Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

001-rasskazova-l-v

 

Материалы

ко второму изданию

Пензенской энциклопедии

 

РУЗАЕВКА, УСАДЬБА СТРУЙСКИХ

Рузаевка, усадьба Струйских, Саранский уезд Пензенской губернии (ныне город республики Мордовия).

ras034-001-rokotov-struiskii-n-eРокотов Ф. С. Портрет Н. Е. Струйского, 1772 г. Холст, масло, 61,0 х 47,7 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Село в 1757 году приобрёл Еремей Яковлевич Струйский. Усадьба стала родовой для нескольких поколений Струйских. Обустройством её занимался сын Еремея Яковлевича Николай Еремеевич (1749, Москва — 1796, Рузаевка). Приехав сюда после свадьбы (1772) со второй женой Александрой Петровной Струйской, урожденной Озеровой, он построил в имении усадебно-парковый комплекс (1772-1775), где создал атмосферу поэзии, искусства, любви и культ Екатерины Второй.

Усадьба располагалась на правом берегу р. Инсар, на небольшом возвышении, территория вытянута с северана юг, с трёх сторон защищена валом, а счетвёртой рекой. Планировка, все постройки усадьбы, а также разбивка парка выполнялись по замыслу и под руководством владельца крепостным художником и архитектором А. Ф. Зябловым (? — 1784). Участие В. В. Растрелли в строительстве усадьбы является легендой, ничем не подтверждённой.

Началом работ считается 16 декабря 1772 года (дата  на стене одного из залов). Центром усадьбы являлся каменный дом-дворец: двухэтажный, с полуподвалами, высокими «готическими» окнами по фасаду, с двумя подъездами, с балконом-террасой, выходящим в сад-парк. Современники называли его «рузаевским замком».

Первый этаж дома был парадный, с двумя залами: овальным и квадратным, последний — двусветный, с расписным плафоном, изображающим Екатерину-Минерву, побеждающую Чудище— символ взяток и казнокрадства (сохранилась гравюра с него). Убранство дома «возвещали вкус и роскошь»: много картин, художественно отделанная мебель. В доме хранилось не менее шести картин Ф. С. Рокотова (1735?-1808), в т. ч. и знаменитые портреты А. П. Струйской (1772) и Екатерины Второй (1786) — шедевры русской живописи XVIII века.

ras034-002-rokotov-struiskaia-a-pРокотов Ф. С. Портрет А. П. Струйской, 1772 г. Холст, масло, 47,5 х 59,8 см. Государственная Третьяковская галерея, Москваras034-003-rokotov-catherine-IIРокотов Ф. С. Портрет Екатерины Второй, 1786 г. Холст, масло, 85 × 65 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва

С художником Николай Еремеевич был в дружбе около двадцати лет, однако в усадьбу Рокотов не приезжал. На втором этаже располагались жилые комнаты и кабинет хозяина, именуемый Парнас. По периметру дом окружали флигеля, от правого (западного) тянулись постройки конного двора.

Перед домом располагались две церкви: Троицкая, построенная при Николае Еремеевиче, с «прекрасными иконами в итальянском вкусе», и Покровская, начала XIX века, построена и украшена при участии сына Николая Еремеевича Юрия, с великолепной отделкой искусственным мрамором.

ras034-004-struiskii-house-1Рузаевка. Подъезд к былой усадьбе, со стороны Саранска

Сад-парк был разбит на квадраты липовыми и еловыми аллеями. Главная аллея заканчивалась каменным корпусом танцевального зала с зимним садом и оранжереями. Имелся также лабиринт и пруд.

В 1791-1796 годах в усадьбе действовала типография — уникальное явление в России XVIII века. Здесь роскошно издавались в нескольких экземплярахсобственные сочинения владельца и произведения некоторых друзей, например, «Камин в Пензе» князя И. М. Долгорукого, неоднократно бывавшего в Рузаевке. Печатались они на дорогой бумаге или атласе, переплетались в кожу, глазет и сафьян, украшались гравюрами и виньетками. Николай Еремеевич никогда не продавал книги, а только дарил, в т. ч. и Екатерине Второй, которая демонстрировала их иностранным гостям, как свидетельства просвещённости самых отдалённых уголков России, а издателю пожаловала бриллиантовый перстень. Первое рузаевское издание — стихотворение «Перстень» (1792 г., 7 страниц на атласе, не сохранилось). Книжечки Струйского — «настоящее чудо типографского искусства», ныне очень редки. После смерти владельца оборудование было передано на обустройство Симбирской губернской типографии.

 ras034-005-vinietka

А. П. Струйская (1754-1840) пережила мужа на 43 года. После её смерти усадьба стала приходить в упадок. Последний владелец, Михаил Петрович Струйский (1821-1911), внук Александры Петровны, в 1886 году продал её на слом Параскево-Вознесенскому женскому монастырю в Пайгарме для его построек. Вещи и картины приобретены Историческим музеем (1889), затем часть картин Рокотова были переданы в Государственную Третьяковскую галерею. Ныне на месте усадьбы здание средней школы № 9 им. А. И. Полежаева. Троицкую церковь разобрали за ветхостью в 1900 году, а Покровскую — в начале 1920-х, тогда же разрушили некрополь Струйских.

 

Литература: Тюхменева Е. А. Рузаевка — усадьба поэта XVIIIв. // Русская усадьба. Сборник Общества изучения русской усадьбы. Выпуск 6 (22). Москва, 2000; Васильев Н. Л. Жизнь и деяния Николая Струйского, российского дворянина, поэта и верноподданного. Саранск, 2003; Сушкова Е. М. Усадьба Струйских «Рузаевка» (Из воспоминаний последней в роде) // Столица и усадьба.1915. №38-39; Долгорукий И. М. Журнал путешествия из Москвы в Нижний 1813 года // Долгорукий И. М. Изборник. Москва, 1919; Долгорукий И. М. Капище моего сердца. Москва, 1997; Долгорукий И. М. Повесть о рождении моем, происхождении и всей жизни… Санкт-Петербург, 2005.

 

Л. В. Рассказова

 

 
 

Добавить комментарий


хостинг KOMTET