдоним — Клео Карини).

86-mozguxin-alr-il-005Мефистофель (Ш. Гуно. «Фауст»)В 1918-1925 гг. Александр Мозжухин выступал в основном как камерный певец, совершив вместе с К. А. Мозжухиной несколько длительных концертных турне по России, Закавказью, Средней АзииВ 1922-1924 гг. их гастрольные маршруты пролегли через Сибирь, Дальний Восток, Китай (Харбин, Шанхай) и Японию (Токио, Осака, Кобе). В 1925 г. Александр Ильич получил разрешение на турне по Европе (Прибалтика, Германия, Италия, Франция), выступал в театрах Риги, Ревеля (Таллинна), Стокгольма, Парижа. В Россию он больше не вернулся, но сохранил советское гражданство (хотя впоследствии, в 30-е годы, это мешало его творческой карьере).

В 1926-1931 гг. Александр Мозжухин с успехом выступал в театрах европейских столиц: Вены, Праги, Бухареста, Лондона, Эдинбурга, Дублина, Мадрида, Афин. Однако второй родиной для него стала Франция, где он постоянно участвовал в концертах, устраиваемых крупнейшими музыкальными обществами, в спектаклях парижских театров «Grand Opera» и «Opera Comique», вместе с дирижером К. Д. Агреневым-Славянским создал один из первых русских оперных коллективов в Париже — «Opera Russe de Paris»В 1930-х гг. он стал выступать намного реже и в основном во Франции. Жили супруги Мозжухины в парижском пригороде Аньер. Во время оккупации Франции немецкими войсками Александр Ильич несколько месяцев провел в концлагере, что сильно повредило его здоровью. После окончания войны он принимал активное участие в работе общественного объединения советских граждан, неоднократно подавал заявления о возвращении на родину, но разрешения на въезд в СССР так и не получил.

Умер А. И. Мозжухин в Аньере 1 июля 1952 г., после тяжелой болезни, похоронен на кладбище в Сен-Женевьев де Буа в одной могиле с братом, Иваном Ильичом Мозжухиным.

«...Звезда светозарная, звезда прекрасная, блистательная на русском небе мирового искусства... Теперь у него уже нет имени и отчества. Он — Мозжухин! Один среди немногих. Редкий талант, многообразный, многогранный, всем народам доступный, всех чарующий и увлекающий...»

К.И. Арабажин, литературовед, критик.

Олег СИРОТИН.

 

________________________________________
Источник: Сиротин О. В. «Двойная звезда. Александр и Иван Мозжухины»
Пенза, 2008. — 136 с.
________________________________________

 

 

Добавить комментарий


хостинг KOMTET