Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 

617-134-volkov-n-d

ВОЛКОВ
   Николай Дмитриевич
    (10.12.1894 — 03.04.1965)

Российский драматург и либреттист, теоретик театра, библиофил.

Начало воспоминаний Н. Д. Волкова «Театральные вечера» несколько необычно, насколько необычным был и сам сочинитель книги:

«Каждый человек должен где-нибудь родиться. Я родился в Пензе».

Такое внезапное для читателя начало может сделать только человек, который гордится местом своего рождения и годами проведённой здесь жизни. Как человек, принадлежавший к культурной элите, он с пафосом пишет о своём рождении именно в Пензе, прославившейся своей театральной, книжной, музейной, цирковой, художественной и музыкальной культурой. Николай Дмитриевич обосновывает эту особенность очень просто:

«Театр рано вошёл в мою жизнь. Сначала это были картонные игрушечные театрики в коробках… Потом пришёл и настоящий театр. Не помню, когда я впервые побывал на спектакле. Кажется, это было на детском утреннике… Увлечение театром связано и с моим отцом, который… отдал много сил по созданию в Пензе народного театра».

Н. Д. Волков поступил во 2-ю Пензенскую мужскую гимназию, в которой в 1884-1895 гг. учился великий преобразователь отечественного театра Всеволод Эмильевич Мейерхольд. В 1896–1906 гг. здесь учился театровед и режиссёр, доктор искусствоведения Юрий Васильевич Соболев, подружившийся в Пензе с Н. Д. Волковым. Одновременно с Волковым и Соболевым в гимназии в 1899-1907 гг. постигал тайны наук Иван Ильич Мозжухин — будущая звезда мирового кино. Уже по перечислению этих четырёх фамилий вторую мужскую гимназию Пензы можно назвать колыбелью театральных деятелей. Николай Дмитриевич вспоминал:

«В 1904 году я поступил в ту самую вторую гимназию, которую в 1895 году кончал Мейерхольд. Учился в ней и будущий популярный киноартист Мозжухин, игравший в гимназические годы Хлестакова».

Окончив гимназию, Н. Д Волков в 1912 г. уезжает в Москву, где его другу Ю. В. Соболеву оставалось ещё 2 года до окончания университета. Он поступил на юридический факультет университета, а параллельно служил помощником режиссера в театре В. Ф. Комиссаржевской да ещё подрабатывал в редакции «Русского слова». Университетские каникулы 1914 г. Волков провёл в Пензе, где встречался со своим другом, будущим маршалом СССР Михаилом Тухачевским, с которым они были на концерте Фрица Крейслера.

В 1917 г. Н. Д. Волков окончил университет. Событие это было омрачено смертью отца: на его похороны и для завершения отцовских дел он приезжал в Пензу. В те годы Волкову пришлось поменять несколько мест работы, но, пожалуй, самым привлекательным для него было заведование отделом национализированных театральных библиотек Москвы.

Приобщению к театру и погружению в его тайны способствовала его репортерская работа, а также изучение и анализ режиссерских приёмов Александра Яковлевича Таирова (1885–1950), ставившего спектакли и в Пензе. Большим достижением Н. Д. Волкова было издание его двухтомной монографии «Мейерхольд» (М.-Л., 1929), основанной на многолетнем общении с ним, с его родственниками и близкими, единомышленниками. Он широко использовал домашние и личные архивные документы, дневники, фотографии, программы, отзывы печати, частично хранившиеся в архиве Ольги Михайловны Мунт и Зинаиды Николаевны Райх.

В начале 1930-х гг. Волков погружается в хореадраму в балете, и начинает писать либретто (балетные пьесы). В 1932 г. совместно с Б. В. Асафьевым он написал либретто балета «Пламя Парижа, или Триумф Республики». В 1934 г. на сцене театра оперы и балета им. С. М. Кирова был поставлен новый балет Асафьева «Бахчисарайский фонтан», либретто для которого создал Волков. В 1937 г. он создаёт инсценировку по роману Л. Н. Толстого «Анна Каренина». На премьере спектакля присутствовал И. В. Сталин. Основные исполнители ролей Алла Тарасова (Анна), Николай Хмелев (Каренин) и Борис Добронравов (Стива Облонский) через несколько дней после премьеры были удостоены звания народных артистов СССР.

В 1938 г. зрители были покорены новым балетом Асафьева и Волкова «Кавказский пленник». В ноябре 1945 г. — триумф в Большом театре балета «Золушка» композитора С. Прокофьева, либретто которого также написан драматуром Н. Волковым. В 1956 г. на сцене Ленинградского театра оперы и балеты им. С. М. Кирова состоялась премьера балета «Спартак», сценическую долговечность которому обеспечили совместно и композитор А. И. Хачатурян и либреттист Н. Д. Волков.

________________________________________

Источник: Тюстин, А. В., Шишкин И. С. Пензенская персоналия.
Славу Пензы умножившие. [В 3 т.]. Т. 1 (А-Л).: [биогр. слов.]
/ Тюстин А. В., Шишкин И. С. — Пенза : б. и., 2012. – 208 с.: портр.— с. 72.
________________________________________

 

 

Добавить комментарий


хостинг KOMTET