Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 

617-18-alekseev-n-m

АЛЕКСЕЕВ

Николай Михайлович

(1813 — 11.06.1880)

Живописец и мозаист, академик живописи.

Авторитетнейший искусствовед П. Е. Корнилов в своей монографии «Арзамасская школа живописи» (Л.–М., 1947) биографический очерк о Н. М. Алексееве начинает словами:

«Николай Михайлович Алексеев, происходивший из мещан г. Городище Пензенской губернии, родился в с. Никольском…».

В 1820-1829 гг. Алексеев учился в Арзамасской школе живописи А. В. Ступина, в 1829 г. его выпускной рисунок и работы Раева были отправлены на заключение в Академию Художеств, которая отмечала:

«…члены Академии с удовольствием видели сии художественные произведения учеников его и заметили в них хорошие дарования…».

В 1829 г. Алексеев был принят в Академию Художеств вольноприходящим, т. е. допущенным к слушанию лекций, но не состоявшем в числе студентов. По окончании Академии Художеств и получении звания художника Николай Михайлович возвращается в Арзамас, где в 1834 г. женится на дочери создателя школы Клавдии Александровне Ступиной. В лице своего зятя А. В. Ступин обрёл опору и надежду на продолжение его дела. За создание порученной Академией Художеств картины «Ступин, окружённый учениками, рассматривает работы одного из них» Алексеев в 1839 г. получил звание академика. В школе своего тестя, теперь обременённый высоким академическим званием, Николай Михайлович создаёт натурный класс, где сам учил писать с натуры и рисовать с гипсов. Вместе с тем, как утверждает П. Е. Корнилов,

«он писал по заказам много портретов, выполняя их с большим сходством, очень колоритно, а также и других произведений».

Он расписывал иконостас в Пензенском Спасском кафедральном соборе, выполнил большую стенопись из 16-ти изображений в Нижне-Ломовском Казанском мужском монастыре и других храмах России.

В начале 1840–х гг. Н. М. Алексеев получил предложение от главного архитектора Исаакиевского собора исполнить роспись в аттике. Для росписи аттика собора были приглашены лучшие художники П. В. Васин, Н. М. Алексеев, Ф. С. Завьялов, П. М. Шамшин и др., наблюдателем за исполнением художественных работ был назначен академик Василий Кузьмич Шебунев. Участие Николая Михайловича в создании живописного оформления Исаакия означает высокую степень доверия и почётную миссию одновременно. В аттике и на стенах собора Николай Михайлович, являясь членом строительной комиссии, написал картины «Переход израильтян через Чёрное море» (15 аршин длины и 5 ширины), «Поражение первородных в Египте», «Хождение по водам Христа», «Брак в Кане Галилейской», «Исцеление десяти прокаженных», «Исцеление слепого», «Покаяние грешницы» и «Исцеление расслабленного». Искусствоведы отмечают:

«...композиции Алексеева производят хорошее впечатление удачным расположением групп и силою светотени. Искусство группировать фигуры, особенно в портретах, составляло характерное отличие художника, сообщавшего много живости и движения изображаемым лицам. Поэтому Алексеев считался в брюлловское время одним из лучших портретистов. Им, между прочим, были написаны портреты: Императоров Николая І и Александра II…».

После освящения Исаакиевского собора Н. М. Алексеев стал работать в области мозаики, перейдя в Императорское мозаическое заведение. По оценке современников

«мозаические произведения его можно отличить с первого взгляда по живости и сочности колорита. Из мозаичных работ, украшающих Исаакиевской собор, выделяются следующие мозаичные образы: «Св. Исаакия Далматского», «Св. апостола Павла», фигуры трёх иерархов в фамильном образе «Всех святых» над царскими вратами, «Архистратига Михаила» и «Св. Сергия Радонежского».

Художественные творения Н. М. Алексеева хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Нижегородском художественном музее, Ульяновском художественном музее.

 

________________________________________
Источник: 
Тюстин, А. В., Шишкин И. С. Пензенская персоналия.
Славу Пензы умножившие. [В 3 т.]. Т. 1 (А-Л).:  [биогр. слов.]
/ Тюстин А. В., Шишкин И. С. — Пенза : б. и., 2012. – 208 с.: портр.— 
с. 17.
________________________________________

 

 

Добавить комментарий


хостинг KOMTET