Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 

617-116-vigel-f-l

ВИГЕЛЬ
   Филипп Лаврентьевич
    (12.06.1740 – январь 1812)

Государственный и военный деятель, пензенский губернатор.

Филипп Лаврентьевич Вигель в 1750-х гг. воспитывался в Сухопутном шляхетском (кадетском) корпусе, где, по словам его сына, «образовались почти все государственные люди, прославившие царствование Екатерины II». Учёбе в кадетском корпусе он был обязан прежде всего тем, что «точность его ума более всего делала его способным к математическим наукам, и он примерно в них успевал, но в то же время чрезвычайно любил художества и музыку. В особенности же имел он страсть к архитектуре: для соседей, для приятелей, даже иногда для просто знакомых он чертил планы домов, церквей, заводов и потом, при производстве работ, помогал им советами, как дешевле и прочнее возводить строения».

Возможно, Филипп Лаврентьевич оказал какое-то влияние на строительство церквей в Лебедевке и Симбухове (Пензенского уезда), выборе архитектурного стиля и декорирования их интерьеров, а также планировки и возведения собственной усадьбы в Симбухове.

В 1764 г. уже в чине премьер-майора он был определён на службу в Генеральный штаб. В связи с заселением немецкими колонистами земель саратовского Поволжья генерал-фельдцейхмейстер, генерал-аншеф Григорий Григорьевич Орлов поручил Вигелю осуществлять контроль за межеванием земель и размещением на них колонистов. Из Саратова Филипп Лаврентьевич часто приезжал в Пензу, где подружился с воеводой Андреем Алексеевичем Всеволожским.

Созданный его сыном Ф. Ф. Вигелем образ Пензы того времени просто уникален:

«Пенза состояла тогда из десятка не весьма больших деревянных господских хором и нескольких сотен обывательских домиков, из коих многие были крыты соломой и имели плетнёвые заборы. Соборная каменная церковь, которая величиною едва ли превосходила многие сельские храмы, с тех пор построенные и несколько каменных и деревянных небольших приходских церквей служили единственным ей украшением».

В период службы Ф. Л. Вигеля в Саратове он получил чин полковника с назначением командиром батальона егерского корпуса и направлен на Кубань сражаться с горцами. В середине 1770-х гг. Филипп Лаврентьевич переводится в Польшу, где батальон был дислоцирован сначала в Люблино, затем в Варшаве. В 1777 г. по случаю рождения будущего императора Александра Павловича Ф. Л. Вигель пожалован чином полковника Нарвского карабинерного полка сверх штата, что дало ему возможность вернуться в пензенское поместье.

«Недолго, однако же, мог он подышать свободой и заняться хозяйством: ему скоро дали Алексопольский пехотный полк, который был расположен на берегах Днепра, во вновь занятых тогда степях Новороссийского края».

Интерес к строительному делу сблизил его здесь с инженер-генерал-поручиком Иваном Абрамовичем Ганнибаломдвоюродным дедом А.  С. Пушкина. Филипп Лаврентьевич поддерживал знакомство с русскими полководцами Петром Александровичем Румянцевым-Задунайским, Александром Васильевичем Суворовым, Григорием Александровичем Потёмкиным, по представлению которого он получил чин бригадира. В 1796 г. в память о своём отце Петре III Павел I наградил Вигеля только что учреждённым Анненским крестом, к которому полагалась красная лента с жёлтой каймой, носившаяся через левое плечо. Эта высокая награда, по словам Ф. Ф. Вигеля, «было торжество, победа над врагами».

В 1787 г. Ф. Л. Вигель был назначен обер-комендантом Киева. Он пользовался особенным благорасположением сына полководца и сенатора Николая Петровича Румянцева, состоявшего директором водных коммуникаций, а затем министром иностранных дел; князя Александра Борисовича Куракина, посещавшего родовое гнездо Вигелей в Симбухове; генерал-прокурора Александра Андреевича Беклешова. Н. П. Румянцев как-то спросил Вигеля, не согласился бы он ещё несколько лет своей жизни посвятить коронной службе. Уставши от жизни, Филипп Лаврентьевич ответил отказом, но, услышав о губернаторстве в Пензе, где прошла его молодость, с живостью согласился.

Так 5 сентября 1801 г. он был произведён в тайные советники и сразу же отбыл в Пензу. До приезда губернатора административно-исполнительную власть в уездной Пензе исполнял городничий Иван Андреевич Миленин, напоминавший до некоторой степени «прежних воевод и губернаторов. Беспечен, хотя и тщеславен, довольствовался он той порцией величия, которая... как единственному официальному лицу ему на долю досталась». Городничий возглавлял административно-полицейскую власть и назначался преимущественно из отставных офицеров.

Сын нового губернатора Ф. Ф. Вигель, используя поэтические эпитеты, отмечал:

«Губернатор был луч сияния царского, хозяин губернии, защитник ее прав, ходатай у престола; люди, подобно отцу, наделённые высочайшей волей властью, спокойные, уважаемые, могли они беспрепятственно творить добро и в благе вверенного им края видеть собственное».

При восстановлении губернии Верхнеломовский, Троицкий и Шешкеевский уезды были упразднены, в составе губернии остались 10 уездов: Городищенский, Инсарский, Керенский, Краснослободский, Мокшанский, Наровчатский, Нижнеломовский, Пензенский, Саранский и Чембарский. Пензенская губерния занимала территорию в 33,4 тыс. кв. км, а население составляло 353, 3 тыс. человек, из которых свыше 10 тыс. проживали в губернском городе.

Ф. Л. Вигель заново сформировал губернские и уездные органы управления, отремонтировал корпуса присутственных мест, а для собственной резиденции купил у действительного статского советника Аполлона Никифоровича Колокольцова усадьбу на Верхней (Соборной) площади. Указом правительствующего Сената для службы в новых органах управления были назначены опытные классные чиновники из Тамбова, Костромы, Тулы, Сим бирска, Ярославля. В частности, советником Пензенской палаты уголовного суда был приглашен статский советник Пётр Михайлович Опочинин (1760-1815) — сват М. И. Кутузова.

Его сын Фёдор Петрович Опочинин (1779–1852) — действительный тайный советник, обер-гофмейстер, член Государственного Совета, был женат на дочери полководца Дарье Михайловне Кутузовой-Голенищевой (1788-1854). Опочинины составляли круг петербургских знакомых А. С. Пушкина.

Имея высокий для провинции чин тайного советника, Филипп Лаврентьевич не обладал достаточно высоким авторитетом в губернии, поэтому местное родовитое и чванливое дворянство стояло к нему в оппозиции. Оппозиционную партию возглавлял губернский предводитель дворянства Алексей Емельянович Столыпин (1744-1817) — прадед М. Ю. Лермонтова.

На рубеже ХVIII-ХIХ веков Пенза сформировалась как один из ведущих центров российской театральной культуры, уступая по количеству театров лишь Москве и Петербургу. Ф. Л. Вигель покровительствовал богатому пензенскому помещику Василию Ивановичу Кожину, создавшему в своем доме крепостной театр. К тому времени пензенскую публику увеселяли крепостные театры Гладковых, Горихвостовых, составляющие достойную конкуренцию Кожину. Василий Иванович, в отличие от других пензенских любителей Мельпомены, пригласил в свой театр относительно профессиональных вольнонаёмных актеров, и это обстоятельство решило исход дела в пользу Кожина: хорошая актёрская игра привлекла к себе внимание провинциального зрителя. Ф. Л. Вигель предоставил кожинскому театру зал Дворянского собрания, поэтому частный театр Василия Ивановича стал чаще всего называться «губернаторским».

Губернаторство Ф. Л. Вигеля привело к оживлению просветительской и культурной жизни в крае. При нём пензенское дворянство пожертвовало 90 тыс. рублей на открытие училища для неимущих дворянских детей, главное народное училище было преобразовано в 1804 году в гимназию и в том же году стараниями губернатора в Пензе создается типография губернского правления.

Год спустя Вигель признавался министру внутренних дел князю В.П. Кочубею:

«С самого восстановления Всемилостивейше вверенной управлению моему Пензенской губернии заметил я крайнюю надобность в типографии».

В 1807 году открывается уездное училище для детей купцов и мещан. За годы губернаторства Ф. Л. Вигеля в 9 уездных городах Пензенской губернии были построены присутственные места.

30 марта 1809 года Ф. Л. Вигель вышел в отставку и поселился в с. Симбухово Пензенского уезда, где возвёл удобную и привлекательную усадьбу, развёл прекрасную рощу. Его состояние в ту пору описывает сын:

«Обидная отставка без вины, обвинения и просьбы, ...долги, опасное состояние отечества, самая жизнь в провинции, где он прежде начальствовал и сошёл на степень небогатого помещика, ...всё соединилось, чтобы убивать его безотрадную старость, надежда ни откуда ему не светилась».

Скончался Ф. Л. Вигель в своем родовом имении, где и был погребён (ныне с. Калинино Пензенского района).

________________________________________

Источник: Тюстин, А. В., Шишкин И. С. Пензенская персоналия.
Славу Пензы умножившие. [В 3 т.]. Т. 1 (А-Л).: [биогр. слов.]
/ Тюстин А. В., Шишкин И. С. — Пенза : б. и., 2012. – 208 с.: портр.— с. 69-70.
________________________________________