Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 

ДАЛМАТОВ (ЛУКИЧ)
   Василий Пантелеймонович
    (1852 — 14.11.1912)

617-178-dalmatov-lukich-v-p

Русский актёр.

Звезда российской сцены происходил из сербской семьи, обосновавшейся в королевстве Далмация.

Отыграв некоторое время на одесской любительской сцене, он перешёл в профессиональный театр, где и создал себе имя.

В 1874 г. Далматов обосновался в Пензе, подняв сборы труппы театра И. Н. Горсткина. Хорошо знавший пензенский театральный мир В. А. Гиляровский писал:

«Сняв театр в помещичьем городе Пензе, Далматов сразу вошёл в высшее общество, тогда ещё проедавшее остатки своих барских имений. Губернатором был А. А. Татищев, покровитель театра, и во главе интеллигенции стоял адвокат В. П. Горбунов, страстный любитель сцены и великолепный актёр-любитель. Около губернатора и Горбунова образовались два кружка любителей театра, и Далматов в том и другом кружке пользовался уважением и почётом».

В. А. Гиляровский справедливо отмечает:

«Всё это вместе дало возможность Далматову высоко поставить театр в Пензе и давать лучший современный репертуар при великолепном исполнении. Сам он играл первые роли в комедиях…»,

хотя приходилось вести и опереточные роли губернатора в «Птичках певчих», Мурзука в «Жирофле-Жирофля», Агасферав трагедии «Казнь безбожному».

В Пензе Далматов с большим подъёмом исполнял роль Отелло. Здесь же состоялись блистательные бенефисы В. П. Далматова и примы Марии Ивановны Свободиной-Барышевой, с которой его связывало не только актёрское сотворчество, но и затянувшийся роман. По этому поводу Гиляровский свидетельствует:

«Бенифисы Далматова и Свободиной-Барышевой собирали всю аристократию, и ложи бенуара блистали модными аристократками, а бельэтаж — форменными платьями и мундирами учащейся молодёжи».

В связи с одним из сценических торжеств Далматова произошел случай, занесённый в анналы пензенской истории

 «В 1879 году мальчиком в Пензе при театральном парикмахере Шишкове был ученик, маленький Митя. Это был любимец пензенского антрепренёра В. П. Далматова, который единственно ему позволял прикасаться к своим волосам и учил его гриму. Раз В. П. Далматов в свой бенефис поставил «Записки сумасшедшего» и приказал Мите приготовить лысый парик. Тот принёс на спектакль мокрый бычий пузырь и начал напяливать на выхоленную прическу Далматова... На крик актёра в уборную сбежались артисты.

— Вы великий артист, Василий Пантелеймонович, но позвольте и мне быть артистом своего дела! — задрав голову на высокого В. П. Далматова, оправдывался мальчуган. — Только примерьте!

В. П. Далматов, наконец, согласился и через несколько минут пузырь был напялен, кое-где подмазан, и глаза В. П. Далматова сияли от восторга».

Далматовский период был для пензенского театра временем расцвета. 

________________________________________

Источник: Тюстин, А. В., Шишкин И. С. Пензенская персоналия.
Славу Пензы умножившие. [В 3 т.]. Т. 1 (А-Л).: [биогр. слов.]
/ Тюстин А. В., Шишкин И. С. — Пенза : б. и., 2012. – 208 с.: портр.— с. 103-104.
________________________________________

 

 

Добавить комментарий


хостинг KOMTET