Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 

ЛЕБЕДЕВ
   Кастор Никифорович
    (18.09.1812 — 21.05.1876)

Государственный деятель, сенатор, писатель, юрист.

У истоков этого старинного дворянского рода стоял Иван Кондратьевич Лебедев (1672 — ?), служивший в 1690-1718 гг. в Пензенской провинциальной конторе, а в 1719-1728 гг. возглавлявший Пензенскую коммерческую контору. В 1730-1732 гг. он исправлял должность пензенского воеводы. В своих мемуарах Ф. Ф. Вигель пишет о происхождении своей матери Мавры Петровны, урожденной Лебедевой, (1752-1830):

«Род Лебедевых, от коих я происхожу по матери, в ней (Лебедёвке) однако же, находится. Дед мой, Пётр Иванович Лебедев, умер в 1752 году, оставив вдову, беременную моею матерью, и старшую восьмилетнюю дочь Елисавету. Он был тогда прапорщиком гвардии Измайловского полка, а службу начал простым рядовым… матери моей досталось от отца по наследству село Лебедёвка при речке Ардым в шести верстах от Пензы, ещё до ныне в нашем семействе сохранившееся. В кладбищенской полусгнившей деревянной церкви сказанного села находятся с надписями могилы Ивана Кондратьевича и Ивана Ивановича Лебедевых, прадеда и деда моей матери, над прахом коих по известным временам она служит панихиды. Так как Пенза сделалась городом только в 1666 году, при царе Алексее Михайловиче, то весьма вероятно, что Иван Кондратьевич был основателем и первым вотчинником имения, которое назвал своим фамильным именем…».

Таким образом, знаменитый мемуарист и столь же известный чиновник имели общего предка.

Отец Кастора НикифоровичаНикифор Иванович происходил, вероятно, от Никифора Кондратьевича Лебедевабрата Ивана Кондратьевича. В 1804-1817 гг. Н. И. Лебедев преподавал в Пензенской гимназии русскую словесность и французский язык и, вероятно, помнил пензенского губернатора Михаила Михайловича Сперанского, который присутствовал в гимназии на торжественных актах. Кастор Никифорович учился в Пензенской гимназии вместе с В. Г. Белинским.

Юридическое образование он получил в Московском университете и быстро продвинулся по службе. В 1842 г. Лебедев занял пост начальника отделения департамента юстиции по уголовным делам, а в 1848 г. получил высокую должность обер-прокурора 1-го отделения 6-го департамента Сената, затем служил по уголовному департаменту Москвы и Санкт-Петербурга. В 1856 г. тайный советник К. Н. Лебедев возглавил канцелярию Министерства юстиции и одновременно исполнял обязанности сенатора по уголовным делам, в 1868 г. стал сенатором кассационного управления.

Кастор Никифорович, в отличие от других пензяков, не оставил после себя научных трудов, но он проявил себя в русской юриспруденции как непревзойденный специалист высокого класса по правоприменительной практике. К его суждениям, комментариям и толкованиям уголовного законодательства прислушивались даже видные русские юристы.

Обучаясь в Пензенской гимназии, Кастор Никифорович сумел выделить наиболее достойного на его детский взгляд старшего учителя философии и словесности Василия Матвеевича Перевощикова. Благодарный К. Н. Лебедев позже посвятит своему учителю, ставшему впоследствии писателем, историком литературы, профессором Дерптского университета, достойные слова:

«Василий Матвеевич — человек прекрасной души. Скромный, верующий, любящий».

Возможно, усвоив блестящий литературный язык гимназического учителя В. М. Перевощикова. Кастор Никифирович по окончании Московского университета написал сатиру на almamaterи профессоров историков Михаила Трофимовича Коченовского и Михаила Петровича Погодина «Рассуждения о царе Горохе». Распространённая в списках, эта сатира вызвала большой переполох и озабоченность начальства. Государственный и общественный деятель России А. А. Половцов писал в связи с этим:

«Из литературных его трудов замечательна его сатира на Московский университет и профессоров Каченовского, Погодина, Павлова, Надеждина (издателя «Телескопа») и Н. Полевого под названием: «Когда царствовал Государь Царь Горох, где он царствовал и как царь Горох перешёл в преданиях народов, до отдаленного потомства». (Москва, 1834). Сатира эта изображает совещание профессоров, в котором каждый из них, обозначенный одною из первых пяти букв греческого алфавита, решает вопрос о времени царствования царя Гороха сообразно с взглядами и приёмами речи осмеиваемого лица. «Крайности теоретического увлечения одних, искусственность и чуждые духу русского языка выражения других, педантичность и напыщенность риторического красноречия третьих — всё это не ушло от насмешливой наблюдательности автора».

К. Н. Лебедев обладал всесторонними знаниями, позволявшими ему уверенно вести себя в обществе разнообразных людей. Он был знаком со знаменитым актёром Михаилом Семёновичем Щепкиным, на его Химкинской даче собирались одноклассник по Пензенской гимназии В. Г. Белинский, литературный критик И. И. Панаев, врач и переводчик Н. Х. Кетчер, публицист и литературный критик М. Н. Катков, общение с которыми обогащало душу и разум Кастора Никифоровича и позволяло ему обозначить своё место в полемических разговорах щепкинского окружения.

Пенза взлелеяла молодого Лебедева, подготовила ему дорогу в самостоятельную жизнь, и все прожитые годы он делил свою привязанность между Москвой и Петербургом, испытывая ностальгию по родной Пензе.

________________________________________
Источник: Тюстин, А. В., Шишкин И. С. Пензенская персоналия.
Славу Пензы умножившие. [В 3 т.]. Т. 1 (А-Л).: [биогр. слов.]
/ Тюстин А. В., Шишкин И. С. — Пенза : б. и., 2012. — 208 с.: портр.— с. 196-197.
________________________________________