БЕЛИНСКИЙ Виссарион Григорьевич
(30.05.1811, Свеаборг, ныне г. Суоменлинна, Финляндия —
26.05.1848, Санкт-Петербург)
Литературный и театральный критик, историк и теоретик литературы и искусства, публицист.
Отец, Григорий Никифорович Белынский, флотский врач, в 1816 г. вышел в отставку и стал уездным лекарем, переехав с семьей в г. Чембар, с 1830 г. — потомственный дворянин; мать, Мария Ивановна Иванова, дочь шкипера. Белинский, учась в Московском университете, изменяет свою фамилию на Белинский, а права потомственного дворянина получает только в июле 1847 г. (из-за отсутствия документов).
В 1821-1825 гг. учился в только что открытом Чембарском народном училище, с 1825 по 1829 гг. — в Пензенской гимназии, которую не закончил. После самостоятельной подготовки поступил в Московский университет (1829), а лето 1830 г. провел в Чембаре, это было последнее пребывание Белинского на родине. Время, проведенное в Чембаре и Пензе, отразилось на дальнейшей жизни критика. В 1823 г. на него, как на выдающегося ученика, обратил внимание И. И. Лажечников. Позже он дает Белинскому рекомендательное. письмо для поступления в университет, дружеские отношения связывали их в Москве и Санкт-Петербурге, воспоминания писателя о Белинском являются ценным источником о раннем периоде жизни критика. В гимназии Белинский сблизился с талантливым учителем М. М. Поповым, отношения с которым поддерживал в течение всей жизни; Попов оставил интересные воспоминания о формировании взглядов юноши Белинского. Некоторое время Белинский замещал учителя словесности в классе, где учился Ф. И. Буслаев, сохранивший воспоминания об этом. Одноклассниками Белинского были крепостной, сын дворового Дмитрий Калинин и воспитанник Н. А. Радищева, сына писателя, Н. Карижин.
Летом 1830 г. Белинский работал над трагедией «Дмитрий Калинин», замысел которой связан с пензенскими реалиями. В Пензе юноша впервые увидел театр. спектакли в крепостном театре В. Г. Гладкова. Они потрясли мальчика и предопределили его увлеченность театром на всю жизнь. Детство и юность Белинского были тяжелые: болезненность и слабое здоровье, грубость родителей, постоянный недостаток средств, однако дет. впечатления от увиденного и услышанного (во время приема больных отцом, поездок с ним по окрестным деревням, наблюдений природы, игр с ровесниками, чтения) глубоко запали в душу мальчика и нашли выход в многочисленных «лирических отступлениях» его зрелых статей. Пенза и Чембар явились источником многих наблюдений, отраженных прямо или косвенно в его сочинениях.
Необходимо заметить, что, кроме указанного периода, опыта жизни в российской провинции, среди простого народа у Белинского более не было, вся его дальнейшая деятельность проходила в довольно узком кругу московских и петербургских литераторов, отсюда важность впечатлений и наблюдений этого периода для формирования его мировоззрения и понимания им процессов общественного развития России и ее народа, русской истории и литературы. В этот период Белинский, по собственному выражению, «неустанно, денно и нощно» читает, в беседах с друзьями закладываются основы его индивидуального стиля, художественного вкуса. Благодаря упорному труду самообразования он глубоко изучил русскую изящную словесность, получил широкое представление об античной и западноевропейской литературе. Не случайно первое крупное произведение – цикл статей «Литературные мечтания» (1834) подписано «Чембар».
В дальнейшем Белинский, исключенный из университета (1832), некоторое время сильно бедствует, затем начинается его сотрудничество в журналами (с 1834) в Москве («Телескоп», «Московский наблюдатель») и Санкт-Петербурге (с 1839, «Отечественные записки», «Современник»). Белинским написано около 1100 статей и рецензий. Его оценки творчества М. В. Ломоносова, А. Д. Кантемира, Д. И. Фонвизина, Н. М. Карамзина, И. А. Крылова, К. Н. Батюшкова, Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, А. С. Грибоедова, А. В. Кольцова, А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского до сего времени не потеряли своего значения и стали хрестоматийными. Белинский положил начало не только теории литературы и театральной критики, но и истории русской литературы, определив периоды и направления ее развития; теории литературы как научной дисциплины, обосновав понятия родов и видов, жанров, специфики художественного творчества; эстетики, определив ее основные категории (прекрасное и безобразное, сатира и юмор, комическое и трагическое, типическое и индивидуальное), понятие народности искусства. Идеи Белинского о патриотизме и гуманизме русской литературы и искусства содействовали развитию духовной культуры общества. Он воспитал и образовал русскую читающую публику, многие поколения которой обязаны ему своим просвещением и культурным развитием. Велико и общественное значение Белинского: на его революционно-демократических идеях воспитывалось не одно поколение русских радикальных деятелей.
П. Ф. Максяшев, Л. В. Рассказова.
________________________________________
Источник: Пензенская энциклопедия.
М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001, с. 49.
________________________________________