Печать
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

 

617-286-klodt-k-a

КЛОДТ
   фон ЮРГЕНСБУРГ
   Константин
   Александрович
    (05.03.1867 — август 1928)

Барон, скульптор.

Его дед по матери (Веры Петровны) — Пётр Карлович Клодт (1805-1867) — скульптор, автор конных групп на Аничковым мосту и памятника баснописцу Крылову в Летнем саду (Петербург); дядя Михаил Петрович Клодт (1835-1914) принадлежал к числу художников-передвижников, сочувственно относившихся к жизни бедных людей, а также работавших в области исторической живописи.

Из уважения к художественным пристрастиям своих предков К. А. Клодт поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, которое успешно окончил в 1892 г. со званием классного художника скульптуры. Его программная работа «Тарас Бульба» была отмечена большой серебряной медалью и поездкой за казённый счёт в Италию. По возвращению в Россию он работал модельером на московской фабрике золотых и серебряных изделий Фаберже.

29 сентября 1897 г. по приглашению академика живописи К. А. Савицкого Клодт приехал в Пензу и возглавил скульптурный класс Пензенской рисовальной школы им. Н. Д. Селивёрстова, одновременно организовав занятия по керамике. На время отсутствия К. А. Савицкого неоднократно исполнял директорские обязанности.

В 1899 г. К. А. Клодту было поручено создание для московского ипподрома двух скульптурных групп «Укрощение коней», которые он задумал изготовить в стиле своего деда Петра Карловича. Формы для скульптур изготавливались во дворе художественного училище с помощью скульптора Сергея Михайловича Волнухина (1859-1921) — автора памятника первопечатнику Ивану Фёдорову в Москве. Отливка форм в бронзе была осуществлена в Москве. Скульптурные группы К. А. Клодта установлены на высоких постаментах и до сих пор украшают главную аллею ипподрома.

В 1912 г. К. А. Клодт выполнил декоративное убранство внутренних помещений Дворянского земельного и крестьянского поземельного банков: зала заседаний, вестибюля и лестничного подъёма, включая облицовку майоликовой плиткой.

В 1912-1913 гг. Константин Александрович декорировал лепниной дом кандидата коммерции Давида Васильевича Вярьвильского в верхнем квартале Московской улицы Пензы. Наиболее заметным элементом декоративного украшения фасада этого дома были экзотические головы львов с раскрытыми пастями и держащими в зубах кольца. Дочь скульптура Нина Константиновна Бирзуль вспоминала:

«Эти львиные головы «родились» на моих глазах. Я смотрела, как отец их лепил из глины, и почти весь процесс был на моих любопытных глазах (тогда я была ещё девочка). Так что смело могу уверить, что это работа отца…»

В Пензе скульптор создал множество статуэток и керамических работ. Одна из его учениц Зинаида Сергеевна Ракитина (1887-1957) стала профессиональным скульптором.

В 1918 г. преподавательская и творческая деятельность Клодта была прервана пришедшими к руководству училищем формалистами. В 1922 г. он вынужден был уехать в уральский город Касли, где работал в художественном цехе чугуно-литейного завода. Лишённый возможности подлинно творческой работы, Константин Александрович, вынужденный лепить модели печных дверок, тяжело переживал своё отторжение от истинного искусства. Умер он в г. Касли.

Его портрет в 1912 г. написал И. С. Горюшкин-Сорокопудов.

Дело отца пытался завершить сын Пётр Константинович Клодт (1904-1924). В 1917 г. он поступил в Пензенское художественное училище, где отдал предпочтение портретизму, отступив от скульптуры. С 1922 г. он работал на Каслинском заводе и преподавал рисунок в фабзавучилище. Пётр Клодт обладал прекрасным голосом, пел в клубе, играл на кларнете в оркестре, писал декорации для местного любительского театра.

________________________________________

Источник: Тюстин, А. В., Шишкин И. С. Пензенская персоналия.
Славу Пензы умножившие. [В 3 т.]. Т. 1 (А-Л).: [биогр. слов.]
/ Тюстин А. В., Шишкин И. С. — Пенза : б. и., 2012. – 208 с.: портр.— с. 162-163.
________________________________________

 

 

Добавить комментарий


хостинг KOMTET