Печать
Рейтинг:   / 13
ПлохоОтлично 

 

«И ВО МНЕ

ТЕЧЁТ ПЕНЗЕНСКАЯ КРОВЬ»

Музей А. И. Куприна в Наровчате Пензенской области

Мог ли представить себе маленький захолустный Наровчат, затерянный среди степей и перелесков серединной России, что он будет вставать перед глазами старого и больного писателя Куприна (1870-1938) миражом сказочного волшебного города, недостижимой мечты — и где? Среди блестящего Парижа, центра искусства, моды, радостей жизни — вожделенной цели многих путешественников!

13-kuprin-a-i-ccАлександр Иванович КУПРИН (1870-1938)Пензенский край занимает в биографии писателя две-три строки. Александр Иванович Куприн родился в Наровчате, уездном городке Пензенской губернии, 26 августа ст.с. (7 сентября н.с.) 1870 года, и трёхлетним мальчиком был увезен матерью в Москву. Затем известный писатель приезжал на несколько дней в пензенскую деревню Пановку к знакомым. Особенно нежными стали его воспоминания о детстве, о матери, о родном Наровчате заграницей, в эмиграции. В свой день рожденья в 1981 году знаменитый русский писатель вернулся в Наровчат насовсем: здесь открылся музей в доме, где прошли первые годы его жизни. Сейчас наровчатский музей А. И. Купринаединственный монографический, где перед посетителями раскрываются, наряду с пензенскими страницами, его биография и творчество.

С самого начала уровень музея определился тем, что пензенским сотрудникам удалось связаться с дочерью писателя, Ксенией Александровной (1908-1981). Она передала музею, а затем по ее завещанию сюда поступили семейные реликвии: личные вещи писателя, издания его произведений, книги из библиотеки самой Ксении Александровны, семейная переписка, портреты. Это самая драгоценная часть музейной коллекции.

1-dom-musei-a-i-kuprina-v-narovchate-ccДом-музей А. И. Куприна в Наровчате. Здесь прошли первые три года жизни писателя.

Деревянный дом, купленный на деньги приданного Любови Алексеевны, матери писателя, располагается ныне на улице Куприна, в центре Наровчата. Сохранена типичная планировка: три окна с крыльцом на улицу, небольшая веранда, две большие комнаты по углам дома, между ними узкие проходные в одно окошко. Создание мемориального музея А. И. Куприна представляло значительные трудности. Дом, проданный матерью писателя купцам Шлыковым с обстановкой перед отъездом из Наровчата в московский Вдовий дом, сгорел. Да и срок жизни писателя в Наровчате маленький и не приходится на период его творчества. И тогда было решено, что нашим путеводителем будет сам Александр Иванович Куприн. Мы покажем родительский дом таким, каким ему запомнился, став для него символом России, Родины. Была поставлена задача сохранить достоверность: атмосферы, топографии, бытовых реалий, рассказа о событиях и проч.

Итак, поднявшись по пяти ступенькам деревянного крылечка и пройдя холодную веранду, мы попадаем в первую маленькую комнатку без окон — прихожую. Она вводит посетителей в мир детства писателя.

«Прежде всего, надо осведомить читателей о том, что такое Наровчат, ибо слово это ни в истории, ни в литературе, ни в железнодорожных путеводителях не встречается. Так вот, Наровчат есть крошечный уездный городишко Пензенской 3-vid-starogo-narovchata-ссВид старого Наровчата. Фото из вводного зала музеягубернии, никому не известный, ровно ничем не замечательный. <…> Однако бедным городом Наровчат никак уже нельзя было назвать. По всему уезду пролегала превосходная хлебная полоса, природным густым черноземом на две сажени в глубину: никакого удобрения не надобно: урожай сам-сто, — груши, яблоки, сливы, вишни, малина, клубника, смородина — прямо хоть на международную выставку, а рогатый скот, домашняя откормленная птица и молочные поросята далеко превосходили и оставляли за собою не только Тамбов, но и Ярославль. Рабочей крестьянской силой была преимущественно мордва <…>; народ туго понимаемый и языческий, но добродушный, уживчивый, не знающий отдыха в работе, трезвый и находчивый. Мордовские цветные вышивки на женских одеждах до сих пор известны всей России, так же как и мордовская упряжь и мордовская обувь. <…> Что же касается помещиков, то почти все они состояли из татарских князей. <…> Наровчатскую троицкую ярмарку считали, по доходности, второй после знаменитой Лебедянской. Не обходили Наровчат и лихие ремонтеры: тамошние лошади были хороших кровей, доброезжие и ладные под кавалерийское седло».

2-fotokollazh-v-vvodnom-zale-сФотоколлаж во вводном зале музея. Жители НаровчатаТаким сказочным краем предстает родная земля в рассказе «Царев гость из Наровчата», созданном в эмиграции в 1933 году. Общий дух провинциальной раздольной жизни схвачен точно. Это тем более поразительно, когда знаешь, сколь недолгой была жизнь Куприна в родном городе. Со стен комнаты на посетителя смотрят жители городка, мы видим широкую торговую площадь, дома, собор. Из вводной комнаты видно окно следующего зала, выходящее на наровчатскую улицу, с геранями и домашними занавесками. Оно приглашает нас познакомиться с обитателями дома, семьёй Куприных.

У окна на небольшом столике лежит фотоальбом. Фотографии в рамочках на стенах комнаты как будто сошли с его листов. Здесь идёт рассказ об истории рода и семьи, семейных корнях. По отцовской линии писатель происходил из бедной разночинской среды, его дед был лекарским учеником. Отец Иван Иванович Куприн (1834-1871), коллежский секретарь (чин самого низшего, четырнадцатого класса) умер, когда мальчику не было еще и года. Он служил письмоводителем наровчатского уездного предводителя 11-kuprina-lubov-alekseevnaЛюбовь Алексеевна КУПРИНА (1838-1910), мать писателядворянства и секретарём мирового съезда. Семью, историю рода для писателя олицетворяла мать Любовь Алексеевна (1838-1910), урожденная княжна Кулунчакова, из так называемых татарских князей. В экспозиции представлена родословная Кулунчаковых. Своей «татарской» (а не княжеской) кровью Куприн очень гордился, считая себя потомком Тамерлана. Как выяснилось уже после смерти писателя, никакого отношения к Тамерлану материнский род не имел. На матери писателя и ее брате Аркадии, владельце захудалых деревенек в Наровчатском уезде, упомянутых в «Юнкерах», род Кулунчаковых закончился. Дед писателя с материнской стороны тоже служил в чине коллежского регистратора, как и отец Александра Ивановича, так что «татарская княжна» выходила замуж за ровню. Согласно семейным преданиям, разорение предков произошло «из-за буйных нравов, расточительного образа жизни и пьянства». Тем не менее, Куприн придумал себе псевдоним Али-хан, некоторое время носил узорчатую тюбетейку и «ханский» халат и «особенно узко щурил глаза». Посетители могут увидеть фотографию писателя, «потомка Тамерлана». Известно, что на балконе дома в Гатчине развевался флаг с придуманный им гербом: золотой жеребенок на зеленом поле, так как «кулынчак» означает стригунок, годовалый жеребенок. Семейные предания и рассказы матери стали основой автобиографических произведений писателя. В семье Куприных родилось шесть детей, но осталось в живых трое: старшие Софья (1861–1922, в замужестве Можарова), Зинаида (1863-1934, в замужестве Нат) и младший любимый сын Александр.

Следующая большая угловая комната, условно названная «наровчатской гостиной», по оформлению и настроению противоположна предыдущей, информационно насыщенной. Экспозиция здесь не воспроизводит мемориальную обстановку, ни сведений, ни вещей от которой не сохранилось, хотя мы знаем о нелёгком быте семьи письмоводителя И. И. Куприна.

4-narovchatskaya-gostinnaya-cc«Наровчатская гостиная» в музее Куприна. Скрипка, по легенде, принадлежавшая отцу писателя.

Гостиная изображает атмосферу родного дома, возможно, приукрашенную дымкой времени. Родной дом таков, каким он запомнился, или пригрезился в рассказах матери, или придумался и отразился в творчестве писателя. Наровчатский дом стал для него символом родного тепла и уюта, любви, защищённости. Вплоть до покупки собственного дома в Гатчине (уже в пору писательской славы) жизнь Куприна проходила в казённых учебных заведениях, казармах, съёмных квартирах. Единственный родной дом остался в Наровчате.

Икона св. Александра Невского напоминает об обстоятельствах появления на свет последнего ребёнка Куприных, будущего писателя. Все мальчики, рождённые Любовью Алексеевной, умирали в малолетстве. Тогда, по совету благочестивого старца, вновь родившегося младенца она назвала в честь святого, память которого отмечалась в те же дни и заказала мерную икону (в рост новорожденного). Младенец Александр остался жив. Скрипка и пианино, не часто встречающиеся в провинциальном небогатом доме, по легенде, происходят из дома Куприных. Сохранились воспоминания старожилов об исполнении отцом писателя на скрипке романсов и народных песен. В гостеприимном доме бывали местные жители. Играли в карты они лежат на подставке у зеркала, тоже происходящего из купринского дома. От зеркала хорошо виден письменный стол в другой угловой комнате музея. Это напоминание о писательском будущем юного наровчатца. Путь к нему лежал через несколько лет учёбы, Москву, провинциальные гарнизоны, Петербург.

5-ugolok-ekspozitsii-ccУголок экспозиции, рассказывающей о московской жизни будущего писателя с матерь во Вдовьем домеИз «наровчатской гостиной» мы попадаем в следующую узкую проходную комнатку. Аскетическую обстановку создаёт простая опрятная этажерка с кофейником на белой салфетке и журналами с публикациями Куприна. На столе фотография Л. А. Куприной, на стенах — портреты её детей и их семей. Вдова уездного чиновника с маленьким сыном поселилась во Вдовьем доме, определив перед этим дочерей в учебные заведения на казённый кошт. Александр тоже стал «казённым мальчиком», учился в кадетском корпусе, в юнкерском училище. Его впечатления об этом периоде вошли в рассказ «Храбрые беглецы», повесть «Кадеты (На переломе)». Куприны старались жить дружно. Позднее молодой писатель особенно сблизился с мужем сестры Зинаиды Станиславом Натом, служившим лесничим. По окончании учёбы началась военная служба в провинциальном гарнизоне в Проскурове и пр. Потом эти впечатления отразятся в «Поединке», главный герой которого Ромашов родом из Наровчата. В экспозиции воспроизведены виды Москвы: Троицкая лавра, Дворянское собрание, Кремль и т.д. Москва стала городом юности и первой любви. Она грезилась писателю в эмиграции, он лирично и нежно описал её в «Юнкерах».

После выхода в отставку начинаются скитания по провинции, Крыму. Куприн живёт в Киеве, Ялте, Одессе, у сестёр в Подмосковье. Чем только ни занимался Александр Иванович! В разнообразных газетах и журнальчиках печатаются его небольшие рассказы. Посылает он их и в солидные столичные издания «Журнал для всех», «Русское богатство». О Куприне-литераторе рассказывается в «Зале писательской славы».

6-zal-pisatelskoi-slavy-cc«Зал писательской славы». Фрагмент экспозиции

7-zerkalo-v-zale-pisatelskoi-slavy-ccЗеркало в «зале писательской славы» с фотографиями семьи писателяОн оформлен как гостиная-кабинет в доме Куприна. Окончательно избрав для себя писательскую стезю, он приезжает в Петербург, знакомится с литераторами, издателями. В 1902 году состоялась свадьба с Марией Карловной Давыдовой, красивой, умной, светской издательницей журнала «Мир божий», а позже «Современный мир». Этот брак продлился около пяти лет, и супруги вынуждены были разъехаться. В 1907 году у писателя наконец-то появляется свой семейный дом в Гатчине. От столичного и гатчинского периода жизни Александра Ивановича не сохранилось почти ничего. Известно, что он ушёл отсюда в эмиграцию с одним 18-kuprin-a-i-second-wife-ccА. И. Куприн со второй женой Елизаветой Морицовной. Гатчина, 1913 г.чемоданчиком в 1918 году. Тем не менее, сотрудники музея постарались создать достоверную атмосферу. Комната обставлена мебелью и вещами, помогающими войти в новый мир писателя. Между окон установлено массивное кресло, украшенное львиными головами. В точно таком же Куприн снят на фотографии, размешённой над креслом. Мягкий диван у стены напоминает о его «собрате» в гатчинском доме. Трюмо с фигурной рамой как будто сошло с фото гостиной «зелёного домика». Вместо зеркала из рамы на нас смотрят его счастливые обитатели: писатель, его вторая жена Елизавета Морицевна (1882-1943), в центре дочь Аксинья, как звал отец маленькую Ксению. Уютный семейный мир, где вместе с людьми живут козы, куры, собаки, кошки, лошади — почти каждого из них мы знаем по рассказам писателя. Куприн был счастлив в семейной жизни, свидетельством чему многочисленные фотографии миловидной хрупкой Елизаветы Морицевны с дочерью.

Над небольшим письменным столом простая книжная полка — такая же запечатлена на фото гатчинского дома. На ней и на столе портреты кумиров писателя: А. П. Чехова, «великого старика» Л. Н. Толстого (на полке журналы с очерками «Памяти Чехова», «Как я видел Толстого»), И. А. Бунина (им обоим была присуждена Пушкинская премия в 1909 году), М. Горького, с которым писателя связывали сложные отношения. Фотографии у дивана рассказывают об увлечениях и друзьях Куприна.

«Меня жизнь тянула к себе, интересовала, я жил с теми, о ком писал. В жизни я барахтался страстно, вбирая ее в себя».

8-zal-pisatelskoi-slavy-cc«Зал писательской славы». Фрагмент экспозиции с рассказом об увлечениях и друзьях Куприна

Охота, цирк, полёты на воздушном шаре и самолёте, подводный мир – ему хотелось попробовать всё. Среди друзей великий певец Ф. И. Шаляпин, знаменитый силач Иван Заикин, клоун Жакомино, лётчик Уточкин, замечательный артист Мамонт-Дальский.
Уделено внимание в экспозиции и пензенским знакомцам и прототипам: цирковой артистке Ольге Сур, пензенскому помещику П. П. Арапову, семье Владимировых. На изящном столике сборник
«Земля» раскрыт на первой публикации купринского шедевра, одного из самых известных его
9-sbornik-zemlya-pervoi-publikats-gr-braslet-ccСборник «Земля» с первой публикацией повести «Гранатовый браслет»произведений — «Гранатовом браслете» (1910). В тонкой овальной раме фотография очаровательной, женственной Л. В. Любимовой, ставшей прообразом княгини Веры. Экспозиция насыщена журналами и изданиями с первыми публикациями произведений Куприна: «Олеся», «Поединок», «Суламифь», «Штабс-капитан Рыбников», «Гранатовый браслет», «Гамбринус», «Белый пудель», «Чудесный доктор», «Изумруд», «Леночка». Без сомненья, у каждого есть свой любимый купринский рассказ.

В 1914 году исполнялось 25-тилетие литературной деятельности Александра Ивановича. Но празднование юбилея любимый публикой писатель отменил. Начавшаяся Первая мировая война разрушила мирное течение жизни. Об этом и последовавшей катастрофе рассказывается в последнем зале, который можно назвать «эмигрантским». Куприн считал, что «в такой войне должен участвовать каждый». На столике лежат журналы с фотографиями писателя в шинели и частного госпиталя, открытого Куприными в гатчинском доме. По свидетельству Александра Ивановича, в дни революции и смуты он возился в огороде, выращивал картошку для пропитания семьи. В экспозиции помещено интервью с ним, напечатанное в парижской газете в 1920 году, из которого можно узнать правду об отношении писателя и к красным, и к белым. Долгое время в куприноведении уход писателя в эмиграцию считался роковой случайностью. Представленные в экспозиции материалы помогают посетителям разобраться самим. Зал аскетичен по оформлению, так как опять наступила пора безбытности и нужды. В центре длинной стены привлекают внимание тонкостью работы и художественной красотой портреты Куприных работы Ф. Малявина, сделанные с натуры в Париже в 1924 г., ещё один бесценный дар дочери писателя. В экспозиции на новых материалах раскрывается отношение писателя к императорской семье. Портрет великого князя Михаила Александровича (1878-1918), брата последнего императора Николая II, напоминает о причине трёхдневного ареста писателя в Петербурге в 1918 г. Представлены письма к Куприну великой княгини Ольги Александровны (1882-1960), сестры Николая II. Они написаны в 1922 году из Дании в Париж и подписаны фамилией мужа — Куликовская.

10-ugolok-ekspozitsii-ccУголок экспозиции последнего зала с мемориальными вещами из семьи Куприных

Во Франции, где писатель оказался в 1920 году, «в прекрасной стране, среди умных и добрых людей» тоска по Родине превратилась в неизбывную боль.

«Чем талантливее человек, тем труднее ему без России», — сказал он в одном из интервью.

Единственное спасение — воспоминания. Так появляются многочисленные рассказы о былой жизни в России. В экспозиции представлены немногие семейные вещи, привезённые К. А. Куприной: пепельница в виде рыбы, кофеварка, эмигрантские издания. Именно эти экземпляры Александр Иванович держал в руках: Звезда Соломона (Гельсингфорс, 1920), Повести и рассказы (Париж, 1927), Жанета (Принцесса четырёх улиц), роман (Париж, 1934), Яма (на шведском яз., Стокгольм), Поединок (на испанском яз., Барселона, 1933).

14-kuprina-ksenia-aleksandr-ccКсения Александровна Куприна (1908-1981), дочь писателя от его второго брака с .Елизаветой Морицовной Гейнрих (1882—1942)31 мая 1937 г. Куприн вернулся в Россию. О последнем годе его жизни рассказывают архивные фотографии. Экспозиция зала заканчивается разделом, посвящённом Ксении Александровне Куприной. Это дань благодарности сотрудников основательнице купринской коллекции музея. Она вернулась в Россию в 1958 г. Фотографии воскрешают образ юной красавицы, манекенщицы и артистки. Заканчивается экспозиция открытием музея в 1981 г., где счастливая дочь писателя держит в руках ключ от дома Куприна.

Пензенские страницы в творчестве Куприна. Во многих произведениях, написанных в разные периоды жизни, проскальзывают пензенские реалии. Они упоминаются между делом, как обычно говорят о тех вещах, которые постоянно присутствуют в мыслях, о которых не надо долго вспоминать, которые всегда под рукой. Так писались в старину письма из провинции: о чем бы ни шел рассказ, обязательно упоминали родных и знакомых, которым посылались приветы и добрые пожелания. Полностью основан на пензенском материале «Царев гость из Наровчата» (1933). Многие страницы повести «Юнкера» (1933) содержат описания подлинных событий наровчатского детства и реально живших людей, их имена даже не изменены. Повесть покоряет особым лирическим настроем — это тихая и щемящая грусть, пронизывающая ее всю и придающая оттенок легкой печали даже наиболее светлым поэтическим страницам автобиографического повествования Куприна о далекой юности. В рассказе «Впотьмах» (1893) герой «уверял, что у него в Пензенской губернии есть огромное имение». В дом Рудневых из рассказа «Тапер» (1900) приезжали «какие-то соседи по по наровчатскому или инсарскому имению». Купец Овсянников («На покое», 1902) организовал убежище для престарелых в память о своем сыне, умершем «от чахотки и пьянства в наровчатской городской больнице». В 1911 году в статье о цыганских песнях «Фараоново племя» Куприн вспоминает «последние блестки цыганского пения», слышанные им «лет двадцать пять тому назад в Пензе, в Москве в Манеже и в Москве же у Яра, и в Стрельне». Случай, произошедший «не то в Пензе, не то в Саратове» когда «отчаянный помещик» Ознобишин помог укротительнице Зениде загнать в клетку льва, описан в очерке «Люция» (1917). (Дворяне Ознобишины были известными пензенскими землевладельцами). Героиней рассказа «Леночка» (1910) стала хозяйка усадьбы при деревне Пановка С. Н. Арапова. Каждому пензяку памятно, что главный герой одной из лучших повестей Куприна «Поединок» (1905) подпоручик Ромашовуроженец Наровчата. Своей наровчатской биографией наградил писатель и главного персонажа рассказа «Храбрые беглецы» (1917) воспитанника сиротского училища Нельгина, собравшегося бежать из постылого заведения в родной Наровчат.

«Для него Наровчат был богатым людным городом. Вроде Москвы, но несколько красивее. А вокруг шумели дремучие леса, расстилались непроходимые болота, текли широкие и быстрые реки».

Кроме музея Куприна в Наровчате есть что посмотреть. Современный Наровчат прилежно сохраняет своё прошлое. Районный центр, расположенный в 144 км к северо-западу от Пензы, в 24 км от железнодорожной станции Ковылкино (Мордовия), на левом берегу реки Шелдаис, притоке Мокши — старейший населенный пункт края. Годом основания Наровчата принято считать 1361, под которым в Троицкой летописи указано:

«Прибежал князь ордынский Тагай [...] взяв Наручадь и всю страну отняв себе».

Это первое письменное упоминание о Наровчате. А по легенде, на месте нынешнего села основала свою столицу и поставила богатый дворец мордовская царица Нарчатка, бесстрашно вступившая в бой во главе своего войска против татаро-монголов, когда они пришли в 13 веке захватить мордовские земли. В 2011 году легендарной основательнице города поставлен памятник. (Тогда отмечалось 650-тилетие Наровчата).

Сейчас в Наровчате около пяти тысяч жителей. До нашего времени в его центре сохранилась историческая застройка. В Покровском соборе, недалеко от музея, крестили А. И. Куприна. На службу в Присутственные места ходил отец писателя. Сохранились дом купца Шлыкова (конец 19 в.), подворье Троице-Сканова монастыря (первая половина 19 в.), дом помещика Арапова (конец 19 в.). В нём останавливалась в гостях у родственников Н. Н. Пушкина-Ланская (вдова великого поэта). В здании тюрьмы (1819 г.) создана экспозиция уездного «тюремного замка» середины 19-го века.

15-o.avdeev-narovchat-monastyr-ccТроице-Сканов женский монастырь в Наровчате. Автор фото: О. В. Авдеев

16-o.avdeev-narovchat-monastyrКолокольня Троице-Сканова монастыря. Автор фото: О. В. АвдеевВ окрестностях Наровчата действует Троице-Сканов монастырь, названный побывавшим в нем в 1999 году Патриархом Московским и всея Руси Алексием II «жемчужиной архитектуры». Он был основан на землях бояр Исканских в середине 17 века в четырех километрах от Наровчата. Архитектурный комплекс монастыря сложился к концу 18 века. В Троицком соборе находится особо почитаемая икона Трубчевской Божией Матери (1765). Недалеко отсюда располагается комплекс пещерного монастыря на горе Плодской и святой источник.

С 1985 года в день рождения писателя проводится областной Купринский праздник. Куприн был человеком экспансивным, часто непредсказуемым, совсем не чопорным, не любившим официальности. Писатель больше любил слушать и смотреть, затеряться среди толпы, а не выступать со сцены взирать оттуда «на народ», поэтому на празднике все участники, а не зрители.
17-o.avdeev-podzemn-narovchat-monastyr-cВход в Наровчатский пещерный монастырь. Автор фото: О. В. Авдеев Организаторы многое делают, чтобы общее настроение соответствовало этому: меняются темы, содержание, форма, место проведения. В разные годы проводились забеги лошадей рысистых пород на пензенском ипподроме, цирковые представления, фестивали кинофильмов и театральные спектакли по произведениям писателя, музыкальные вечера с исполнением романсов на стихи Куприна с музыкой пензенских композиторов. На праздник приглашаются люди, заинтересованные и знающие Куприна, жизнью и творчеством связанные с ним.

В современном Наровчате появилась новая традиция: после регистрации брака молодожены идут в дом Куприна, где сотрудники музея знакомят их с историей семьи писателя, его творчеством, посвященным великому чувству любви, молодые фотографируются в музейных интерьерах, проходит первое семейное чаепитие. В маленьком городе, где особо некуда пойти, так проведенный первый день молодой семьи запоминается надолго. В музее А. И. Куприна в отдельном небольшом здании открыт выставочный зал, где проводятся разнообразные выставки, встречи, театрализованные представления, концерты.

В Наровчате есть интересный краеведческий музей.

* * *

Известно, что только в зрелом возрасте к нам приходит понимание значения родного дома, семьи в выборе жизненных ситуаций, поступков, рода деятельности, а в итоге и судьбы. Так случилось и с А. И. Куприным.

«Даже цветы на родине пахнут по-иному», — заметил он.

Опять сентябрь. Купринский вечер.
Вновь ожил древний Наровчат. <…>
С березы листья облетают
И кружат, кружат не спеша…
И где-то среди нас витает
Его бессмертная душа.

(В.А.Поляков)

 

Л. В. Рассказова,
кандидат культурологи, главный хранитель
Объединения государственных литературно-мемориальных
музеев Пензенской области

 

vinietka-002 

СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ

Адрес музея: 442580, Пензенская область, р/ц Наровчат, ул. Куприна, 2.

Время работы: с 10 до 17 час., выходной — понедельник.

Статус: дом-музей, филиал Объединения государственных литературно-
мемориальных музеев Пензенской области.

Проезд: поездом до Пензы, далее автобусом до Наровчата;
или поездом до станции Ковылкино (Мордовия),
далее автобусом до Наровчата.
На автомобиле по трассе М 5 «Урал» до Н.Ломова (Пензенской области), далее поворот на Наровчат.

Контакты: тел. (8-841-63-) 2-13-41; 2-16-91.
С музеем можно связаться через Объединение музеев:
440000, г. Пенза, ул. Кирова, 2. Тел. (8-841-2-) 56-10-10; 56-19-27.
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. .

vinietka-002 

 

________________________________________
Опубликовано: Литературные музеи России: Виртуальные экскурсии.
М.: Либерея-Бибинформа, 2013. с. 68-74.
________________________________________

 

 

 
 
 
 

Комментарии   

 
+1 #1 nata 29.09.2016 05:13
Спасибо, замечательная статья! После просмотра спектакля театра Мастерская, поставленного по сюжету из драматической повести А. Куприна «Яма» — ticketbest.ru/event/316125 — очень захотелось побольше узнать о нем. Ваша статья очень кстати и главное — в ней много интересного. Спасибо.
Цитировать

 

Добавить комментарий


хостинг KOMTET