Печать
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

 

617-12-aksakov-a-n

АКСАКОВ

Александр Николаевич

(27.05.1832 — 04.01.1903)

Современниками был назван «одним из главарей русского спиритизма».

Родился в с. Репьевка Городищенского уезда в семье статского советника Николая Тимофеевича (1797 – 13.03.1882) и Екатерины Алексеевны (урожденной Пановой) Аксаковых. Отец был родным братом писателя Сергея Тимофеевича Аксакова, создавшего «Семейную хронику». Сам же Александр Николаевич доводился двоюродным братом филологу и историку Константину Сергеевичу, тайному советнику симбирскому губернатору Григорию Сергеевичу и публицисту и поэту Ивану Сергеевичу Аксаковым.

В 1845–1851 гг. А. Н. Аксаков учился в императорском Александровском лицее — высшем учебном заведении, основанном в 1811 г. в Царском Селе. По окончании лицея он был зачислен на службу в Министерство внутренних дел, а в 1852 г. вошёл в состав статистической экспедиции под руководством писателя историка П. И. Мельникова-Печерского по изучению раскола в Нижегородской губернии. В 1855 г. Александр Николаевич поступил на медицинский факультет Московского университета, но в 1858 г. оставил учёбу, получив приглашение Нижегородского губернатора генерал-майора, бывшего декабриста А. Н. Муравьева на должность советника хозяйственного отделения Палаты государственных имуществ. В Нижнем Новгороде произошло его знакомство с В. И. Далем.

В 1860 г. под предлогом устройства дел в своем репьевском имении Аксаков вышел в отставку, но в 1869 г. вновь возобновил службу в Государственной канцелярии. Дослужившись до чина действительного статского советника, в 1878 г. он окончательно оставил службу и полностью посвятил себя научному творчеству.

Ещё в молодости А. Н. Аксаков увлёкся трудами шведского философа и мистика Эммануэля Сведенборга, в которых были изложены мистические видения и взгляд на первые книги Библии. У Сведенборга нашлось немало единомышленников, которые, разделяя его идеологию теософии, создали свои общины в странах Европы и США. Как отмечает историк и библиограф С. А. Венгеров

«это был первый толчок к рационалистическому мировоззрению, с одной стороны, и к стремлению установить на Эмпирическом основании веру в духовное назначение человека, с другой».

В 1863 г. в Лейпциге выходит перевод А. Н. Аксакова книги Сведенборга «О небесах, о мире духов и об аде», а следом выходят и собственные его книги: «Евангелие по Сведенборгу. Пять глав Евангелия от Иоанна с изложением и толкованием их духовного смысла по науке о соответствиях» (Лейпциг, 1864), «Рационализм Сведенборга. Критическое исследование его учения о Св. Писании» (Лейпциг, 1870). К работам Александр Николаевича проявляли интерес Ф. М. Достоевский и Н. С. Лесков. Последний, возможно, именно А. Н. Аксакову посвятил свой рассказ «Явление духа. Случай. Открытое письмо к спириту».

Исследование А. Н. Аксакова проблем животного магнетизма и спиритизма встретили одобрение и поддержку профессора А. М. Бутлерова, который высказался за реальность медиума, как фактора посредничества между людьми и духами. Результатами этих исследований стали книги Александра Николаевича «Руководство к магнето-терапии графа Шапари» (СПб, 1860), «Опытные исследования о спиритизме проф. Р. Гера» (Лейпциг, 1866), «Спиритизм и наука. Опытные исследования над психической силой У. Крукса» (СПб, 1872-1877), «Индивидуализм в свете биологии и современной философии, Геленбах» (СПб, 1884) и др. Вместе с Н. П. Вагнером и А. М. Бутлеровым А. Н. Аксаков проводил медиумические сеансы, критическое отношение к которым выразил Д. И. Менделеев. Свидетелями одного из таких сеансов были Ф. М. Достоевский и Н. С. Лесков.

Служба в Государственной канцелярии обусловила появление его статей о причинах и исторических корнях пьянства, о содержании сельскими обществами питейных заведений.

Суть идеологии А. Н. Аксакова выражена в предисловии к книге «Спиритизм и наука» (СПб, 1872).

 

________________________________________
Источник: 
Тюстин, А. В., Шишкин И. С. Пензенская персоналия.
Славу Пензы умножившие. [В 3 т.]. Т. 1 (А-Л).:  [биогр. слов.]
/ Тюстин А. В., Шишкин И. С. — Пенза : б. и., 2012. – 208 с.: портр.— 
с. 12-13.
________________________________________

 

 

Добавить комментарий


хостинг KOMTET