Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 

ГАТЬ
дорога, основанiе которой устроено изъ хвороста, рѣже изъ бревенъ, въ болотной мѣстности. Осушенiе болотъ подъ полотно проѣзжей дороги можетъ быть предпринято въ большомъ видѣ только тогда, если нужныя для этого издержки незначительны въ сравненiи съ цѣнностью самой дороги. Въ тѣхъ же случаяхъ, когда необходимая для безопасности проѣзда надлежащая осушка полосы болота, отходящей подъ дорогу, не можетъ быть исполнена без затраты большихъ денежныхъ средствъ, прибегаютъ къ устройству Г. Такiя дороги значительной длины встрѣчаются въ нашемъ пинскомъ Полѣсьѣ, въ Новгородской губернiи и въ некоторыхъ другихъ болотистыхъ местностяхъ. Простѣйшiй способъ устройства Г. состоитъ въ настилкѣ одного только слоя хвороста поперекъ дороги. Для большей прочности хворост кладут на слоѣ фашин (связанного въ пучки хвороста), причем фашины располагаются вдоль, а хворостъ поперекъ дороги. Если же требуется еще болѣе прочное основанiе, то фашины кладутъ въ нѣсколько слоевъ, причемъ каждый слой засыпается землею, чтобы не было между слоями пустотъ. Всѣ слои связываются взаимно фашинными канатами и прибиваются кольями. Поверхность дороги дѣлается изъ хряща или крупнаго песка, слоемъ толщиною не менѣе 15 см. Если насыпь проводится черезъ мѣста, затопляемыя весенними водами, тогда ее возвышаютъ надъ уровнемъ разлива, а ядро насыпи дѣлаютъ изъ фашинъ. Съ боковъ Г. ограничиваютъ земляными присыпками, а откосъ ее со стороны воды укрѣпляют хворостомъ съ помощью фашинных канатовъ и кольевъ. Весьма интересный примѣръ подобного устройства представляетъ бичевникъ въ части Онежского канала отъ урочища Черный Песокъ до Вознесенской пристани, причемъ каналъ проходитъ черезъ Кобылье озеро (устройство этого бичевника описано въ «Журналѣ Гл. упр. путей сообщенiя», 1853 г., т. XVIII). Вмѣсто фашинъ подъ насыпь можно положить ростверкъ (см. это слово). Этотъ способъ лучше, но несравненно дороже. Онъ употреблялся при постройкѣ Николаевской жел. дороги на части этой линiи, пересѣкающей болотистыя пространства Новгородской губернiи. Въ последнiе годы такiе плавучiе плоты для устройства временныхъ дорогъ черезъ болота примѣнены были при сооруженiи Полѣсскихъ железныхъ дорогъ. Въ сѣверной Германiи, преимущественно въ Ганноверѣ и Ольденбургѣ, встрѣчаются остатки частей дорогъ, устроенныхъ для переходовъ черезъ болота еще древними римлянами. Въ послѣднее время вполнѣ выяснено научно, что эти переходы составляют дѣйствительные остатки военныхъ дорогъ римлянъ и соотвѣтствуютъ упоминаемымъ Тацитомъ «pontes longi». Почти всѣ эти дороги имѣютъ одно направленiе, от востока къ западу, и почти всюду ширина ихъ около 3 метровъ. Образцовое устройство этихъ дорогъ указываетъ на опредѣленную и высоко развитую технику культурных строителей. Древнiе римляне, как извѣстно, были весьма искусны по части дорожныхъ сооружений. Римскiя брусчатыя дороги черезъ болота гораздо совершеннѣе нынѣшнихъ Г. Онѣ были устроены прочно и красиво и могли пропускать самыя тяжелыя военныя машины; по нѣкоторымъ изъ нихъ можно ѣздить безопасно и въ настоящее время. Сохранившiеся остатки даютъ возможность судить о системѣ устройства этихъ брусчатыхъ переходовъ черезъ болота. На поверхность болота укладывались толстые дубовые брусья, плотно, въ закрой другъ возлѣ друга, и каждый изъ брусьевъ прикрѣплялся къ грунту двумя длинными нагелями длиной 1-1,5 метровъ. Отверстiя для пропуска нагелей квадратныя и пробиты долотомъ. Этотъ брусчатый помостъ покрывался дерномъ и затемъ по выровненной поверхности засыпался землей и щебнемъ. Такимъ образомъ устраивалась удобная проѣзжая дорога. Въ нѣкоторыхъ мѣстахъ, гдѣ грунтъ былъ болѣе зыбкiй, укладывались брусья въ нѣсколько рядовъ или же подъ поперечнымъ рядомъ подложены продольные лежни; въ другихъ же мѣстахъ, гдѣ грунтъ былъ особенно ненадеженъ, подъ брусьями найденъ фашинникъ. Въ нѣкоторых мѣстах эти дубовые брусья находятся близъ поверхности болота, въ другихъ же они скрыты на глубинѣ до 2 метровъ и заросли торфомъ. Разсматривая систему устройства этихъ брусчатыхъ дорогъ, необходимо признать, что она была хорошо продумана. Толстыя брусья составляли прочный помостъ, который удерживался въ неподвижномъ положенiи загнанными сверху нагелями. Въ нѣкоторых мѣстах открыты подобные помосты, тянувшiеся на протяженiи болѣе 20 км. При этомъ замѣчательна ихъ однообразная, довольно малая ширина, въ 3 метра и не болѣе 3,5 метровъ. Это объясняется отчасти тѣмъ, что брусья изготавливались не распиловкой, а раскалыванiемъ бревенъ; поэтому длина брусьевъ была ограничена для болѣе удобнаго раскалыванiя. Римскiе повозки имѣли разстоянiе между колесами около 1 метра, а потому ширина пути въ 3 метра могла быть достаточной для разъѣзда двухъ повозокъ, но для перехода пехоты и конницы эти узкiя дороги, тянувшiеся на протяженiи десятковъ километров, конечно, не могли быть очень удобны. Подробности о брусчатыхъ дорогахъ древнихъ римлянъ, интересныя съ точки зренiя археологiи и военной исторiи, можно найти въ соч.: «Die Bohlwege im Herzogthum Oldenburg» S. Alten; «Bericht über die Thätigkeit des Oldenburger Landesvereines für Alterthum» (1889).

А. Т.

________________________________________
Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона.
С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890-1907, Т.8. Гальберг-Германiй, с. 1
77-178.
________________________________________