Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

001-sobolev-a-n-

 

Первая мировая война и последовавшая за ней революция 1917 года в России привели в движение целые народы. Даже в удаленной от всех границ Пензе нередко звучала чешская, венгерская, немецкая речь. Особенно заметную роль в событиях тех лет сыграли латыши. Свой след сыны Балтики оставили и в истории Пензенской губернии.

НА ЛАТЫШСКИХ ШТЫКАХ

01-latysh-strelki-v-Moskve-july-1918-650x72Латышские стрелки охраняют V Всероссийский съезд Советов (Пятый Всероссийский Съезд Советов Рабочих, Солдатских, Крестьянских и Казачьих Депутатов). Июль 1918 г.

 

ПО БОЛЬШЕВИСТСКОМУ ЗОВУ

К октябрю 1917-го, когда к власти пришли большевики, Латвия была оккупирована немцами, и многие латышские солдаты не имели возможности вернуться на родину. На западе России скопилось несколько десятков тысяч балтийских стрелков, среди которых большевики немедленно развернули агитационную работу, чтобы привлечь их на свою сторону.

02-denikin-anton-ivanovichАнтон Иванович ДЕНИКИН (1872-1947), генерал-лейтенант, один из главных руководителей Белого движения во время Гражданской войны 1918‒1920 гг.В условиях Гражданской войны, когда люди одной нации воюют друг против друга, большевистские вожди не могли быть уверенными в том, что у красноармейца не дрогнет рука, если придется стрелять в своего русского собрата. Нужны бойцы, у которых нет ничего общего с местным населением и которые готовы выполнить любой приказ. Другими словами, нужны были наемники. Именно поэтому Ленин и Троцкий сделали ставку на латышей, которые,  как и положено наемникам, получали за свою службу денежное жалованье. Позже генерал А. И. Деникин напишет в своих воспоминаниях:

«Огромную роль в утверждении коммунистической власти‚ в особенности вначале‚ играли отряды наемников — латышей‚ китайцев‚ пленных венгров и немцев... Эти отряды участвовали во всевозможных карательных экспедициях‚ усмиряли крестьянские восстания…».

02-plakatАнтисоветский плакат времен Гражданской войны 1918-1920 гг.

ЛАТЫШИ НА ФЛАНГАХ

03-gaylitis-yan-petrovichЯн Петрович ГАЙЛИТ (ГАЙЛИТИС) (1894-1938), советский военный деятель, активный участник Гражданской войны 1918-1920 гг.. С мая 1918 г. — командир 1-го Латышского боевого отряда. В июне 1918 года командовал Пензенской группой войск на Восточном фронте, в июле — начальник Пензенской пехотной дивизии

В 1918 году в связи с тяжелым положением на фронте из Петрограда решено было эвакуировать Экспедицию заготовления государственных бумаг, выпускавшую советские денежные знаки. Часть оборудования вместе с  группой рабочих отправили в Пензу. Для охраны особо важного груза выделили Петроградский отряд 6-го латышского полка численностью около 120 человек с двумя пулеметами. Командиром отряда был А. Стумбур, а комиссаром Карл Британ. Кроме того, в Пензу прибыл Московский отряд латышских стрелков под командованием Яна Гайлитиса, в котором насчитывалось 178 бойцов с 6 пулеметами.

Прибытие латышей в марте 1918 года оказалось весьма кстати. В конце мая легионеры Чехословацкого корпуса, эшелоны которого проезжали через Пензу, устроили, как тогда говорили, «авантюру», выступив против советской власти. Здесь им противостояло, по разным данным, от полутора до двух тысяч бойцов, в числе которых были и латыши. После «чехословацкой авантюры» советская власть в городе была восстановлена, а латышские стрелки продолжали ее яростно защищать. В конце июня в город прибыли еще две латышские роты.

03-austrin-rudolf-ivanovich-vРудольф Иванович АУСТРИН (1891—1937), первый председатель Пензенской губернской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ЧК) (1918-1921)

Из состава латышей формировались местные силовые структуры. В частности, были созданы отдельный батальон при губернской ЧК во главе с Я. Т. Лаубе, латышский кавалерийский эскадрон ЧК под командованием Ф. Н. Талента. С 1918 по 1921 год председателем Пензенской Губчека служил латыш Рудольф Аустрин, заместителем у него был другой латыш — Август Шийрон. С 1922 по 1923 год Пензенским губотделом ГПУ (бывшая ЧК) руководил Освальд Нодев, тоже латыш. Не только в Пензе, но и по всей стране в ЧК служило очень много латышей.

«В Москву из Латвии в ВЧК едут, как в Америку, на разживу», — писали тогда в издании левых эсеров.

Латышские стрелки активно участвовали в подавлении крестьянских восстаний, охвативших губернию летом и осенью 1918 года. Они являлись основной силой, на которую полагались местные большевистские власти. Надеясь на дисциплину и исполнительность стрелков, В. Ленин телеграфировал в Пензу:

«Роту латышей оставьте пока в Пензе до подавления Чембар. Передайте всем членам исполкома и всем коммунистам, что их долг беспощадно подавлять кулаков и конфисковать весь хлеб повстанцев».

Не случайно известный в ту пору пролетарский поэт Демьян Бедный посвятил латышским стрелкам такие строки:

«Заслуги латышей отмечены.

Про них, как правило, пиши:

Любые фланги обеспечены,

Когда на флангах — латыши!»

 

ПЬЯНЫЙ ПОЕЗД

О боеспособности, дисциплине, равно как и о жестокости латышских стрелков, ходили легенды, но действительность, как это обычно бывает, не так однозначна. Осенью 1918 года в ходе наведения «революционного порядка» в уездах бойцы латышского эскадрона не раз превышали свои полномочия, грабили мирное население. Руководство Губчека смогло навести порядок лишь после того, как арестовали зачинщиков и наиболее активных участников совершенных бесчинств.

Латыши служили не только в своих национальных формированиях, но и в сводных подразделениях, где были представители и других национальностей. В апреле 1919 года по направлению к Пензе отправился поезд, в вагонах которого ехали бойцы 2-го отдельного Рязанского полка по охране железных дорог. Среди красноармейцев было много латышей. Еще до прибытия в Пензу о поезде разнеслась недобрая весть. Бойцы в дороге пьянствовали, творили бесчинства и не слушались начальников (подробная сводка о похождениях рязанских красноармейцев хранится в Пензенском областном архиве). Один из них, латыш по национальности, даже убил своего командира. В Пензе с тревогой ждали прибытия «пьяного» поезда. Боялись, что разухарившиеся бойцы устроят мятеж. Местные власти решили пойти на военную хитрость. На вокзал стянули войска, а как только состав остановился у перрона, его тут же плотно оцепили. Плохо соображавшим после бесконечных попоек красноармейцам предложили оставить винтовки  в вагонах и отправиться на городской митинг. В ту пору в Пензе, как и по всей стране, чуть ли не каждый день проводились революционные митинги, поэтому приглашение не вызвало никаких подозрений. Как только воины нестройной толпой ушли в город, вагоны с оружием были закрыты и окружены усиленной охраной. Позже обезоруженных вояк разбили на небольшие группы и подвергли допросам с целью выявления зачинщиков беспорядков.

Впрочем, известны и примеры другого рода. Один из пензенских железнодорожников был свидетелем случая, когда несколько местных красноармейцев остановили проходивших мимо вокзала двух девушек и поволокли их на задворки. На крики девчат прибежали латышские стрелки, охранявшие стоявший на станции эшелон. Едва не дошло до перестрелки, но девушек латыши освободили.

 

УШЕДШИЕ В ВЕЧНОСТЬ

04-aleksandr-chakАлександр ЧАК (настоящая фамилия ЧАДАРАЙНИС; 1901-1950), латышский, советский писатель и поэт. Фото из архива музея Александра Чака в Риге

 Среди латышей, боровшихся за советскую власть, было много  незаурядных личностей. Имя Александра Чадарайниса в России мало кому известно, а между тем это известный в Латвии поэт. С 1919 по 1921 год он жил в Пензе, работал ассистентом в больнице и военном госпитале. Вступил в ряды партийной организации Пензенского пехотного резервного полка, служил писарем в штабе, активно занимался общественной работой.

05-nodev-osvaldОсвальд Янович НОДЕВ (1896—1938), в 1922–1924 гг. начальник Пензенского, затем Ставропольского губотделов ГПУ (Государственное политическое управление при НКВД РСФСР с 06.02.1922 до 02.11.1923; ранее — ВЧК, позднее — ОГПУ при СНК СССР)

После отъезда в Латвию писал стихи и рассказы. Его поэзия посвящена в основном городу Риге. Вышел у него и сборник поэм «Осененные вечностью», посвященный латышским стрелкам. Сегодня в Риге есть улица его имени, а в доме, где он жил, открыт музей.

Роль латышей в армии, органах безопасности и на административной службе в Советском государстве прослеживается вплоть до конца 30-х годов прошлого века. Затем начались репрессии. По настоящему черным днем в истории красных латышей стало 30 ноября 1937 года. В этот день в территориальные управления НКВД пришла шифрограмма, в которой приказывалось арестовывать всех латышей, заподозренных в антисоветской деятельности. Многие из тех, кто оставил свой след в пензенской истории, ушли тогда в небытие. Рудольфа Аустрина и его друга Шийрона расстреляли в 1937, а Освальда Нодева годом позже. Гайлитис сделал внушительную карьеру, став членом Военного совета при Наркоме обороны СССР, но в 1938 году был обвинен в шпионаже, участии в военном заговоре и расстрелян.  Советская власть безжалостно расправилась с теми, кто ей преданно служил.

Александр СОБОЛЕВ.

  

________________________________________
Опубликовано: «Наша Пенза», областная газета,
№ 45 — 05-11 ноября 2014 г.,
 с. 10.

________________________________________