Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 

617-319-krotkov-a-a

КРОТКОВ
   Александр
   Августинович
    (19.08.1866 — весна 1945)

Археолог, нумизмат, знаток золотоордынской истории.

Родился в Пензе в семье чиновника городской думы, коллежского регистратора Августина Ивановича Кроткова (ок. 1841 — 20.09.1881).

Учился в прогимназии, в 1888 г. окончил Пензенскую фельдшерскую школу. До 1891 г. он служил фельдшером в Петровском земстве Саратовской губернии, затем около 10 лет был учителем в Князевской сельской школе (ныне — Пензенский р-н). Местная помещица княгиня Анна Сергеевна Голицына (1846-1915) на площади 1800 десятин в своём имении наладила образцовое, экономически рентабельное хозяйство, занимаясь разведением коров голландской породы, лесным хозяйством, размолом зерна на паровой мельнице. А. А. Кротков на базе этого имения проводил для учащихся познавательные экскурсии, раскрывая передовые методы ведения сельского хозяйства.

В 1900 г. Кротков переезжает в Саратов и поступает на службу в местное земство. В 1902 г. избирается членом Саратовской учёной архивной комиссии, у колыбели которой стоял историк, правовед и археограф, академик Николай Васильевич Калачев. Увлечение археологией и нумизматикой, арабской письменностью, путевыми записками и трудами арабских писателей вскоре стало смыслом жизни А. А. Кроткова, и он полностью погрузился в изучение древностей. Его первые работы, опубликованные в Трудах Саратовской архивной комиссии, носили историко-библиографический характер, но уже в 1910 г. появляются первые статьи об археологических памятниках Самарской и Саратовской губерний.

В 1913 г. он участвовал в археологических раскопках золотоордынского города Увека, обретая навыки профессионального археолога. Города играли в жизнеустройстве Золотой Орды большую роль. Во-первых, они обеспечивали переход к оседлому образу жизни; во-вторых, были местными административными и ремесленными центрами, располагаясь на важных торговых путях. История этих городов раскрывается через археологические исследования, нумизматические находки, старинные карты, записки арабских писателей-путешественников и т. д. В Поволжье, на огромном пространстве вплоть до прикаспийских степей, как на правом, так и на левом берегах Волги выявлены городища Крестово, Переволокское, города Увек, Мохши. Последние принадлежат к числу самых первых и наиболее крупных городских поселений Золотой Орды.

Широкий и интенсивный характер золотоордынское градостроение приобрело при хане Джучи-Узбеке, провозглашённого властелином после смерти в 1312 г. хана Токта. Став ханом, Узбек на месте средневекового города, обозначенного в русских летописях как Нуриджан (Наручадь, Наручадская Орда, Наровчатское городище), основал город Мохши как столицу северного улуса Золотой Орды. Империя Джучи, поглотившая тюркское Поволжье, могла обрести прочный фундамент на основе единобожия, поэтому Узбек принял ислам и провозгласил его государственной религией Золотой Орды. Высокий имидж Мохши подтверждает и чеканка серебряной и медной монеты. Город застраивался караван-сараями, белокаменной мечетью, медресе, банями и жилыми домами, оборудованными дымоходами и водопроводами.

Прошедшие века стёрли память о загадочном Мохши и месте его нахождения. По совету учёного археолога Александра Андреевича Спицына, изучавшего древности Пензенского края, поиски таинственного города были направлены в наиболее старинные города Темников, Краснослободск, Мокшан. Русский востоковед, академик Христиан Данилович Френ в своей работе «Монеты улуса Джучиева» (СПб., 1832) называл Мохши «загадочным», местоположение оставалось ему неизвестным.

Но Мохши открылся сам собой: в годы Первой мировой войны в Наровчате со своим полком оказался сотрудник Саратовского археологического музея Иван Фёдорович Садин. При проведении земляных работ для устройства военных лагерей открылись остатки строений из татарских кирпичей и находки джучидских монет, которые он передал в Саратовский музей. Более половины из найденных 200 монет имели чекан города Мохши.

Город Мохши издавна привлекал внимание многих археологов и историков, посвятивших ему свои научные работы. В сферу интересов А. А. Кроткова г. Мохши вошёл в начале 1920-х гг. Ознакомительной поездке в Наровчат предшествовала работа по изучению Карты Большого Чертежу, Летописей, Трудов Пензенской учёной архивной комиссии, сборника Пензенского губернского статистического комитета за 1893 г., архива Академии Наук, где учёному удалось скопировать ответ Наровчатской воеводской канцелярии на запросы Академии Наук 1760 г. В 1923 г. А. А. Кротков впервые предпринял археологические разведки в Наровчате, придя к твёрдому убеждению, что именно здесь располагался город Мохши. В том же году в Трудах Общества истории, археологии и этнографии при Саратовском университете он публикует свою итоговую статью «В поисках г. Мохши» (вып. 34, часть 1, стр. 27-31). В последующие годы он провёл здесь первые масштабные археолого-нумизматические исследования. Раскопки выявили большое число остатков кирпичных строений, некоторое из которых были сложены из бутового камня, некоторые постройки были деревянными. Подводя итоги раскопок 1927 г., Александр Августинович отмечал:

«…определилась общая поселённая площадь татарского Наровчата, превышающая площадь нынешнего Наровчата более чем в 2 раза. На этой площади было построено много каменных и значительного размера зданий жилого и промышленного характера, из коих некоторые здания были снабжены водопроводными трубами и имели подпольное отопление, аналогичное с таковыми на городище Булгар и в других городах Н[ижнего] Поволжья. Этот крупный административно-торговый центр среди покорённых мордовских земель, город, носивший улусный характер, имел право, как и другие улусные города Золотой Орды, чеканить свою монету с именем своего города, значит, иметь свой монетный двор».

Итогом комплексных исследований в Наровчате явилась книга А. А. Кроткова «Наровчат и его окрестности в историко-археологическом отношении», работу над которой он завершил в 1939 г. И только в 2011 г. при поддержке генерального директора ОАО «Пензастрой» В. М. Журавлёва она вышла в свет.

617-319-krotkov-a-a-2Кротков А. А. с членами геологического кружка, созданного им в 1936 году при Саратовском музее. Фото 1938 г.

В период с 1903 по 1936 г. в различных научных изданиях было опубликовано 37 работ А. А. Кроткова. Публикации исследований Александра Августиновича продолжились и в начале ХХI в. В 2005 г. Д. С. Кубанкин опубликовал статью учёного «Увек-Саратовский по данным истории и археологии», год спустя Н. М. Малов и Е. П. Фёдорова вернули современному читателю «Панисламизм и пантюркизм среди мусульманского населения Саратовской губернии».

Состоявшаяся 23-24 сентября 2010 г. в Пензе и Наровчате Всероссийская научная конференция «Средневековый город Мохши и Наручадская земля: итоги 95-летнего изучения» подтвердила научные выводы А. А. Кроткова и закрепила его роль первоисследователя древнего улуса Джучи Монгольской империи.

________________________________________
Источник: Тюстин, А. В., Шишкин И. С. Пензенская персоналия.
Славу Пензы умножившие. [В 3 т.]. Т. 1 (А-Л).: [биогр. слов.]
/ Тюстин А. В., Шишкин И. С. — Пенза : б. и., 2012. — 208 с.: портр.— с. 177-179.
________________________________________

 

 

Комментарии   

0 #1 Александр Кротков 18.07.2017 12:22
...Я знаю Александра Августиновича по его жизни и работе в Наровчате 1925, 1926 и 1927 годах. Это был уже старый человек, горевший молодым, ищущим огнём на археологической работе, в чём ему содействовало хорошее состояние его здоровья. Его минимальные потребности в питании и житейских удобствах, видимо, его удовлетворяли. Это исходило из свойств его характера, отличавшегося исключительной скромностью и нетребовательно стью для себя.
Александр Августинович был высокоинтеллиге нтный человек, обладавший высокой культурой, что особенно проявлялось в его личных отношениях с людьми, с которыми он встречался и работал. В Наровчате все были убеждены, что он – профессор
и таковым его все называли. Он был всесторонне просвещенный человек, это был – учёный, но из его слов я знал, что по своему профессионально му образованию он был медицинский фельдшер. Однако авторитет его как учёного специалиста-арх еолога и большого знатока истории был очень велик...
Цитировать

Добавить комментарий


хостинг KOMTET