БЕЛИНСКИЙ
Виссарион Григорьевич
(30.05.1811 — 26.05.1848)
Русский писатель, литературный критик, публицист, философ.
Фамилия, которую первым получил его отец Григорий Никифорович (1784 — 04.07.1835), происходит от названия с. Белынь Чембарского уезда Пензенской губернии. Здесь, в сельской церкви служили Алексей Трифонов (1730-1813) и его младший брат, дед Виссариона Григорьевича, Никифор Трифонов (1738-1825).
Отец критика г. Н. Белы[и]нский в 1797 г. поступил в Тамбовскую духовную семинарию, которая была открыта в 1779 г. в Нижне-Ломовском Казанском мужском монастыре и только в 1796 г. переведена в Тамбов. В 1804-1809 гг. он учился в Петербургской медико-хирургической академии, служил в госпитале Кронштадта, участвовал в военных действиях 1811-1812 гг. В 1816 г., в связи с выходом в отставку, Григорий Никифорович вместе с женой Марией Ивановной, урожденной Ивановой, (1789 — 29.08.1834) и детьми переехал в г. Чембар.
Двоюродный брат Белинского Дмитрий Петрович Иванов (1812-1881) вспоминал:
«Учение Виссариона Григорьевича началось вне дома. В Чембаре и до сих пор существует привилегированная учительница русской грамоты — Екатерина Павловна Ципровская, дочь протоколиста дворянской опеки. Целые поколения начали у неё своё азбучное образование, и до сих пор привозимые в Москву из Чембара кандидаты в учебные заведения сказывают, что у Ципровской выучились чтению и письму».
В 1822-1824 гг. Белинский учился в Чембарском уездном училище, где в 1823 г. его экзаменовал директор училищ Пензенской губернии писатель и мемуарист И. И. Лажечников, пришедший в восторг от обстоятельных и осмысленных ответов отрока. Экзаменатор подарил Виссариону книжку «за прекрасные успехи в учении».
В 1825-1829 гг. Белинский учился в Пензенской гимназии, преподаватель которой, будущий тайный советник Михаил Максимович Попов (1801–1872) оказал большое влияние на духовное развитие ученика. Сам Белинский называл его «лучезарным явлением». В оценках их отношений отмечено, что
«Белинский и в Петербурге не порвал с ним знакомства и поддерживал его до самой своей смерти. В последние же минуты жизни Белинского Попов обнаружил истинную заботливость о его душевном покое».
В 1830 г. Белинский писал Попову:
«Бывши во втором классе гимназии, я писал стихи и почитал себя опасным соперником Жуковского; но времена переменились… Я увидел, что не рождён быть стихотворцем».
Любовь у В. Г. Белинского к литературе сложилась ещё в Чембаре.
Театр же, как эстетическую ценность, он осознал лишь во время учёбы в Пензе. Театральная атмосфера сразу же затянула в свои сети юного Виссариона, он стал завсегдатаем крепостного театра Г. В. Гладкова. Хорошо знавший юного Белинского по Пензенской гимназии сын пензенского купца Николай Евграфович Иванисов вспоминает:
«Он страстно любил театральные зрелища и часто посещал пензенский театр, который содержал тогда помещик Гладков».
Уже став взрослым человеком, Белинский признавался:
«Театр! Театр! Каким магическим словом ты был для меня во время оно! Каким невыразимым очарованием потрясал ты струны души моей! В тебе я видел весь мир, всю вселенную, со всеми их разнообразием и великолепием».
Всю свою жизнь Виссарион Григорьевич не скрывал своей патетики к театру:
«Любите ли Вы театр, как люблю его я?».
Любовь к театру выразилась в написании в 1830 г. драмы «Дмитрий Калинин», главным героем которой стал реальный юноша, сын дворового человека. В 1956 г. Пензенский драматический театр впервые поставил драму «Дмитрий Калинин», а в 1957 г. впервые выехал в Москву, где этот спектакль был представлен столичному зрителю.
В 1829 г. Белинский поступает на словесное отделении философского факультета в Московский университет и навсегда покидает родные места. Популярностью в университете пользовались критик, философ, доктор словесных наук, профессор Николай Иванович Надеждин и философ, доктор медицины, ординарный профессор Михаил Григорьевич Павлов. Но Белинскому не удалось окончить учебу: в 1832 г. за написанную им трагедию антикрепостческой направленности его исключили.
В 1833 г. с сотрудничества в журнале «Телескоп», сочетавшего в себе западничество и славянофильство, началась его литературная деятельность. В этот период Белинский напечатал свои статьи «О стихотворениях Баратынского», «Стихотворения Кольцова», «Стихотворения Владимира Бенедиктова», а в 1834 г. в «Молве» появилась его жгучая статья «Литературные мечтания», в которой критик отметил зарождавшийся гоголевский этап в русской литературе, расширение границ и влияния в литературе прозы. Отдав себя литературной деятельности, борясь за гуманизм литературы, он признавался:
«Я — литератор; говорю это с болезненным и вместе радостным и горьким убеждением. Литературе расейской — моя жизнь и моя кровь… Я привязался к литературе, отдал ей всего себя, то есть сделал её главным интересом своей жизни…».
Ему удалось создать летопись русской литературы своего времени.
Летом 1837 г. в Пятигорске Белинский на квартире Н. М. Сатина впервые встретился с Лермонтовым, хотя их дома в Чембарском уезде разделяли всего около 15-17 вёрст. Надежды на их взаимопонимание не оправдались: каждый из земляков имел свои индивидуальные взгляды на роль французских просветителей.
В течение почти 10 лет он активно сотрудничал с журналами «Современник» и «Отечественные записки», постепенно отходя от просветительства к утверждению революционного демократизма. Его критические анализы и оценки всегда опирались на глубокое сопоставление русских и европейских писателей, что позволило Белинскому определить индивидуальное место российской литературы в общем литературном процессе. Уникальность Белинского заключалась в том, что он был единственным, кто публиковал статьи по различным направлениям — культура, искусство, история, литература.
Со временем сотрудничество Белинского с «Современником» ослабевало из-за прогрессирующей болезни критика. Его 37-летний жизненный путь не был прямолинейным, но он преодолел идеализм и достиг наивысшей точки — материализма. Профессор Московского университета, глава московских западников Тимофей Николаевич Грановский писал в июне 1849 г. Александру Ивановичу Герцену:
«Благо Белинскому, умершему вовремя. Много порядочных людей впали в отчаяние и с тупым спокойствием смотрят на происходящее, — когда же развалится этот мир?..»
И. С. Тургенев признавался:
«От тяжких испытаний избавила его смерть».
Белинскому суждено было уйти из жизни в период нарастания революционного мышления и внутреннего терроризма правительства. Всю глубину трагизма последних дней жизни, физические и моральные страдания В. Г. Белинского передал художник, пензенский уроженец Алексей Аввакумович Наумов (1840–1895) на своем известном полотне «Н. А. Некрасов и И. И. Панаев у больного В. Г. Белинского».
Сохранение памяти о В. Г Белинском многие пензенцы считали своим святым долгом и гражданской обязанностью. Впервые в Пензе юбилей В. Г. Белинского был отмечен в дворянском собрании ещё в 1860 г. 5 ноября 1895 г. на Сенной площади была открыта первая в Пензе народная библиотека, которая в день 50-летия смерти В. Г. Белинского 26 мая 1898 г. была названа его именем.
В 1898 г. в Пензе прошли мероприятия общероссийского масштаба, посвященные 50-летию со дня смерти великого критика.
В 1911 г. в Пензе широко отмечалось 100-летие со дня его рождения.
Пензенскому народному театру, созданному в 1896 г., присвоено имя В. Г. Белинского. В Верхнем Гулянии, только что получившем имя великого критика, была сооружена входная арка, над основным проёмом которой был укреплён большой медальон с барельефом критика и по бокам даты «1811» и «1848». Здесь же, около Летнего театра был установлен первый на планете памятник-бюст В. Г. Белинского работы М. Я. Каплана. В зале Дворянского собрания проведены юбилейные литературные чтения. В актовом зале 1-й мужской гимназии в торжественной обстановке установлена мемориальная доска из черного мрамора с надписью:
«Виссарiон Григорьевичъ Бѣлинскиiй 1811-1911 г. Литературѣ россиiйской моя жизнь и моя кровь…».
Бывшая улица — линия Присутственных мест, по которой Виссарион Белинский ходил из своей квартиры на улице Верхне-Пешей в гимназию, была названа именем Белинского.
В 1914 г. в Чембаре был построен Народный дом — комплексный культурно-просветительский центр.
В 1918 г. школе № 1 Пензы, а в 1948 г. — Пензенскому государственному педагогическому институту присвоено имя Белинского.
В 1938 г. стараниями чембарского педагога и краеведа А. И. Храмова в городе детства и отрочества критика был открыт литературно-мемориальный музея В. Г. Белинского.
В 1948 г., в связи с 100-летием со дня смерти Виссариона Григорьевича город Чембар, являвшийся административным центром района, был переименован в г. Белинский. В том же году бюст В. Г. Белинского работы скульптора Е. Ф. Кочуашвили открыт на территории Пензенского педагогического института.
В 1994 г. на месте этого памятника, разрушенного временем, была установлена скульптура «Юный Белинский», выполненный скульптором Н. А. Матвеевым.
10 июля 1954 г. в Пензе установлен монументальный памятник В. Г. Белинскому работы народного художника СССР, академика Е. В. Вучетича.
5 мая 1957 г. бюст критика работы Е. В. Вучетича установлен в г. Белинском перед зданием средней школы № 2.
В 1958 г. тоже в г. Белинском был открыт памятник юному Виссариону, выполненный пензенским скульптором г. И. Маловым.
В 1971 г. на территории музея-усадьбы В. Г. Белинского установлен бронзовый монумент «Белинский-гимназист» работы г. И. Малова.
Бюст В. Г. Белинского работы Н. А. Теплова открыт в Пензе в сквере на улице Белинского.
________________________________________
Источник: Тюстин, А. В., Шишкин И. С. Пензенская персоналия.
Славу Пензы умножившие. [В 3 т.]. Т. 1 (А-Л).: [биогр. слов.]
/ Тюстин А. В., Шишкин И. С. — Пенза : б. и., 2012. – 208 с.: портр.— с. 44-46.
________________________________________