Печать
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

 

де ЛИВРОН
   Андрей Францевич
    (1796 — 27.02.1879)

Мореплаватель, капитан I ранга.

Начало известной морской династии де Ливронов положил выходец из Швейцарии генерал-майор, барон Франц Иванович (16.07.1765 — 15.03.1841), зачисленный в 1788 г. на службу в российский флот.

Андрей Францевич, четвёртый из пяти его сыновей, в 1812 г. окончил с чином мичмана Морской корпус. Сначала он состоял в Данциге переводчиком английского языка, а в 1816 г. из Кронштадта отправился в Архангельск. Здесь его зачислили в экипаж корабля «Конзбаз», которым командовал флота лейтенант, Георгиевский кавалер Григорий Яковлевич Мочаков. Началось долговременное плавание де Ливрона по Балтийскому морю. Молодой морской офицер смог быстро адаптироваться к корабельной обстановке, с честью преодолевал все трудности плавания, доказал свою выносливость и подтвердил своё офицерское звание.

В 1817 г. моряк и учёный Василий Михайлович Головин, комплектуя экипаж военного шлюпа «Камчатка», зачислил Андрея Францевича в свою команду, с которой в 1817-1819 гг. и совершил своё знаменитое кругосветное путешествие. В экипаже насчитывалось 130 матросов и офицеров, в том числе молодые Ф. П. Врангель, Ф. П. Литке, Ф. Ф. Матюшин. Перед командой стояла задача доставить в Петропавловский и Охотский порты различные грузы и совершенствовать «морские карты отдалённых тамошних мест». «Камчатке» предстояло пройти неизведанными ранее маршрутами. «Пензенские губернские ведомости» от 4 марта 1879 г. сообщали своим читателям, что «Камчатка» заходила в Портсмут, Рио-Жанейро, обогнула мыс Горн, заходила в Мему, к Командорским островам, прошла вдоль всей Алеутской гряды, затем повернула к северозападным берегам Америки. Здесь де Ливрон сошёл на берег и поступил на службу в Российско-Американскую компанию. В вахтенном журнале «Камчатки» было отмечено, что флота лейтенант Андрей де Ливрон и военные штурманы Карл Шмидт и Адольф Этулин оставлены в Ситхе«главном месте компании». Андрей Францевич был назначен командиром брига «Ильмен», имевшем водоизмещение в 120 тонн. Бриг был построен в колонии для промысла на морских котов и бобров, одна шкурка которых стоила от 500 до 1000 рублей.

Только в 1821 г., после долгих плаваний на парусных кораблях и четырёхкратного пересечения экватора, де Ливрон вернулся в Россию, где сразу же был определён к астроному Георгию Гавриловичу Струве, по поручению которого вплоть до 1842 г. проводил измерения земного градуса. В эти годы он был командиром военного транспорта «Кит», участвовал в русско-турецкой войне 1828-1829 гг., в которой русский флот блокировал проливы Босфор и Дарданеллы.

В 1833 г. участвовал в Босфорской экспедиции русского флота с целью оказания помощи Турции в вооружённом конфликте с Египтом. Уже на первых порах египетские войска нанесли турецкой армии несколько поражений, и только своевременная помощь российского флота предотвратила оккупацию Турции. В этой операции Андрею Францевичу пришлось участвовать под руководством знаменитого флотоводца Михаила Петровича Лазарева.

В 1840 г. судьба вновь свела его с М. П. Лазаревым, главным командиром Черноморского флота и военным губернатором Севастополя, где А. Ф. де Ливрон командовал сводным флотским экипажем при возведении доков, предназначенных для подъёма с поверхности воды кораблей.

В 1842 г. отважный мореплаватель вышел в отставку, а 17 декабря 1844 г. за проявленные мужество и отвагу был награждён орденом Св. Георгия 4-й ст.

В 1855 г. А.Ф. де Ливрон перебрался на жительство в Пензу. Ему принадлежало небольшое имение в с. Архангельская Поляна Городищенского уезда, куда он иногда выезжал на летние месяцы.

________________________________________
Источник: Тюстин, А. В., Шишкин И. С. Пензенская персоналия.
Славу Пензы умножившие. [В 3 т.]. Т. 1 (А-Л).: [биогр. слов.]
/ Тюстин А. В., Шишкин И. С. — Пенза : б. и., 2012. — 208 с.: портр.— с. 200-201.
________________________________________

 

По теме:

Богданова улица, дом № 26. Дом де-Ливронов

 

 

Добавить комментарий


хостинг KOMTET