УЧИТЕЛЬ?
НЕ ДАВАТЬ ЕМУ ЛОШАДЕЙ!
В 1822 году известный русский писатель И. И. Лажечников, служивший директором училищ Пензенской губернии, возвращался из Саратова в Пензу. Доехав до почтовой станции и намереваясь сменить лошадей, он вручил смотрителю подорожную.
Тот, поймав в ней лишь начало слова «училищ», резко выпрямился и вырос аж на целую голову. Гневно сверкнув глазами, он вытянул свою могучую жилистую руку и закричал:
«Учитель? Не давать ему лошадей!»
«НЕ БЕЙ МЕНЯ В РЫЛО»
О причинах такого отношения к педагогам Лажечников писал:
«Бедность учителей, особенно уездных, оттого отчуждение их от этого общества, дикость и странности их характера, иногда уклонение от порядочной жизни, оттого еще большее разъединение с обществом — вот причины и последствия того состояния, в каком находились в мое время наставники юношества».
Впрочем, не все так однозначно. В середине XIX-го века зарплата пензенского учителя гимназии была около 400 рублей в год, и это в учительской среде считалось неплохим заработком. Гораздо меньше зарабатывали учителя школ при церковных приходах. Эти школы создавались по решению сельского схода и существовали в основном за счет денежных взносов крестьян. Такое финансирование не могло быть постоянным и достаточным, поэтому учителя, в роли которых выступали священнослужители, получали очень мало за свой труд, а то и вообще занимались им бесплатно. Преподаватели уездных училищ, мрачный образ которых нарисовал Лажечников, тоже не могли похвастаться высоким уровнем благосостояния. Но после земской реформы 60-х годов девятнадцатого века ситуация изменилась к лучшему. Жалованье учителей гимназий стало зависеть от количества часов учебной нагрузки, разряда, который присваивался учителю в зависимости от стажа и других факторов. Например, учитель русского языка имел нагрузку 12 часов в неделю и получал 900 рублей в год. Квалифицированные рабочие зарабатывали в то время от 150 до 250 рублей в год. Учителя гимназий и уездных училищ после 20 лет выслуги имели право на половинную, а после 25 лет — на полную пенсию. Если педагог, заработавший пенсию по выслуге лет, умирал, то его пенсию продолжала получать вдова. В случае закрытия гимназии учителям выплачивался годовой оклад.
Преподаватели гимназий и уездных училищ являлись государственными служащими и имели чин согласно Табели о рангах. Директора гимназий состояли в 5-м классе, а самый низший чин присваивался учителям рисования. До 60-х годов они состояли в 14-м классе, что соответствовало званию прапорщика в армии. Писатель Николай Лесков, несколько проживший на пензенской земле и впервые здесь взявшийся за перо, словами одного из своих героев назвал этот чин «не бей меня в рыло». Принадлежность к чиновничьему сословию давала много преимуществ, в том числе и освобождение от телесных наказаний.
В середине XIX века появились земские школы, которые в скором времени станут основным типом школ в системе начального образования. К 1914 году число таких школ в Пензенской губернии достигло шестисот, и в них обучалось более половины от общего количества учащихся в губернии. Педагогов, работавших в этих школах, называли народными учителями. Их материальное положение было значительно хуже, чем у гимназических учителей.
ТОНКОСТИ МЕТОДИКИ
От типа учебного заведения, в котором работал учитель, зависели и методы преподавания. Гимназии готовили к поступлению в университеты, поэтому там изучали довольно широкий круг наук: математика, физика, история, политэкономия, философия, языки, Закон Божий и другие предметы. Обучение было платным, учебный год длился с 17 августа по 1 июня. Методика работы во многом напоминала ту, что и сегодня применяется в средней школе. На уроках физики выполняли лабораторные работы, на устных предметах широко практиковался индивидуальный опрос учащихся, использовались средства наглядности. Существовало два основных вида гимназий: классические и реальные. В классических изучали древние языки, в реальных же больше времени уделялось предметам естественного цикла. Первая классическая гимназия в Пензе появилась в 1804 году на базе народного училища. Обучение в гимназиях было платным. Уездные училища готовили детей к поступлению в гимназию.
Совершенно по-другому работали земские школы, и нынешним школярам наверняка бы понравилось там учиться. Учебный год начинался 1 октября, а заканчивался уже 1 мая. Домашних заданий не задавали, оценок не ставили. Основной целью земских школ было обучить детей чтению, арифметике, письму. Само собой, преподавали и Закон Божий. Плату за обучение не взимали, тем более что основной контингент этих школ — крестьянские дети. Отсюда и сокращенный учебный год; дети крестьян с малых лет помогали родителям по хозяйству, поэтому заставить их посещать школу в самый разгар сельскохозяйственных работ не представлялось возможным. Также не приходилось рассчитывать на контроль со стороны родителей за выполнением домашних заданий.
Срок обучения в земских школах составлял три года. Независимо от года обучения все ученики объединялись в один класс численностью от 50 до 70 человек и в таком составе находились на уроке. Это вынуждало учителей прибегать к особым приемам в преподавании. Пока педагог объяснял что-нибудь одной группе учащихся, две других выполняли самостоятельные задания по письму или чтению. Потом учитель переходил к следующей группе, а той, с которой только что работал, давал задание. Во время урока в классе обычно стоял гул, так как задания по чтению требовалось выполнять вполголоса. Таким образом, объясняя материал одной группе, учитель мог контролировать самостоятельную работу другой.
Серьезной проблемой земских школ была текучка кадров. Из-за низкой зарплаты и почти полного отсутствия социальных гарантий многие народные учителя спешили расстаться со школой. В то же время к желающим поработать преподавателями в земских школах никаких особых требований не предъявлялось. Достаточно закончить гимназию, провести показательный урок — и добро пожаловать в народные учителя! Сложнее было получить место гимназического учителя. Предпочтение отдавалось закончившим учительские семинарии и институты. В Пензенской губернии вплоть до 1918 года работали три учительские семинарии, а в 1916 году открылся учительский институт.
МЯТЕЖНОЕ УЧИТЕЛЬСТВО
Не секрет, что учительская среда консервативна по своей природе, но уж если среди наставников молодежи началось брожение умов, то жди беды. В начале XX века только ленивые не говорили о переустройстве российского общества. Учителя, представлявшие собой наиболее многочисленный отряд интеллигенции, тоже не остались в стороне от разворачивавшихся событий.
В 1905 году был образован Всероссийский союз учителей. Помимо узкопрофессиональных целей ставилась и цель политическая: «освобождение России». Появился нелегальный революционный учительский союз, главной задачей которого было «свержение самодержавия». Активисты этого союза создавали в регионах филиалы, которые часто действовали под вывеской учебных заведений. Одним из таких филиалов хотели сделать земско-городскую гимназию, открытую в Мокшане в 1907 году. Она задумывалась как прогрессивное учебное заведение, где, например, реализовали смелую по тем временам для гимназий идею: совместное обучение мальчиков и девочек. Очень скоро в полицию стала поступать информация об антиправительственной деятельности директора и учителей этой гимназии. К тому же директор завел роман с одной из учительниц, своих отношений не скрывал, что по тем временам считалось делом неприличным. Но самое главное — в стенах гимназии проходили сходки «неблагонадежного политического элемента». Революционная агитация велась даже среди учеников. Пензенский губернатор И. Ф. Кошко попытался навести порядок и вернуть учебное заведение к нормальной деятельности, но неожиданно столкнулся с серьезным сопротивлением. Только после обращения к самому Столыпину, занимавшему тогда пост премьер-министра, удалось уволить директора гимназии и выслать за пределы губернии некоторых учителей. Вообще, увольнение и высылка замешанных в революционной деятельности педагогов стало в ту пору настолько частым явлением, что Всероссийский союз учителей создал специальный орган — «Комиссию для приискания мест для учителей, пострадавших за политическую деятельность».
Революция 1917 года не оставила от царской системы образования и следа. Правда, далеко не все наставники молодежи приветствовали приход большевиков к власти. В одном из своих выступлений
В. Ленин сказал:
«Мы учительский союз разогнали... Он не проводил принципов пролетарской диктатуры».
Сегодня в России совсем другие времена. Учителя уже давно не чиновники, да и революционерами их не назовешь. Вот только, кажется, жив еще станционный смотритель, которого в позапрошлом веке повстречал директор училищ Лажечников. И его гневный голос иногда по-прежнему слышен...
Александр СОБОЛЕВ.
________________________________________
Опубликовано: «Наша Пенза», областная газета,
№ 40 — 1-7 октября 2014 г., с. 8.
________________________________________