ПРИВОКЗАЛЬНАЯ площадь (1874)
Прилегает к вокзалу станции Пензы-I Куйбышевской железной дороги и служит воротами для приезжающих в областной центр.
Движение поездов через Пензу было открыто 12 (25) октября 1874 года. К этому времени и было построено первое здание вокзала.
В связи с возведением в 1971-1974 годах нового здания вокзала, сооруженного по проекту К. Г. Рагулина, площадь подверглась коренной реконструкции. Построена девятиэтажная гостиница. Под железнодорожными путями проложены туннели, которые соединяют железнодорожный вокзал с автовокзалом, открытым в 1981 году. На здании вокзала, открытого 17 марта 1975 года, имеется памятная доска:
«Государственная премия РСФСР за архитектуру и строительство комплекса железнодорожного вокзала в г. Пензе присуждена в 1978 году».
Авторами проекта вокзала были архитекторы К. Г. Рагулин и Л. С. Деева, конструктор Л. А. Казачинский.
Текст другой памятной доски напоминает о трудовой героизме в первые годы Советской власти:
«Здесь на станции Пенза-I 28 июня 1919 года рабочие-железнодорожники и красноармейцы гарнизона провели первый в городе коммунистический субботник».
Автобусы №№ 3, 8, 9, 9а, 9м, 11, 14к, 20, 21, 22, 37, маршрутное такси №№ 3, 8, 9, 9а, 9к, 10а, 20, 21, 24, остановка «Вокзал станции Пенза-I» («Пенза-I»);
троллейбусы №№ 1, 2, маршрутное такси №№ 1т, 2т, 21, остановка «Пенза-I» («Железнодорожный техникум»);
автобусы №№ 14, 54, 66, 82с, 99, троллейбусы №№ 2, 4, 5, 6, 7, маршрутное такси №№ 2а, 2т, 4, 5к, 6, 10, 14, 17, 19к, 29, 77, 80, 81, остановка «Завод «Автомедтехника»;
автобусы №№ 14, 33, 54, 66, 82с, 99, троллейбусы №№ 4, 5, 6, 7, маршрутное такси №№ 2а, 4, 5к, 6, 10, 14, 17, 19к, 29, 77, 80 остановка «Улица Володарского».