Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 

     ДЕРЕВЯННОЕ КРУЖЕВО ПЕНЗЫ

Ах, кружева, кружева, кружева!
Взор наш пленяют и радуют сердце,
Словно какой-то волшебник создал
Эти резные наличники, дверцы.
Ах, кружева, кружева, кружева!
Где ещё встретишь такое убранство?!
Вы приезжаете в наши края,
И пусть кто-то скажет ехидно:
Мещанство!»
То не мещанство.
То красота,
Что сотворили искусные руки,
Это, как музыка —
Стоит дотронуться,
И раздадутся волшебные звуки.

 И. В. Кохова 

photo1wФото 1.

Деревянное кружево Пензы

Небольшой в прошлом губернский центр Пенза не имеет выдающихся памятников архитектуры, способных поразить воображение. Однако неповторимую прелесть его облику издавна придавали деревянные дома, укра­шенные затейливой резьбой. Шли годы, меньше и меньше оставалось на улицах Пензы ярких образцов деревянного зодчества. Тускнело лицо города. Всё пристальней нужно было всматриваться в него, чтобы разгля­деть самобытные черты, оставленные талантливой рукой мастера. Из тех домов, что с первого взгляда выделялись в городской застройке и на­долго задерживались в памяти, сохранились буквально единицы. Тем боль­шее значение приобретают сейчас дома, находившиеся до недавнего вре­мени как бы в тени. Они запоминаются в первую очередь не всем своим обликом в целом, а отдельными фрагментами, являющимися настоящей энциклопедией народной фантазии и мастерства. Далеко не каждый в повсе­дневной суете и в привычном окружении способен увидеть затаившуюся до поры красоту. Так давайте же остановимся на время и вместе посмотрим внимательным взглядом на окружающий нас сказочный мир.

Настоящей жемчужиной деревянной архитектуры Пензы является особ­няк, расположенный посреди обширной усадьбы, принадлежавшей в 1-й половине XIX века Варваре Никаноровне Загоскиной – двоюродной тетке известного рус­ского писателя Михаила Николаевича Загоскина.

Своё пышное декоративное убранство дом получил значительно позже,  где-то в конце XIX века, причем главные фасады его решены по-разному. Восточный, обращенный к улице Куйбыше­ва (фото 1), украшен тончайшей бахромой пропильной резьбы,  которая, однако, не подавляет конструктивную основу классического дома с ме­зонином, а является для нее как бы богатой оправой.

Западный фасад (фото 2),  раскрытый в парк балюстрадой первого этажа и балконом мезонина, опирающимся на фигурные столбы, напротив, демонстрирует буйную фантазию мастера, не оставившего буквально ни одного свободного от декора места.

photo2wФото 2.

Обращение к исконно народным элементам украшения жилищ – изображениям солнца и коней, призванным в далёком прошлом хранить дом и хозяина его от беды, и здесь воплощает ту же идею,  которая в более обобщенном виде сконцентрирована в ог­ромном изображении подковы, венчающей здание, – как в символе благо­получия и счастья.

В 1972–1975 годах дом был отреставрирован братьями Сорокиными, умельцами из села Русский Камешкир, на средства местного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, которое здесь и разместилось. А 7 января 1975 года в комнатах первого этажа начал работать Музей народного творчества.

Одним из лучших памятников деревянной архитектуры является дом Герасима Макаровича Лысова,  построенный в середине XIX века (фото 3).

photo3wФото 3.

photo4wФото 4.Он интересен как своим объемно-планировочным решением, так и декоратив­ными особенностями. На его главном фасаде можно увидеть украшения, выполненные в редкой для Пензы технике объемной резьбы. По краям фасада с картушей, зацепившихся за лучковые фронтончики, свисают цветочные гирлянды (фото 4), а в тимпане треугольного фронтона, вен­чающего центральное окно, и на его картуше помещены виноградные гроз­дья (фото 5).

photo5wФото 5.

Подобную резьбу можно встретить еще на нескольких зданиях, к примеру,  на доме жены врача Ольги Иосифовны Копыловой (фото 6), фасад которого членится пилястрами с искусно выполненными из дерева композитными капителями, а завершения наличников четырех центральных окон заполнены пышно рас­пустившимися тюльпанами (фото 7).

photo6wФото 6.

photo7wФото 7.Дом этот построен в начале XX века на усадьбе, где в одну с ним линию располагается еще один жилой дом, облик которого, словно в мозаике, слагается из тщательно подобранных друг к другу отдель­ных деталей, образующих в сумме цельный образ, отличающийся графичес­кой четкостью рисунка (фото 8).

photo8wФото 8.

Все эти здания заметно выделяются в застройке своими художественными достоинствами. Но если здесь чувство прекрасного вызывается целостным восприятием, то другие дома ценны прежде всего фрагментами и раскрывают свою красоту при более пристальном рассмотрении.

photo-9-10-11-w

photo12Фото 12.photo15Фото 15Наибольшее разнообразие среди декоративных элементов,  используемых для украшения фасадов, имеют наличники окон, придающие облику каждого дома неповторимое своеобразие. В Пензеphoto13Фото 13. самым распространенным типом является наличник, прямой карниз которого украшен резьбой, об­разующей подобие подзора (фото 9, 10, 11). Боковые стойки делаются либо плоскими и заполняются,photo14wФото 14. к примеру,  растительным орнаментом (фото 9), либо – в виде фигурных пилястр (фото 10) или точеных полубалясин (фото 11). Такие наличники встречаются, пожалуй, в каждом городе,  поэтому прежде всего интерес представляют типы, характерные для определенной местности.

Чисто пензенским можно считать наличник с накладной конструкцией в навершии, на­поминающей скворечник (фото 12), внутри которой помещается порой изображение птицы (фото 13, 14), что делает такое сравнение совсем уж оправданным. Необыкновенно усложняясь, «скворечники» иногда срастают­ся с навершием наличника, образуя весьма замысловатую фигуру (фото 15).

photo-16-17-18

Стремясь придать дому индивидуальность, изменяют и саму форму оконного проема (фото 16) либо имитируют это криволинейным завершением наличника (фото 17), которое в отдельных случаях, благодаря разыгравшемуся воображению мастера, приобретают совершенно немыслимые очертания (фото 18).

photo19Фото 19.

photo20Фото 20.

 

 

 

 

 

 

 

Когда же близко расположенные окна получают необыкновенно богатое обрамление, они уже перестают восприниматься в отдельности,  а образуют сплошной ковер деревянных кружев (фото 19), сложный орнамент которых, основанный на прихотливом переплетении геометрических и растительных мотивов, надолго приковывает к себе взгляд внимательного прохожего (фото 20).

photo21Фото 21.Другой важной деталью фасада является фронтон, поле которого даёт богатые возможности для воплощения творческой фантазии. Как пра­вило,  он обрамляется снизу подзором,  а по бокам резными причелинами, на стыке которых часто делается стяжка в виде одного или нескольких полотенец (фото 21) либо простая, но дополнительно украшенная изображением полусолнца (фото 22).

photo22Фото 22.Тимпан фронтона часто зашивается резными дощечками (фото 21, 23), образующими порой сплошную кружевную дорожку (фото 24). Если устраи­вается чердачное окно, то оно получает свое декоративное оформление (фото 23, 24).

Очень редким стал сейчас тип фронтона, всё поле которого заполне­но пышно разросшимися из вазона побегами (фото 25).

При отсутствии фронтона скат крыши, обращенный к улице, получает дополнительные декоративные украшения в виде парапета, придающего зда­нию особую привлекательность. Парапеты, имеющие весьма разнообразную форму и часто дополняемые по углам крыши пинаклями,  используются не только как декоративный элемент, но и являются местом, где размещается фигура особого смыслового значения – образ солнца, вазон с побегами (фото 26, 27, 28).

photo29Фото 29.photo31Фото 31.photo30Фото 30.Углы обшитого досками сруба, как правило, отмечаются лопатками или пилястрами,  которые придают фасаду ту законченность, какую приобрета­ет картина, помещенная в раму. Если они плоские, то очень часто украша­ются филенками с накладной резьбой, занимающей в лучших образцах деревянного зодчества всё пространство (фото 29). Если же пилястры делают­ся фигурными, то,  кроме накладной резьбы, получают дополнительную рельефную обработку в виде чешуек (фото 30), насечек «ёлочкой»(фото 31) и тому подобного.

Немалое значение в украшении жилищ имеет и оформление входа.

photo32Фото 32.photo34Фото 34.Филенчатые двери придают дому импозантность (фото 32).  Когда же они украша­ются объемной резьбой, то становятся настоящим произведением искусства, достойным музейного показа (фото 33, 34).  Кроме растительного узора (фото 33, 34) частым мотивом являетсяphoto33Фото 33. условное изображение ниспадающей ткани или занавеса с кистями (фото 35).

Для защиты от дождя над дверью делается навес, который также получает разнообразный декор: в photo35Фото 35.виде уже знакомого нам занавеса (фото 36), растительного (фото 37) либо геометрического обрамления (фото 38). В последнем случае простота геометрических форм, повторяющихся в яркий солнечный день собственной тенью на экране дверного полотна, вызывает не менее восторженное удивление, чем торжественные складки занавеса или затейливые изгибы растительных побегов двух первых типов навесов.

photo38Фото 38.

photo-36-37wНельзя не коснуться еще одной детали в оформлении домов – балконов. Выходящие либо на тихую когда-то улицу, либо в сад,  они,  в зависимости от достатка и вкуса владельцев, меняют свой вид от неболь­ших и скромно украшенных (фото 39) до вмещающих не только тесный се­мейный круг за самоваром, но и многолюдное застолье и поражающих изы­сканностью своего декора (фото 40).

photo39Фото 39.photo40wФото 40.Настоящий мастер, закончивший декоративное оформление дома, слов­но стараясь продлить упоение собственным творчеством и отодвинуть мо­мент прощания со своим детищем, ищет, куда бы еще приложить силы и уме­ние. И тогда второстепенные элементы, как, например, ворота, также при­обретают парадный вид (фото 41).

photo41Фото 41.В рассказе о деревянной архитектуре Пензы умышленно ничего не го­ворилось о модерне, поскольку этот стиль настолько выделяется своими необычными формами, что заслуживает отдельного разговора. Но модерн не является широко распространенным в Пензе, и именно поэтому имеющийся материал не позволяет сделать каких-либо обобщающих выводов. Эту страни­цу пензенской архитектуры лучше всего проиллюстрируют сами фотографии (фото 42–50).

Фото 42.Фото 43.Фото 44.Фото 45.Фото 46.Фото 47.Фото 48.Фото 49.Фото 50.

А. И. Дворжанский.

Поэтическое эссе

 

Родионов Валентин Васильевич

ПОЭТИЧЕСКОЕ ЭССЕ

 (впечатления от книги А. И. Дворжанского
«Деревянное кружево Пензы»)

 

Видел ли кто эти избы тогда.
Век девятнадцатый. Сколько их было!
Сёла из дерева и города.
Сколько дождей свои слёзы пролило
На их фасады, на скаты их крыш,
Сколько снегов оттерпели их окна.
Повыступали сучки и волокна,
Но зачарованный ими стоишь.
Кто это выдумал делать узор,
Выстелить стены набором цветастым?
Словно железобетону укор,
Многоэтажкам безликим и частным.
Радует глаз особняк-озорник –
Песня из кружева, росписи крик.

 

Там глухариная пара, там цвет.
Сказочных птиц заневестилась стая;
Солнышко круглое дарит им свет;
Ваза с цветами на диво простая.
Сыплет черёмуха снегом пушистым,
Пеной морской разбегаются волны.
И вы стоите, восторгами полны,
Летом, весною в снегу серебристом.
Взгляд выбирает причудливый знак,
Будто очнувшись от лёгкого шока.
Вас обступили десятки зевак,
Вы созерцаете в сорок два ока.
Так ворожит эта роспись сердца.
Нет наслажденью, восторгам конца.

 

Их география так велика,
Этих домов деревянная песня.
Но и судьба их довольно горька:
Их посносили в России, хоть тресни.
И в Уссурийске, и в Бресте они
Улицы видом своим украшают,
Явную истину провозглашают –
В серости каменной не утони.
Есть деревянные в Пензе дома –
Это красивейших улиц остатки:
И недурны, скажем прямо, весьма,
И не дают, как другие, осадки.
Самое главное – внешняя стать.
Что помогло им такими вот стать?
В парке Белинского мир тишины,
Где-то внизу огоньков миллионы.
Пенза в тумане видна с вышины.
Чинно расселись вокруг павильоны:
Цельные, лёгкие, но не согнуть –
Очень прочны перекладины, стойки,
А ведь они очень давней постройки...
Лесенки только истёрты чуть-чуть.
Разум конструкторский жизнь в них вдохнул,
Точный расчёт обеспечил им прочность,
И реставратор когда-то вернул,
Вспомнив во сне, первозданную точность.
Крыша, окошки, веранды, декор
Служат давно, но целы до сих пор. (Фото 42)

 

В Пензе известен Загоскинский дом,
Век девятнадцатый, дом с мезонином.
Всё обозрев, согласимся на том:
Самый красивейший в списке недлинном
Западный, в парк выходящий фасад.
Пенится буйством фантазий и мысли. (Фото 2)
Ели над клумбой с цветами нависли
И цветники, и балкон – райский сад!
Более скромный восточный фасад. (Фото 1)
К улице ближе посажены ели.
Всё гармонично, тактично – всё в лад.
Все на виду резьбовые кудели.
Окна пестрят резьбовой бахромой,
Словно снежинками ранней зимой.
Ближе резьба открывает секрет –
Нет от декора свободного места,
Негармоничного, лишнего нет.
Издалека – вся усадьба невеста.
Братьев Сорокиных мысли видны:
Славные, знать, мастера Камешкира;
Знать, и душа их – поющая лира.
Эти строения вечно модны.
Оси симметрии соблюдены:
Всё, что есть слева, увидите справа.
И симметричные наведены
Тумбы, наличники, стойки, оправа,
К счастью подковой закончен венец,
Крыша –  и та не проста, наконец. (Фото 2)
Из сохранившихся старых домов,
Пензенских, красочных и двухэтажных –
Память от интеллигентных голов
Или от очень уж ранее важных.
Вот дом врача Копылова. Притом,
Что симметричен, наряден и строен,
Он для души и для жизни построен. (Фото 6)
Рядом не менее красочный дом. (Фото 8)
Дом, где надворный советник Лысов
Жил, отличает объёмность решений –
Плюс изо многих заметных плюсов
Для проживающих в нём поколений,
Окна их, как и другие дома,
Бисером мечет резьбы бахрома. (Фото 3)

 

Где-то окошко, а где мезонин
Служат в течение десятилетий.
Чаще их делал простой мещанин,
Делал, конечно, с душою, отметим.
Резьбы над окнами и завитки:
Видимо, окна хозяина спальни.
Комнат поглуше окошки печальны,
Где украшенья довольно редки.
С улицы окна сияют резьбой,
Винтообразные пышные вставки.
Роспись арабская, перья гурьбой,
Витиеватые кубки и главки,
Чередованье тарелок и сфер –
Каждый на собственный правит манер.

(Фото 11, 16, 17, 22, 24, 26, 45, 46)

 

Просто, опрятно глядится окно
С прямоугольной простой обналичкой.
Лобзика нет, но опрятно оно
И принаряжено хвостиком птички.
Здесь опрокинуты кубки вверх дном,
Сплющены стойки двумя шишаками;
Змеями веточки под облаками;
Выстлали кольца Ньютона бином;
Чарки нарядные строем текут,
Кубки хрустальные вышли цепочкой –
Уж не намёк ли на радости тут;
Выложен ряд весь растительной почкой –
Звёздочки, цепи, бочонки, зубцы.

(Фото 9, 10, 11, 13, 14, 15,16, 17, 18, 19, 23,
27, 28, 31, 37, 38, 48, 49, 50)

 

Пёрышки птиц – обрамление крыш.
Ёлкой ложатся дощечки меж окон.
Сложный кокошник стянул саму вышь,
Вырвался птицей причудливый локон.
Ворох сердечек, клубок, завиток;
Как распускаются пышно тюльпаны,
Ромбиков, веточек, стрелок фонтаны;
Змеек, жучков деревянный моток.
Танец пузатых овалов, рачков;
Кипень колючек, чешуйчатых тварей;
Крестики, листики с разных бочков
Арфам и вазам изюминки дарят.
Перья павлиньи и рыб чешуя.
Изб обрамление – песня моя!

(Фото 2, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31)

 

Двери –  особая в избах статья.
Медные ручки, накладки из бронзы.
Два косяка, как близняшки – братья.
Уж не живут ли здесь некие бонзы?
Створки, как правило, два близнеца:
Розочки слева – и копии справа.
Может быть, нет на второй бубенца.
Что до орнаментов – это обвал
Всяких фантазий чугунных и медных,
Но только дерево правит здесь бал
У небогатых, богатых и бедных.
Чаще орнаменты как на окне:
По содержанию схожи оне.
(Фото 32, 33, 34, 35, 36, 41)

 

И о балконах, мансардах есть сказ:
Коль высоко они – резьбы богаче;
От просто стоек до пышнейших ваз,
Если в домах, то в дворцах и тем паче.
Львиные пасти и морды коней;
Крыши шатровые; гладки перила;
А для размеров – богатство мерило
Или семья, то есть численность в ней:
Больше семья – и побольше балкон;
Каждый стремится сказать своё слово;
Мысли, идеи ложатся на кон;
И помогает счастливым подкова...
А завершает всё длительный труд
Тех, кого строить сие позовут.

(Фото 39, 40, 43)

 

Рецензии

 

РЕЦЕНЗИЯ
на буклет «Деревянная архитектура Пензы»,
составленный Дворжанским А. И.

Сегодня, когда всё меньше и меньше остается стадах зданий, многие из которых не представляется возможным сохранить как в силу реконструкции городского центра, так и по своей ветхости, чрезвычай­но важным является сохранение о них памяти путем выпуска соответствующих буклетов, брошюр и книг, в которых путем показа памятников архитектуры запечатлелся бы облик старой Пензы – бывшего губернского центра, недавно отметившего свое 325-летие.

С другой стороны, подобная литература значительно бы расширила кругозор горожан,  раскрыла им глаза на всё ценное, что дошло до нас от прошлых времен, и, тем самым, способствовала бы сохранению памятников архитектуры, формирующих лицо города и придающих ему своеобра­зие.

К сожалению, в Пензе, при достаточно большом объеме краевед­ческой литературы, до сих пор не было специальных изданий, посвящен­ных памятникам архитектуры. В связи с этим выход настоящего буклета, выполненного на достаточном профессиональном уровне, с большим числом фотографий, позволяющих проиллюстрировать основные типы архитектурных деталей и всё разнообразие их видов, будет являться «первой ласточкой» в какой-то мере заполнившей образовавшийся вакуум в такого рода изда­ниях.

 

Главный архитектор г. Пензы,
Начальник Главного управления Архитектуры и градостроительства
Пензенского горисполкома                                                                              Ю. М. Карякин

 

 

РЕЦЕНЗИЯ
на буклет (брошюру)  «Деревянная архитектура Пензы»,
подготовленный А. И. Дворжанским.

Каждый старый город имеет свое лицо,  неповторимое своеобра­зие которому придают прежде всего памятники архитектуры. В Пензе, где нет архитектурных шедевров, важное место в формировании облика города занимают памятники деревянного зодчества,  которые богатством архитектурных форм, декоративных приемов и неприхотливой затей­ливостью узоров сообщают ему особую прелесть и очарование.

Однако дерево – недолговечный материал,  и с каждым годом число памятников деревянного зодчества, являвшихся истинным укра­шением города,  катастрофически убывает. И не только их техническое состояние тому причиной. Большую роль в  этом играет элементарное невежество людей,  их эстетическая неразвитость,  неспособность увидеть в обыденных на первый взгляд вещах необыкновенное мастерство и фантазию, с которыми старые мастера подходили к украшению город­ских жилищ, ставших настоящими хранилищами красоты и народной сме­калки.

Но трудно судить за это людей,  коли нет специальной литера­туры,  позволяющей показать всю прелесть местных памятников архитек­туры и на их примере дать элементарные азы в постижении прекрасного.

До сих пор неоднократные попытки издать в Пензе что-либо подобное не увенчались успехом. Тем более следует приветствовать любые новые практические шаги в достижении этой цели.  Одним из та­ких шагов как раз и является подготовка буклета «Деревянная архитектура Пензы»,  в котором автор путем рассказа об отдельных памятниках деревянного зодчества и их фрагментах показывает всё богат­ство этой страницы пензенской архитектуры.

К несомненным достоинствам буклета следует отнести его иллюстративность, умелый отбор лучших памятников деревянной архитектуры Пензы, профессионализм изложения, а также ненавязчивый подход к знакомству с архитектурными терминами, без которых рассказ о памятниках архитектуры просто немыслим.

 

Кандидат искусствоведения,
доцент Пензенского инженерно-
строительного института
                                                                                                                               Л. С. Букатова