Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

001-sobolev-a-n-

 

УЧИТЕЛЬ?
   НЕ ДАВАТЬ ЕМУ ЛОШАДЕЙ!

В 1822 году известный русский писатель И. И. Лажечников, служивший директором училищ Пензенской губернии, возвращался из Саратова в Пензу. Доехав до почтовой станции и намереваясь сменить лошадей, он вручил смотрителю подорожную.

sob013-01-puteshestvennik-na-pochtovoi-stantsiiК. И. Кольман. «Путешественники на почтовой станции». Литография, 1825 г.

Тот, поймав в ней лишь начало слова «училищ», резко выпрямился и вырос аж на целую голову. Гневно сверкнув глазами, он вытянул свою могучую жилистую руку и закричал:

«Учитель? Не давать ему лошадей!»

 

«НЕ БЕЙ МЕНЯ В РЫЛО»

sob013-02-lazhechnikov-i-iИван Иванович ЛАЖЕЧНИКОВ (1792-1869) — русский писатель, один из зачинателей русского исторического романа. Портрет работы А. В. Тыранова, 1834 г. Холст, масло. Государственный музей А. С. Пушкина, Москва.

О причинах такого отношения к педагогам Лажечников писал:

«Бедность учителей, особенно уездных, оттого отчуждение их от этого общества, дикость и странности их характера, иногда уклонение от порядочной жизни, оттого еще большее разъединение с обществом — вот причины и последствия того состояния, в каком находились в мое время наставники юношества». 

Впрочем, не все так однозначно. В середине XIX-го века зарплата пензенского учителя гимназии была около 400 рублей в год, и это в учительской среде считалось неплохим заработком. Гораздо меньше зарабатывали учителя школ при церковных приходах. Эти школы создавались по решению сельского схода и существовали в основном за счет денежных взносов крестьян. Такое финансирование не могло быть постоянным и достаточным, поэтому учителя, в роли которых выступали священнослужители, получали очень мало за свой труд, а то и вообще занимались им бесплатно. Преподаватели уездных училищ, мрачный образ которых нарисовал Лажечников, тоже не могли похвастаться высоким уровнем благосостояния. Но после земской реформы 60-х годов девятнадцатого века ситуация изменилась к лучшему. Жалованье учителей гимназий стало зависеть от количества часов учебной нагрузки, разряда, который присваивался учителю в зависимости от стажа и других факторов. Например, учитель русского языка имел нагрузку 12 часов в неделю и получал 900 рублей в год. Квалифицированные рабочие зарабатывали в то время от 150 до 250 рублей в год. Учителя гимназий и уездных училищ после 20 лет выслуги имели право на половинную, а после 25 летна полную пенсию. Если педагог, заработавший пенсию по выслуге лет, умирал, то его пенсию продолжала получать вдова. В случае закрытия гимназии учителям выплачивался годовой оклад.

Преподаватели гимназий и уездных училищ являлись государственными служащими и имели чин согласно Табели о рангах. Директора гимназий состояли в 5-м классе, а самый низший чин присваивался учителям рисования. До 60-х годов они состояли в 14-м классе, что соответствовало званию прапорщика в армии. Писатель Николай Лесков, несколько проживший на пензенской земле и впервые здесь взявшийся за перо, словами одного из своих героев назвал этот чин «не бей меня в рыло». Принадлежность к чиновничьему сословию давала много преимуществ, в том числе и освобождение от телесных наказаний. 

В середине XIX века появились земские школы, которые в скором времени станут основным типом школ в системе начального образования. К 1914 году число таких школ в Пензенской губернии достигло шестисот, и в них обучалось более половины от общего количества учащихся в губернии. Педагогов, работавших в этих школах, называли народными учителями. Их материальное положение было значительно хуже, чем у гимназических учителей.  

 

ТОНКОСТИ МЕТОДИКИ

От типа учебного заведения, в котором работал учитель, зависели и методы преподавания. Гимназии готовили к поступлению в университеты, поэтому там изучали довольно широкий круг наук: математика, физика, история, политэкономия, философия, языки, Закон Божий и другие предметы. Обучение было платным, учебный год длился с 17 августа по 1 июня. Методика работы во многом напоминала ту, что и сегодня применяется в средней школе. На уроках физики выполняли лабораторные работы, на устных предметах широко практиковался индивидуальный опрос учащихся, использовались средства наглядности. Существовало два основных вида гимназий: классические и реальные. В классических изучали древние языки, в реальных же больше времени уделялось предметам естественного цикла. Первая классическая гимназия в Пензе появилась в 1804 году на базе народного училища. Обучение в гимназиях было платным. Уездные училища готовили детей к поступлению в гимназию

Совершенно по-другому работали земские школы, и нынешним школярам наверняка бы понравилось там учиться. Учебный год начинался 1 октября, а заканчивался уже 1 мая. Домашних заданий не задавали, оценок не ставили. Основной целью земских школ было обучить детей чтению, арифметике, письму. Само собой, преподавали и Закон Божий. Плату за обучение не взимали, тем более что основной контингент этих школ — крестьянские дети. Отсюда и сокращенный учебный год; дети крестьян с малых лет помогали родителям по хозяйству, поэтому заставить их посещать школу в самый разгар сельскохозяйственных работ не представлялось возможным. Также не приходилось рассчитывать на контроль со стороны родителей за выполнением домашних заданий.

sob013-03-makovski-v-v-v-selskoi-shkolуМаковский В. Е. «В сельской школе», 1883 г. Холст, масло. 41x65 см. Тульский областной художественный музей.

Срок обучения в земских школах составлял три года. Независимо от года обучения  все ученики объединялись в один класс численностью от 50 до 70 человек и в таком составе находились на уроке. Это вынуждало учителей прибегать к особым приемам в преподавании. Пока педагог объяснял что-нибудь одной группе учащихся, две других выполняли самостоятельные задания по письму или чтению. Потом учитель переходил к следующей группе, а той, с которой только что работал, давал задание. Во время урока в классе обычно стоял гул, так как задания по чтению требовалось выполнять вполголоса. Таким образом, объясняя материал одной группе, учитель мог контролировать самостоятельную работу другой. 

sob013-05-bogdanov-belski-ustnyi-schetБогданов-Бельский Н. П. «Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского», 1895 г. Холст, масло. 107,4×79 см Государственная Третьяковская галерея, Москва

Серьезной проблемой земских школ была текучка кадров. Из-за низкой зарплаты и почти полного отсутствия социальных гарантий многие народные учителя спешили расстаться со школой. В то же время к желающим поработать преподавателями в земских школах никаких особых требований не предъявлялось. Достаточно закончить гимназию, провести показательный урок — и добро пожаловать в народные учителя! Сложнее было получить место гимназического учителя. Предпочтение отдавалось закончившим учительские семинарии и институты. В Пензенской губернии вплоть до 1918 года работали три учительские семинарии, а в 1916 году открылся учительский институт

 

МЯТЕЖНОЕ УЧИТЕЛЬСТВО

Не секрет, что учительская среда консервативна по своей природе, но уж если среди наставников молодежи началось брожение умов, то жди беды. В начале XX века только ленивые не говорили о переустройстве российского общества. Учителя, представлявшие собой наиболее многочисленный отряд интеллигенции, тоже не остались в стороне от разворачивавшихся событий.

sob013-04-makovski-v-v-vecherinkaМаковский В. Е. «Вечеринка», 1875–1897 гг. Холст, масло. 108,5х144 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В 1905 году был образован Всероссийский союз учителей. Помимо узкопрофессиональных целей ставилась и цель политическая: «освобождение России». Появился нелегальный революционный учительский союз, главной задачей которого было «свержение самодержавия». Активисты этого союза создавали в регионах филиалы, которые часто действовали под вывеской учебных заведений. Одним из таких филиалов хотели сделать земско-городскую гимназию, открытую в Мокшане в 1907 году. Она задумывалась как прогрессивное учебное заведение, где, например, реализовали смелую по тем временам для гимназий идею: совместное обучение мальчиков и девочек. Очень скоро в полицию стала поступать информация об антиправительственной деятельности директора и учителей этой гимназии. К тому же директор завел роман с одной из учительниц, своих отношений не скрывал, что по тем временам считалось делом неприличным. Но самое главное — в стенах гимназии проходили сходки «неблагонадежного политического элемента». Революционная агитация велась даже среди учеников. Пензенский губернатор И. Ф. Кошко попытался навести порядок и вернуть учебное заведение к нормальной деятельности, но неожиданно столкнулся с серьезным сопротивлением. Только после обращения к самому Столыпину, занимавшему тогда пост премьер-министра, удалось уволить директора гимназии и выслать за пределы губернии некоторых учителей. Вообще, увольнение и высылка замешанных в революционной деятельности педагогов стало в ту пору настолько частым явлением, что Всероссийский союз учителей создал специальный орган — «Комиссию для приискания мест для учителей, пострадавших за политическую деятельность»

Революция 1917 года не оставила от царской системы образования и следа. Правда, далеко не все наставники молодежи приветствовали приход большевиков к власти. В одном из своих выступлений 

В. Ленин сказал:

«Мы учительский союз разогнали... Он не проводил принципов пролетарской диктатуры»

Сегодня в России совсем другие времена. Учителя уже давно не чиновники, да и революционерами их не назовешь. Вот только, кажется, жив еще станционный смотритель, которого в позапрошлом веке повстречал директор училищ Лажечников. И его гневный голос иногда по-прежнему слышен...   

Александр СОБОЛЕВ. 

 

________________________________________
Опубликовано: «Наша Пенза», областная газета,
№ 40 — 1-7 октября 2014 г.,
 с. 8.

________________________________________
 

 

 

Добавить комментарий


хостинг KOMTET