Печать
Рейтинг:   / 2
ПлохоОтлично 

 

де БОВЕ
   Сара Александровна

(15.06.1850 — 1907)

Пензенская помещица, послужившая моделью для картины И. Е. Репина.

Сара Александровна была дочерью прапорщика Александра Александровича Соловцова (30.04.1800 — до 1859), владевшего небольшим имением в д. Николаевка Пензенского уезда. В начале 1870-х гг. она вышла замуж за внука русского архитектора, автора проекта Большого театра Осипа Ивановича де Бове (1784-1834) — Сергея Сергеевича (11.07.1843 — ?).

В 1859-1872 гг. он служил в Уланском и Кирасирском полках, а выйдя в отставку, занялся своими имениями в Ермоловке Пензенского уезда и Успенском Мокшанского уезда. Отсюда он вместе с женой наезжал в Париж, где находилась колония русских художников.

К кругу художников принадлежала и Сара Александровна. В 1874 г. И. Е. Репин написал её портрет В письме к П. М. Третьякову от 6 июня 1874 г. Репин писал:

«На днях я только окончил здесь портрет Бове, очень всем нравится, приезжают посмотреть, и я получил ещё заказы по этому случаю…».

Через 2 дня он извещал В. В. Стасова:

«Я только что окончил один женский портрет, большой, понравился всем».

В период начала своей популярности И. Е. Репин задумал создать образ царевны Софьи, используя в качестве моделей Е. И. Бларамберг, В. С. Серову и молодую толстую домашнюю портниху, но ни в одной из них он не находил тех очертаний, которые были характерны для фигуры Софьи. Нужные линии фигуры и позу грозной Софьи он увидел в С. А. де Бове. Её внешний облик, суровый, неприступный и надменный, вполне соответствовал литературным описаниям царевны. Таким образом, Сара Александровна послужила моделью знаменитой картины И. Е. Репина «Царевна Софья».

617-84-bove-sara-aleksandrovna-repin-tsarevna-sofiaИ. Е. Репин. «Царевна Софья в Новодевичьем монастыре»

Дочь С. А. де Бове Инна Сергеевна (1875–1917) вышла замуж за пензенского помещика и коллекционера Павла Александровича Васильчикова (05.03.1865 — 07.08.1941) — сына гофмейстера и директора Эрмитажа Александра Алексеевича (1832-1890). Супруги Васильчиковы сыграли большую роль в пополнении фондов пензенских музеев историческими и культурными ценностями и состояли действительными членами Пензенской ученой архивной комиссии.

В июле 1913 г. И. С. Васильчикова обратилась к И. Е. Репину с письмом:

«Знаете ли, добрейший и дорогой Илья Ефимович, что мне хочется? Это, чтоб Вы не забыли и дали бы мне обещанный Вами набросок, деланный Вами с мамы для «Царевны Софьи». Простите, что напоминаю Вам про это, но очень уже мне всячески дорог этот подарок».

И вскоре она получила от Репина этот рисунок. Он был датирован 1878 годом, и рукой художника написано:

«Инне Сергеевне Васильчиковой на память о Сарре Алекс. и о «Пенатах». 1914 г., 5 марта».

Получив этот драгоценный дар с портретом матери, в письме к И. Е. Репину от 13 июня 1914 г. Инна Сергеевна писала:

«В Вас сливается память о моих родителях, о их широком знании и любви к искусству, ко всему прекрасному, Вы храните память о глубоком уме и отзывчивой исключительной душе Сары Алек сандровны».

В 1940-х гг. эскизный рисунок И. Е. Репина был передан в Государственный Русский музей.

________________________________________


Источник: Тюстин, А. В., Шишкин И. С. Пензенская персоналия.
Славу Пензы умножившие. [В 3 т.]. Т. 1 (А-Л).: [биогр. слов.]
/ Тюстин А. В., Шишкин И. С. — Пенза : б. и., 2012. – 208 с.: портр.— с. 52-53.
________________________________________

 

 

Добавить комментарий


хостинг KOMTET